В ДК «Юность» после месячного перерыва возобновился процесс по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ВИДЕЛА ПОЖАР, НА ОПОЗНАНИЕ НЕ ЕЗДИЛА»

После месячной передышки в концертном зале ДК «Юность» продолжился судебный процесс по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». Очередной перерыв в рассмотрении дела был связан с ремонтом в «Юности» и мероприятиями, которые регулярно проводятся в Доме культуры.

По итогам двух прошедших заседаний суд допросил 9 потерпевших. По нашим подсчетам, на сегодня допрошено 165 из 703 потерпевших. Стоит сказать, что с сентября судебный процесс начал набирать обороты после того, как судебные приставы получили поручение от судьи Феликса Сабитова обеспечить принудительный привод пострадавших от пожара: на каждое заседание должны доставлять по 10 человек, однако в начале ноября эти меры дали сбой — на процесс, назначенный накануне, в суд явились лишь двое потерпевших. По предположениям адвокатов, допрос потерпевших закончится к концу 2018 года. К примеру, на декабрь судом назначено всего четыре заседания. В преддверии новогодних праздников в «Юности» запланированы различные торжественные мероприятия.

На заседании 20 ноября суд допросил мать погибшего на рынке 33-летнего Ленара Сафина. По словам Айгуль Сафиной, торговую точку на «Адмирале» держала ее сноха, а сама женщина ни разу на рынок не приезжала. «Сын приехал на рынок искать жену, она физически не пострадала, а вот он... Я по телевизору видела пожар, на опознание не ездила», — сухо рассказывала Сафина. На протяжении трех лет она лежит в больнице и пытается прийти в себя. Ранее потерпевшая заявила материальный иск в размере 5 млн рублей о компенсации морального вреда.

— С кого из 12 подсудимых вы просите взыскать? — задал стандартный вопрос Сабитов.

— С виновных лиц... Я даже фамилий не знаю — не в состоянии запомнить, — растерянно ответила Сафина.

— Одна из подсудимых — пристав Сафина. Вы имеете к ней претензии? — в разговор вступила адвокат экс-пристава Минзили Сафиной.

— Вы обязаны сформулировать [фамилии всех подсудимых]... Гахраманов, Наджафов, Каекин... — начал перечислять судья, однако женщина направила свои претензии ко всем подсудимым, кроме Сафиной.

— Однофамильцы, и нравится она мне.

Присутствующие в зале участники процесса не смогли сдержать смеха.

Вспоминая страшные события 11 марта 2015 года, многие допрашиваемые погорельцы подробно остановливаются на пожарных Фото: prav.tatarstan.ru

«...Я ПОКРЫЛАСЬ СЫПЬЮ НА НЕРВНОЙ ПОЧВЕ. У МЕНЯ БЫЛ ШОК»

Другая потерпевшая, 57-летняя Диляра Курбангалиева, проработала на рынке всего неделю. Женщина устроилась в ТЦ «Адмирал» продавцом турецкого нижнего белья и даже не прошла испытательный срок. По описаниям Курбанбалиевой, она упала, когда выбегала из горящего здания через задний ход, и ее начали топтать другие торговцы. Травма колен у нее осталась на всю жизнь. «Две недели лечилась в больнице. Я покрылась сыпью на нервной почве. У меня был шок», — рассказывала потерпевшая.

Вспоминая страшные события 11 марта 2015 года, Курбангалиева, как и многие ранее допрошенные погорельцы, подробно остановилась на пожарных. «Нам никто ничего не сообщал, мы увидели сильный дым. Охранник пытался открыть гидрант, а он пустой...» — рассказывала она.

О пожарных вскользь высказался другой погорелец, уроженец Кыргызстана Сабержан Шумабаев. По его словам, они приехали, когда все уже сгорело. На двойной точке мужчина в течение года продавал мусульманские платки, шарфы и тюбетейки, причем он не стал поддерживать исковые требования в размере 5,5 млн рублей.

Потерпевшие по делу уроженцы Азербайджана Пашаев и Гасанов от заявленных исков на 850 тыс. рублей и 1,5 млн рублей также отказались. Простила подсудимым иск в 1,5 млн рублей и предпринимательница Гулия Сйфуллина, торговавшая женской одеждой.

Гусейн Гахраманов (слева) Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗНАКОМАЯ МАТЬ ПОЖАРНОГО СКАЗАЛА, ЧТО КОЛЯСКУ НАШЛИ С РЕБЕНКОМ...»

Зато допрошенная накануне 60-летняя Елена Билючевская поддержала скромный иск на 300 тыс. рублей и адресовала его собственнику и гендиректору ООО «Заря» Гусейну Гахраманову. По подсчетам женщины, столько стоили детские игрушки, которыми она торговала на рынке. Стоит отметить, что исковые требования ниже 700 тыс. рублей в стенах концертного зала «Юности» звучат нечасто. В основном погорельцы заявляют о гораздо большем ущербе, который складывается в шести-, а то и семизначные цифры. Правда, подтвердить финансовые потери накладными или любыми другими чеками о приобретении товара торговцы могут редко. По их словам, все бумаги находились на рынке и, соответственно, сгорели. Билючевская о пожаре услышала случайно и позже заметила дым. «Я побежала в первый зал посмотреть... Было темно и много дыма. Я увидела женщину с коляской и маленьким ребенком. Потом знакомая мать пожарного сказала, что коляску нашли с ребенком...» — рассказывала она.

Потерпевшая Ирина Емельянова работала в ТЦ «Адмирал» налоговым консультантом ООО «Консультационный центр». Несколько раз в неделю женщина занималась подготовкой отчетов индивидуальных предпринимателей для налоговой. По словам Емельяновой, за офис, расположенный на третьем этаже в зале администрации рынка, она платила 4 тыс. рублей в месяц. В день пожара женщина уехала на Центральный рынок по рабочим делам. «Я видела, как сотрудники администрации пытались потушить пожар. Меня не было где-то час», — прокомментировала налоговый консультант. Ущерб от пожара составил 50 тыс. рублей. Никаких претензий потерпевшая к подсудимым не имеет.  

Напомним, первое открытое судебное заседание по уголовному делу состоялось 9 марта, на нем присутствовали 12 подсудимых: Гусейн Гахраманов и его отец Гюльгусейн Наджафов, гендиректор «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин, заместитель Гахраманова по пожарной безопасности Николай Каекин, судебные приставы Минзиля Сафина, Жанна Алпарова, специалист инспекции Госстройнадзора РТ Галия Исаева и рабочие Альберт Халиков, Наиль и Нияз Габдулхаевы, Фердинанд Ульданов и Фанис Мухаметханов. Все обвиняются в причастности к пожару в ТЦ «Адмирал», который произошел 11 марта 2015 года. Сначала загорелся пристрой у торгового центра, затем огонь перекинулся на все здание. Конструкция не выдержала, обвалилась часть кровли. Под завалами погибли 19 человек, еще 61 получил травмы различной степени тяжести. Общая сумма материальных претензий составила 1,4 млрд рублей, в денежном выражении требования компенсации морального вреда достигли 11,2 млрд рублей.

Следующее заседание по делу состоится сегодня.