Если верить Бухари (№1583–1586) и Муслиму (№1333), Священная Кааба построена неправильноФото: dumrt-haj.ru

СОГЛАСНО ТРАДИЦИОННОМУ ХАДИСОВЕДЕНИЮ

«Если бы твои соплеменники не были столь близки к джахилии [букв. невежеству, т. е. доисламской эпохе язычестваприм. ред.], я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от нее отделено и опустил бы [ее дверь до уровня] земли, и сделал бы в ней две двери — восточную и западную, и [перестроил бы ее на основе] фундамента, [заложенного пророком] Ибрахимом/Авраамом». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Иначе говоря, кто хотел — только вдумайтесь! — разрушить главную святыню ислама, а затем еще ее и радикально видоизменить?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте на минуточку, что кто-то сегодня выступит с заявлением, что Священная Кааба, мол, построена неправильно и ее нужно полностью переделать.  Кто бы это мог быть? Какой-то светский ученый, который полагает, что знает некую историческую истину и не желает ее соотносить с реальными настроениями мусульман? Или какой-то еретик, который возомнил себя умником, ведающим больше, чем все мусульманские улемы на протяжении 1400 лет? Или, может быть, какой-то — Господи, помилуй! — реформатор ислама, желающий посеять смуту в наших сердцах? Не знаю. Но могу сказать лишь одно: вышеприведенные слова, обращенные к матери всех верующих мусульман хазрати Айше, принадлежат нашему любимому пророку Мухаммаду. Ни больше, ни меньше.

«Наверное, это какой-то апокриф, взятый из лживого источника!» — возможно, скажет, недоверчивый читатель, цепляющийся за свои привычные стереотипы и устоявшиеся догмы. Нет. Данный хадис, причем в нескольких изводах,  приводится в самом достоверном с точки зрения традиционного/классического исламского богословия сборнике хадисов — «Сахих аль-Бухари». Более того, то же самое предание приводится и во втором по значимости сборнике хадисов — «Сахих Муслим». А согласно опять-таки традиционному хадисоведению, если какой-то хадис приводится одновременно в обоих этих авторитетных сборниках, то он считается наивысшим по степени своей надежности преданием.

Хадисоведы сохранили для нас и диалог между Айшей и Пророком, в котором объясняется, почему Кааба построена неправильно: «Я спросила Пророка: „Является ли [полукруглая] стена частью Каабы?“ Он сказал: „Да“. Я спросила: „Так почему же они [т. е. курайшиты, перестраивавшие Каабу за несколько лет до начала пророчества Мухаммадаприм. ред.], не присоединили ее к Каабе?“ Он ответил: „Потому что твои соплеменники испытывали недостаток в средствах“. Я спросила: „А почему дверь ее поднята [над землей]?“ Он ответил: „Твои соплеменники сделали так, чтобы пускать внутрь кого пожелают и не давать [входить в Каабу] кому не пожелают“».

Ранние мусульмане прекрасно знали о воле Пророка, согласно которой Каабу нужно переделать. Так, Абдаллах ибн аз-Зубайр, боровшийся с омейядской династией, пришедшей на смену праведным халифам и, как принято считать, воплотивший в исламском мире светскую/безбожную власть, в 64/683 году в ходе поднятого восстания перестроил Каабу согласно вышеприведенному завещанию Пророка. Однако в таком виде святыня просуществовала недолго. Спустя десять лет цепной пес омеяйдского  режима, погубивший немало мусульман и сподвижников Пророка, аль-Хаджадж, отвоевав Мекку, убил Абдаллаха и вернул Храму прежний вид. Единственное, что осталось из нововведений Абдаллаха, — это высота Каабы, которую он довел до 27 локтей (согласно Муслиму, Абдаллах нарастил стены Каабы на 10 локтей).

Итак, если верить Бухари (№1583–1586) и Муслиму (№1333), Священная Кааба построена неправильно.

«ЛЮДИ СУННЫ»

Какие выводы мы можем сделать из всего вышесказанного? Первый по списку, но не по значимости, вывод заключается в том, что мир суннитского большинства следует Сунне лишь выборочно. Несмотря на то, что понятие «Закон Пророка» (суннат ар-расул или суннат ан-наби) в отличие от «Закона Бога» (суннат аллах) ни разу не упоминается в Коране, Сунна была провозглашена вторым после Слова Бога источником религиозного Закона в суннитском исламе. Отсюда и самоназвание суннитских богословов «Ахль ас-Сунна» — «Люди Сунны». Поэтому избирательный подход к Сунне —  не что иное, как самодискредитация суннитов, с точки зрения логики самого суннизма.

Изначальный концепт Сунны предполагал, что в своде преданий о Пророке Мухаммаде общие положения Корана обретут развернутую детализацию. По целому ряду вопросов так оно и было. Но в ряде положений, как например, в вопросе раджма — казни блудников через забрасывание камнями — Сунна де-факто подменяла Коран, предписывавший совершенно иное наказание. Подобная, ложно приписанная Пророку, Сунна воплотила в себе средневековую реакцию консервативной части общества на гуманистическую революцию Священного Писания. Многие богословы пошли еще дальше, до предела абсолютизировав богословское значение Сунны и провозгласив, что «Сунна есть судья Корана, но Коран не может судить Сунну». Поэтому, собственно, сунниты и называют себя «людьми Сунны», а не «людьми Корана», что с точки зрения изначальной исламской иерархии приоритетов выглядит очень странно. За отказ следовать приписанной Пророку Сунне несогласных мусульман подвергали гонениям и жестоко убивали.

Тем не менее, как мы видим из вышеизложенного, в вопросе внешнего вида Священной Каабы сами суннитские богословы не спешат исполнять прямую волю Пророка, то есть следовать Сунне, что дает полное право упрекнуть их в том, что они не придерживаются своих собственных принципов. Поэтому когда очередной проповедник в своих сладкоголосых речах будет вам внушать, что мы, дескать, должны строить свою жизнь в исламе по Сунне, спросите его о Каабе. Что мешает привести ее в тот вид, о котором говорил Пророк? Абсолютно ничего.

ДО ИСЛАМА ЖЕНЩИНА БЫЛА ПРОСТО ВЕЩЬЮ

Второй вывод, куда более значимый, чем первый, состоит в следующем. Многие из нас ошибочно полагают, будто бы пророк Мухаммад обладал абсолютной властью над своими последователями и, дескать, достаточно было лишь одного его слова для того, чтобы изменить существующее положение вещей. Это не так. Все дело в том, что Пророк был избран стать проводником величайшей революции гуманизма в истории мира. Неслучайно Коран учит о человечестве как о единой семье, провозглашает религиозно-конфессиональный плюрализм Божьим предначертанием, заповедует свободу совести и вероисповедания. Он не оставляет места для «священной войны» во имя распространения веры. Предельно сужая круг уголовно наказуемых грехов, мусульманское Священное Писание фактически отменяет смертную казнь. Далеко не все современники Пророка были готовы принять столь радикальный слом привычного им мировосприятия. Поэтому полагать, будто бы они все без исключения были готовы незамедлительно воплощать в жизнь заповеди Последнего Завета Бога с человечеством значит не знать реальной истории и не понимать природы человека.

Как следствие, в исламе возник принцип постепенности, подразумевающий поэтапное введение в жизнь людей новых положений. Наиболее известный пример этого — запрет на употребление вина, который был введен в исламе в три этапа. Однако некоторые положения при жизни Пророка не успели утвердиться полностью. Если вы спросите типичного современного мусульманского богослова, как ислам относится к рабству, то он вам ответит, что ислам не приемлет этот позорный общественный порок, поэтому наш религиозный закон под разными предлогами подталкивает человека к тому, чтобы освобождать рабов. Правда, он умолчит, что все четыре канонических толка суннитского ислама вместо того чтобы довести начатое Пророком дело по искоренения института рабства до конца, узаконили его в своей средневековой версии шариата. Тем не менее этот пример очень показателен: не все, что задумывалось, было осуществлено в полной мере при жизни Пророка.

Другой пример неизбежной постепенности — признание прав прекрасной половины человечества. До ислама женщина была просто вещью. Коран провозглашает ее равноправие с мужчиной. Одним из практических следствий этого является признание ее права на долю в наследстве. В доисламской Аравии женщина была лишена подобных возможностей. Поэтому когда было провозглашено, что отныне женщина будет участвовать в наследовании, это вызвало шок среди многих современников Пророка. Реакция шовинистского общества была вполне ожидаема, поэтому, исходя из принципа постепенности, Бог предписывает давать женщине при делении наследства лишь половину доли мужчины. Главное на первом этапе было приучить людей к мысли, что женщина — такой же человек, как и мужчина, а потому должна иметь право на наследство. Но даже введенная полумера вызывала среди последователей Порока протест. Женщина не садится на коня, то есть не участвует в военных походах, так почему она должна получать долю, равную доли мужчины, вопрошали они. Иначе говоря, слом привычных установок давался непросто.

Поэтому Пророк и в вопросе наследования был призван действовать поэтапно, руководствуясь принципом постепенности. К сожалению, вместо того чтобы завершить начатое им и довести равноправие женщин, в том числе в вопросе наследования, до конца, средневековые мусульманские богословы, как и в случае с рабством, остановились на полпути и стали проповедовать шовинистские и сексистские по своей сути тезисы о том, что, мол, женщине много не надо, ей хватит и половины доли мужчины при делении наследства.

«КОРАН УЧИТ НАС СЛЕДОВАТЬ ПРИМЕРУ ЛУЧШЕГО ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ»

На фоне вышесказанного становится понятным, что Пророк ставил вопрос о необходимости перестройки Каабы в крайне консервативном обществе. «Если бы твои соплеменники не были столь близки к джахилии и я не опасался бы, что сердцам их не понравится [подобное], я бы присоединил эту стену к Каабе, а дверь опустил до [уровня] земли», — сказал Пророк нашей матери Айше. Обозначая данную проблему он, видимо, надеялся, что его призыв услышат следующие поколения мусульман, которые уже не будут скованы доисламскими взглядами и смогут перестроить Каабу в соответствии с тем, как ее видел сам Пророк. Но, увы, этого не произошло. Другими словами, отказавшись исполнять волю Пророка, суннитские богословы продемонстрировали свою приверженность воззрениям доисламского язычества, нежели идеалам ислама. Мир суннитского большинства застрял в антиисламских по своей сути воззрениях.

Принцип постепенности помимо прочего означает, что ислам был дан в потенции, прежде всего как идеал, к которому надлежит стремиться, а не как застывшая на все времена данность, в которой есть ответы на все существующие вопросы. С данной точки зрения задача каждого поколения мусульман состоит в том, чтобы от века к веку разворачивать исламский проект во всем своем величии и совершенстве. В прежние эпохи данная задача была выполнена лишь отчасти. В каких-то вопросах наши предшественники остановились, не решившись двигаться дальше, в каких-то даже совершили откат. Вот почему в средневековом исламе есть признание рабства, неравноправие мужчин и женщин, педофелия, ксенофобия, милитаризм, обскурантизм и прочее.

К сожалению, сегодня подобные средневековые наслоения некоторые ошибочно воспринимают за эталонный ислам. «Нас критикуют, что мы впали в какое-то дремучее средневековье, — заявил на днях ректор Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин, —  но я прекрасно понимаю, что без этого нельзя, потому что это классическая основа ислама». В действительности основа ислама — это не средневековые вставки и добавления, а подлинный первоисточник нашей религии — Священный Коран, который есть не что иное, как слово Бога.

И именно Коран учит нас следовать примеру лучшего человека на земле – пророку Мухаммаду. Но большинство суннитских богословов не способно на это. Ведь в таком случае надо будет отказаться от установок джахилии и, как следствие, разрушить и перестроить Каабу. Однако следовать в реальности завету Пророка превыше их сил.

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции