... На совещании по поддержке талантливой молодежи с участием президента России зашел разговор о челнинских кукольниках
Фото: kremlin.ru

БЕЗРУКОВ И ПРОЕКТ «ЕДИНОЙ РОССИИ»

О плачевном состоянии, в котором вот уже долгие годы находится Набережночелнинский театр кукол, узнал в минувшие выходные и президент РФ Владимир Путин. О проблемах театра для самых маленьких в полумиллионном городе, вот уже почти 30 лет ютящегося на территории «бывшей типовой школы №30» и делящего здание со спортивными секциями и автошколой, в республике хорошо известно, а деятели культуры по этому поводу периодически бьют тревогу, однако воз и ныне там.

И вот о челнинских кукольниках заговорили на высшем уровне с подачи знаменитого актера, художественного руководителя Московского губернского театра Сергея Безрукова. «Я тут встречался в Татарстане, в Набережных Челнах, там кукольный театр, который находится где‑то, в каком‑то здании, на каком‑то этаже. И женщина, руководительница, плакала и говорила: „А как вот мне? Молодые артисты, которые даже не хотят сюда ехать, там закончили, пытаются устроиться. Они сюда ехать не хотят, потому что им надо устраиваться, им нужны квартиры“. Конечно, региональные власти должны разбираться, уделять внимание этому», — сказал Безруков на прошедшем в Мариинском театре в рамках санкт-петербургского международного культурного форума совещании по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере искусства с участием президента России. Более Татарстан в разговоре не звучал, а Путин попросил министра культуры РФ обрисовать общую ситуацию с детскими театрами, их поддержкой в стране и подготовить соответствующую записку главе государства.

Безруков отнюдь не случайно поднял эту тему. Недавно он взялся в качестве руководителя общественного совета за партийный проект «Единой России» «Театры — детям», о чем рассказывал на встрече с театральной общественностью и журналистами в Казани в конце октября. Цель проекта — в укреплении материально-технической базы детских и кукольных театров, обновлении их репертуара, а также популяризации детских постановок в регионе. «Необходимо повышать престиж артистов детских, кукольных. Престиж падает, специалистов не хватает, поэтому что есть, тем и живем. А это уже никакими вложениями партийным восполнить невозможно», — сетовал тогда в числе прочего народный артист РФ.

Проект «Театры — детям» должен объединить 198 детских и кукольных театров в России. Его участниками стали четыре театра Татарстана: казанский ТЮЗ, театр кукол «Экият», Татарский театр юного зрителя им. Кариева и Набережночелнинский государственный театр кукол. Планируется, что из федерального бюджета на ресурсное обеспечение реализации программы будет выделяться 300 млн рублей в год. Также предполагается софинансирование из средств региональных и муниципальных бюджетов.

Владимир Путин Путин попросил министра культуры РФ обрисовать общую ситуацию с детскими театрами, их поддержкой в стране и подготовить соответствующую записку главе государства Фото: kremlin.ru

Впрочем, влияние небольших финансовых ресурсов вряд ли может что-то принципиально решить в судьбе Набережночелнинского театра кукол. «Конечно, жилье. Когда человек приехал в Набережные Челны, получил жилье, получил нормальную заработную плату, ему было бы интереснее работать. Вопрос проживания крайне важен для актеров», — говорила на той казанской встрече директор челнинского театра Зухра Митрофанова. — И, повторю, необходимо поднимать заработную плату, чтобы человек, придя к нам на работу, знал, что он будет получать достойную зарплату». «Особенно мужчина, — поддержал ее тогда Безруков. — Чтобы не получал жалкие гроши... Иначе как другим-то в глаза смотреть? Потому что мужчина! А уж в Татарстане — тем более». Отметим, что зарплата челнинских кукольников составляет примерно 15 тыс. рублей.

Сергей Безруков Сергей Безруков: «Я тут встречался в Татарстане, в Набережных Челнах, там кукольный театр, который находится где‑то, в каком‑то здании, на каком‑то этаже. Конечно, региональные власти должны разбираться...» Фото: kremlin.ru

«К СОЖАЛЕНИЮ, ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ С ИМЕЮЩЕЙСЯ У НАС СЕГОДНЯ СЦЕНОЙ НИЧЕГО НЕ ВЫЖМЕШЬ»

Самое интересное, что даже в таких условиях, которые ставят театр на грань выживания, Митрофанова и ее команда умудряются сохранять жизнь в здании «бывшей типовой школы №30». К примеру, здесь раз в два года проводят представительный форум «Рабочая лошадка», куда приезжают коллеги из соседних регионов и авторитетные специалисты в области кукольного театра. А в прошлом году челнинцы и вовсе добились огромного для себя успеха — трех номинаций на национальную театральную премию «Золотая маска» в разделе «Куклы» за спектакль «Сак-Сок» (лучший спектакль, лучший режиссер — Ильгиз Зайниев, лучший художник — Алексей Митрофанов). Хотя дебют в кукольном театре известного драматурга и постановщика Зайниева в итоге наград не получил, сам факт попадания в шорт-лист «Маски» говорит о многом.

Оказывается, разговоры о новом здании театра в Челнах идут со времен мэрства Рафгата Алтынбаева, рассказала «БИЗНЕС Online» замдиректора Набережночелнинского кукольного театра Мария Лагузина. Она выразила сомнение в каких-то изменениях в ближайшее время: «Безруков же поднимал вопрос про отсутствие достойной зарплаты и жилья у молодых актеров. Просто у нас еще дополнительная проблема — это здание. У татарского драматического театра и у театра „Мастеровые“ хоть здание есть, а у нас четыре организации в одном строении: центр технического обеспечения, детский эколого-биологический центр, детско-спортивная школа и мы».

«К сожалению, по техническим параметрам с имеющейся у нас сегодня сценой ничего не выжмешь, — продолжает Лагузина. — Зрительный зал вмещает 124 места. У нас введена онлайн-продажа билетов, но некоторые приезжают непосредственно перед спектаклем, чтобы купить билет. И часто приходится наблюдать, когда взрослые приезжают с детьми и разворачиваются маленькие трагедии, когда малыши не могут попасть в зал». Замдиректора театра уверена, что с залом на 300 посадочных мест челнинские кукольники обеспечивали бы постоянные аншлаги.

И конечно, в автограде вспоминают своих коллег из театра «Экият», которые теперь работают в знаменитом сказочном дворце в центре Казани. «Хотелось бы, чтобы родители сидели вместе со своими детьми, чтобы для детей были специальные уровневые кресла, как в „Экияте“, а мы вынуждены сажать детей без родителей на первые ряды, а если туда сядут взрослые, там уже ничего не будет видно. А это же семейный просмотр, иногда мамочке хочется посмотреть на эмоции своего ребенка», — говорит Лагузина.

«ТЕАТР НУЖЕН, НЕТ ВОПРОСОВ»

Любопытно, что сам нынешний мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев — театрал, его часто можно увидеть на вечерних спектаклях в местных храмах Мельпомены. На одной из встреч весной Магдеев честно признался, почему строительству новых зданий для театров он предпочитает трату бюджетных средств на иные нужды: «Вот говорят, что нет в Набережных Челнах театра — ни русского, ни татарского, ни кукольного, — сказал он. — Театр нужен, нет вопросов. Но театр — это 1 миллиард рублей. И в то же время нужен минимум 1 миллиард на дороги ежегодно. На каждой яме и Магдеева поминают, и маму, и папу. В театр ходят ну 5−10 тысяч человек, а дорогами пользуются 530 тысяч!»

При этом в самом городском руководстве давно зреет план решения вопроса исходя из имеющихся возможностей, подразумевающий «великое переселение» местных театров. «БИЗНЕС Online» уже писал, что татарский драматический театр может переехать в пустующее здание бывшего развлекательного комплекса «Колизей», что в поселке ЗЯБ. А в его нынешнее здание — бывший райком партии — может въехать кукольный театр. Впрочем, по нашей информации, вопрос с «Колизеем» по-прежнему окончательно не решен, а кукольники уже тогда скептически относились к идее переезда. Не изменилась их позиция и сейчас.


«К сожалению, не от труппы театра зависит, изменится ли ситуация с нашим зданием или нет. Вроде говорили, что татарский драматический театр переедет в пустующий четыре года развлекательный центр „Колизей“, а нам отдадут здание татарского драматического театра. Наиль Магдеев приезжал, смотрел наш театр и знает о том, что для нас нужна специальная сцена и что тот зал вообще не подходит под наши требования, — говорит Лагузина. — Нужно полностью реконструировать здание. У них сцена полукругом — и получается, что во время кукольного спектакля часть зрителей не будут видеть, что происходит, или они будут видеть артистов, а не кукол. Сама сцена глубокая, она должна быть другого расположения, зал не может быть амфитеатром, освещение должно располагаться по-другому, должны освещаться абсолютно другие точки».

Начальник управления культуры Челнов Эльвира Ногманова подтвердила «БИЗНЕС Online», что варианты для решения проблемы челнинских театров подыскиваются постоянно. «Когда говорили о том, чтобы в здание РК „Колизей“ перевезти татарский драмтеатр, мы с Наилем Гамбаровичем ездили и смотрели состояние помещений всех трех наших театров. Тогда мы продумывали вариант: если у нас татарский драмтеатр переедет в „Колизей“, то при условии реконструкции здания татарского драмтеатра туда возможно переместить театр кукол». Но все будет зависеть от финансирования, поскольку нынешний татарский драмтеатр действительно для кукольников не подходит. «Пока даже примерная стоимость таких работ не подсчитывалась, потому что это только предложение. Когда уже будет ясность по „Колизею“, тогда начнут выполняться работы по проектированию, осмечиванию нынешнего здания татарского драмтеатра», — сообщила Ногманова.

Что касается кадровой проблемы, которую затронул Безруков, это тоже хроническая проблема. «У нас театральных институтов нет. Обучать своих актеров и ждать, когда они потом приедут обратно, — этот процесс растягивается на несколько лет. И вероятность возвращения своих же кадров тоже не так высока, поэтому руководители театров постоянно отсматривают выпускников, работают с режиссерами, которые курсы выпускают, и, естественно, привлекают в основном иногородних актеров. У каждого директора свой путь решения этой проблемы. Кто-то за счет внебюджетных средств оплачивает им квартиры. У татарского драмтеатра вопрос решился, так как у них были квартиры, которые когда-то были еще им предоставлены. Кукольники тоже оплачивают съемные квартиры — частично самими актерами, частично учреждением. К сожалению, у города нет возможности предоставления служебного жилья», — объяснила руководитель управления культуры. Само обращение Безрукова к Путину Ногманова объяснила тем, что казанские театры находятся в лучших условиях по сравнению с челнинскими, поэтому, наверное, народного артиста РФ и зацепила эта история. В целом же, как уверяет начальник управления культуры Челнов, в последнее время на театры «финансирование пошло». Так, республика на челнинский кукольный театр на 2017 год выделила 24 млн рублей. «Это театр, который осуществляет больше всего премьерных постановок в год. У них более 30 спектаклей в репертуаре. Они сами зарабатывают около 6 миллионов в год», — напомнила она.

«ТУТ ВСЕ ЗАВИСИТ НЕ СТОЛЬКО ОТ ПУТИНА И МИННИХАНОВА, СКОЛЬКО ОТ МЕСТНЫХ ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» анализируют возможную реакцию на слова, сказанные артистом Безруковым президенту страны, а также перспективы в целом театрального дела в Набережных Челнах.

Нияз Игламов — театральный критик:

— Тут все зависит не столько от Путина и Минниханова, сколько от местных городских властей. Они в упор не хотят замечать каких-то вещей, в частности, что в прошлом году театр кукол был номинирован на «Золотую маску» (а такое в истории автограда впервые). Другие успехи тоже остаются без внимания. Проблема ведь не только у театра кукол, проблема еще и в том, что не все челнинцы хорошо знают, где он расположен. Его расположение не очень выгодно — во дворах. И труппа из 7 человек не может охватить все население города.

В принципе, в масштабах городского или местного бюджета устроить новый театр — не такие уж большие деньги. И нельзя сказать, что проблема кукольного решится, если его перенесут в помещение татарского театра. Мне кажется, проще новое здание построить, чем реконструировать бывший горком. Я 15 лет езжу в театры Закамья, все это время кто-то постоянно ждет новых помещений. Пока своими глазами не увижу, что дело сдвигается с мертвой точки, не смогу в это поверить.

Армандо Диамантэ — директор русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны):

— Именно таким образом ситуация и может измениться. У нас в стране распространено ручное управление, такое прямое обращение к главе государства может быть очень эффективным. Если Владимир Владимирович даст прямое указание помочь театру кукол, то ему помогут. А то, что эта ситуация автоматически может коснуться и нас, — вряд ли. Насколько я знаю, в «Колизее» сейчас идет реконструкция и в 2018 году вопрос с переездом туда татарского драматического может решиться.

Вопрос не получается решить на региональном уровне потому, что это большие деньги и вопрос приоритетов. У нас культура не только на региональном, но и на государственном уровне не в приоритете. В Татарстане другие приоритеты, я это без всякого осуждения говорю. Есть спорт, я и сам являюсь большим поклонником и «Рубина», и «Ак Барса». Кроме культуры есть еще и социальные объекты, и почему-то всегда считалось, что это важнее. А без культуры, по мнению руководства, можно жить. Люди же живут как-то без Большого театра, без оперы или балета в Челнах. В Советском Союзе, когда строили город, никто про театры не думал, этого не было в приоритетах.

Но я уверен, что спрос на театральное зрелище в Челнах точно есть, по крайней мере, в русском драматическом театре, иначе за месяц бы никто билеты не покупал. А так как мест мало, мы вынуждены устанавливать достаточно высокие цены на билеты. К примеру, на последний спектакль цена доходила до 950 рублей. То есть в Набережных Челнах уже не каждый может себе позволить сходить в театр. А если ездим в соседние города, то за две недели могут выкупить билеты на 500 мест.