«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»Фото картины Ильи Репина

«После взятия Казани в октябре в 1552 году царь Иван Грозный повелел  выкатить в центр площади старую арбу. И стали воеводы с опричниками мимо нее прогонять поочередно все мужское население города, оставшееся в живых. Тем, кто ростом вышел выше колеса арбы, отсекали голову тут же. В живых остались лишь дети 11 лет и менее. Сказал тогда им царь: «Ходите в землях всяких и скажите, что нету боле ханства Казанского».  И пошли они по миру за руку по три-семь сирот, гурьбою. Люди, видя их на околицах своих селений, говорили: «Сирота казанская идет». Помогал им всякий добрый человек — кто едой, кто одежей, а кто и ночлегом. Долго бродили еще они, а может, и доселе в пути...»

АВТОР ПРОЕКТА РАСШИРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ РУССКИХ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Психологический портрет Иоанна IV, известного в истории как Иван Грозный, представляется весьма важным в контексте событий 1552 года, когда он не просто одержал одну из военных побед, взяв после ожесточенного сопротивления Казань, но проявил патологическую жестокость к целому народу.  

Примечательно, что в источниках XVI века приставка «Грозный» не встречается, являясь как бы шлейфом его деяний в памяти потомков. Оставив после себя уже не Московское княжество, а целое царство, Иоанн IV, казалось, реализовал один из самых ключевых проектов в формировании российской государственности, оставаясь при всем этом в исторической памяти как один из самых «безумных садистов» на троне. В своих посланиях Иоанн IV с нескрываемым самолюбованием писал: «А я, пес смердящий, кого могу учить и чему наставлять и чем просветить? Сам вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе». Трудно что-то добавить к портрету человека, ставшему невольным автором выражения «казанская сирота» и нелегко сегодня принять истину, что славная история татарского народа была перечеркнута «псом смердящим», вечно находящимся «во всяком злодействе».

Объяснение патологической жестокости Ивана IV его тяжелым психическим заболеванием было сформулировано в середине XIX века и поддерживалось как старыми историками — Николаем Костомаровым и Василием Ключевским, так и современными — Владимиром Кобриным и Русланом Скрынниковым. Психиатры, естественно, единодушно поддерживают это мнение, отмечая: «Иван Грозный был тяжелым душевнобольным с явными признаками шизоэпилепсии, и большинство событий его царствования можно объяснить как следствие безумных поступков самодержавного властителя».

Вот такое заключение врачей. И если, например, Николаю Карамзину представляется, что это всего лишь «для ума загадка», то для татарского народа это ответ на вопросы, не стихающие многие века: «За что?», «Почему так чудовищно были уничтожены основы татарской государственности?», «Как государствообразущая нация превратилась в «сирот казанских», тени которых «до сих бредут по России»?»

ТЕХНОЛОГИИ ГЕНОЦИДА СОБСТВЕННОГО НАРОДА

Иоанн был психически больным человеком, и, несомненно, обострения и ремиссии сменяли друг друга. Обострения, как свидетельствует история, сопровождались его личным участием в изобретении и исполнении самых невероятных пыток и казней. Вы спросите: какое отношение все это имеет к взятию Казани в 1552 году? Полагаю, что самое прямое, поскольку позволяет нам сегодня представить, какие муки ждали защитников Казани, какая патологическая жестокость обрушилась них, как только пали крепостные стены. Я не сгущаю краски; как поется в песне «Времена не выбирают, в них живут и умирают» и далее, здесь же очень близко к нашей теме: «О самом себе хлопочешь, а при Грозном жить не хочешь?» И все же для реконструкции исторической ситуации всегда важно понимать, что было мифом, а что — реальностью. Но главное, попытаться, пусть по косвенным, но достоверным свидетельствам, воссоздавать картину событий, которые стали поворотным моментом в истории татарского народа.

Итак, что практиковал Иоанн IV при проведении своих нескончаемых кадровых чисток?  Исторические свидетельства позволяют выделить такие виды наказаний, как попеременное обливание приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивание вверх ногами и с последующем рассечением на части; утопление в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570–1571 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.

Кроме того, есть свидетельства, что «после массовых казней Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску».  

А теперь представьте, что сделало это больное чудовище, когда ворвалось в Казань. Был ли у кого-то из защитников шанс избежать мучительной смерти? Остались те, кто ниже колеса арбы, чтобы стать сиротами на земле своих пращуров.

ИСТОРИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Возникает вопрос: а могла ли быть историческая альтернатива? Возможно ли пощадить целый народ, занеся над ним кровавый топор?

История полна различных аналогий, сюжетов, которые можно сравнивать, не боясь ошибиться, так как никто не знает четкой грани между мифом и реальностью. Как писал Ибн Ильяс:

Реальность или миф? — вот в чем вопрос.
Все к зеркалу истории свелось.
Реальность в нем — нагроможденье мифов.
Где факт, где вымысел? Ответа не нашлось.

Из истории известно, что в 1395 году Амир Тимур, преследовавший бросившего ему вызов хана Тохтамыша, двинулся в сторону Москвы, но 26 августа упомянутого года неожиданно повернул обратно. Почему Амир Тимур пощадил землю русскую, почему не стал, подобно Иоанну IV, плодить сирот в этом мире?  

Русские предания говорят, что Амир Тимур испугался Владимирской иконы Божией Матери и в страхе бежал. Большую глупость, наивность и примитивную браваду в духе русских народных сказок вряд ли можно себе представить. То, что весь народ русский молил Бога в ту пору, — да. То, что Амир Тимур, согласно свидетельствам его летописцев, увидел во сне мать Исы, Марьям, которая попросила его не проливать кровь, — это мистический, но факт. Но главное — как воин Амир Тимур не видел перед собой достойного противника и, будучи человеком, верящим в провидение, решил пощадить людей, за которых просила Марьям. Был ли шанс у татар, когда Иоанн IV подошел к стенам Казани? Прозванный в народе Грозным, он не был ни воином, ни глубоко верующим человеком, а был, по его же словам, «псом смердящим». И поступил он как «пес смердящий». Такова история, наполненная фактами и легендами, порой дающая народам шанс на выживание, а порой отнимающая последнюю надежду.

«Оборона Казани от войск Ивана Грозного»Фото картины Ильяса Файзуллина

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ… КАЗАНИ

Последний день Казани, как последний день Помпеи, по праву может считаться символом разрушения и неминуемой гибели целого народа. Пусть в античном понимании, когда полис означал и город, и государство. Существует мнение, что якобы Казань брали татары, основанное на том, что составе войска Иоанна IV было примерно 43% татар. Причем это были не только нижегородские и ногайские татары, но и казанские. Ну о цифрах спорить не будем. Однако хочу заметить, что в истории нередки случаи, когда в составе вражеского войска появляются своеобразные «власовцы». И вообще, нельзя не возмущаться желанием свести одну из самых кровавых трагедий к «разборке межу татарами», сделав проект Иоанна IV чуть ли не государственной программой добровольного присоединения народов Поволжья к Московскому царству.

Подумать только: еще всеми нами любимый Даль в своем знаменитом словаре утверждал, что сирота казанская — это плут, прикидывающийся бедняком», полагая, что это пошло после взятия в 1552 году Казани, когда «татарская знать, мурзы во имя сохранения своего высокого положения и богатства всячески угождали новому правителю; некоторые даже добровольно принимали христианство, за что поощрялись царем: он вручал им подарки и приближал к своему двору. Настоящих сирот Даль, конечно, не брал в расчет. А зачем? Все, что делалось в отечественной истории, есть благо, русский народ должен верить, что создание целой нации сирот — это не про нас.

В целом же трудно понять, с какого момента заканчивается мифическая история и начинается история реальная.

Фото из личного архива Исмагила Шангареева 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

В истории каждого народа были тяжелые поражения. Раз в году в середине осени в Казани вспоминают трагические события 1552 года. Это значит, что жива Казань, давно затянулись раны, но память каждый год не позволяет забыть не поражение, нет. Не позволяет забыть бойню, забыть сирот, забыть доблесть своих предков. Это нормально. Это говорит о духовном здоровье нации. Вместе с тем все это не повод для политизации национальной истории, тем более поиска причин этой трагедии в настоящем. Пытаясь связать проблемы сегодняшнего дня с трагедией далекого прошлого, мы невольно создаем резонансный коридор во времени. Дагестанский поэт Абуталиб сказал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Надо помнить, что скорбь не для митингов, а историческая память не плакатов. День памяти — это тишина и время осмысления себя как части истории своих пращуров, их побед и поражений, их веры и их правды.

Автор: Исмагил Шангареев
Блог Исмагила Шангареева
Размещается на платной основе

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции