АЕБ УЛУЧШАЕТ ПРОГНОЗ НА 2017 ГОД

Авторынок продолжает восстанавливаться, но уже не семимильными шагами, как это выглядело к середине лета. Число регистраций новых легковушек в Татарстане по итогам 9 месяцев выросло на 23,5% до 50135 единиц, следует из отчета агентства «Автостат». Для сравнения: в первом квартале спрос увеличился на 16%, а в первом полугодии — сразу на 42%. Как видим, после обнадеживающего начала и мощного рывка продажи дилеров в июле – сентябре заметно сбавили обороты, что отчасти можно объяснить летним затишьем. В Казани их динамика была чуть скромнее — плюс 17% до 17473 авто (первый квартал — плюс 14%, полугодие — 38%).

С одной стороны, двухзначные цифры в кого-то могут вселять излишний оптимизм, и эксперты «БИЗНЕС Online» предупреждали, что впадать в эйфорию явно преждевременно. Стоит помнить, что подобный взлет обусловлен очень слабой базой предыдущего года, когда спрос сократился от уровня 2013 года — в 2,3 раза. Впрочем, российским продавцам машин настроения это не портит, хотя динамика всего рынка РФ двукратно отстает от татарстанской. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос в РФ на 10,6% до 1,13 млн единиц.

«Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка. По сравнению с прошлым годом квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17,7 процента и в абсолютных цифрах (410 тысяч автомобилей) достигли показателей того же квартала два года назад. На рынке царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Соответственно, прогноз АЕБ на 2017 календарный год был изменен в сторону увеличения и равен сейчас 1,58 миллиона автомобилей, или плюс 10,8 процента по сравнению с 2016 годом», — прокомментировал ситуацию председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Напомним, что по итогам первого квартала, согласно данным АЕБ, продажи новых авто выросли на 1%, по итогам полугодия — на 6,9%. Так что в общероссийском масштабе продажи дилеров демонстрируют стабильный разгон, что не может не вселять оптимизм в представителей отрасли. Они дождались своего: в 2017 году россияне перешли от сберегательной модели поведения к потребительской, о чем сообщили ведущие банки в августе. 

Свою роль сыграли отложенный спрос 2015–2016 годов, когда все ждали прояснения ситуации с собственными доходами и расходами, а также стабильный курс рубля и акклиматизация граждан к новому уровню цен. Не осталась отрасль и без господдержки. В частности, по программам «Первый автомобиль» (для ранее им не владеющих) или «Семейный автомобиль» (для семей с двумя и более несовершеннолетними детьми) сегодня покупатели могут рассчитывать на дополнительную субсидию 10% от стоимости транспортного средства на внесение первоначального взноса.

АвтоВАЗ регулярно радует своих поклонников новинками, выполняя обещания (на фото — директор подразделения LADA Design Стив Маттин у нового универсала LADA Vesta SW Cross)Фото: ©Пресс-служба ПАО «АВТОВАЗ», РИА «Новости»

LADA В ПЛЮСЕ ВПЕРВЫЕ ЗА 7 ЛЕТ

LADA заслуживает первоочередного упоминания в нашем рейтинге не только как обладатель самой крупной рыночной доли. Спрос на тольяттинскую продукцию в разрезе трех кварталов вырос впервые за 7 лет. В республике регистрации машин АвтоВАЗа выросли на 26%, или 2,9 тыс., до 14053 авто. Уточним, что переживающая ренессанс отечественная марка зафиксировала самую большую абсолютную прибавку. В Казани популярность LADA выросла на 21% до 3097 авто, при этом отметим пару нюансов. Во-первых, по итогам полугодия в городе продажи бренда росли быстрее среднего (43% против 38% по РТ), что выглядит нетипично с учетом «столичного» скепсиса к продукции АвтоВАЗа. Теперь же мы видим возвращение на круги своя: районы — впереди. Во-вторых, в Казани LADA не показала лучшего ускорения «в штуках», пропустив вперед пару других игроков, точнее, Hyundai и Renault, об успехах которых мы поговорим ниже. Однако столице РТ оказалось по силам превзойти российскую динамику: в целом по стране продажи новых LADA выросли на 17% до 221,2 тыс. авто.

Выбраться из трясины предыдущих лет АвтоВАЗу помогли в первую очередь две модели, разработанные при предыдущем руководстве концерна. Самый сильный рывок демонстрируют седаны Vesta — плюс 1100 регистраций до 2993 авто. На 31 октября модель в наиболее бюджетной комплектации и в ТТС, и в «КАН Авто» предлагалась от 555 тыс. рублей — на 9 тыс. рублей дороже, чем в августе. За самый доступный вариант с автоматической коробкой передач просят от 605 тыс. рублей. В Казани седан Vesta стал самой популярной вазовской легковушкой с показателем 658 авто против 644 авто у Granta в аналогичном кузове (с учетом голосов за лифтбэк семейство Granta набрало в сумме 1043 голосов горожан)

Обратим внимание, что в расширяющейся вазовской линейке тем временем появились универсалы Vesta SW (от 640 тыс. рублей) и универсалы с увеличенным дорожным просветом SW Cross (756 тыс рублей). Свет увидела и Vesta CNG на компримированном природном газе — от 610 тыс. рублей. Как видим, производитель из Тольятти регулярно радует своих поклонников новинками, выполняя обещания.

Второй тяговой лошадкой главного отечественного автобренда сегодня является хетчбэк с повышенным клиренсом XRAY — плюс 1012 авто до 1840 единиц. Правда, репутацию модели уже нельзя назвать незапятнанной. В октябре производитель объявил о добровольном отзыве почти 20 тыс. экземпляров LADA XRAY, проданных в России с февраля прошлого года. Причиной отзыва стало возможное перетирание жгута проводов двигателя о кромку аккумуляторной площадки. Владельцам кроссовера предложили заехать на сервис к официальному дилеру LADA для устранения этой неисправности.

Полный ценник XRAY в ТТС и «КАН Авто» с начала года неизменно стартует от 600 тыс. рублей. При этом на сайтах дилеров представлена и цена от 570 тыс. рублей с учетом выгод, суть которых предлагают уточнить у консультантов.

==table1810==

«Русскую тройку» АвтоВАЗа замыкает уже упомянутая Granta седан — плюс 559 авто до 3309 регистраций. Стоимость всероссийского бестселлера на конец октября с учетом выгод начинались от 360 тыс. рублей, минимальный ценник без акций — 390 тыс. рублей, как и в августе. Лучшая полная цена модели в наличии в том же ТТС составила 394 тыс. рублей — на 2 тыс. рублей ниже августовской. Добавим, что своих почитателей нашли седаны Priora (220 новоявленных поклонников и итоговые почти 700 регистраций), полная стоимость которых не менялась с начала года — от 400 тыс. рублей.

Остается добавить, что по итогам января – сентября АвтоВАЗ впервые за пять лет вышел на операционную прибыль. Кажется, усилия наемных западных менеджеров не пропали втуне, хотя полностью прибыльным предприятие пока не стало.

KIA УДВОИЛА СПРОС НА 4 МОДЕЛИ 

Обладатель «серебра» в абсолютном зачете — самый популярный зарубежный автомобильный бренд РФ и Татарстана KIA. Спрос на корейские легковушки в республике и Казани вырос на 21% до 7392 и 2729 регистраций соответственно. Разгон оказался несколько хуже российского, по стране продажи марки ускорились на 27%.

Бестселлер — модель Rio — показал и лучший прирост продаж — плюс 431 единицы до 4794 авто (в зачет пошли модели как предыдущего, так и последнего поколения). Самая доступная комплектация Classic с двигателем 1,4 литра и 6-ступенчатой механикой на 31 октября обошлась бы в 680 тыс. рублей — на 29 тыс. дороже, чем предыдущее поколение, остатки которого распродавались в августе. Но если вы возьмете финансирование с каско за 10 тыс. рублей в месяц, то цена снизится на 25 тыс., а если примете участие в программе утилизации, то ценник опустится еще на 50 тыс. рублей. Добавим, что на этой неделе состоялась премьера хетчбэка с увеличенным клиренсом — Rio X-line. Насколько успешным будет корейский ответ отечественному XRAY мы узнаем не раньше второй половины 2018 года. Также любителям динамичной езды и просто поклонникам стильных форм серии GT обещают скорый выход на рынок модели Stinger.

Вторыми по популярности у KIA являются среднеразмерные кроссоверы Sportage четвертого поколения. За них своими кошельками проголосовали 806 автолюбителей из РТ — на 292 покупателя больше, чем год назад. За самый доступный вариант — Classic — в октябре все так же просили 1,27 млн рублей, «топовый» Premium оценивали в 2,02 млн рублей.

Удвоился до 353 авто спрос на бизнес-седан Optima (от 1,19 млн рублей). Причины его успеха кроются не только в неплохо сбалансированной за свои деньги модели, но и в из-за разного рода проблемах у ближайших конкурентов, к которым мы еще вернемся.

Также без малого в два раза до 344 авто увеличилось число покупателей обновленного экстравагантного Soul. Поклонники кубических форм, как и в августе, не жалели как минимум 892 тыс. рублей за базовый и 1,39 млн рублей за топовый вариант. Аналогично смог удвоить ряды почитателей и самый крупный из «компактов» — Cerato (291 авто, от 975 тыс. рублей), тот же финт с рывком до 237 единиц повторил полноразмерный кроссовер Sorento — от 1,695 млн рублей.

==table1811==

Из прочего: компактный малыш Picanto, теряя по итогам полугодия один голос в сравнении с прошлогодними продажами, смог ускориться на 12 единиц до 73. Купить его можно от 550 тыс. рублей за вариант Classic, самая доступная комплектация с автоматом обойдется в 650 тыс. рублей.

Hyundai Creta Спрос на Hyundai Creta взлетел почти космическим образом — в 6 раз до 1884 поставленных на учет машин, обеспечив второе место по популярности в модельном ряду Фото: Сергей Ильин

HYUNDAI: НА ТРОНЕ КРОССОВЕРОВ — CRETA

Безусловно, KIA держится бодрячком, но сейчас мы поговорим о парочке, которая реально «зажигает» в текущем году. Первый кандидат на лучшую относительную динамику в Топ-10 — опять же корейский напарник KIA по концерну — Hyundai, спрос на продукцию которого вырос на 42% до 6180 авто. Скажем сразу, что благодаря такому рывку он отобрал «бронзу» общего республиканского  зачета у своего давнего конкурента, Renault, который, впрочем, тоже не дремал. В Казани продажи взлетели аналогично — плюс 41% до 2391 авто, но здесь «кореец» объехал «француза» еще год назад. Так что снова можно говорить о некоем татарстанском феномене: в целом по стране продажи Hyundai выросли только на 11% до 111,9 тыс. авто — в четыре раза слабее, чем в РТ.

По-прежнему бестселлером бренда выступает Solaris (в кузовах седан и хетчбэк) — плюс 415 голосов покупателей до 3487 регистраций. Цена вопроса на 31 октября составляет от 625 тыс. рублей, как и в августе.

Кто по настоящему «взорвал танцпол», так это кроссовер Creta. Спроса на него взлетел почти космическим образом — в 6 раз до 1884 поставленных на учет машин, обеспечив второе место по популярности в модельном ряду. Основываясь на отзывах экспертов и целой серии тест-драйвов, мы еще в начале года прогнозировали нечто подобное. Напомним, что несколькими годами ранее в сегменте кроссоверов 0,75–1 млн рублей на лаврах беспечно почивал Nissan Qashqai, затем трон захватил французский Duster, а в текущем году в этой битве престолов с конкурентами расправился Creta. Встать под знамена можно всего за 800 тыс. рублей — на 10 тыс. рублей дороже, чем в мае, и на 50 тыс. рублей, чем в январе.

Принципиальный нюанс: с текущего года модели Genesis представлены отдельной от Hyundai люксовой маркой, которая призвана побороться за кошельки состоятельных граждан. Пока статистика продаж дублируется, но с учетом небольших продаж «новичка» на общую картину существенно не влияет.

==table1822==

К слову, о бизнес-седанах: сняв сливки в своем сегменте в 2016 году, выбывшая из официальной линейки модель i40 приуныла, растеряв половину почитателей до 144 голосов. Напомним, что в августе остатки дилерских запасов уходили по цене от 1,12 млн рублей — на 30 тыс рублей дешевле, чем в начале года. Подоспевшую на смену новую Sonata пока припарковали только три местных автолюбителя, ценник самого доступного варианта с 2-литровым двигателем и 6-ступенчатым автоматом — от 1,245 млн рублей.

Для тех, кто готов удовлетвориться машиной чуть проще, производитель предлагает Elantra (от 957 тыс. рублей за 1,6 литра на механике). За 9 месяцев в республике набралось 143 желающих ее купить — на 12 человек меньше, чем годом ранее.

Renault Kaptur Настоящим прорывом года стал кроссовер Renault Kaptur, спрос на который взлетел в 8,4 раза (!) до 1409 авто Фото: Сергей Ильин

RENAULT ЗАЖЕГ ТАТАРСТАНЦЕВ СВОИМ KAPTUR

Второй претендент на звание самого шустрого в Топ-10 — Renault, популярность которого в республике увеличилась на 42% до 6066 купленных авто по итогам января – сентября. В Казани демократичный «француз» добрал 37% до 2276 регистраций. И вновь урожай дилеров в РТ оказался намного обильнее, чем в России: там продажи выросли на 18% до 95,7 тыс. легковушек. Возможно, официальный сайт «КАН Авто» ничуть не преувеличивает, называя компанию лучшим дилером Renault в России.

Новым хитом марки стал Sandero — плюс 579 до 1936 зарегистрированных авто. При этом здесь в зачет идут как обычные хетчбэки от 499 тыс. рублей (Access, 82 л. с., 5-ступенчатая механика), так и машины с повышенным клиренсом и приставкой Stepway в названии (от 650 тыс. рублей). В обоих случаях цена не менялась с августа, увеличившись на 20 тыс. рублей с начала года.

У седанов Logan (от 499 тыс. рублей) дела шли не так хорошо — спрос на них упал на 4% до 1096 авто. Тем временем бывший бестселлер — кроссовер Duster, несколько лет державший пальму первенства в модельном ряду производителя, — топтался на месте, добавив всего 33 регистрации до 1608 авто. На 31 октября базовый вариант «дуси» (Authentique 1,6 л, 114 л. с., МКП5, 4х2) предлагался от 639 тыс. рублей, за самую доступную версию полным приводом дилеры просили от 760 тыс. рублей, а с 2-литровым мотором — от 902 тыс. рублей.

==table1814==

Зато настоящим прорывом года стал кроссовер Kaptur: спрос на который взлетел в 8,4 раза (!) до 1409 авто. Очевидно, что «настоящий труженик под маской городского пижона» пришелся по нраву местным автолюбителям. Минимальный ценник — от 879 тыс. рублей за вариант «Life 1,6 л, 114 л.с., 4х2, МКП5». За самый доступный комплект с вариатором придется заплатить 930 тыс. рублей, а с 2-литровым мотором — от 1,075 млн рублей. Справедливости ради стоит отметить, что спрос на этот кроссовер замедлился в третьем квартале, когда на учет в РТ было поставлено только 320 новых Kaptur.

Volkswagen Tiguan Уже в августе предложений на Volkswagen Tiguan предпоследнего поколения не осталось, а в мае за него просили от 1,33 млн рублей Фото: Сергей Ильин

VOLKSWAGEN: ОБНОВЛЕННЫЙ TIGUAN ПРЫГНУЛ ВЫШЕ ГОЛОВЫ, JETTA ПОДКАЧАЛА

Народный германский бренд Volkswagen укрепил позиции в республике на 23% до 2832 вновь зарегистрированных авто, в Казани прирост составил 11% до 1270 единиц. В общероссийских масштабах продажи выросли практически на средние от этих двух величин 18% до 62,1 тыс. авто.

Как и годом ранее, тон в модельной линейке Volkswagen задает бюджетный Polo, хотя спрос на него подрос на символический процент до 1598 регистраций. При этом соотечественники предпочитают модель в кузове седан. Цены здесь начинаются от 600 тыс. рублей за комплектацию Conceptline, за Trendline просят уже от 640 тыс. рублей, за Highline — от 785 тыс. рублей. На 1 ноября в ТТС в наличие самый доступный вариант Trendline стоил 646 тыс. рублей.

Фурор в народных массах вызвал кроссовер Tiguan, спрос на который скакнул в 3,6 раза до 887 авто. В статистический зачет пошли модели двух поколений популярного «паркетника». Стоит также напомнить, что уже в августе предложений на Tiguan предпоследнего поколения не осталось, а в мае за него просили от 1,33 млн рублей. Обновленная версия с августа подешевела на 10 тыс. до 1,45 млн рублей в варианте Trendline — с двигателем 1,4 л, мощностью 125 «лошадей» и 6-ступенчатым автоматом. Похоже, удачно стартовавшая на европейском рынке новинка стала востребованной и у нашего среднего класса. Из многочисленных тест-драйвов можно сделать вывод, что Tiguan прыгнул выше головы. Правда, за третий квартал татарстанцы купили только 222 авто, в разгар лета умерив свой энтузиазм.

Не обошлось у Volkswagen и без разочарований — седаны Jetta «отминусовали» половину прошлогодних достижений до 144 регистраций, причем сильное падение спроса на них наблюдается второй год подряд. Базовая комплектация Conceptline на 1 ноября стоила от 949 тыс. рублей, самый доступный вариант с автоматической коробкой передач — от 1,093 млн рублей. В качестве причины спада кто-то назовет отсутствие заметных обновлений, кто-то — более удачные ходы ближайших конкурентов (даже внутри группы VW), но, если так пойдет и дальше, скоро Jetta может исчезнуть из российской линейки.

Не исключено, что часть спроса на ту же Jetta забрал другой бренд немецкого концерна. Спрос на Skoda в Татарстане вырос на 22% до 1627 авто, в Казани — на 12% до 666 авто. Российские продажи чешского предприятия выросли на 10% до 44,9 тыс. авто по итогам января – сентября.

==table1815==

Лидирует в модельном ряду Skoda бюджетный Rapid (плюс 195 голосов до 843 авто). С августа автомобиль подорожал на 7 тыс. целковых и стоит от 611 тыс. рублей. Хотя в случае с прямыми конкурентами VW Jetta на ум скорее приходит Octavia, популярность которой также выросла. Цена вопроса — от 940 тыс. рублей за вариант Active 1.6 MPI 5-ступ. МКПП со 110 л. с., самый доступный вариант с «автоматом» обойдется в ровно в миллион.

Кроссовер Kodiaq успел собрать небольшой отряд поклонников. В республике нашлось 39 желающих порулить чешской новинкой, половина из них — казанцы. Удовольствие обойдется от 2 млн рублей за вариант 1,4 TSi, от 2,35 млн рублей — за 2,0 TSi. А вот бизнес-седаны Superb (от 1,3 млн рублей) потеряли треть и так не слишком многочисленной группы покупателей.

«РАФЧИК» СДЕЛАЛ КАССУ TOYOTA

Toyota — крупнейший японский производитель и один из мировых лидеров концерн — увеличила «поставки» новых легковушек в РТ на пятую часть до 2297 единиц. В Казани пополнение увеличилось только на 15%, но на фоне общероссийских продаж и эти цифры становятся недосягаемыми: по стране Toyota вовсе сбавила обороты на 1% до 67384 авто.

Бессменный лидер модельного ряда — среднеразмерный кроссовер Rav4 — добрал по республике еще почти 40% регистраций. За его версию Standart 2,0 с 6-ступенчатой механикой дилеры просят 1,45 млн рублей — на 35 тыс. рублей дороже августовского ценника, но на 40 тыс. рублей дешевле майского. Стоимость самого доступного «рафчика» вообще отличается волатильностью: год назад салоны предлагали его за 1,3 млн рублей.

Вторым у Toyota по абсолютному вкладу в обновление «гаража» стал седан Corolla, продажи которого выросли в два с лишним раза до 131 авто. К слову, со стартовым ценником от 933 тыс. рублей этот автомобиль также мог увести часть клиентов у VW Jetta.

На фоне сдавшегося без боя Nissan Teana, явно чрезмерных амбиций VW Passat насчет «субпремиума» и временной заминки Hyundai i40 в сегменте бизнес-седанов безраздельно правит Toyota Camry с ценником в коридоре 1,2–1,7 млн рублей. Можно много говорить об устаревших технологиях, неидеальной точности управления  и т. д., но подобные доводы не отговорили от этой покупки 522 автолюбителей из РТ — чуть больше, чем год назад. Купить самую востребованную модель сегмента на 1 ноября можно было за 1,38 млн рублей — на 50 тыс. рублей дороже, чем в августе, но на 20 тыс. рублей дешевле, чем в начале года.

==table1817==

В текущем году нашлось четыре покупателя на люксовый минивэн повышенной комфортабельности Alphard по цене от 3,6 млн рублей. Отметим и рокировку в конюшнях двух легендарных внедорожников: Land Cruiser Prado (362 авто, от 2,2 млн рублей) добрал, а его старший «двухсотый» брат (138 авто, от 3,8 млн рублей) одновременно потерял 52 регистрации. Разумеется, дилерам приятнее продавать авто с большей наценкой, но не все коту масленица.

Ford Focus Самому популярному американскому бренду Ford тоже есть чем похвастаться Фото: Сергей Ильин

KUGA ПОМОГ FORD ОБЪЕХАТЬ «ШЕВИ», FOCUS ПОДЕШЕВЕЛ, FIESTA ПОДОРОЖАЛА

Самому популярному американскому бренду Ford тоже есть чем похвастаться. Регистрации его новых легковушек в республике выросли на 32% до 1137 машин, в Казани «американец» заинтересовал 487 автолюбителей — на 13% больше, чем годом ранее. Как видим, в РТ эти машины выбирают прежде всего жители районов, а динамика спроса в столице Татарстана соответствует российской (плюс 13% до 34,9 тыс авто).

Былые времена, когда курицей, несущей золотые яйца, были первое и второе поколение Focus, канули в Лету — на дворе 2017 год, где бал правят кроссоверы всех мастей. Собственно, и у Ford теперь первой скрипкой выступает среднеразмерный кроссовер Kuga, спрос на который вырос а 2,3 раза до 367 авто. Благодаря хорошему разгону кроссовера Ford смог объехать Chevrolet и занять 9-ю строчку нашего рейтинга. Полный стартовый ценник на свежеиспеченный бестселлер с августа также подрос на 40 тыс. рублей до 1,4 млн рублей.

На втором месте (он же второй по абсолютной прибавке) — Focus. Начальная цена его версии с двигателем в 105 л. с. с августа символически снизилась на «десятку» до 906 тыс. рублей. Вариант с силовым агрегатом на 85 «лошадок» обойдется всего в 769 тыс. рублей.

Однозначно не радует динамика бюджетной Fiesta, растерявшей почти половину голосов до 136 регистраций. Только Ford вошел в тесный сегмент бюджетных седанов 600–800 тыс. рублей — и сразу провал. Учитывая динамику тех же LADA Vesta и Hyundai Solaris, долго искать его виновников не придется. Впрочем, есть тут и вина самого производителя: еще в августе самую доступную Fiesta мы присматривали за 667 тыс., а в ноябре обнаружили лишь только вариант со 105-сильным двигателем от 768 тыс. рублей, что несколько странно: более габаритный Focus c 85-сильным мотором-то есть. Впрочем, не только Ford обжегся на сегменте «народного седана».

==table1820==

Пару слов в адрес другого представителя автопрома США — General Motors, представленного в России брендом Chevrolet. После сказочного расцвета в 2010–2013 годах, когда дворы были просто усыпаны Lacetti и Aveo, сегодня спрос на эту марку поддерживается силами внедорожной Niva (от 593 тыс. рублей). Полку ее покупателей приросло на 25 до 1022 человек, однако даже до уровня 2015 года продажам восстановиться не удалось.

NISSAN ПРОИГРАЛ БИТВУ БЮДЖЕТНЫХ СЕДАНОВ

Еще один представитель Страны восходящего солнца — Nissan — в Татарстане увеличил «счетчик входящих» на 11% до 1481 единицы. Казанцы и вовсе приобрели только 658 автомобилей — на 3% меньше прошлогоднего. Наверное, это отражает неопределенную ситуацию на российском рынке, где продажи Nissan подросли на 2% до 53,5 тыс. авто.

Лидером в обеих номинациях — по популярности и абсолютному приросту — здесь, конечно, является кроссовер Qashqai (от 985 тыс. рублей). С пользой провел время и близнец Duster — Terrano, базовая версия которого с августа подорожала на 25 тыс. до 790 тыс. рублей. Третье место в линейке по прибавке и второе по популярности — у бюджетного седана Almera. Его стоимость подросла на 4 тыс. до 525 тыс. рублей.

Вновь обратимся к перенасыщенному сегменту «народных седанов». По сравнению с коллегами по цеху — Renault и LADA — последние пару Nissan с его Almera лет достаются лишь крошки с этого стола. Возможно, это и стало одной из причин выхода головной компании из совместного предприятия заклятых друзей, контролирующего АвтоВАЗ. Хотя гигантские убытки — 119 млрд рублей за 2015–2016 годы — тоже вряд ли радовали акционеров.

Отметим, что в третьем квартале нашлось 10 желающих обрести эпатажный компактный кроссовер Juke, хотя до этого с начала года не было сделано ни одной подобной покупки. Входной билет в этот клуб стоит от 1,1 млн рублей.

==table1818==

Аналогично в первом полугодии не ставились на учет новые бизнес-седаны Teana, но в июле-сентябре кто-то приобрел экземпляр (по нашей информации, речь идет об авто 2017 года выпуска). В официальной российской линейке Nissan Teana отсутствует, так что татарстанскому ценителю поставка, вероятно, была осуществлена под заказ.

ПРОВАЛ «КИТАЙСКИХ ТИГРОВ»

В завершение обзора хочется сказать об игроках, не входящих в топовую десятку. Во-первых, отметим реанимацию Ravon (бывший Daewoo), спрос на который в республике вырос в 3,6 раза до 603 машин. Бестселлер бренда — новая Nexia, она же узбекская реинкарнация хорошо знакомого нам Chevrolet Aveo. К началу ноября за авто просили от 479 тыс. рублей — на 60 тыс. рублей больше, чем годом ранее. Конечно, золотые времена, когда «старушка» Nexia была одной из законодательниц мод на местном рынке, вряд ли вернутся. Тем временем малыш R2, он же бывший Chevrolet Spark, сегодня предлагается только с автоматической трансмиссией по цене от 469 тыс. рублей.

Кроме того, ожидавшееся великое китайское наступление захлебнулось, толком и не начавшись. Льготы местным производителям, таможенные заграждения и активность конкурентов в бюджетном сегменте сделали свое дело. Lifan потерял 41% спроса до 292 регистраций: похоже, его бестселлер X50, предлагаемый от 600 тыс. рублей, проиграл битву вазовскому XRAY. Другой «китаец», Geely, отминусовал 79% до 47 зарегистрированных легковушек. Попытка продвинуть модели Emgrand и Emgrand X7, несмотря на неплохой стартовый ход с массовой поставкой седанов в таксопарки, не увенчалась успехом. Львиной доли поклонников лишились такие марки из Поднебесной, как Dong Feng (-84%), Brilliance (-96%), Faw (-75%), не перешедшие порог в десяток регистраций. Спрос на Great Wall, Jac, Haima вообще обнулился.

Зато решил попробовать свои силы на местном рынке бренд Zotye. Сборка его моделей должна была стартовать в Татарстане еще во второй половине 2015 года, но затем что-то пошло не так. Тем не менее в текущем году нашлось сразу 86 любителей экзотики против четырех годом ранее. Основной спрос (65 авто) пришелся на кроссовер T600 стоимостью от 900 тыс. рублей, который эксперты не без оснований считают копией VW Touareg по экстерьеру. Правда, ценник последнего от 3 млн рублей не идет ни в какое сравнение с оригиналом — «китаец» в три раза дешевле.

Сможет ли закрепить успех АвтоВАЗ, сколько добрали горячие новинки от Hyundai и Renault, откусила ли Hyundai Sonata кусок пирога бизнес-седанов и продвинулись ли дальше китайские «туареги», читайте в нашем следующем обзоре по итогам 2017 года.

==table1819==

==table1821==