Табрис Яруллин То, что заявленная тема пришлась на самый пик конфликта между сторонниками и противниками преподавания татарского языка в школах республики, — это случайность, говорит Табрис Яруллин

«СЕГОДНЯ ВСЕ ВДРУГ СТАЛИ МЕТОДИСТАМИ — ВСЕ ЗНАЮТ, КАК НУЖНО ПРЕПОДАВАТЬ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК»

В то время, когда минобрнауки РТ ждет заветного письма от министра образования РФ Ольги Васильевой, в котором она, чем черт не шутит, разрешит преподавать татарский язык в качестве государственного 2 часа в неделю, активная татарская молодежь решила не тратить время зря и собрала учителей татарского языка для того, чтобы познакомить их с новейшими методиками преподавания, а также объединить педагогов в ассоциацию для представления собственных интересов и защиты прав.   

По такому случаю в минувшую субботу в казанском IT-парке была небывалая концентрация учителей татарского языка, директоров школ и ученых. Полторы сотни участников собрались на очередной этап образовательно-практической школы «Акыл фабрикасы». Тема — «Преподавание татарского по-новому». То, что заявленная тема «Фабрики мыслей» пришлась на самый пик конфликта между сторонниками и противниками преподавания татарского языка в школах республики, — это случайность, говорит организатор мероприятия, председатель всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ) Табрис Яруллин. «Акыл фабрикасы» проводится нами с декабря 2015 года. Летом этого года мы начали работу над темой образования на татарском языке, разделив ее на несколько частей. Тогда еще не стоял вопрос включения татарского языка во ФГОС, тема актуализировалась сам по себе. Мы начинали с интервью ученых, которые исследовали образование и языки, на основе этих бесед подготовили презентацию, обобщили всю информацию. Следующим этапом в сентябре – октябре провели фокус-группы с директорами школ и родителями, — рассказал Яруллин „БИЗНЕС Online“. — Сначала мы хотели провести школу в ее классическом формате в течение двух дней, но в итоге разделили на две части, первая из которых, посвященная татарскому языку и национальному университету, прошла сегодня. На следующей неделе мы смоделируем татароязычную школу будущего и совместим это с акцией „Татарский диктант“».

«Если разбить тему по тегам, то это полилингвальность, наука на татарском и о татарах, новое в образовании и обучении языков, модель современной школы», — добавил он.

Рашат Якупов Рашат Якупов призвал учителей делать акцент не на заучивании правил, а на коммуникативной методике

Первым в качестве спикера выступил учитель татарского языка и литературы лицея-интерната №2 Казани, соавтор учебника нового поколения «Салям!» Рашат Якупов. Однако, прежде чем он взял слово, Яруллин предупредил всех, что у мероприятия открытый формат. «Это не семинар, где вы в обязательном порядке должны присутствовать, слушать и не участвовать в диалоге. Мы сюда силой никого не загоняли, у нас была открытая регистрация, вы в любой момент можете прервать спикера, задать свой вопрос», — обратился к педагогам он.

«Проблема, которая возникла сегодня вокруг татарского языка, — это общая проблема, она касается не только татарского языка, это общая проблема системы образования. Время менять систему образования, — начал с цитаты известного мыслителя Кена Робинсона Якупов. — Сегодня все вдруг стали методистами — все знают, как нужно преподавать татарский язык. Мы собрались для того, чтобы обсудить, как можно преподавать татарский язык по-современному. Мы обсуждаем тот опыт, который у нас накопился, позитивные методики, несколько интересных проектов, которые реализует минобрнауки, — методика Мещеряковой и учебники нового поколения „Салям!“». При этом во время презентации методики Мещеряковой в кадре появилась милая девочка: первоклассница одной из казанских школ, которая уже перешла на эту методику, по имени Снежана сказала: «Я не татарка, но люблю татарский язык. Моя мама говорит мне, что это полезный и красивый язык». Позже ребенок, не знающий по-татарски ни слова, смело составляет предложения и строит диалоги со своими одноклассниками.

Продолжая свое выступление, Якупов призвал учителей делать акцент не на заучивании правил, а на коммуникативной методике. «Грамматика необходима, но не цель. Основная задача — привить любовь ребенка к татарскому языку», — отметил он и поделился своим опытом преподавания языка. «Мы используем очень интересную технологию „Проектная система обучения“. Во внеурочное время школьники делают проекты, которые им интересны, на татарском языке, в результате чего влюбляются в язык и даже зарабатывают на этом деньги. Итогом такого подхода становится ярмарка татарских проектов, где школьники демонстрируют свои достижения. В результате такой работы появляются новый продукт, дополнительные навыки у детей, к примеру, дети учатся создавать мобильные приложения», — отмечает педагог. К примеру, в результате первой ярмарки татарских проектов родилась первая настольная игра на татарском языке. Один из выпускников школы, принимавший участие в разработке данной игры, сегодня превратил это в бизнес. «Татарский язык — это язык новых технологий, современный язык. Мы и роботов делали татарских. Наша задача — показать детям, что татарский язык можно использовать и в науке, и в дипломатии», — добавил Якупов.  

Айрат Файзрахманов Айрат Файзрахманов отметил, что неправильно говорить, что во всем виновато минобрнауки, что оно игнорирует ситуацию

«НЕПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ВО ВСЕМ ВИНОВАТО МИНОБРНАУКИ, ЧТО ОНО ИГНОРИРУЕТ»

Здесь Якупова неожиданно прервала преподаватель татарского языка школы в Иннополисе Ксения Зарипова: «Мы это все прекрасно понимаем, а как объяснить русским родителям, что татарский язык — это не колхозный язык, не язык быдла? Почему минобрнауки оставило нас с этой проблемой один на один? Почему раньше нас не знакомили с такими проектами? Почему не собрали учителей татарского языка, когда начались все эти конфликты? Может быть, нам об этом нужно поговорить сегодня?»

«Этот вопрос больше к нам, представителям общественности, — ответил на это председатель ВФТМ. — Рашат всего лишь ваш коллега, педагог, он просто делится своим опытом».

«В разрешении обид, конфликтов, оскорблений, недоразумений, ссор есть свои технологии. Давайте для решения этих проблем организуем ассоциацию татарских учителей, не только языка, объединив их. Время пришло, ситуация сама нам об этом показывает, это не моя идея, она уже давно созревала, даже были подготовлены соответствующие учредительные документы. Конфликтология — это одно, изучение языка — совершенно другое», — вдруг неожиданно предложил Яруллин. При этом он подчеркнул, что специально из министерства образования организаторы никого не звали. «Это открытое мероприятие, мог прийти тот, кто хотел», — добавил он.

Позже заместитель председателя ВФТМ Айрат Файзрахманов в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что неправильно говорить, что во всем виновато минобрнауки, что оно игнорирует ситуацию. «Минобрнауки определяет общую политику образования, у него есть подведомственные учебные учреждения, они достаточно передовые в плане методик — это гимназия для одаренных детей в Актаныше, ресурсный центр в Арске, 19-я гимназия в Казани и т. д. Ими они управляют. А обычные муниципальные городские школы напрямую минобру не подчиняются, они находятся в ведении роно, в ведении городского управления образования. К сожалению, в этой ситуации мы не увидели это звено, не увидели их позицию. В публичном поле мы их не увидели и не услышали», — отметил он. «Это звено есть, и оно достаточно самостоятельное. Они свою четкую позицию вообще не озвучили. Непосредственно школами управляют они, совещания с завучами проводят они. Минобр очень редко проводит такие совещания, у них нет такой практики, у них нет полномочий, у них нет кадров, которые могли бы собрать и сказать: нужно делать то и то. У них нет таких компетенций. У минобра есть подведомственное учреждение — Институт развития образования, и Марат Вазыхович Лотфуллин от имени ИРО активно участвовал в информационном поле, озвучивал позицию минобрнауки», — подчеркнул Файзрахманов.

При этом общественник добавил, что ни у минобра, ни у роно, ни у самих школ нет навыков перевода проблемы в позитивное русло: «Необходимо переключить этот негатив в позитив. В данной ситуации сегодняшнее мероприятие — хорошая попытка переключить все эти негативные высказывания в позитивное русло. Это то, что нам нужно. Пока речи о том, что не нужен татарский в Татарстане, не было, говорили лишь о плохой методике, и мы отвечаем на этот запрос, а не утверждаем, что должно быть 6 часов — и баста. Мы говорим о том, какими должны быть эти 6 часов. Этим вопросом мало кто задается».

Метью Эштон Метью Эштон: «Основной принцип преподавания языка — не переходить на русский язык: учитель английского языка как на уроке, так и вне его говорит только на английском языке, учитель татарского — только на татарском и т. д.»

«СЕГОДНЯ ВСЕ УЧИТЕЛЯ, НЕ ТОЛЬКО ТАТАРСКОГО, НЕ ЗАЩИЩЕНЫ ЮРИДИЧЕСКИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ»

Между тем спикеры продолжали делиться своим опытом преподавания языков. Так, руководитель международной программы в полилингвальной школе «Бала-Сити» Метью Эштон из Великобритании привел несколько приемов, когда человек изучал английский язык по 2 часа в неделю на протяжении 9 лет и не освоил его. «Не найдя сферы его применения, он также задался вопросом: „А зачем я его учил?“ А другой, изучав 11 лет французский, освоил его хуже, чем освоил русский за один год проживания в России», — обратил внимание на общую проблему Эштон. По словам педагога, основной фактор усвоения языка — это среда. «Основной принцип преподавания языка — не переходить на русский язык: учитель английского языка как на уроке, так и вне его говорит только на английском языке, учитель татарского — только на татарском и т. д. Дети об этом знают и стараются», — отметил педагог. При этом он привел несколько примеров, когда через два месяца таких занятий дети начинали говорить на английском языке.  

Альберт Самигуллин Альберт Самигуллин методику преподавания турецкого языка переложил на татарский, а также применяет в своей работе различные способы преподавания языка вплоть до заучивания новых словосочетаний посредством рэпа

Преподаватель татарского языка и литературы школы в Иннополисе Альберт Самигуллин начинал свою педагогическую деятельность, преподавая турецкий язык. Позже методику преподавания турецкого языка он переложил на татарский и также применяет в своей работе различные способы преподавания языка вплоть до заучивания новых словосочетаний на татарском языке посредством рэпа. Учитель татарского языка гимназии-интерната №4 Казани Эльза Набиуллина рассказала о том, как использовать уже существующие татарские проекты на уроках татарского языка. «Учитель татарского языка должен отличаться от других учителей. Задача учителя татарского языка — обучить не только языку, но и культуре и истории татарского народа», — отметила она. При этом педагог привела несколько проектов, создаваемых общественниками, на которые можно опираться при преподавании татарского языка в школах, — «Гыйлем», «Әлбәттә», «Учим татарский язык», татарская «Википедия» и др. «Материала очень много, нужно только эффективно его использовать», — добавила она.

«Ток-шоу, проекты и все остальное — это интересно, но как все это прописывать в учебных планах?» — поинтересовались участники «Фабрики мыслей». «Необходимо большое время для подготовки к таким урокам... Может, нам организовать ресурс, где могли бы аккумулироваться все эти программы, рекомендации и тому подобное?» — послышалась еще одна реплика из зала. Да, согласились организаторы и отметили, что определенные начинания в этом направлении уже сделаны — в соцсети «ВКонтакте» создана группа «Заманча татар теле укытучысы», где аккумулируются передовые методики преподавания татарского языка, а также наработки других педагогов.

... «Ток-шоу, проекты и все остальное — это интересно, но как все это прописывать в учебных планах?» — поинтересовались участники «Фабрики мыслей»

«Всех учителей татарского надо было позвать», — донеслась очередная реплика из зала. «Для начала мы позвали тех, кто заинтересован. Если бы мы позвали 500 человек, это был бы совершенно другой формат. Мы надеемся, что вы донесете эти идеи до своих коллег», — ответил на это Яруллин.

«Сегодня все учителя, не только татарского языка, не защищены юридически, от родителей. Нам нужен омбудсмен, который мог бы защищать интересы учителей. После начала всего этого конфликта, поскольку сегодня все данные открыты и каждый может использовать любую нашу личную информацию, люди выкладывают наши фотографии с различными нелицеприятными надписями, как то „доска позора“, где выставляют фотографии тех директоров школ, которые пытались сохранить в своих школах татарский язык, делают карикатуры. Нужен центр, который мог бы защищать наши интересы. Мы увидели, что оказались не готовы к таким ситуациям. Прокуратура пришла, проверила, все разворошила и ушла. А мы остались, нас никто не смог защитить», — вновь задала актуальный вопрос организаторам Зарипова.  

В том числе и этим будет заниматься ассоциация, в которую было предложено войти всем учителям татарского прямо здесь — по окончании мероприятия. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Якупов, цель ассоциации — объединить учителей, а министерство образования РТ поддерживает эту инициативу. «Это будет постоянно работающая общественная организация, которая будет заниматься курированием учителей татарского языка, проводить для них различные семинары, вебинары, мероприятия по защите их прав и так далее», — отметил он.

Альфрид Бустанов Через Skype выслушали профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге, исламоведа Альфрида Бустанова

ТРИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

«Милли университет: хыяллар, чынбарлык, концепция», то есть «Национальный университет: мечты, реальность, концепция». Вторая часть «Фабрики мысли» была посвящена одной из наболевших для татарской интеллигенции проблем последних лет — проекту создания национального университета. Такой вуз должен был появиться еще в постперестроечное время, но самостоятельная судьба ТГГПУ, как известно, была недолгой.

Собравшейся в IT-парке татарской молодежи предложили ознакомиться с тремя концепциями данного учебного заведения. Первым через Skype выслушали профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге, исламоведа Альфрида Бустанова, в свое время претендовавшего на ректорство в Болгарской академии. Разработанная им концепция под названием «Институт Касымия» (так называлось известное в Казани медресе), по словам Бустанова, подразумевает создание негосударственного учреждения «послевузовского образования социо-гуманитарного профиля, ориентированного на непосредственные интересы Республики Татарстан и международные академические стандарты». Фактически это модель того же самого Европейского университета, где работает сейчас ученый. По Бустанову, миссия национального университета — это «формирование площадки для сотрудничества между фундаментальной наукой и практическими нуждами общества республики». Университету необходимо остановить «утечку мозгов» из республики и ориентироваться на решение актуальных вопросов в таких сферах, как культурная политика, городская среда и послевузовское образование. По мнению профессора Бустанова, финансирование при этом должно осуществляться за счет пожертвований, грантовых программ и платных образовательных услуг. В небольшом вузе планируется открыть факультеты урбанистики и современной культуры, политических наук, исламоведения. Должна быть и лаборатория изучения современных технологий.

Автор следующего проекта — известный историк Юлай Шамильоглу. Американский ученый татарского происхождения ни реально, ни виртуально в самом сегодняшнем обсуждении не участвовал — на момент заседания «Фабрики мысли» в США было раннее утро. Как сообщил Файзрахманов, это самая первая по времени созданная концепция — Шамильоглу еще в 2001 году показывал ее первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Проект предполагает создание вуза для татар и тюрок всего мира (International Tatar University), для татарской диаспоры предполагаются даже отдельные квоты. Обучение должно вестись на татарском, русском, английском и других иностранных языках. Программа идеальна со всех точек зрения, за основу взят университет в штате Висконсин, где работал Шамильоглу. Правда, концепция пока существует только на английском языке.

Ильшат Саетов Ильшат Саетов: «Концепция Шамильоглу, как мне кажется, не соответствует современным реалиям. Это некая мечта, к которой мы еще придем»

По мнению научного сотрудника Института востоковедения РАН Ильшата Саетова, самый большой минус этого «классического университета с мощным финансированием» — его воплощение в жизнь: «Очень важны вопросы ресурсов, отношение верхов-чиновников, наделение полномочиями тех, кто будет создавать университет. Тогда его можно открыть буквально за считаные недели. Но если говорить о современных условиях, то концепция Шамильоглу, как мне кажется, не соответствует современным реалиям. Это некая мечта, к которой мы еще придем». Впрочем, возразил модератор встречи Файзрахманов, даже в названии обсуждения «Университет: мечты, реальность, концепция» грезы стоят на первом месте.

Третья концепция, разработанная Саетовым, претендует на реалистичность и предполагает создание Открытого татарского университета. Его миссией является «создание научно-образовательного измерения интеграции татарскости в изменяющийся мир». Основные задачи: аккумуляция исследований о городской татарской культуре; производство новых знаний и культурных паттернов; создание татарской образовательной среды. Направления обучения тоже три: IT-медиа; этнокультурный менеджмент; город и люди. 

На следующей неделе пройдет завершающий цикл образовательной «Акыл фабрикасы», где участники разработают модель татароязычной школы будущего и представят 100 идей для татарской школы будущего. Продолжится и обсуждение концепции национального университета.