Предстоящее 25-летие Конституции РТ мы встречаем на фоне разговоров о том, что в нашей стране так и не построено полноценных федеративных отношений. Изменится ли региональная политика после президентских выборов – 2018? Будет это дальнейшее завинчивание гаек или наоборот? Существует ли в российском обществе и у власти запрос на расширение полномочий регионов? «БИЗНЕС Online» отвечают Олег Морозов, Василий Лихачев, Владислав Жуковский, Валентин Катасонов, Егор Холмогоров и другие.
«НЕ СОВСЕМ ПРАВИЛЬНО, ЧТО У НАС ОТДЕЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ СТРАНЫ ИМЕЮТ СВОИ КОНСТИТУЦИИ»
Олег Морозов — член Совета Федерации от РТ:
— Я бы не утверждал, что имеется какой-то кризис федерализма в России. Мне кажется, наше государство построило достаточно успешную, устойчивую федерацию. Вопрос только в том, что любая федерация в каждый момент своей жизни требует постоянной тонкой настройки как раз с целью гармонизации тех встречных процессов, которые всегда есть во взаимоотношениях между центром и регионами.
На мой взгляд, самая большая проблема, которая есть сегодня в российском федерализме, — это вопрос о полномочиях субъектов и способность эти полномочия исполнять, потому что, хотим мы или не хотим, федерация у нас сейчас асимметричная. Одно дело Татарстан — Москва, другое дело — дотационные регионы. Понятно, что наша республика всегда претендовала и будет претендовать на больший объем полномочий, которые она сама может исполнить, и в этом смысле демонстрирует свою самостоятельность. И вторая тема, которая всегда возникает, — то, что касается бюджетного федерализма. То есть то, как распределяются деньги, как об этих деньгах договариваются. И вот здесь масса проблем, вокруг которых, собственно, ведется сегодня дискуссия. Поэтому мне представляется, что ничего чрезвычайного в российском федерализме сегодня не происходит. А те проблемы, которые есть, носят характер этой настройки. После каждой такой дискуссии, после каждого столкновения мнений, мне кажется, что мы выходим из этого не более слабыми, а более сильными. Поэтому и дискуссия о татарском языке, и дискуссия о том, сколько оставлять денег в Татарстане, а сколько забирать, — это дискуссии, которые делают нас сильнее.
Валентин Катасонов — экономист, председатель русского экономического общества им. Шарапова:
— Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что неизвестно, кто будет президентом, как пройдут выборы. И вообще, есть некоторые признаки того, что готовится какая-то заваруха, — сейчас не до федерализма. Хотя я думаю, что, если будут более широкие полномочия у регионов, распадется Российская Федерация так же, как распался Советский Союз. С моей точки зрения, не совсем правильно, что у нас отдельные субъекты страны имеют свои Конституции — Конституция должна быть единой. Особенно это актуально для России, потому что это большое государство, которым сложно управлять. Если еще и в отдельных регионах будут свои Конституции...
Кстати, в США сейчас идут очень серьезные центробежные процессы, правда, они всегда там были. Недавно общался с представителями штата Техас, они очень серьезно настроены на выход из Соединенных Штатов, и Калифорния тоже, в Европе это Каталония и т. д. Я думаю, что кому-то выгодны вот такие деструктивные дезинтеграционные процессы. Мелкими субъектами легче управлять тем, кого я называю «хозяевами денег». А вообще, скажем, Чечня прошла все испытания, перегрузки. Кадыров прекрасно понимает, что означает вмешиваться в попытку какой-то автономизации, дистанцирования от Москвы. Все как раз наоборот, пройдя все это, он теперь за централизацию и создание единого государства. Но это понимание приходит только тогда, когда возникают перегрузки: войны, кровь и так далее.
Владислав Жуковский — экономист:
— Изменения во внутренней политике в нашей стране происходят последние четыре года, и чем дальше, тем больше будут закручиваться гайки в отношении федерального центра с регионами. Выстраивается вполне себе феодальная крепостная система управления территориями, когда из федерального центра, из Москвы идет жесткий контроль за местной региональной элитой, прежде всего через финансовое ярмо, финансовую петлю. Можно ставить в управление молодых технократов, которые по большому счету никогда ничем не руководили, а всю жизнь просиживали штаны в министерствах и ведомствах, не создав ни копейки добавленной стоимости, а проедая, по сути, деньги налогоплательщиков. Они не имеют ни авторитета, ни веса, ни узнаваемости в регионах. А местные заглядывают в рот большому начальству, не смея перечить молодым технократам. Нынешние новые руководители на местах могут завести регион в жесточайший финансовый, бюджетный, социально-экономический кризис, причем в течение нескольких лет, а ситуация сегодня без того плачевна. Если суммарные долги регионов Федерации достигают 1 триллиона 450 миллиона рублей, добавьте сюда долги муниципалитетов — еще 270 миллиардов, и мы получаем треть субъектов России, которые откровенные банкроты и денег у них нет совсем.
Для того чтобы регионы получили больше самостоятельности, власти нужно иметь политический характер и не бояться политической конкуренции, однако по факту ее панически пугаются. Как только деньги будут оседать в регионе, за них начнется борьба со стороны местных элит и получится реальная конкуренция программ, кандидатов, а это и есть публичная политическая деятельность, а для федерального центра это угроза, потому что предъявить реальные достижения в абсолютном большинстве субъектов Федерации они просто не могут, потому что это зона социально экономической катастрофы — это социально-экономическая Припять. Запрос со стороны общества на региональную самостоятельность есть, другое дело, что он явно и четко не сформулирован. А с помощью СМИ и массовой пропаганды можно уверить, что жить в стойле хорошо и быть крепостным холуем и молиться со свечой на барина — это здорово. Поэтому вбивается мысль, что если жизнь будет не такой как сейчас, то в России будут жить как в Ливии, в Сирии, в Украине.
Егор Холмогоров — общественный деятель и публицист:
— Все упирается в то, что в современной России федерализм неравноправный, что существуют субъекты с совершенно разным статусом. Причем у некоторых, включая Татарстан, этот статус неоправданно завышен в результате известной политики Ельцина, укладывающейся во фразу «Берите суверенитета сколько хотите». Я думаю, в конечном итоге этот вопрос будет развиваться в сторону выравнивания прав и обязанностей всех субъектов государства. И надеюсь на то, что это будет выравнивание по достаточно высокой планке. Не так, что все приведет к одному, довольно низкому, уровню, а у русских регионов будут определенные, значительные права для своего внутреннего развития и статусы всех регионов уровняются. Если мы хотим, чтобы Россия была единой, все регионы должны быть полноправными.
А то, что сейчас происходит в Татарстане, я не считаю закручиванием гаек. Договор был явным анахронизмом, ситуация с принуждением школьников к изучению неродного им языка, который при этом не является государственным языком Российской Федерации... Вообще само понятие государственного языка РФ субъекта Федерации — немножко нонсенс. В любом государстве есть один главный государственный язык. Если их больше, они должны распространяться на всю страну, а не на ее участок. А принуждать изучать в обязательном порядке региональные языки, тем более когда это вырождается в совершенно откровенную профанацию, несет вред нормальной подготовке по русскому языку и в общем снижает шансы абитуриентов на поступление в вуз. Борьбу с этой ситуацией нельзя называть закручиванием гаек. Существует ли запрос на более широкие полномочия для регионов? Несомненно. Существует запрос именно на равноправные широкие полномочия для регионов. Сейчас, конечно, полномочия у большинства русских субъектов очень сужены. Когда, например, центр может произвольно отобрать деньги — это ненормально.
Николай Сванидзе — журналист, историк:
— Пока что нет оснований полагать, что после выборов изменится региональная политика. Вряд ли стоит быть оптимистами и говорить, что все будет хорошо и все поженятся. По крайней мере, сейчас я для этого рациональных оснований не вижу. Я думаю, что может продолжиться завинчивание гаек, потому что признаков изменения этого тренда не наблюдается. С чего вдруг? А запрос на более широкие полномочия у общественности регионов объективно существует, потому что более широкие полномочия делают функционирование страны эффективнее. А вот в обществе регионов — да, наверное, такой запрос есть, в региональных элитах. Но в центре этот запрос не ощущается.
«ПРОБЛЕМЫ ВСЕГДА СУЩЕСТВУЮТ, ОСОБЕННО В ТАКОЙ ОГРОМНОЙ СТРАНЕ»
Василий Лихачев — член Центральной избирательной комиссии РФ, вице-президент российской ассоциации международного права:
— Проблемы всегда существуют, особенно в такой огромной стране. Федерализм, вне зависимости от того, говорят о нем или нет, отворачиваются от него или нет, всегда будет существовать. С точки зрения проблемной линейки, которая сегодня существует, которую я знаю, очень важно, что Татарстан дает какую-то методику выхода из этих проблем, на их осознание, на их оценку. Что касается федералистских настроений Путина, то они им прочувствованы. Последний пример — принятое постановление об осуществлении финансового содействия регионам, которые оказались в линейке должников. Москва сегодня заинтересована в выстраивании экономического федерализма и в меньшей степени говорит о политической стороне этого процесса. На политический аспект мы делали упор, когда готовили Конституцию РТ, договор о разграничении полномочий.
Тезис о расширении полномочий региона не будет сегодня актуален только потому, что ситуация остра. Я имею в виду ситуацию с русофобией и антироссийскими вещами. Уже сейчас я занимаюсь подготовкой президентской кампании за рубежом, за которую я отвечаю. Позавчера встречался в Москве с представителями русского мира из 88 стран, и мы говорили о задачах, совместной работе. Я почувствовал, что и спецслужбы Запада, несколько разведок США, разведсообщества НАТО настроены антироссийски. Они будут заниматься проблемами ослабления легитимного эффекта этих выборов, выбирая в качестве персон для нападения известные фамилии. В такой момент новейшей истории важно сохраниться в рамках правового поля, которые дала Конституция и федеральное законодательство. Находясь в Москве, я понимаю, что есть большое желание уравнять субъекты Российской Федерации. Скрывать не надо, на каком-то этапе Татарстан, Санкт-Петербург, Москва, Московская, Свердловская области, Краснодарский край реально вышли вперед. Я бы на месте людей, принимающих решения, использовал бы максимально богатый опыт федерализма. Татарстанский опыт — особый разговор, особая песня, и она должна быть народной.
Марат Галеев — зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:
— То, что нужно обновление модели концептуального развития, — это достаточно очевидно. Достаточно этого или нет, сейчас сказать трудно, но объективная потребность в этом есть, однако всегда есть варианты развития, которые определяются многими факторами, в числе которых на первом месте могут быть политические. Это будет зависеть от внешней ситуации, от того, сохранятся санкции в прежнем формате или будут ужесточаться. От этого многое зависит. Варианты развития всегда есть. Субъективные решения всегда связаны с текущими обстоятельствами, а объективные потребности в децентрализации есть.
Марат Бариев — депутат Госдумы РФ:
— Я считаю, и хотелось бы надеяться, что принципы федерализма у нас будут расширяться, как и полномочия регионов. Сам я, безусловно, считаю, что децентрализации власти должно быть меньше и больше полномочий, ответственности у субъектов, но подкрепленных ресурсным обеспечением. И ряд территорий, включая Татарстан, показывают, что регионы с такой ответственностью и с такими полномочиями справляются, и население это приветствует.
Мурат Сиразин — фермер:
— Я думаю, что, естественно, изменятся отношения. Федерация не означает, что нужно вместо нее устраивать конфедерацию, то есть позволять подписывать договоры отдельно областям, республикам с центром. Тот беспредел, когда было 40 договоров, нужно было давно кончать, ни к чему это хорошему не приводило. Я помню, как на границе Татарстана на мостах брали деньги за то, что номера не татарские. То же самое было в Чувашии, я, будучи депутатом, обратился к прокурору Чувашской Республики: на каком основании взымают деньги с татарских машин? Потом это отменили, но появилось у нас. Я думаю, что сегодня политика, которую проводят Путин и Кириенко, правильная. Широкие полномочии регионах они должны быть, но в разумных пределах, причем должны быть не только у республик, но и у районов, областей и сельсоветов. В Татарстане полная вертикаль власти, и глава муниципалитета или поселения ничего не может сделать, а республиканские чиновники требуют себе власть и не только ее.
Мякзюм Салахов — президент Академии наук РТ:
— Я не предсказатель, но я знаю одно: чтобы Россия была сильной, региональные взаимоотношения должны усиливаться, у нас должно быть именно федеративное государство. Если наше руководство это понимает и поймет, то мы должны усилить эту составляющую. И то, что там говорит Владимир Жириновский и другие политики, — это так, несерьезно. Понимаете, есть естественные процессы, и, если мы сейчас начнем уничтожать, нарушать это хрупкое конфессиональное, национальное равновесие, то экономика сразу упадет. Все войны, которые есть, происходят либо на религиозной почве, либо из-за земли. Других проблем не было на всем протяжении истории человечества. Мое мнение: для устойчивого развития экономики должны быть гармоничные межконфессиональные, региональные отношения между центром и регионами. Это должно быть сохранено и усилено — тогда будет лучше. Будет синергетический эффект.
Денис Валеев — заместитель министра промышленности и торговли РТ:
— Федеративные отношения — это всеобъемлющая тема, в которую входят все сферы нашей деятельности, в первую очередь в разрезе отношений между федеральным центром и регионами. Я думаю, что эти отношения можно комментировать по-разному, но сегодня Россия — это федеративная страна, состоящая из различных по своему потенциалу регионов и единого федерального центра. Это работа регионов — инициировать диалог с федеральным центром и обосновывать те или иные подвижки в нашем законодательстве с учетом мирового опыта, поэтому я достаточно оптимистично смотрю на потенциал нашей республики как одного из индустриальных, образовательных, культурных центров России в данном диалоге.
«У МЕНЯ ПОЖЕЛАНИЕ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ВЗЯЛ КОНСТИТУЦИЮ И ПОДУЧИЛ ЕЕ»
Фаузия Байрамова — общественный деятель, писательница:
— Я думаю, что политика изменится, будет ли это после выборов или в предвыборной программе Путина, но изменения будут, причем не в нашу пользу, не в пользу национальных республик. Ведь и в государственной стратегии, и в разговорах у них одно и то же слово: национальные республики наносят вред России. Сам Путин как-то высказывался, что Ленин подложил бомбу под Россию, поделив ее на национальные республики, а значит, бомба должна когда-нибудь взорваться, а, чтобы она не взорвалась, нужно убрать эту бомбу. Возможно, в следующем году под предлогом укрупнения начнут убирать национальные образования. Для нас это очень плохо, не только для татар, чуваш или башкир, для самих русских будет плохо.
В Татарстане, хорошо ли плохо ли, своя экономика была и стояла не на последнем месте в России. Национальные республики, кроме Кавказа, никогда не создавали проблем РФ. А сейчас? «Языковой вопрос» поднял недовольство. Возьмем Коми, вроде маленький народ, но решительно вышли с протестом. Пишут Путину, хотят, чтобы и профессиональное образование давалось на родном языке. Россия играет с огнем, порождая в год 100-летия революции такие проблемы, сама закладывает бомбу по страну. Это сильное завинчивание гаек. Кстати, и русских может ждать такая же судьба. Если в России не будет национальной стабильности, то Китай ее проглотит, даже не прожевывая. Америка в этом заинтересована. Народу нужно, чтобы были широкие полномочии у регионов. Сейчас все субъекты погрязли в долгах, не могут заплатить кредиты. Если бы в свое время оставили половину доходов регионам, такого бы не было. Должны быть экономические полномочия в первую очередь, я бы 70 процентов налогов оставляла в регионах.
Фандас Сафиуллин — экс-депутат Госдумы РФ:
— Сегодня, наверное, у многих людей есть тревожное ожидание неких грозных перемен и крутых поворотов в истории и в жизни не только нашей страны, но и мира в целом. Чрезвычайная сложность и переплетение общемировых кризисных явлений, сложности внешних и нарастание внутренних проблем страны, стремительное ускорение времени, усложнение и противоречивость происходящих перемен, их обострение до точки кипения делают последующий ход и исход событий непредсказуемыми.
Что будет после намеченной даты выборов 2018, наверное, тоже никто не сможет предсказать. Я, во всяком случае, не берусь. Угадать, тоже случайно, можно. Кто-то окажется прав, но это не будет предсказанием. Немного погадаю и я. Не исключено, что уйдет даже больше, чем придет, если сохранится направление курса ныне действующей команды. Это без учета той возможной случайности, которая приплывет как упавшая откуда-нибудь щепка в их поток. Но в худшую сторону — уже почти некуда. Не исключено, что доведут страну туда. Есть расхожее выражение: «Чем черт не шутит». Остается надеяться на изменения в лучшую сторону от чертовской шутки истории. Тут одно можно уверенно предсказать: ни одна тенденция — ни в худшую, ни в желаемую сторону — не может продолжаться неизменно и бесконечно. Остановки с разворотом назад или повороты рано или поздно неизбежны.
Завинчивать гайки уже начали, не дожидаясь даже начала предвыборной кампании. Если сорвут резьбу до выборов, то после них, если они состоятся, придется поменять болты и гайки. Кто их и до какой резьбы будет завинчивать, в чьих руках и под чьим контролем окажутся гаечные ключи — не будем гадать. Поживем —увидим. Насчет запроса не скажу, но неотложная объективная потребность нашей огромной страны на широкие полномочия регионов уже на пределе необратимости упускаемых возможностей. Другой жизнеспособной альтернативы, кроме раскрепощения регионов и сохранения федеративных устоев, у России нет. Силовой унитаризм — это не альтернатива умному федерализму.
Ильфат Файзрахманов — учредитель и главный редактор газеты «Безнең гәҗит»:
— Изменения в России происходят со сменой руководителя страны, если она не будет опираться на принципы федерализма, ее ждет судьба СССР. В Советском Союзе не было подлинного федерализма, республики не были равноправными, союзные республики были на дотациях. Если бы тогда был подлинный федерализм, то три человека, желающие стать президентами, не смогли бы в Беловежской пуще разрушить страну, вопреки прошедшему накануне референдуму.
На сегодняшний день Россия только по названию федерация, принципов федерализма нет вообще. Вертикаль власти — тупиковый вариант. Политика страны проводится по планам Жириновского, которые он озвучивает. Недавно только говорил на встрече с молодежью, что национальные языки не надо учить, оказываемся, если мы говорим по-татарски, то это приведет к сепаратизму. Запрос на самостоятельность субъектов существует, если регионы были бы более самостоятельными, то и работали бы больше. Почему Татарстан — донор, а расположенная рядом Марий Эл живет на дотации? Когда дотируют, то нет смысла работать.
Фарит Закиев — председатель всетатарского общественного центра (ВТОЦ):
— Судя по сегодняшним событиям, федерализма нам ждать не стоит. Есть слухи об укрупнении регионов, создании Казанской губернии, и это имеет под собой почву. Запрос на более широкие полномочия регионов существует, потому что федерализм заложен Конституцией, а сейчас он находится на нуле, можно сказать. Согласно основному закону, мы федеративное правовое государство, все должны за это бороться — и президент, и Госдума, в которой, как я понимаю, большинство депутатов не знают Конституции РФ, потому что не ломалось бы столько копий вокруг названия «президент», ведь, согласно Конституции, то решение о том, как называть главу республики, находится в компетенции субъектов. У меня пожелание, чтобы каждый депутат Госдумы взял Конституцию и подучил ее. Тогда они не будут принимать законы об единственном президенте.
Лучшая модель — асимметричная федерация, то есть Татарстан — это государство, у которого должен быть одноканальный налог, то есть все налоги собираются в Татарстане, а выплаты федеральный центр происходят в какой-то определенной сумме. Это же возможно, почему этого нужно бояться? Кто не хочет этого, а хочет питаться из рук Москвы, то пусть решает субъект Федерации, а Татарстан — полноценное государство.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 128
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.