Республиканский фонд поддержки опубликовал на своем сайте первые документы о том, как «погорельцам» Татфондбанка и Интехбанка можно будет получить поддержку Республиканский фонд поддержки опубликовал на своем сайте первые документы о том, как «погорельцам» Татфондбанка и ИнтехБанка можно будет получить поддержку

ПЕРВЫЕ 700 ЮРЛИЦ — В ОЧЕРЕДИ

Республиканский фонд поддержки (РФП) опубликовал на своем сайте первые документы о том, как «погорельцам» Татфондбанка и ИнтехБанка можно будет получить поддержку. Напомним, что фонд получил 314 млн рублей, которые им перечислили энергетические компании республики — Сетевая компания и «Татэнерго». С 1 ноября РФП готов приступить к начальным выплатам. «К нам уже обратились лично и через сайт около 700 юрлиц с требованиями на самые разные суммы — от мелких до миллионных», — рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» первый заместитель исполнительного директора РФП Арслан Шигапов.

Итак, фонд предварительно определил первый период, в который можно подать заявления и получить деньги, — с 1 ноября 2017 года до 1 мая 2018 года. Этот период отведен для первого пула вкладчиков — юридических лиц, которые стоят в самой печальной — третьей — очереди кредиторов банкротств. Причем право первыми получить помощь от фонда получат кредиторы с минимальными суммами. По приблизительным подсчетам РФП, 250 млн рублей должно хватить на 47% от общего числа пострадавших юрлиц. Все остальные категории банковских вкладчиков не забыты — они будут получать выплаты из фонда в рамках уже других периодов. «С заявлениями в фонд могут прийти и физические, и юридические лица, но первыми деньги начнут получать юрлица, — объяснил Шигапов, отмечая, что таков порядок на данном этапе. — Таково сейчас наше видение, но какие-то условия — суммы, сроки — могут измениться общими решениями совета фонда».  

Вкладчик банка, который хочет обратиться за помощью в фонд, должен четко понимать принципиальную вещь: его данные будут опубликованы в открытом доступе как свидетельство прозрачной работы РФП. Об этом в интервью «БИЗНЕС Online» предупреждал председатель правления РФП Айрат Нурутдинов. «Наверное, у кого-то это вызовет раздражение, но данные всех, кто претендует на выплаты фонда, будут опубликованы в открытом реестре. Мы хотим, чтобы никогда фонд не обвинили в предвзятости, в том, что кто-то что-то получил вне очереди. Все сведения о выплатах будут представлены на нашем сайте. Так что если лицо не готово разглашать свои сведения, то мы просто с ним не заключаем договор», — объяснил он.

Как и предупреждал Айрат Нурутдинов, вкладчик банка, который хочет обратиться за помощью в фонд, должен четко понимать принципиальную вещь: его данные будут опубликованы в открытом доступе как свидетельство прозрачной работы фонда Как и предупреждал Айрат Нурутдинов, вкладчик банка, который хочет обратиться за помощью в фонд, должен четко понимать принципиальную вещь: его данные будут опубликованы в открытом доступе как свидетельство прозрачной работы РФП

ЧЕРЕЗ ТРИ ДНЯ ПОСЛЕ ОДОБРЕНИЯ АСВ — ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ

Вкладчику нужно будет принести документы, подтверждающие, что он действительно кредитор ТФБ или ИнтехБанка (о других лопнувших банках республики речи пока не идет): это выписка из реестра кредиторов банка-банкрота и оригиналы договоров с банком, например договор открытия расчетного счета, купли-продажи, выписка со счета и пр. Причем фонд еще обязательно сверит эти данные с агентством по страхованию вкладов, и если цифры разнятся, то фонд будет выплачивать именно ту сумму, которую ему укажет АСВ.

Важно понимать, что клиент РФП не просто получает деньги, а обменивает их на право кредиторских требований в банковских банкротствах. Лицо должно будет подписать договор, согласно которому фонд вместо него встанет в третью кредиторскую очередь ТФБ или ИнтехБанка. Еще один принципиальный момент: фонд будет покупать права требования на первом этапе целиком, без дисконтов, а значит, кредиторы с суммой выше лимита просто не смогут подать заявки на выплаты на первом этапе. «Иначе к нам будут вопросы и общественности, и надзорных органов. Если человек не попадает по условиям в эту очередь выплат, значит, ему нужно подождать следующую», — объясняет Шигапов.

Как только АСВ пришлет подтверждение о том, что фонд встал в кредиторскую очередь вместо вкладчика, РФП перечислит ему деньги в течение трех дней. Конечно, вкладчику нужно будет оставить фонду свои реквизиты для оплаты. Фонд уточняет, что это возможно только в рублях — если клиент держал в банке валюту или драгметаллы, то он получит их рублевый эквивалент.

Клиент РФП не просто получает деньги, а обменивает их на право кредиторских требований в банковских банкротствах Клиент РФП не просто получает деньги, а обменивает их на право кредиторских требований в банковских банкротствах

НУЖНЫ ВОЛОНТЕРЫ

Фонд объявил и еще одну необычную новость: он привлекает волонтеров для помощи с пострадавшими вкладчиками. Они должны будут раздавать информационные материалы на мероприятиях, в которых участвуют пострадавшие вкладчики, например на митингах или оргсобраниях. «У нас уже работает несколько волонтеров-студентов, — рассказал Шигапов. — Волонтеры посещают митинги, согласованные с администрацией города, которые организуют пострадавшие, и миссия их исключительно информационная: они рассказывают, где находится фонд, как подать заявки, в какое время и прочее».

Волонтером может поработать любой желающий горожанин от 18 лет, ему дают задания по информированию вкладчиков о работе фонда. К государственной или банковской тайне или другим серьезным документам у общественных помощников доступа нет, прописано в документах фонда. Кстати, им настрого запрещено получать от пострадавших вкладчиков подарки или другие вознаграждения.

Фонд объявил и еще одну необычную новость: он привлекает волонтеров для помощи с пострадавшими вкладчиками Фонд объявил и еще одну необычную новость: он привлекает волонтеров для помощи с пострадавшими вкладчиками

«РАЗВЕ ЧЕСТНО БУДЕТ ПУБЛИКОВАТЬ, СКОЛЬКО У МЕНЯ ТАМ ДЕНЕГ?»

Фарид Сафин — генеральный директор ООО «Торговая группа „Ваш Быт“», член Общественной палаты РТ:

— Надо отметить, что начало очень хорошее, потому что многие предприниматели давно уже ждут каких-то выплат. Если АСВ начало выдавать физлицам 15 процентов от оставшихся вкладов, то юрлица пока еще ничего не получали. То, что республиканский фонд поддержки готов с 1 ноября начать выплаты, пусть небольшие, — это очень хорошее начало.

Так как я член Общественной палаты и занимаюсь этими вопросами с самого начала возникновения ситуации, могу сказать, что среди МСБ есть и некоммерческие организации, которые буквально жили на небольшие зарплаты, получаемые разными способами. Крупные и средние предприятия еще более-менее смогли остаться на плаву.

Мы документы уже подали, ничего сложного в подаче нет. Это не занимает много времени, схема довольна проста. Мы встречались с руководством фонда, обсуждали вопросы в рамках рабочей комиссии в Общественной палате... Курс фонда на полную прозрачность я считаю правильным. В данном случае они выбрали правильный подход. Здесь ничего страшного нет. Что скрывать?

70 процентов фирм, которые пострадали в результате банкротства банков, — это малые предприятия, у которых на счетах банков остались небольшие суммы. Я считаю, что для начала все должны получить понемножку и по мере поступления денег закрывать по возрастающей. Чем раньше получим, тем лучше. У нас там застряли деньги, которые были в обороте, а без оборота любое предприятие испытывает трудности. Мы были вынуждены снизить обороты и взять дополнительные кредиты. Любая сумма, которая поступит, будет для нас поддержкой.

Сергей Малахов — директор ООО «Акваспецстрой» (Казань):

— Заявку [в фонд] подали, но не знаю, что будет дальше. Конкретики пока никакой по выплатам нет. Да, пускай публикуют данные, мы же эти деньги заработали всем коллективом, не украли. Нам нечего стыдиться. Мы строители — и это честно заработанные оборотные средства. Парадокс еще в том, что с данных денег мы еще и налоги платим. Вот это вообще непонятно.

Фирма функционирует, но мы очень плохо чувствуем себя. Стараемся не разгонять людей, набираем объемы. Мы же сами набираем объемы, нам никто ничего не дает из госбюджета. Пока работаем, а что завтра будет, не знаю. Наше государство непредсказуемое, кроме разговоров, ничего нет.

Ринат Миначев — гендиректор ООО «Альтаир-1» (Апастовский район):

— Заявку в фонд подали и в суд на АСВ подавали, но суд всегда против нас. Ничего сложного в подаче документов в РФП нет. Я, например, с 1994 года работал с Татфондбанком — и все деньги организации сгорели там, под ноль. И разве честно будет публиковать, сколько у меня там денег?

Мне говорили, что деньги надо выводить, а я до последнего верил и ни копейки не снял. Теперь весь в долгах, кредитах, но потихоньку выкарабкиваемся. Большой удар для нашей организации, удар в спину.