Сегодня в Верховный суд РФ был направлен административный иск в защиту обязательного изучения татарского языка от одной из школ Набережных Челнов к министерству образования России. Об этом рассказал «БИЗНЕС Online» представитель истца, казанский адвокат Руслан Нагиев.

Исковое письмо направлено по почте, так что примут ли его к рассмотрению и когда состоится заседание, пока неизвестно. Сам директор школы отказался комментировать «БИЗНЕС Online» свои мотивы и попросил не указывать имени и номера учебного заведения. Объяснил он это с тем, что на него оказывается большое давление.

Школа, от которой подан иск, имеет свои особенности: в ней есть классы, где преподавание всех предметов ведется на русском языке, и классы, где преподавание ведется на татарском.

«При этом выбор направить ребенка в русский или татарский класс является добровольным. Указанный выбор определяется непосредственным заявлением законных представителей несовершеннолетних при поступлении несовершеннолетнего в школу и последующего согласия для обучения детей на татарском (государственном) языке не требовалось», — пишет истец.

В остальном и предписание прокуратуры, поступившее в школу, и логика его оспаривания вполне стандартные, так что судебный процесс, если он начнется, будет иметь прецедентный характер. Надзорное ведомство, проведя проверку, сославшись на ФГОС, потребовало от школы увеличить количество часов на предметы «русский язык» и «литература» и одновременно — исключить из учебного плана предмет «татарский язык», заменить его предметом «родной язык» и предоставить родителям право решать, какой именно это будет язык.

Согласно тексту письма, истец первое требование удовлетворил, а со вторым не согласился, назвав предписание прокуратуры «вольным толкованием органами надзора и правопорядка права (компетенции) субъектов Российской Федерации на установление общеобязательного государственного языка республики». Чтобы снять противоречие, заявитель требует признать три пункта ФГОС и одного пункта порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования недействующими.