НА КОНУ МИЛЛИАРДЫ

Дело о нарушениях при проведении челнинского капремонта по заявлению известного оппозиционера Сергея Яковлева на прошлой неделе рассматривали в управлении ФАС по РТ. Беспрецедентным оно оказалось и по сути рассматриваемого вопроса, и по потенциальному решению, и по числу его участников. В кабинет к заместителю руководителя УФАС по РТ Игорю Павлову были приглашены представители почти всех подрядчиков капремонта 2016 года — всего 20 человек.

Напомним, что подрядчики для выполнения капремонта в Челнах были определены в ходе квалификационного отбора. Состоялся он 12 октября 2016 года. Победителями были признаны ООО «Ихлас», ООО «ТатРемСтрой», ООО «ВолгоЖилСтрой», ООО «ВолгоПромСтрой», ООО «Транс Холдинг», СК «Твой Дом», ТД «ЦЕМ.КО», ООО «Строй+», ООО «Спецпокрытие-НЧ», ООО «Баракат+». Почти всех подрядчиков «БИЗНЕС Online» перечислил в эксклюзивном интервью мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Общий бюджет капремонта на этот год превысил 1,2 млрд рублей, в программу попали 150 многоквартирных домов.

Но в апреле нынешнего года Яковлев в своем Живом журнале опубликовал обращение к прокуратуре РТ с просьбой привлечь к ответственности руководителя исполкома Рината Абдуллина. Поводом для этого, по его мнению, является попытка распределения средств капремонта через неконкурентную процедуру квалификационного отбора. 

 Ринат Абдуллин (в центре) Руководителя челнинского исполкома Рината Абдуллина (в центре) подозревают в попытке распределения средств капремонта через неконкурентную процедуру квалификационного отбора Фото: nabchelny.ru

«Процедура квалификационного отбора была проведена с существенным нарушением действующего на тот момент законодательства, — писал Яковлев. — А именно руководитель исполнительного комитета города Набережные Челны сообщил, что информация о предстоящем квалификационном отборе была напечатана в городской газете „Шахри Чаллы“. Данное печатное издание издается на татарском языке для татароязычного населения. Официальные русскоязычные документы муниципалитета публикуются в русскоязычном издании, а именно в городской газете „Челнинские известия“. Но в ней такого объявления напечатано не было. Считаю это грубейшим нарушением прав русскоязычной аудитории, создание условий неравного доступа к информации, ограничение конкуренции».

Депутат также отметил, что объявление вышло в пятницу, 7 октября, а уже в среду состоялся отбор. Это означает, что с момента публикации до отбора прошло всего два рабочих дня. На основании этого Яковлев потребовал признать результаты отбора недействительными и принудить исполком провести повторный отбор потенциальных поставщиков, но уже через проведение открытых торгов по всем объемам работ.

Олег Николаев Компании «ВолгоЖилСтрой» и «ВолгоПромСтрой» принадлежат депутату горсовета Олегу Николаеву Фото: chelny-biz.ru

Претензии известного челнинского оппозиционера не ограничивались лишь формальными придирками к процедуре проведения отбора. Дело в том, что в список подрядчиков в этом году попали владельцы компаний, которые либо приближены к нынешнему руководству, либо сами вхожи во власть. Так, компании  «ВолгоЖилСтрой» и  «ВолгоПромСтрой» принадлежат депутату горсовета Олегу Николаеву. СК «Твой Дом» и ТД «ЦЕМ.КО» подконтрольны Марселю Мингалимову, также депутату горсовета и известному фавориту нынешней городской власти. ООО «Ихлас» владеет Радик Равилов, который, если верить письмам Яковлева, является протеже сити-менеджера. ООО «Баракат+» (которое, кстати, уже прекратило свою деятельность в мае этого года) принадлежало Андрею Бадеру, нынче подрядившийся и на ремонт подземных переходов.


Далее в ФАС РФ и УФАС по РТ в мае обратился гендиректор челнинского ООО «АГП-проект» Игорь Колосков все с той же просьбой — отменить результаты квалификационного отбора на капремонт жилого фонда. По мнению предпринимателя, исполком автограда нарушил правила, что не позволило его компании принять участие в процедуре определения подрядчиков. 

Марсель Мингалимов  СК «Твой Дом» и ТД «ЦЕМ.КО» подконтрольны Марселю Мингалимову, также депутату горсовета Фото: chelny-biz.ru

Из текста письма следует, что к 12 октября, когда был проведен отбор, уже вступило в силу постановление правительства РФ №615 от 1 июля 2016 года, которое предусматривает распределение таких заказов только через открытый аукцион, чего сделано не было. На основании этого Колосков просил надзорное ведомство расторгнуть существующие договоры подряда и провести аукцион по всем правилам. «Нашу позицию разделяют более 25 компаний, которые из-за страха репрессий не готовы сейчас выходить с таким письмом в ФАС, но готовы участвовать в честной открытой законной процедуре определения подрядчиков через аукцион (тендер) в случае его организации», — писал Колосков в своем послании. Эти компании, названий которых он не приводит, три-пять лет назад осуществляли ремонт в Набережных Челнах, а сейчас работают в других районах республики.

Жалобу антимонопольное ведомство признало обоснованной. В управлении отметили, что исполком не разместил извещения о проведении предварительного отбора на официальном сайте госзакупок, что противоречит действующему законодательству. Кроме того, служба направила обращение о нарушениях в генеральную прокуратуру РФ. А буквально на днях стало известно, что татарстанское УФАС России  объединило два дела по признакам нарушений при отборе подрядчиков на капремонт жилого фонда за 2016 и 2017 годы. Об этом говорится в официальном ответе ведомства на обращение депутата Яковлева. Общая сумма средств, выделенных на проведение работ, составила 2,3 млрд рублей.

... Общий бюджет капремонта в Челнах на этот год превысил 1,2 млрд рублей, в программу попали 150 многоквартирных домов
Фото: nabchelny.ru

«ЗДЕСЬ ВЕЗДЕ ПОДПИСЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ИСПОЛКОМА. КТО-ТО ЗА НЕГО ГОЛОСУЕТ?»

На заседании УФАС Павлов устроил присутствующим настоящий экзамен с пристрастием. Первым под прицел попала представитель минстроя. Сначала чиновница долго и нудно зачитывала присутствующим, на основании каких документов проводился отбор подрядчиков. Как выяснилось, один из основных документов — распоряжение минстроя РТ и постановление правительства РФ №615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капремонту». Прервав монотонное чтение, Павлов поинтересовался, какую функцию выполняет министерство при отборе.

— Участвует в качестве члена комиссии, — ответила представитель минстроя.

— А как это происходит? У вас есть представительство в Челнах? Или есть сотрудники, которые приходят на отбор? — удивился Павлов и, услышав отрицательный ответ, продолжил наседать. — А как проводится отбор тогда? Как они могут оценить того или иного подрядчика? Кто у вас тут в комиссии указан? Первый замминистра! Как тогда проводится процедура, можете пояснить?

Однако на это представительница минстроя не нашлась, что ответить. 

— Целесообразность включения такого ряда должностных лиц, представителей управляющих компаний, министерств, фонда ЖКХ какова? Чем руководствовались, когда такие решения принимали? Распоряжением? Ну ведь он вашим министерством издан, — продолжал допрос Павлов. Однако по-прежнему в ответ получил скромное: «Пояснить не могу».

Альфия Романова Альфия Романова приоткрыла завесу тайны над процедурой выбора подрядчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Далее в диалог вступила представитель исполкома — замначальника управления городского хозяйства исполкома Челнов Альфия Романова, приоткрывшая завесу тайны над процедурой выбора подрядчиков. По ее словам, отбор проводится в электронной форме. Участники прикрепляют все документы и заявки в системе. У исполкома тоже есть к ней доступ под своей учетной записью.

— Это за конкретным должностным лицом закреплено? — спросил Павлов.

— Нет уж, за исполкомом. Но вы же понимаете, не будет же руководитель исполкома сидеть и галочки на сайте ставить, — развела руками Романова.

— Но это идет вразрез с вашими протоколами. Здесь везде подпись руководителя исполкома Абдуллина стоит. Он в качестве лица, кто голосовал? Или кто-то за него, что ли, голосует? — не понял Павлов.

— Нет, никто за него не голосует. Я не могу точно утверждать, за кем эта учетная запись. Мне нужно уточнить, — потерялась Романова.

— Вот вы сказали, что информация подрядчиками размещается на сайте. А у каждого подрядчика тоже, что ли, аккредитация есть? У него, значит, есть ЭЦП? Как он заверяет свои документы, что они надлежащие? — снова завалил вопросами Романову Павлов.

— Я не могу знать таких нюансов.

— Но отбор-то вы проводите. Вы анализируете эти документы и не знаете, как они размещаются? Как вы их подлинность удостоверяете?

— Я не могу сказать. Я сайт не администрирую.

.... Представители УК пояснили, что компании имеют возможность предварительно ознакомиться с проектно-сметной документацией в исполкоме
Фото: nabchelny.ru

«У НАС ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК С УЛИЦЫ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ЗДАНИЕ ИСПОЛКОМА»

Возникли вопросы у УФАС и к публикации извещения о проведении отбора в газете. Как выяснилось, информацию эту размещает не исполком, а управляющие компании. Причем, судя по публикации, происходит это одномоментно. «Дружно договорились, что ли? — пожал плечами Павлов. — Исполком, наверное, координирует. Здесь в извещении написано, что место и дата проведения отбора — 12 октября, 9:00, по адресу Хасана Туфана, 23, кабинет 414. Это здание администрации. Если вы говорите, что УК самостоятельно публикуют извещение, кто решает, в каком кабинете им отбор осуществлять. Управляющие компании, не спросив у исполкома, взяли и распорядились вашим кабинетом, что ли? Почему место отбора и место предоставления заявок указано по адресу исполкома?»

На это Романова пояснила, что исполком тесно взаимодействует с УК, поэтому в извещении указывают адрес и кабинет управления городского хозяйства. Однако Павлов возразил, что здание исполкома является охраняемым объектом и просто так туда не зайти. «У нас любой человек с улицы может попасть в здание, — стала убеждать Романова, — если он из бюро пропусков звонит в приемную городского хозяйства, говорит, по какому поводу пришел, его пропускают».

Тем не менее представителям УФАС все равно было непонятно, почему в извещении указывается определенное время, если отбор проводится в электронной форме, и что за таинство происходит в 414-м кабинете. 

— Подрядчики предоставляют заявки в управляющие компании. И они объезжают всех членов комиссии вместе с этими документами и всем оставляют свои экземпляры, — пояснила Романова.

— И в Казань приезжают? В фонд ЖКХ, в министерство? — не поверил Павлов. — Надо Фролова (Алексей Фролов — первый замминистра строительства прим. ред.) пригласить, чтобы он сам пояснил. Просто почему мы вам, исполкому, все эти вопросы задаем, потому что в извещении ваш адрес опубликован, ваши кабинеты. С какой стати УК распоряжается муниципальной собственностью и организовывает какие-то встречи, посиделки, отборы на ваших площадях?

Вопрос повис в воздухе.

.... Антимонопольщиков не смущает тот факт, что львиная часть средств капремонта уже освоена и сам ремонт уже почти закончен
Фото: nabchelny.ru

«А ЕСЛИ ПОДРЯДЧИК ИЗ ДРУГОГО РЕГИОНА?»

Далее Павлов с такой же дотошностью приступил к опросу представителей управляющих компаний. Он поинтересовался, кто конкретно определяет перечень необходимых видов работ по капремонту по каждому дому, кто определяет их стоимость, учитывая, что извещения в прессе о подборе подрядчиков, как утверждает исполком, публиковали именно управляющие компании. Представительница одной из УК сослалась на то, что это функция технического заказчика, то есть исполкома. Представитель другой УК заявил, что предварительную смету формирует нанимаемый управляющей компанией подрядчик, а суммы рассчитываются исходя из строительного объема жилого здания по формулам. 

— То есть речь идет о приблизительных суммах, — пояснил он. — А далее по факту выполнения все четко становится — где-то экономия, где-то перерасход. В процессе производства работ могут возникнуть различные ситуации.

— Вы хотите сказать, что фонд ЖКХ РТ может по факту оплатить больше, чем предусмотрено проектно-сметной документацией? — не поверил Павлов. — А если вы подписали акт, в несколько раз превышающий сметную документацию, фонд ЖКХ вам оплачивает, что ли? — сыпал вопросами Павлов.

— Если фонд ЖКХ может себе это позволить... — прозвучал весьма двусмысленный ответ.

— Но это же деньги наших граждан, это наши деньги! — не унимался Павлов.

— Но это же капитальный ремонт! — парировали его оппоненты.

Далее Павлов решил у представителей подрядных организаций разузнать, как потенциальный подрядчик вообще может определить для себя целесообразность участия в подряде?

«Вот вы подали заявки на участие в капремонте, как вы определяете для себя, какие работы вам необходимо произвести в ходе капремонта, если из текста извещения вы не видите никакой конкретной информации?» — поинтересовался он.

Отдуваться за всех подрядчиков пришлось представителю ООО СК «Твой дом». Она пояснила, что компания имеет возможность предварительно ознакомиться с проектно-сметной документацией.

— А если подрядчик из другого региона, как он может ознакомиться с этой информацией? — уточнял замначальника. — Объявление в газете опубликовано 7-го числа, а квалификационный отбор провели уже 11-го. И как вы с проектно-сметной документацией знакомились, когда и по какому адресу?

— У нас этим занимался производственно-технический отдел, сейчас я не готова на этот вопрос ответить, — явно испугалась представитель подрядной организации.

— Получается, что подрядчик приезжает в здание исполкома, — продолжал свою мысль Павлов, — и знакомится там со всеми документами. Получается, что вся ПСД по каждому лоту есть в 414-м кабинете исполкома, то есть в приемной начальника управления ЖКХ администрации города? Я правильно понимаю?! — спрашивал Павлов.

Подрядчики отмалчивались, а Романова заявила, что «по крайней мере подрядчику предоставлена такая возможность».

— Хорошо, а как это на самом-то деле происходит? Представитель исполкома подрядчику предоставляет пропуск в исполком, и он все эти папки в приемной начальника управления сидит и изучает, что ли? — допытывался антимонопольщик.

— Да, любой претендент может прийти и изучить.

— То есть в приемной у начальника управления ЖКХ лежат горы папок и все желающие могут с ними ознакомиться? Действительно так это происходит? Просто скажите — так или нет? — похоже, что антимонопольщик сам удивлялся такой гостеприимности руководителей челнинского ЖКХ. Впрочем, внятного ответа ни от подрядчиков, ни от представителей УК так и не последовало. Тогда Павлов начал задавать свои вопросы адресно, начав с представителя УО «Челныстройремонт».

«Исходя из извещения в газете, непонятно вообще, какие виды работ и в каком объеме необходимо произвести. Написано: „Ремонт фасада“. Какого фасада, в какой части ремонт — покрасить, побелить или сделать что-то еще? Я хочу просто узнать, как это фактически происходит. То есть в администрации в кабинете №414 сидит сотрудник вашей УК и предоставляет представителю претендента на капремонт всю необходимую информацию? То есть это, по всей видимости, какой-то очень большой кабинет, где у каждого представителя УК должно быть свое рабочее место, так?»

Вопрос вновь остался без ответа. Собственно, на этом все и расстались.

.... Если выявится факт ограничения конкуренции, это может привести к оборотному штрафу либо вообще списанию в бюджет незаконно полученных средств. Пока же УФАС усматривает признаки согласованных действий
Фото: nabchelny.ru

 «В ТАТАРОЯЗЫЧНОЙ ГАЗЕТЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ НА РУССКОМ. ДЛЯ ЧЕГО?»

Антимонопольщиков, по всей видимости, не смущает тот факт, что львиная часть средств капремонта уже освоена и сам ремонт уже почти закончен. По мнению Павлова, если выявится факт ограничения конкуренции, это может привести к оборотному штрафу либо вообще списанию в бюджет незаконно полученных средств. Пока же УФАС усматривает признаки согласованных действий.

«Нам надо понять, насколько был спланирован отбор компаний. Пока вразумительно нам пояснить ничего не могут, к сожалению, представители как управляющих компаний, так и госструктур. Нам надо понять, как исполнялись эти договоры, как обосновывалась цена, как они фактически исполнялись, на какую сумму пошли оплаты. Это деньги наши с вами, потребителей, граждан, которые мы ежемесячно платим в немалых суммах. И каким образом они тратятся, какого качества делаются ремонты, кто определяет подрядчиков и почему именно этих подрядчиков только — очень много вопросов», — объяснил Павлов «БИЗНЕС Online».

Пока в деле привлечен лишь один подрядчик, так как была конкретная жалоба, эпизод. Но после привлечения к делу нескольких управляющих компаний УФАС намерено запросить все договоры и выяснить круг подрядчиков, которые осуществляли фактический ремонт. Павлов не исключает, что потенциально к делу могут быть привлечены все подрядчики, которые привлекались управляющими компаниями. «Нам надо узнать, откуда они узнали [об отборе]. Там есть подрядчик из Уфы. Как он узнал в челнинской татароязычной газете, которая публикуется только в Челнах, о том, что такой отбор проводится? В татароязычной газете было опубликовано объявление на русском языке. Для чего это сделано? Эти вопросы мы также зададим и газете самой. Раз уж ты ратуешь за публичность, то это и на сайте мэрии можно было, и в телевидении [разместить]. И только определенный круг подрядчиков мог знать, каким образом найти то или иное извещение», — объяснил детали будущей работы Павлов.

Помимо этого, в УФАС считают, что в перспективе займутся и предшествующими периодами капремонта, который производился до 2014 года. «Если разберемся до конца, то на данную матрицу наложим по этому же городу на другие периоды. — пообещал Павлов. — И этот шаблон будем накладывать на районы и города республики, в том числе на Казань. Потому что правила одинаковые для всех, и по этой схеме, по-видимому, работали все. В конечном счете должна расшириться конкуренция среди подрядчиков, если все сделано как положено. Если ты тратишь средства граждан, будь добр — отбирай добросовестно, делай ремонт качественно, чтобы потом не было жалоб, в том числе и к нам, и в Госжилинспекцию, о том, что у нас течет, обшарпанная краска и так далее».

Впрочем, есть и другой взгляд. Один из чиновников, курирующий проведение капремонта, объяснил, что отбора подрядчиков в форме открытого аукциона муниципальные власти боятся как огня. За годы реализации программы капремонта в Татарстане постоянные подрядчики набили немало шишек, но и накопили опыт. В результате качество работ сейчас практически не вызывает нареканий, тогда как в самом начале жалобы шли сплошным потоком. Если же отбирать подрядчиков по аукциону, ничего хорошего не выйдет, считает наш собеседник. Слетятся фирмы, в том числе из других регионов, которые подходят по формальным признакам, уронят цену, а потом все провалят. Проблемы придется разгребать муниципальным властям...