«ЭТО ФИКСАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ С МЕСТНОЙ ПРИРОДОЙ»

В центре современной культуры «Смена» экспонируется коллективный проект «Наблюдатель» – итог программы «Не-места» от междисциплинарного проекта Department of Research Arts (Москва). За полтора года (проект был начат в 2016 году) в рамках программы прошло множество разных событий: это персональные и коллективные выставки художников и фотографов, циклы лекций ученых, приезжавших исследовать Казань. Участники «Наблюдателя» – московские художники Павел Отдельнов, Николай Онищенко, Алексей Васильев и фотограф Сергей Новиков.

Город и его пространство, история, социальные связи – самый популярный сегодня объект исследования. Урбанисты всех мастей изучают современные города и их жителей чуть ли не под микроскопом, художники тоже не остаются в стороне. И, пожалуй, исследование города средствами искусства будет поинтереснее многих псевдоурбанистических практик. Во всяком случае, визуально убедительнее. «Наблюдатель» – емкое и простое название проекта, отражающее его задачу: увидеть то, что оказывается скрыто за привычными клише образа города.

Экспозиция «Наблюдателя» начинается с работ Отдельнова. Тема его исследования – экологический геноцид Казани. Он происходит, несмотря на всероссийское представление о Казани как о современном, респектабельном и комфортном городе. Эта внешне благополучная Казань на самом деле погибает, и скрытый для многих неявный процесс погребения городских территорий под мегатоннами намытого со дна реки песка художник показывает нам в своих работах. Наиболее очевидно на эту тему он высказывается с помощью видео «Песок» – фильма-коллажа, собранного из серии фото нашего города, снятых из космоса. Художник так сколлажировал эти изображения, что во время просмотра зрелищного медитативного видео возникает иллюзия тектонического сдвига, зарождения коры земли. На самом деле это фиксация изменений, происходящих с местной природой: мы видим, как земельные участки внутри и вокруг Казани постепенно меняются – происходит захват прибрежных территорий крупным застройщиком, связанным с руководством республики, варварская засыпка рек Казанки и Волги. Засыпок много – они есть в пойме Казанки, засыпан берег Волги рядом с поселком Аракчино, в районе железнодорожной станции Займище, территория, на которой построен Свияжский логистический центр в Нижних Вязовых, – тоже результат этого метода «освоения» территории. «Казанская Ривьера» также, как и мост «Миллениум», построена на отнятой у реки Казанки берегах.

Последний громкий экологический скандал произошел год назад, в ноябре 2016 года, когда погиб лес рядом со стадионом «Казань Арена», погребенный в песчаных завалах со всей своей флорой и фауной. Удивительно при этом, что большинство жителей Казани не волнует то, что происходит с ними рядом. Озабочена этой проблемой только небольшая группа местных экоактивистов, отважно защищающих Казань и Волгу на протяжении нескольких лет. В этой ситуации по-настоящему ценным является взгляд художника. Вызывает уважение не только его гражданская позиция, наблюдение подкупает глубиной и образностью художественного высказывания.

Вторая работа Отдельнова из цикла «Песок» называется «Займище». Это живописное полотно, изображающее засыпку волжского берега в районе одноименного поселка. На холсте воспроизведен вид на территорию с высоты птичьего полета – причудливая загогулина засыпки белого цвета контрастирует с темно-синей речной водой. Засыпка расположена в центре фарватера реки, левый и правый берега, написанные светлой охрой, в тоне мягче, светлее, оттеняют чужеродность и неуместность яркого пятна засыпки.

Второе полотно – реалистический пейзаж, называется «Пойма». Оно также создано в технике масляной живописи, имеет достаточно заметные габариты – 1,5 на 2 метра. Почти так же, как и в первом полотне, художник делит холст по горизонтали пополам линией горизонта. Но если в «Займище» взгляд художника был направлен сверху вниз, то в «Пойме» мы наблюдаем за центральным объектом композиции, находясь на уровне земли. Полотно написано Отдельновым в его типичной манере – фрагменты подмалевка с просвечивающим сквозь прозрачный слой краски холстом чередуются с пастозными, густо написанными кусками. Корпусными мазками быстро и мастерски намечен объем стадиона «Казань Арена» на светящемся медиафасаде которого в момент наблюдения воспроизводится российский флаг. Это очень символично – получается, что здание  маркирует местность определенным образом: все это пространство принадлежит государству, власти, а не горожанам.

«СИМВОЛ РОСКОШИ, НОВОГО ФОРМАТА ЖИЗНИ»

Второй участник выставки – Онищенко. Весной этого года в «Смене» художник экспонировал свой персональный проект АLINA. В нем архитектурные сооружения Москвы представали перед зрителями как некие «чужие», странные объекты, реликты ушедшей эпохи. Здесь, в новой серии, в кругах-тондо на фоне неба голубовато-свинцового оттенка воспроизводятся графичные силуэты знаковых зданий Казани как реализованных проектов, так и существующих пока на уровне идеи (имеется в виду офисный комплекс, аналог «Москвы-Сити»). Хотя художник предполагает, что это не очень известные, в отличие растиражированных в туриндустрии, образы Казани, тем не менее в местном городском сообществе они весьма популярны, у них есть свой бэкграунд и мифология. Так, существует городская легенда, что опорные конструкции моста «Миллениум», выполненные в виде буквы М, символизируют первую букву имени бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Горнолыжный комплекс «Свияжские холмы» (островерхие силуэты на одном из тондо) – одна из резиденций татарстанского истеблишмента, красивейшее место Татарстана. Это символ роскоши, нового формата жизни, к которому многие горожане стремятся, зачастую лишь в своих мечтах и который наши властные верхи символизируют и представляют. Получается, что образы новой, современной Казани и материальное воплощение этой мечты формирует элита республики, а не общественное мнение или воля.

Вторая работа Онищенко – FADES, выполнена в виде мокьюментари-инсталляции (вымышленная документалистика), воспроизводящей дневник вымышленного персонажа – представителя казанской технической интеллигенции, при этом психически нездорового человека, ощущающего себя новым Прометеем. Этот человек искренне считает, что в груди у него вместо сердца пульсирует магический светящийся кристалл. События, описываемые в его дневнике, происходят в конце 1960-х – начале 70-х годов. В них описания вполне обыденных рабочих и праздничных дней чередуются с фиксацией фантазий его больного, тревожным ощущением катастрофы, какого-то трагического события.

В образе и мокьюментари-истории этого персонажа Онищенко воспроизвел художественно переосмысленную историю НИИ «Прометей». Стоит отметить, что последние примерно пять лет мы наблюдаем необыкновенный интерес со стороны российского художественного сообщества к наследию НИИ. Прошло несколько выставок в различных музеях и художественных институциях Москвы, сейчас в процессе подготовки большая выставка – совместный проект НИИ «Прометей», «Смены» и Государственной Третьяковской галереи. Поскольку в нашем городе существует своя мифология «Прометея», которую писал как сам Булат Галеев, бессменный руководитель этого коллектива, так и его соратники и последователи, на фоне устоявшихся представлений казанцев о судьбе и вкладе прометеевцев в современное искусство, очень интересной кажется эта художественная версия давних событий, сконструированная Онищенко. Художник в своей сюрреалистически-кафкианской работе смог передать дух времени, ощущение причастности условного горожанина к той авангардно-экспериментальной работе в области мультимедиа, которой занималась тогда команда «Прометея».

Интересна сама подача «дневника», представленного и в виде рукописи, и в напечатанном на пластике виде: когда читаешь и смотришь на пластик, оргстекло, на который нанесен текст, возникает иллюзия того, что больное сознание разделяется на три слоя. При чтении верхних строк снизу просвечивает, отражается тенью второй слой. Так возникает эффект потока больного сознания, который перепрыгивает с одной мысли на другую.

«КАЗАНЬ СПОРТИВНАЯ»

Абсолютно в ином медиа, контрастирующим с текстовым концептуалистским подходом Онищенко, работает Васильев – третий участник «Наблюдателя». Его персональная выставка также недавно экспонировалась в «Смене». Манера Васильева отчасти напоминает почерк Жана-Мишеля Баскиа – американского граффитиста, которого Энди Уорхол сделал звездой современности. Его работы необыкновенно эффектны и просто с формальной точки зрения очень подкупают своей яркостью, свободой, мастерством выражения, виртуозностью. Герои его полотен – представители уличных субкультур. Художник и сам является частью стрит-артистского сообщества, как и Баскиа, он воспроизводит в своих работах знакомые типажи и привычную среду, наблюдает ее не извне, а изнутри. Поскольку эта среда универсальна и в каждом городе присутствуют такие типажи и граффити-фон, найти на полотнах Васильева явных казанских стрит-персонажей не так-то и легко. Возникает вопрос: нужно ли было быть резидентом и жить в Казани и погружаться в местную среду, чтобы написать серию этих работ?

Четвертое исследование не только казанского, но и татарстанского пространства средствами фотографии принадлежит Новикову. Его проект «Восточная трибуна» –  это визуальное исследование культуры любительского футбола. Герои его фотографий – члены команд городов и райцентров Татарстана – Альметьевска, Бавлов, Рыбной Слободы и др. Это клубы, которые не входят в иерархию ФК высшей лиги, но их участники тем не менее являются героями своего города и частью спортивной субкультуры, в которую, кроме игроков, входит еще и армия болельщиков. И хотя эта армия остается за кадром, мы как бы смотрим на футболистов глазами их фанатов. «Казань спортивная», «Спортивный Татарстан» – это очень особенная линия в современной истории города, и здесь очень важно то, что Новиков не только запечатлевает самих футболистов, но и ландшафт футбольного поля и архитектуру стадионов. На фото мы видим характерные приметы времени – силуэт минарета, например. Спорт и религия – два инструмента, которые всегда использовала власть, если хотела успокоить и отвлечь общество от насущных проблем. И образ стадиона, конечно, многозначен, ведь это не только место проведения спортивных состязаний, но и место экономического, культурного, политического притяжения.  

Об этом в том числе 2 ноября шла речь на лекции петербургского искусствоведа Дмитрия Козлова, который презентовал свою книгу «Пространство спорта. Стадионы советской Казани», подготовленную им к изданию совместно с издательством «Смена» при участии известного казанского историка архитектуры Сергея Саначина.

Вообще, параллельная программа выставки «Наблюдатель», проводившаяся на протяжении октября, была необыкновенно интересной и полезной для культурного и научного сообществ Казани: социолог Андрей Корбут прочитал лекцию «Человек и люди: этнометодолгия городской толпы», специалист по философии и социологии спорта Владимир Нишуков рассказал о футболе в большом городе, у социолога Олега Кильдюшова лекция называлась «Мыслить тело: как социогуманитарные науки изучают спорт».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции