Ильдус Янышев стартовал 28 апреля из Казани и проехал к 30 октября почти 8900 км через Латвию, Литву, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Испанию, Португалию, Великобританию

ОБОГНУТЬ ЗЕМНОЙ ШАР НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ХЕНДБАЙКЕ

В этот день зал казанского Дома дружбы народов превратился прямо-таки в филиал клуба велосипедистов. На столах – книги, журналы, газеты, вымпелы и много чего еще, и все на «велосипедную» тему. На стенах – плакаты и карты с завораживающими велосипедными маршрутами. Ну а в зале – многочисленные поклонники этого вида спорта, который становится все более популярным и у нас в городе, и вообще в Татарстане и России, и во всем мире.

Вот для того чтобы «раскрутить» велосипеды, а также найти как можно больше друзей и единомышленников в разных регионах России и других странах, и был задуман проект «Шоссе Мира» (Global bike tour for peace and goodwill). На его презентации в Казани подвели первые итоги, и они были весьма впечатляющими!

Но сначала немного о проекте. Он был инициирован и поддержан российским округом №2220 Rotary International, российским отделением международной организации Universal Peace Federation, республиканским центром медицинской профилактики минздрава РТ и союзом велосипедистов Татарстана. Сроки реализации – с апреля 2017 года и сентябрь 2018 года. Так что впереди еще много интересного...

Задачи перед собой организаторы проекта поставили нехилые. Например, запустить не менее 10 новых социально-ориентированных и благотворительных проектов (с элементами велосипедной культуры, само собой), реализующих идеи миротворчества, межнациональной дружбы, здорового образа жизни, сохранения экологии, поддержки инвалидов. А еще – вовлечь не менее 100 тыс. (!) жителей планеты на активное использование велосипеда для решения и удовлетворения своих транспортных, оздоровительных, культурных, туристических, предпринимательских и гуманитарных задач.

В проекте участвуют двое. Это 58-летний инвалид-колясочник Алексей Костюченко, инвалид I группы, которому в 40 лет, 17 лет назад, после обморожения ампутировали ноги и кисти рук. Алексей Павлович едет на хендбайке – это велосипед с ручным управлением для людей с ограниченными возможностями, может использоваться даже на пересеченной местности, приводится в движение силой рук с помощью цепной передачи на колеса. Стартовал Алексей 14 апреля 2017 года из Санкт- Петербурга и проехал через Москву, Нижний Новгород, Казань, Уфу, Челябинск, Омск. Алексей движется в сторону Владивостока и всего должен пройти 9 тыс. километров. К 1 октября Костюченко проехал уже более 7 тыс. км и остановился на зимовку в Иркутске. Продвигаясь по маршруту, он провел свыше полусотни встреч с представителями различных организаций, социальных учреждений и сотнями граждан.

Второй участник – хорошо известный в Казани предприниматель, экс-депутат Казанской гордумы, большой поклонник велосипеда 56-летний Ильдус Янышев. Он член казанского Rotary International, председатель союза велосипедистов РТ, посол мира «Всеобщей федерации за Мир». Ильдус стартовал 28 апреля из Казани и проехал к 30 октября почти 8900 км через Латвию, Литву, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Испанию, Португалию, Великобританию. Сейчас у Янышева короткий перерыв в Казани, после чего он продолжит тур через США и Китай. Финиш планируется летом 2018 года во Владивостоке, вместе с Костюченко. Оба участника совместно обогнут земной шар на велосипеде и хендбайке.

ЧЕМУ НАУЧИЛИ ПОЛГОДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ?

Началась презентация необычного велотура с небольшого фильма о нем. «На скорую руку сделали», – предупредил Янышев. Но фильм получился интересным: о многочисленных встречах в России и других странах, о беседах с попутчиками-велосипедистами (порой прямо во время езды), о великолепных (нам бы такие!) европейских велодорожках, например, по долине реки Лауры, о заботливо предусмотренных в Европе местах отдыха для велосипедистов... По лицам в зале было понятно, что многим завидно! Так и хочется сесть на велосипед и покатить по дороге далеко-далеко...

«Этот фильм – только небольшая часть моих наблюдений, которые были на протяжении этих 6 месяцев в дороге, – сказал Янышев. – Проект „Шоссе Мира“, в общем-то, не только обо мне, потому что задача проекта – объединить людей и способствовать продвижению велокультуры в масштабах всей планеты. Мы с нашей командой стремимся с помощью велосипеда сделать мир лучше, мы верим, что это возможно, потому что велосипед действительно изменяет жизнь таких огромных территорий, как Голландия, Дания. И, в общем-то, Россия и наш город Казань тоже идут к этой модели... Наша сегодняшняя презентация – это приглашение к разговору, как сделать территорию более доступной, причем не только для велосипеда, как создать действительно благоприятную среду».

О втором участнике проекта, Костюченко, Янышев сказал: «Алексей – это человек удивительной судьбы, который, лишившись ног и кистей рук, решился пересечь всю территорию Российской Федерации от Санкт-Петербурга до Владивостока вот на таком хендбайке. И уже наполовину это сделал, сейчас зимует в Иркутске. Мы должны встретиться во Владивостоке в следующем году».

«Чему лично меня научили эти полгода на велосипеде? – задал председатель союза велосипедистов РТ сам себе и аудитории интересный вопрос, который наверняка вертелся на языке у многих в зале. – Прежде всего это, конечно же, способность читать навигацию в различных странах, при различных рельефах. Сами понимаете, что велосипед – это не автомобиль, с помощью велосипеда можно легко пересекать границы, достигать любых точек, потому для велосипедиста меньше ограничений, нежели для автомобилиста. Вот здесь, на карте, желтыми точками показаны места моих ночевок. Особенность длительного велотуризма – он приучает человека довольствоваться малым. Это касается и рациона питания, и жизни в палатках, домах для пилигримов – это что-то вроде солдатских казарм. Но бывали и хорошие, роскошные отели. А общение с простыми людьми на дорогах как-то поворачивает сознание, открывает новые возможности понимания мира – как люди живут, работают... Из личного – то, что чувство свободы трансформировалось в новое качество, стало проявляться в совершенно новом измерении... На этом не буду долго останавливаться, моя главная задача – говорить о социальных аспектах проекта. Конечно же, сотни встреч, новые друзья совершенно из разных социальных слоев, из разных культур, составляют такую палитру, такую радугу человеческих судеб, культур, что начинаешь совершенно иначе воспринимать мир, историю, иначе смотреть на то, как ты сам живешь... Все это доставляло огромную радость и удовольствие».

Как всегда бывает, у медали две стороны. «Были и трудности, издержки, – рассказал Янышев. – Для меня весьма драматично было покинуть свой родной город, где у меня большие социальные связи, моя семья, дети. Это всегда вызывает как минимум чувство дискомфорта. Но я очень рад, что семья меня поддержала и даже стала участником проекта в плане обеспечения медицинского наблюдения за мной и Алексеем Костюченко».

Чтобы «раскрутить» велосипеды, а также найти как можно больше друзей и единомышленников в разных регионах России и других странах, и был задуман проект «Шоссе Мира»

КАК НАРКОМАНЫ, БЫВШИЕ ЗЭКИ, БЕЗРАБОТНЫЕ СТАНОВЯТСЯ ВЕЛОСИПЕДНЫМИ МАСТЕРАМИ

Янышев рассказал, что за время полугодового путешествия оба участника проекта собрали уникальные материалы, множество книг о велосипедной культуре, а еще – много интересных  идей, связанных с велосипедами. Например, об уникальном проекте европейцев, который реализуют сразу несколько клубов: «Они собирают бэушные велосипеды, ненужные, сломанные. В специальных мастерских создаются рабочие места для бывших наркоманов, людей, освободившихся из мест заключения, лиц, потерявших работу... Эти люди получают профессию велосипедных мастеров. Для них это интересно, они восстанавливают велосипеды, которые потом отправляют в бедные, развивающиеся страны, где малообеспеченные семьи. Например, Франция ежегодно отправляет более десятка тысяч велосипедов в страны африканского континента. То же самое – в Великобритании. Я думаю, такой же проект можно сделать и у нас в Татарстане».

«Мы абсолютно убеждены в том, что велосипед – это не игрушка, а инструмент с огромными возможностями, которые сейчас используются на национальном уровне в Голландии. А в Китае это уже глобальный проект, там есть крупнейшая компания по прокату велосипедов Ofo, которая инвестировала в проект миллиарды (компания основана в 2014 году в Пекине, у нее более 8 млн велосипедов в 170 городах семи стран, 100 млн пользователей в мире и в день – более 25 млн поездокприм. ред.). Причем это стартап, они еще только начали! – оптимистично заметил Янышев – Они уже есть в Москве и уже пришли в Альметьевск».

«Когда велосипед станет доступным, без владения, а на основе обменной, шаринговой системы (концепция вторичного использования и совместного потребленияприм. ред.), это в корне изменит инфраструктуру городов и образ жизни наших сограждан», – уверен председатель союза велосипедистов РТ.

Марат Бикмуллин Марат Бикмуллин охотно поделился своими мыслями о том, как сделать Казань более комфортной для велосипедистов

«ВЕЛОСИПЕДНАЯ СКАЗКА» ДОЛЖНА ПРИЙТИ В КАЗАНЬ

Дальше начались выступления партнеров, участвующих в деятельности союза велосипедистов РТ, и первым слово предоставили, как сказал Янышев, «большому другу и энтузиасту велосипеда», прокурору РТ Илдусу Нафикову, который участвовал в велопробеге по Татарстану.

«Ильдус, то, что ты реализуешь свою личную мечту, – это большое дело! Видишь мир, проходишь этот мир своими ногами, крутишь педали, – сказал, обращаясь к Янышеву, Нафиков. – Это самый демократический вид спорта, самый справедливый, потому что он не коррупционный, – пошутил прокурор. – Велосипед приобрести не так сложно, как другие виды транспорта...Очень демократический вид общения и познания мира».

Депутат Казанской гордумы, спортсмен, велосипедист, приехавший на презентацию на велосипеде, Марат Бикмуллин рассказал: «Ильдус сегодня рассказал такую велосипедную сказку, которую он видел в реальности. Мне тоже посчастливилось этим и прошлым летом путешествовать на велосипеде за рубежом... И с семьей – я смотрел, как дети, супруга преодолевают трудности на многокилометровой дороге в незнакомой стране... Конечно, мы должны стремиться создать такие возможности для велосипедистов и у нас в Казани, приблизить это светлое будущее... Я своими колесами каждый день проверяю, насколько это здорово – использовать велосипед как вид транспорта. Я не фанатик велосипеда, я исключительно прагматичный человек, использую его, чтобы доехать из точки А в точку Б. Живу на Горках и еду оттуда каждый день на работу, вечером – с работы. Это вполне нормально – 45 минут дорога занимает. Если ветер попутный, вообще можно за 35 доехать, если сильный встречный, будешь час пилить. Сейчас приближается зима, заканчивается сезон, скоро пересядем на лыжи... Я уже где-то недели три-четыре на велосипеде не езжу, потому что погода была неподходящая, долго отмываться надо от грязи». 

Депутат охотно поделился с доброжелательно настроенной аудиторией своими мыслями о том, как сделать Казань более комфортной для велосипедистов: «Еще Ленин говорил, что нужна партия, организованная сила, она сможет осуществить реальные изменения в обществе. И вот такой „партией“ у нас является союз велосипедистов Республики Татарстан. Пока наша организация еще не на слуху...»

«Нас уже знают!» – заспорили из зала.

«Да-да, – согласился Бикмуллин. – Но у нас большие планы, как развить союз велосипедистов РТ, надо, чтобы его вообще все знали и люди вступали в него. Почему нам нужно такую сильную организацию создать? Чтобы она помогала принимать решения на уровне исполнительной и законодательной властей. Моего одного голоса в гордуме может быть недостаточно, всегда очень хорошо, когда еще есть поддержка со стороны населения. Вот у нас было два митинга по мусоросжигательному заводу, и, видите, власть обратила на это внимание, произошли некоторые позитивные изменения... Что мы предлагаем для членов нашего союза велосипедистов? Прежде всего, конечно, возможность путем пожертвований, взносов финансировать мероприятия, которые позволят нам добиться, допустим, проектирования новой велодороги. Или сделать велосообщение, сейчас рассматривается такой вариант – из Казани до Зеленодольска. Чтобы велосипедисту было куда поехать и чтобы больше людей сели на велосипеды. Когда много людей будут ездить на велосипедах, то под это будут делать и велодороги, и многое другое. Общаясь с городским руководством, я знаю, оно понимает, что это надо, но пока не видит достаточного количества людей, которые ездят на велосипедах. То есть вроде бы людям это не надо, время еще не настало. Хотя ментально руководители уже созрели, просто не видят подтверждения своим идеям. И надо, чтобы просто нас было много на дорогах. Это задача как раз для союза велосипедистов».

Илдус Нафиков: «Это самый демократический вид спорта, самый справедливый, потому что он не коррупционный... Очень демократический вид общения и познания мира»

Депутат привел интересные цифры: «Я каждый год замеряю секундомером, каков у нас процент велосипедизации. Просто я стою у дороги и измеряю, сколько людей проехало на машинах и сколько – на велосипедах. Последний мой замер был 0,05 процента. Ильдус говорил, что в Европе это 20 процентов. Мы ставим перед союзом велосипедистов РТ задачу сделать в Казани 5 процентов, то есть надо в 100 раз увеличить количество тех, кто использует велосипед. Ильдус сумел выяснить, сколько у нас в Казани велосипедов...»

«Примерно 100 тысяч», – подсказал Янышев.

«100 тысяч. А автомобилей, кстати, 300 тысяч, – уточнил Бикмуллин. – И вот если хотя бы 10 процентов от 100 тысяч будут активно использовать велосипед, добираться до работы или так отдыхать, то этого уже будет достаточно для того, чтобы вот этот броненосец развернулся в сторону велосипедизации города».

Депутат рассказал про фишки, стимулы для тех, кто вступит в союз велосипедистов: это и юридическая поддержка, и скидки в кафе и ресторанах: им тоже выгодно, поскольку велосипедисты много едят, у них средний чек выше обычного. Так что вскоре для получения скидки достаточно будет припарковать велосипед и показать официанту велосипедный шлем... Марат напомнил, что Казани нужны высокообразованные люди, а велосипедизация города – стимул для них, ведь не случайно в Оксфорде все ездят на великах. Пока же в Казани волонтеры смотрят, где надо убрать барьеры, поребрики, как можно сделать безбарьерные маршруты, а потом выпустить карту с ними. Причем это нужно не только для велосипедистов – для мам с колясками, для инвалидов. «Мы идем к тому, что города будут для людей», – завершил депутат.

Нажмите, чтобы увеличить

«ПУТЬ ТУКАЯ» ДЛЯ ТАТАРСТАНЦЕВ И ГОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ

Предваряя выступления других членов союза велосипедистов Татарстана, Янышев напомнил про «Путь Сантьяго» (Святого Иакова) – старинную дорогу пилигримов, которая ведет через Европу в испанский город Сантьяго де Компостела, в соборе которого, по преданию, покоятся мощи Святого Иакова. За сотни лет по «дороге звезд» (древние паломники ночью ориентировались по звездам) прошли миллионы людей – кто-то по религиозным причинам, кто-то помолиться об исцелении, кто-то просто ради захватывающего путешествия... Причем начинать свой путь можно из любой страны.

По аналогии с «Дорогой Сантьяго» Янышев предложил для Татарстана «Путь Тукая». Председатель союза велосипедистов РТ рассказал, что в прошлом году с друзьями совершил велопоход из Казани в Новый Кырлай, до которого спокойно добрались всего за два дня по незагруженным сельским дорогам.

Про идею «Путь Тукая» Янышев рассказывал на «БИЗНЕС Online»: «Татарстанцы и гости нашей республики могли бы за два-три дня совершить пешее или велосипедное культурное паломничество на родину поэта через многочисленные деревни, музейный комплекс „Старая Казань“, культурно-природные объекты Высокогорского и Арского районов. Как и в Испании, можно сделать интересный тур для тысяч людей при условии установки указателей, зон отдыха, создания мобильного приложения, карт и культурной начинки по ходу всего маршрута. Несколько дней, проведенных в знакомстве с творчеством Тукая через аудио- и видеоносители, позволят вернуть интерес к изучению и языка и всей богатой татарской культуры. „Путь Тукая“ сможет стать катализатором развития пешеходного и велосипедного туризма в нашей республике и по другим направлениям – в Болгар, Свияжск и так далее»...

И другие члены союза велосипедистов Татарстана на презентации ярко и с энтузиазмом дополнили рассказ про «Путь Тукая». Что примечательно, этот проект больших финансовых вложений не потребует, да и туристам – велосипедистам, пешеходам – тратиться почти не придется.

Тут ведущий презентации Олег Гарбузов к месту вспомнил: «Мой друг совершил кругосветное путешествие без копейки денег, без знания языков, без каких-то социальных гарантий... Даже без навигатора – у него с собой был только коммуникатор, то есть он мог фотографировать и выкладывать снимки в интернет. На самом деле он пошел не от отчаяния, он не дауншифтер, а совершенно нормальный, цивилизованный человек, один из лучших бизнес-тренеров России, в 2013 году был признан лучшим...»

Нажмите, чтобы увеличить

ДВА МИЛЛИОНА ДВИЖЕНИЙ КОЛЕНЕЙ ЗА ВРЕМЯ ПУТИ – БЕЗ СМАЗКИ И ЗАМЕНЫ ФИЛЬТРОВ

Гульнара Янышева, супруга главы союза велосипедистов республики, рассказала о медицинском сопровождении обоих участников проекта «Шоссе Мира», для чего ей пришлось отправиться в путь вслед за мужем.

– Как жены декабристов! – весело прокомментировали из зала.

– Декабристам было хуже, я ездила на Запад, а пока не в Сибирь, – отбила мяч Гульнара.

Она сообщила, что сначала и Ильдус, и Алексей прошли базовое обследование по стандартам высококвалифицированных спортсменов. Все-таки оба они рискнули отправиться в экстремальное путешествие, так что речь шла о сохранении здоровья. А тут еще неожиданно выяснилось, что у медучреждений на Западе свои правила и инструкции, поэтому там не пожелали включаться в программу даже в рамках платных исследований. Вот Гульнаре и пришлось проводить их самой. С медицинскими исследованиями Костюченко таких проблем не возникло – российские медики охотно поддержали проект «Шоссе Мира». 

По словам Гульнары, путешествие ее супруга было отнюдь не легкой прогулкой: сказались и жара, и обезвоживание, так что Ильдус потерял в весе 10 килограммов. С другой стороны, за время путешествия у обоих увеличилась физическая работоспособность (это определили по специальным тестам), была констатирована хорошая адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке, увеличилась жизненная емкость легких... Но было отмечено и перенапряжение опорно-двигательного аппарата. Гульнара сказала:

– Ильдус говорит: я подсчитал, мои колени совершили более двух миллионов сокращений за время пути.

– Без смазки и замены фильтров! – бросил реплику Янышев, вызвав смех  у соратников.

Самой яркой и трогательной на презентации стала прямая связь с Иркутском с зимующим там Алексеем Костюченко

«МИР ПОЛОН ДОБРОТЫ И ЛЮБВИ. ПРОВЕРЕНО НА СОБСТВЕННОЙ ШКУРЕ!»

Самой яркой и трогательной на презентации стала прямая связь с Иркутском с зимующим там Костюченко. Он общался с собравшимися в казанском зале с большого экрана: «Казань, дорогие мои друзья! Приветствую всех сердечно! (Все зааплодировали.) Примите привет пламенный и сердечный из далекого сибирского города Иркутска!.. Вот уже около двух месяцев я здесь отдыхаю...»

«Алексей, расскажи, пожалуйста, как изменилась твоя жизнь после того, как ты приобрел хендбайк», – попросил Янышев.

«После того как я приобрел хендбайк, я покинул дом-интернат для престарелых и пустился в это путешествие. И хочу сказать вам: я ничего не потерял, а очень много-много приобрел, – не без гордости сказал Алексей Павлович. – Дорогие мои, вы не представляете, что значит в жизни свобода, а еще более – воля. С этим сравнить ничего нельзя! Это я утверждаю как человек, проживший в доме для престарелых более 17 лет, – при этих словах Алексея в зале поднялся сочувственный гул. – Хочу еще сказать, что за время путешествия встретил большущее количество людей, самых-самых-самых добрых, самых отзывчивых, самых замечательных! Мир полон доброты и любви. Проверено на собственной шкуре!»

Тут снова были аплодисменты, очень теплые, если так можно сказать...

«Алексей, что нужно сделать, чтобы люди больше использовали альтернативные виды транспорта? Что нужно предпринять, чтобы Россия стала более «велосипедной», а среда для лиц с ограниченными возможностями – более доступной?» – снова спросил Янышев. Вот точно, поговорив за время путешествия с сотнями попутчиков, он теперь может лихо брать интервью...

«Ой, ребята, Ильдус, дорогой мой, понимаешь, я очень далек от решения глобальных проблем, я не ставлю такой цели и такой задачи, – предупредил Алексей. – Я просто путешествую и живу. Живу в свое удовольствие и стараюсь своим путешествием принести как можно больше радости людям. Потому что в Библии, в замечательной книге, написано – ценнее отдавать, чем приобретать. Скажу, что по большому счету безбарьерная среда в нашей стране, увы, никудышная. Как в городах, так и в придорожных сервисных условиях, я имею в виду гостиницы и отели. Скажу больше: инвалидов в этих заведениях не ждут совершенно. Проверено опять же на собственной шкуре...»


Впечатление от этой прямой связи было непередаваемое – и горечь, и гордость за этого человека. А в голосе предпринимателя Закии Шафиковой звенели слезы, когда она, с трудом подбирая слова, говорила Алексею, какой он молодец, какой дает потрясающий пример оптимизма, как поражают его воля и его доброта...

«Удачи вам!» – наверняка это было пожелание от всех в зале.

Алексей Павлович прочитал свое стихотворение, которое написал перед началом путешествия:

На хендбайке, а не пехом,
В дальний путь собрался Леха.
Не впустую будет прожит
Год 17-й мной, может.
Есть хендбайк и есть желанье,
Есть людское пониманье,
Посмотри, Господь, здоровье
И дорожные условья,
Лет я прожитую свору,
Утомил бытийным вздором,
Отдохну в пути душою,
Даст Бог, стану вновь собою!
Эх, Россия, ты огромна,
Может, выскажусь нескромно –
Покорю твои просторы,
несмотря на форс-мажоры,
На хендбайке, а не пехом,
В дальний путь собрался Леха.
Не впустую будет прожит
Год 17-й мной, может.

...Завершая презентацию, Янышев порадовал ее участников тем, что вместе с Костюченко они напишут книгу об уникальном кругосветном путешествии на велосипеде и хендбайке: «В ходе пробега я и Алексей встречались с большим количеством людей, с носителями уникальных знаний, технологий, которые так или иначе раскрывают волшебный мир свободы, путешествий. И мы решили написать книгу – „Велосипед на службе человечества“ или, второе рабочее название, – „Велосипед и счастье“».