«ПАПА СЕЛ В ТЮРЬМУ, КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМ»

– Джамар, вы выложили в «Инстаграм» фото списка своих целей. Зачем?

– Захотел составить список краткосрочных и долгосрочных планов. Сейчас моя главная баскетбольная цель – провести лучший сезон в карьере. Оказавшись в одном из самых сильных клубов России, хочу доказать людям, что я отношусь к делу серьезно и не безразличен к команде. Хотя доказывать нужно даже не людям, а самому себе.

– Взяли принцип записывания целей из какой-то мотивационной книги?

– Нет. Можно сказать, что мне помог друг. В «Уникахе» я хорошо ладил с Кайлом Фогом. Мы много общались, и однажды он сказал мне: «Джей, тебе срочно нужно определиться со своими целями!» Я и составил список. Мы соревновались не только на площадке, но и в обычной жизни, и хотели узнать, кто быстрее реализует свой план.

– Первая цель: «Укрепить отношения с Богом, чтобы лучше вести за собой семью».

– Я хочу быть ближе к Богу, иметь более четкое представление о вере. Так я смогу стать лучше как муж, отец, сын и внук. Мне нужен был какой-то элемент, который помог бы укрепить во мне семейные ценности. Пришел к выводу, что этот элемент – отношения с Богом.

– Водили ли вас в детстве в церковь?

– Мой дедушка – пастор. Это значит, что каждое воскресенье мы всей семьей ходили в церковь. Я чуть ли не вырос в церкви и с самого начала понимал, что важно наладить связь с Богом и быть верующим. С возрастом я просто стал относиться к этому более серьезно.

– Посещали ли церкви в Казани?

– Нет. Подожду свою жену, прежде чем осматривать город. Ей очень нравится открывать для себя что-то новое. Будет нечестно, если мы станем прогуливаться по Казани, а я уже все знаю.

– Следующая цель: «Каждый день общаться с семьей».

– Дело в том, что из-за разницы во времени я запросто могу никому не звонить на протяжении трех-четырех дней. Когда я ложусь спать, мои дедушка и бабушка собираются на работу, так что мне надо приложить немного усилий для того, чтобы регулярно общаться со всеми в моей семье. Могу сказать, что в этом году справляюсь с этой задачей с помощью напоминалок в телефоне. У меня они на все случаи жизни. Есть оповещения о том, что нужно помолиться, нужно почитать, нужно отправить сообщение маме, жене, связаться через FaceTime с дедушкой. Не зря же это называется смартфон (в переводе  с английского «умный телефон» – прим. ред.)! Вот я и стараюсь использовать его по-умному.

– Обсуждаете ли с родственниками баскетбол?

– Конечно. Они все смотрят мои матчи. Моя семья полюбила баскетбол еще до того, как я начал играть сам. Мои старшие братья играли некоторое время в НБА.

– Ожидали ли от вас, чтобы станете баскетболистом и попадете в НБА?

– Нет, такого никогда не было. Я занимался всем чем угодно, когда был маленьким: катался на скейте, играл в футбол и многое другое. Но однажды мой дедушка сказал: «У меня недостаточно денег, чтобы отправить тебя в колледж».

– Почему это сказал именно дедушка?

– Своего я отца я практически не видел – он сел в тюрьму, когда я был совсем маленьким. По сути, своим папой я считал отца моей младшей сестренки. А настоящий отец находится в тюрьме всю мою сознательную жизнь... Так вот, дедушка сказал, что у него недостаточно денег: либо армия, либо стипендия. У меня всегда были хорошие оценки, так что я надеялся на второй вариант. Мне не хотелось, чтобы дедушка волновался и чтобы ему пришлось снимать дом или что-то в этом роде только ради моего образования, так что я начал крайне серьезно относиться к спорту. Я выбрал баскетбол. Папа моей сестренки стал тренировать меня.

Смит и Антон Понкрашов Джамар Смит и Антон Понкрашов Фото: Михаил Бормин, unics.ru

«БОЛЬШЕ ЗАРАБАТЫВАЕШЬ – БОЛЬШЕ ТРАТИШЬ»

– Еще одна цель: «Медитировать и настраиваться на позитивное мышление».

– К примеру: недавно мы проиграли «Дарушафаке». Все мои мысли после матча были направлены на то, как я могу улучшить свою игру перед следующей встречей. Есть же еще 50 других матчей в сезоне. Нельзя зацикливаться на одной-единственной игре. Я не знаю ни одной команды в Европе, которая шла бы без поражений весь сезон. Вне зависимости от уровня твоих амбиций будут матчи, где игра не идет и ты проигрываешь, а также матчи, где все складывается просто ужасно и ты влетаешь -20.

– Какое впечатление производит на вас УНИКС в этом сезоне?

– Все игроки очень хорошо подходят друг к другу. Трудно работать в режиме двух матчей в неделю, но, думаю, мы нашли нужный баланс. Это первая команда в моей карьере, где столько внимания уделяется защите. Думаю, благодаря обороне мы сможем выиграть еще много матчей. Это в чем-то похоже на команду, которая была в прошлом году в Малаге – мы тоже делали ставку на агрессивную защиту. Надеюсь, с УНИКСом мы сможем добиться того же успеха в Кубке Европы, что и «Уникаха».

– Что вы имеете в виду под игрой в защите?

– Очень важна командная защита. Прямо очень. Оборона один на один очень важна, когда речь идет о последних секундах во владении. Но большую часть времени нужно сменять одноклубников, помогать им и быстро начинать следующее взаимодействие, потому что сейчас в баскетболе, в особенности в европейском, один человек не в состоянии защищаться против пик-н-ролла, для этого нужна целая команда. «Большой» идет к защитнику, чтобы помочь ему в защите, а кто-то должен взять игрока этого «большого» и не дать ему ворваться под кольцо, но еще кто-то должен помочь тому, кто взял на себя игрока «большого». И так далее.

– Как вы медитируете? С помощью какой-то особенной техники?

– Нет, изучать дзен я точно не собираюсь. У меня на смартфоне есть одно приложение – называется Headspace. Что такое медитация? Это когда ты ни о чем не думаешь. Кажется, что это легко сделать, но ничего подобного. Это приложение помогает правильно настроиться.

– Можно выпустить все мысли из головы, записав их на бумагу.

– Я пишу каждый день. Встаю утром и просто записываю те мысли, что крутятся у меня в голове, пытаюсь описать свое душевное и физическое состояние. Но я не согласен, что мысль уходит из головы после того, как ты записываешь ее на бумаге. Сегодня (27 октября – прим. ред.) я написал о матче с «Дарушафакой», но я все равно думаю об этой игре. Но во время медитации я старался настроить свой разум только на тренировочный процесс, ведь сейчас нет смысла накручивать себя по поводу этой игры. Будет видеоразбор, и вот тогда я уже смогу посмотреть на свои ошибки и сделать для себя выводы. Мне приходится напоминать себе об этом, потому что я могу зациклиться на одной мысли весь день.

– Кажется, что вы очень часто пользуетесь телефоном. Напоминания, приложение по медитации.

– Для меня телефон – это все. Но если он, допустим, сломается, я не буду сильно переживать. Даже, наоборот, порадуюсь. Временами ловлю себя на мысли, что телефон невероятно отвлекает меня. Я хочу лечь спать в час ночи. Но из-за того, что просматриваю «Инстаграм», нарезки лучших моментов и все такое, ложусь в два. Раньше играл в файтинг Clash Royale, там нужно выбрать персонажа и победить своего соперника в онлайн-режиме. Я стал по-настоящему зависимым. Моя жена уже стала ругаться, потому что я играл до поздней ночи. Сейчас я отказался от этой игры.

– «Следуй финансовым целям и планам». Было ли вам трудно с первыми большими деньгами?

– Любому человеку тяжело справиться с увеличившейся зарплатой. Проблема в том, что чем больше ты зарабатываешь, тем больше ты тратишь, это заложено в человеческой натуре. А надо действовать по-другому: чем больше зарабатываешь, тем больше копишь. Очень легко вести расточительный образ жизни, пока получаешь зарплату. Но что делать, если ты закончил карьеру или ушел на пенсию в возрасте 60 лет, а у тебя ни гроша за спиной? Так что я стараюсь мыслить в долгосрочной перспективе ради своей семьи. Когда баскетболу настанет конец, с нами все будет нормально. Если мой ребенок пойдет в колледж, я смогу оплатить ему образование. У меня не было такой возможности, и я постарался дать ее своим детям.

– Отдавали ли вы поначалу зарплату бабушке и дедушке?

– Я всегда старался им помочь. Они помогали мне, когда им попросту нечем было это сделать. Я до сих пор не понимаю, как им удавалось поддерживать меня в трудные моменты, но всю зарплату я им никогда не отдавал. Я был уже взрослым, когда начал играть в Европе, и мог отвечать за себя. Мне не нужно было, чтобы дедушка или мама говорили: «Хэй, малыш, вот столько ты можешь потратить за этот месяц». Да, поначалу я не знал, как распоряжаться со своими деньгами. Но после череды ошибок я понял, что без плана не обойтись.

– Куда лучше всего вкладывать деньги, по вашему мнению?

– Vanguard. Это инвестиционная компания, которая отслеживает индексы 500 ведущих компаний и вкладывается в их акции. Как только список компаний в Топ-500 меняется, меняется и структура инвестиций. Ты даешь им деньги, они используют их на бирже, а через некоторое время ты можешь вернуть свои средства с процентами, но такое происходит не сразу. Я планирую снять деньги в возрасте 60 лет. Базовый принцип Vanguard: твой вклад удваивается каждые 7 лет. Конечно, так получается не всегда, потому что рынок переживает взлеты и падения, но в теории происходит удвоение, так что я подожду ближайшие 30 лет. Допустим, я вложил 100 долларов. Сумма удвоилась – стало 200 долларов, 400, 800, 1600 и так далее.

– Вкладываетесь ли вы в недвижимость?

– Тоже хороший способ для вложения денег. Пока я не могу этим заниматься. Я нахожусь в России, как же я могу найти недвижимость в Штатах? Но выкупить какой-нибудь офис, привести его в порядок, а потом сдавать на съем было бы очень даже неплохо.

...
Фото: Михаил Бормин, unics.ru

«ОЧЕНЬ ПЕРЕЖИВАЛ, КОГДА В 20 ЛЕТ СТАЛ ОТЦОМ»

– Вы задались целью продемонстрировать лучший показатель полезности в карьере. Почему именно этот показатель?

– Просто потому, что я хочу оставаться эффективным игроком. Как вычисляется полезность? Через сложение всех хороших статистических показателей. Если, например, ты промахиваешься, полезность уменьшается.

– Но этот показатель не учитывает многие полезные действия на площадке.

– Да, согласен. В защите я выполняю много действий, которые не отражает показатель полезности. Но в любом случае я хочу быть эффективным игроком. Лучшие игроки в европейском баскетболе стали таковыми только по той причине, что они эффективны, что у них положительный рейтинг в показателе «плюс/минус».

– У вас есть план прочитать 10 книг за сезон. Близки к его выполнению?

– Я уже прочитал три. Думаю, остальные семь я осилю задолго до окончания чемпионата. Много читаю про спорт. Есть одна книга под названием Mental Toughness Training (дословно: «Развитие душевной стойкости» – прим. ред.). Только что посоветовал Тренту Локетту прочитать ее. Отличная книга, помогает сохранять рассудок в трудные моменты. В прошлом году прочитал Mastery («Мастерство» – прим. ред.) – там про то, как достигать профессионализма в любом деле. Как-то раз даже прочитал книгу The Inner Game of Tennis (на русском издана под названием «Психология успешной игры»  прим. ред.). Мне посоветовал ее друг – он не теннисист, но сказал, что там очень много умных мыслей.

– Когда вы засели за книги?

– Полтора года назад. Просто хотелось отойти от экрана и дать отдых глазам. Я обожаю фильмы. Мне нравятся мультики, документалки... Смотрю все подряд.

– Лучший фильм всех времен?

– Belly («Живот» – прим. ред.). Там снимаются рэперы Ди Эм Экс и Нас (смеется). Я не шучу, это лучший фильм, по моему мнению. Это даже не среденбюджетная лента, скорее малобюджетная. Но детстве я пересматривал его много раз – сам не знаю, по какой причине.

– Может, там описывались события, которые происходили с вами?

– Вряд ли. В людей я не стрелял уж точно, а там хватает перестрелок. Фильм про двух гангстеров, которые дружат друг с другом. Один из них принимает решение выйти из преступного мира, а другому это не понравилось.

– Можете ли рассказать о событиях, которые произошли с вами в 2007-м? (Смит попал в аварию  прим. ред.)

– Нет. Я не хочу об этом говорить, поймите правильно. Это произошло 10 лет, и моя жизнь не ограничивается лишь этим периодом. Вся информация, которая вам нужна, уже доступна в интернете, так что не надо ничего спрашивать. Уже и Евролига просила снять сюжет об этом, но я отказал и ей. Люди любят концентрироваться на негативе, но нет смысла вспоминать о тех событиях.

– Можете рассказать о своем детстве?

– Я жил в маленьком городке Пеория. У нас было очень комфортно и безопасно.

– Почему столицу штата Иллинойс Чикаго называют Чи-рак?

– Я не из Чикаго. Но на улицах гибнет так много людей, что у людей есть основания для сравнений с Ираком. В чем причины высокого уровня преступности? Я не знаю наверняка. Много людей, близких к черте бедности, попадают в одну обстановку, где на каждом шагу есть магазин с алкоголем и несколько точек сбыта наркотиков. Можно ли ожидать чего-то хорошего? Нельзя. Еще учтите то, что в Америке очень легко получить оружие. Особенно в Чикаго – там пушки есть даже у детей.

– Вы бы хотели жить в безопасной части Чикаго?

– Нет. Мне не нравятся большие города, хочется тишины. Но я поддерживаю все команды из Чикаго – так я могу выразить преданность своему штату Иллинойс.

– Ваша цитата из 2007-го: «Я не собираюсь быть типичным темнокожим папой». Что это значит?

– Я не помню, чтобы говорил такое. Я стараюсь быть хорошим отцом, заботиться о своих детях.

– Когда у вас родился первый ребенок?

– В 20 лет. Я очень сильно переживал. В таком возрасте я и сам был ребенком, а моей единственной обязанностью была плата за телефонные счета. И вдруг мне нужно распоряжаться жизнью другого человека. Я много раздумывал над тем, как заработать на жизнь своему сыну, будет ли он обеспечен всем необходимым, стану ли я для него примером для подражания. Мне хотелось, чтобы он был как можно дальше от уличной жизни, от насилия, жестокости, наркоты. Как кажется, я справился. Мой сын растет очень умным и воспитанным ребенком.

– Недавно вы выложили фотографию подарка от супруги с подписью «У меня лучшая жена на свете».

– Она знает, что какие-то вещи я ни за что не куплю сам. И, когда наступают праздники, она делает соответствующие подарки.

– А что вы дарите ей?

– Все, что только можно представить. Уф. Что обычно нравится девушкам? Бижутерия, парфюм, поездки за границу и все такое.

– Помните ли вы эмоции после того, как выиграли чемпионат Франции, ваш первый титул?

– Я не рассматривал это как мой первый титул. У меня было много побед вне площадки. Баскетбол – важная часть моей жизни, но баскетбол не определяет меня как личность, так что во Франции я взял очередной титул. Мой сын, свадьба, покупка дома, возможность помочь бабушке и дедушке – это первые чемпионские титулы.

– Как вы можете объяснить успех «Уникахи» в прошлом году?

– Защита. Понимаю, что это звучит как клише. Нападение может дать тебе победу в одном матче, даже в самом трудном. Но для успеха на большой дистанции сезона нужна командная защита. В «Уникахе» у нас была очень-очень агрессивная защита. Временами тренеры говорили нам, что казалось, будто на площадке защищались 6 человек – с таким усердием мы помогали друг другу. В УНИКСе я вижу что-то подобное.

– Хуан Плаза работал тюремным надзирателем. Это просматривалось?

– Конечно. Он очень жесткий тренер, очень требовательный, хочет, чтобы игроки всегда выкладывались. Плаза строгий, но в то же время дает тебе уверенность, дает тебе необходимые навыки. Он отличный тренер, я многое узнал от него за два года совместной работы.

– Почему «Уникаха» решилась расстаться с вами?

– Не могу об этом сказать.

– Потому что не можете говорить о причинах или не знаете их?

– Не знаю.

– В «Инстаграме» вы выложили фотографию с подписью: «Они будут сожалеть». Это послание «Уникахе»?

– Не совсем. Это личное. Когда тебя не оценивают по заслугам, все, что остается сделать, – это заставить их сожалеть об этом. Я не злорадствовал и не желал неудач «Уникахе». Для меня этот клуб – как родная семья, я до сих пор со многими общаюсь – в том числе с Плазой. Желаю им только успеха. Но я хочу сыграть в этом году так хорошо, чтобы они сказали: «Лучше бы мы его оставили».