Аркадий Злочевский Аркадий Злочевский Фото: ©Владимир Родионов, РИА «Новости»

«МИНСЕЛЬХОЗ ЕЩЕ НЕ ОЧЕНЬ ВЕРИЛ...»

О том, что в этом году урожай для многих регионов может стать наибольшим за всю новейшую историю России, Аркадий Злочевский рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» еще летом, когда Татарстан заливало дождями. Вчера, комментируя прогнозы уборочной кампании, он заявил: «Изначально речь шла об урожае в 115–118 миллионов тонн, но в течение лета, несмотря на погодные условия, стало понятно, что урожайность растет, и в наших прогнозах мы дошли до отметки в 132 миллиона тонн».

Президент России Владимир Путин 8 октября сообщил, что в текущем году ожидается рекордный урожай зерна — порядка 130 млн тонн. Ссылаясь на данные министерства сельского хозяйства США, газета La Stampa сообщила, что за последний коммерческий год (с июля 2016 по июнь 2017-го) Россия экспортировала примерно 27,8 млн т пшеницы, а в этом экспорт достигнет 31,5 млн т, сообщило ИА Regnum. О рекорде говорил и министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. Однако все эти победные реляции не дают ответа на вопрос: что делать с урожаем? «Цены упали в полтора раза — так резко и так сильно, что сорвали всю экономику себестоимости, она сильно ухудшилась, — сетовал Злочевский. — Можно предпринять определенные усилия, но нужна помощь государства, и мы, собственно говоря, подняли этот вопрос еще в середине лета, когда стало понятно, что получим рекордный урожай. Точнее, мы начали поднимать его еще в конце весны, хотя минсельхоз еще не очень верил, что у нас случится такой вал. Но в середине июля это стало понятно и минсельхозу, и он начал предпринимать активные усилия, и у нас сейчас появляется новая программа по поддержке сельхозпроизводителей».

Речь идет о так называемом «нулевом тарифе» на перевозку зерна по железной дороге на экспорт. Минсельхоз уже определился со списком регионов, зерно из которых получит возможность быть бесплатно доставленным к морским портам, — это прежде всего Сибирь. По словам Злочевского, после достаточно долгого спада мировые цены на зерно пошли вверх — с $183 за т до $197 (FOB в порту Новороссийска). Несмотря на это, маловероятно, что Россия сможет вывезти все излишки зерна. Хотя минсельхоз утвердил минимальные цены для зерновых интервенций урожая 2017 года (пшеницу 3-го класса государство готово покупать по цене 10,3 тыс. рублей за тонну, 4-го — по 9 тыс., 5-го — по 7,6 тыс.), о том, когда они будут проводиться и в каком объеме, достоверной информации нет.

В ТАТАРСТАНЕ ПРИНЯТА ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗЕРНА ВНУТРИ РЕСПУБЛИКИ

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, каким будет урожай в РТ, Злочевский сообщил: «В Татарстане рекордов нет, но это из-за погодных катаклизмов, которые были в республике в этом сезоне. Был выращен достаточно хороший урожай, но из серии рядовых для Татарстана. В целом все нормально, Татарстан остается хорошим, крепким производителем, потенциально самым перспективным в регионе. Будем рассчитывать, что ему больше повезет в следующих сезонах. У нас задел на будущий урожай еще получше, чем на этот. Мы по темпам сева озимых уже опережаем прошлый год и в общем перспективы следующего сезона просматриваются. Если перезимуем хорошо, это будет хороший задел для урожая следующего года. И Татарстан, надеюсь, поставит рекорд в следующем сезоне». 

Действительно, урожай для Татарстана не рекордный, но очень неплохой. Рекорд РТ был поставлен в 2008 году — 6,2 млн т, средняя урожайность — 35 центнеров с гектара. Засушливое лето 2010-го позволило собрать лишь 700 тыс. т (10 центнеров с гектара). Хорошим оказался 2011 год — 5 млн т при урожайности 32,5 центнера с гектара. В засушливом 2016-м было собрано 4,03 млн тонн. Но с учетом текущих цен и туманности перспектив с зерновыми интервенциями, то, что Татарстан не попал в рекордсмены, возможно, даже хорошо. Для собственных потребностей (хлебопечение, производство спирта, корм скоту) республике необходимо 3,5 млн т — остальное можно продавать «на сторону». Однако в этом году сложилась настолько низкая закупочная цена, что продавать пришлось бы почти по себестоимости. Немного зерна все же решено отправить на экспорт — ранее заявлялось о планах по поставке кормового ячменя в Иран, а также фуражной пшеницы в Азербайджан. Также есть планы по поставкам в Китай.

Однако в целом в Татарстане принята политика по сохранению зерна внутри республики (благо, влажность зерна в этом году идеальна для хранения). Часть зерна закупается «Рацином» (150 тыс. т ) и «Татагролизингом» (136 тыс. т), точнее они поставляют в счет зерна товарные кредиты — средства защиты, семена, удобрения, сельскохозяйственную технику, оборудование. Нужно отметить, что «рационовская» закупочная цена в этом году выше рыночной, которая составляет 5,5–6 тыс. за тонну. Это своего рода внутриреспубликанские закупочные интервенции, так как зерно идет в региональный продовольственный фонд. В планах на ближайшие годы довести закупки зерна «Рацином» и «Татагролизингом» до 5% урожая республики.

Сейчас на полях в РТ проводится основная обработка почвы. Планируется, что озимые культуры под урожай 2018 года будут посеяны на площади более 500 тыс. гектаров (озимая пшеница — 356 тыс. га, озимая рожь — 142 тыс. га). Это меньше уровня прошлого года: под урожай 2017 года озимые культуры были посеяны на площади 586 тыс. гекаров. Планы по севу яровых пока не озвучивались, но можно предположить, что он будет осуществляться в рамках показателей прошлых лет, то есть не более 1,7–1,8 млн гектаров.

«КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ НА ПЛАНЕТЕ, ИГРАЮТ НА РУКУ НАШЕМУ СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ»

«Климатические изменения, которые происходят на планете (глобальное потепление климатаприм. ред.), играют на руку нашему сельскому хозяйству, — заверил в конце брифинга Злочевский. — Это, безусловно, один из факторов достаточно существенных, но не самый фундаментальный. Самый фундаментальный, за счет которого мы получили и этот рекорд, и эту прибавку, — технологичность. Мы постепенно увеличиваем технологичность производства».

По его словам, Россия впервые за постсоветские времена внесла в почву 3 млн т действующих веществ. «Мы побили советский рекорд, когда было собрано более 127 миллионов тонн зерна, но тогда они были получены с площади 78 миллионов гектаров, сейчас — с 48 миллионов, — отчитался Злочевский. — Но необходимо постепенное улучшение урожайности. Мы еле удерживаемся, чтобы хоть как-то остаться на плаву и на каком-то уровне рентабельности, чтобы не быть погребенными этим валом». В конце высказывания главы российского зернового союза имел в виду рекорд зерновой кампании 2017 года.