К концу третьего квартала в торговых центрах столицы РТ – штиль. Арендаторы сменяют друг друга, но в штучных масштабах К концу третьего квартала в торговых центрах столицы РТ — штиль. Арендаторы сменяют друг друга, но в штучных масштабах

КАЗАНЬ ПОЗАДИ САМАРЫ, ЕКАТЕРИНБУРГА И НИЖНЕГО НОВГОРОДА ПО ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТОРГОВЫМИ ЦЕНТРАМИ

К концу третьего квартала в торговых центрах столицы РТ — штиль. Арендаторы сменяют друг друга, но в штучных масштабах. Брызг шампанского от грандиозных реконцепций и обновления вроде тех, что были заявлены торговыми центрами XL, «Мега» и «Кольцо», пока не наблюдается. «Кольцо» еще не поменяло внешний облик, а «Мега» продолжает масштабные работы как по обновлению фуд-корта (в рамках концепции Ice Crystal), так и строительству площадки для развлечений перед комплексом. Первая часть фуд-корта должна открыться осенью, однако официальных анонсов пока нет.

Но сначала посмотрим на состояние рынка и кошельки потребителей. Согласно последним опубликованным данным Татарстанстата, оборот розничной торговли в январе – августе этого года в республике составил 538 млрд рублей. Из этой суммы оборот по непродовольственным товарам составил 285,2 млрд рублей. В целом оборот прибавил по сравнению с аналогичным периодом 2016 года символические 2,2%, а непродовольственный сектор — 3,3%. Оборот розничной торговли на душу населения в январе – августе 2017 года составил 138,7 тыс. рублей.

По данным компании Cushman & Wakefield, в Казани сегодня открыто 11 форматных торговых объектов общей арендуемой площадью 383,3 тыс. кв. метров. «На данный момент можно сказать, что рынок торговой недвижимости Казани сбалансирован. Обеспеченность качественными торговыми площадями на 1 тысячу жителей в Казани составляет 315 квадратных метров, что близко к среднему уровню по городам-миллионникам — 345 квадратных метров», — говорит аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова. Казань вообще на 8-м месте по обеспеченности крупноформатными торговыми центрами среди российских миллионников. «Лидером по обеспеченности торговыми площади на тысячу жителей с большим отрывом является Самара — 664 квадратных метра, следом идет Екатеринбург — 496 квадратных метров, и замыкает тройку Нижний Новгород — 478 квадратных метров», — добавляет она. В общем-то, есть куда расти. Эксперт напоминает, что пик строительной активности в городе пришелся на период празднования 1000-летия Казани. Затем в 2012 году наступило затишье (в период с 2012 по 2015 год не введено ни одного форматного торгового объекта), а оживление началось в 2016-м, когда был введен ТЦ «Горки Парк» (GLA 27 тыс. кв. м), а в первом квартале 2017 года состоялось открытие малоформатного торгового центра «Радужный» (GLA 12 000 кв. м). «Радужный» в Осиново, скорее всего, станет единственным торговым объектом, открытым в Казани в текущем году.

По данным Сафоновой, в 2018 году запуск новых торговых центров маловероятен. При этом Казань еще «примет» крупные торговые объекты. Так, единственным торговым объектом, который сейчас строится, является ТЦ «Авиатика» (GLA 115 тыс. кв. м), который после открытия станет крупнейшим торговым центром в городе. Его открытие ожидается в конце 2018 – начале 2019 года. «Еще несколько торговых объектов находятся на стадии проектирования, например два проекта UD Group (ТЦ на улице Павлюхина и в ЖК „Арт Сити“) и проект ТЦ в „Экопарке Дубрава“. Их открытие планируется не ранее 2019–2020 года», — сообщила эксперт.

По мнению другого эксперта, руководителя направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL Оксаны Копыловой, по уровню обеспеченности торговыми центрами на 1 тыс. жителей Казань находится в ряду «середнячков». «Рынок достаточно насыщен, но при этом имеет потенциал к развитию», — объясняет специалист.

==table1773==

ЗАКРЫТИЯ И ОТКРЫТИЯ ДЛЯ ШОПОГОЛИКОВ

По традиции наша газета изучила, какие новости для потребителей есть в Топ-5 самых популярных и крупных объектов города по версии экспертов по коммерческой недвижимости. Это торговые центры «Мега», «Южный», «Тандем», «Парк Хаус» и «Кольцо». Динамика по составу арендаторов отслеживается нами ежеквартально.

Из интересных произошедших событий можно упомянуть долгожданное открытие первой сети кофеен «Старбакс» в ТРК «Тандем», открытие четвертой кофейни сети «Бинхартс» из Набережных Челнов в ГУМе (впрочем, о кофейнях стоит почитать подробный обзор «БИЗНЕС Online»). Произошло обновление дизайна в оптиках сети «Корд Оптика», расширение и обновление магазинов одежды «Глория Джинс», закрытие единственного магазина Sultanna Frantsuzova в Казани, расширение одного из магазинов сети «Рив Гош» и уход из Казани последнего ювелирного магазина «Яшма Золото». Кроме этого, в столице РТ остался последний магазин другой ювелирной сети — «Адамас», закрылся последний магазин детской одежды Play Today, и открылся первый магазин холдинга VIP Group в рамках торгового центра. Пожалуй, самым ожидаемым событием для шопоголиков станет открытие в ноябре магазина японского бренда Uniqlo — он впервые выходит в Казань.

Теперь об этих и других новостях подробнее.

В «Эдельвейс Груп» нашей газете рассказали о новостях по арендаторам в двух торговых центрах, принадлежащих группе, — ГУМе и «Кольце». В третьем квартале в ГУМе на первом этаже помимо «Бинхартс» открылся еще продуктовый супермаркет «Эдельвейс». Последний, кстати, выгодно отличается по дизайну от работающих, скажем, в Ново-Савиновском районе Казани более пяти лет. Магазин — сверкающий, грамотно зонированный, в интерьере много дерева, и ощущения интересные: что-то похожее можно увидеть за границей. Если по подобному пути сеть пойдет и в других своих магазинах, «Эдельвейс» явно заиграет новыми красками. В ГУМе из недавних новых арендаторов можно отметить магазин настольных игр Gaga.ru, Bag & You (рюкзаки и аксессуары), кафе-пиццерию Combinat, магазин брендовой женской одежды Parvini One. В октябре в ГУМе планируется открытие магазина женской одежды Bell Casa.

В «Кольце» расширилcя и открылся в новом формате магазин обуви и сумок Kari. Кроме этого, здесь появились магазин дизайнерской одежды «МарЭль», магазин Bella Collection (женская одежда) и обувной Bravelli. Скоро откроются магазин O’Hara и новый салон Askona. Из потерь можно отметить закрытие кофейни «Шиколат» и ювелирного магазина «Ювелэнд» (в городе осталось два магазина сети). В «Эдельвейс Груп» нашей газете рассказали, что «Кольцо» ежегодно обновляет около 5% площадей (в рамках ротации арендаторов). «По факту в „Кольце“ занято больше, чем коммерческая площадь по плану БТИ, за счет островков. У центра очень длинный лист ожидания», — говорится в ответе компании.

Японская сеть сообщила о выходе в Казань в августе этого года. Торговая площадь магазина в «Меге», который откроется 3 ноября, составит около 1,1 тыс. кв. метров

ЯПОНСКИЙ ВЫХОД: «МЕГА» ПОПОЛНИЛА РЯДЫ МАГАЗИНОМ ИЗ ХИРОСИМЫ

Теперь — в «Мегу». Самый интересный и ожидаемый арендатор — это, пожалуй, бренд Uniqlo. Японская сеть сообщила о выходе в Казань в августе этого года. Торговая площадь магазина в «Меге», который откроется 3 ноября, составит около 1,1 тыс. кв. метров. Столица РТ не стала, как бывало, пионером для выхода марки за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, — в августе магазин Uniqlo (1,6 тыс. кв. м)  открылся в Нижнем Новгороде. Эта точка стала 20-м магазином розничной сети в России и первым в регионах.

В торговом центре на другом месте и большей площади открылся магазин местной марки «Святая», магазин «Глория Джинс»

Uniqlo принадлежит японскому холдингу Fast Retailing Co. Первый магазин сети был открыт в Хиросиме в 1984 году. Сейчас под этой вывеской работает более 1,8 тыс. точек в 18 странах. В России компания появилась 7 лет назад и в первые годы развивалась очень осторожно. В конце 2015 года исполнительный директор «Uniqlo Россия» Таку Морикава рассказывал о планах активно развиваться в России, и с тех пор сеть японских магазинов одежды выросла вдвое: с 8 магазинов на август 2015-го до 20 точек сейчас. Модные эксперты говорят, что причина популярности марки в мире в том, что она не копирует дизайны дорогих брендов с целью повторить их в более дешевом сырье. В общем, эдакий свежий ветер Страны восходящего солнца в вашем гардеробе.

 В «Меге» открылся первый бутик холдинга VIP Group не в формате стрит-ретейла – обувной Rich Shoes

 В «Меге» открылся первый бутик холдинга VIP Group не в формате стрит-ретейла — обувной Rich Shoes. Также в торговом центре на другом месте и большей площади открылся магазин местной марки «Святая», магазин «Глория Джинс» (масштабы поражают воображение). Открылись магазины Sun Fashion, меховой Elena Furs, а скоро обещаны открытия обновленных магазинов Calzedonia и The Windsor Knot в новом формате. Из закрытий можно отметить уход из торгового центра обувного магазина Carnaby. Последний магазин сети остался лишь в ТРК «Тандем».

Скоро обещаны открытия обновленных магазинов Calzedonia и The Windsor Knot в новом формате

Самые незаметные изменения состава арендаторов — в торговом центре «Южный». Здесь в третьем квартале открылся анонсированный обувной магазин Mario Mikke. Закрылись в торговом центре магазины «Московский ювелирный завод» и «КриКри».

В «Парк Хаусе» недавно открылся Tom Klaim, а также детские магазины Happy Step и Gulliver и батутный комплекс «Полетай-ка»

МОЛЛЫ МЕНЯЮТСЯ АРЕНДАТОРАМИ

В молле «Парк Хаус» заметна смена арендаторов. На центральном входе в глаза бросается большая растяжка с информацией о скором открытии кофейни Starbucks, второй в городе. Первая, напомним, открылась летом в ТРК «Тандем». За последние месяцы  в «Парк Хаусе» закрылись магазины «Другие подарки», Corso Como, «Адамас». Закрылся также единственный в Казани детский Play Today и единственный магазин женской одежды Sultanna Frantsuzova — бренд теперь присутствует оффлайн только в Москве, Екатеринбурге и Уфе. Магазин косметики Inglot переехал из «Парк Хауса» в ТРК «Тандем», в обновленном формате скоро откроется «Эконика».

Также скоро в «Парк Хаусе» откроется «Московский ювелирный завод», у которого сегодня работает три точки в торговых центрах города. Зато ушел другой продавец дорогого и блестящего — «Яшма Золото». Возможно, это связано с банкротством основателей сети Игоря Мавлянова и Роберта Мартиросяна. Наконец, в «Парк Хаусе» недавно открылся Tom Klaim, а также детские магазины Happy Step и Gulliver, и батутный комплекс «Полетай-ка» (на месте почившего бильярдного клуба на втором этаже). Запланировано также открытие магазина французской одежды Kiabi. 

Кстати, в конце августа появилось сообщение, что Atrium European Real Estate (владеет ТЦ) изъявила желание реализовать свой портфель российской недвижимости. Рыночная стоимость российских активов Atrium (помимо молла в Казани в них входит «Северный молл» в Питере, два торговых центра в Москве и по одному в Екатеринбурге, Волгограде и Тольятти, а также около 60 га в подмосковном Пушкине) была оценена в 289 млн евро. Через неделю после объявления стало известно, что на торговые центры Atrium European Real Estate в России появился первый претендент — активами заинтересовалась инвесткомпания Raven Russia, ранее известная в основном на рынке складской недвижимости. Запрос, отправленный «БИЗНЕС Online» в Raven Russia, остался без ответа.

Произошли изменения и на фуд-корте «Тандема» на третьем этаже — вместо Yokoso ресторатор Айдар Булатов «поселил» здесь другой свой проект — «The Телки»

Есть небольшие изменения в ТРК «Тандем». В первую очередь произошло обновление помещений — в последние месяцы в коридорах торгового центра меняли плитку. Что касается арендаторов, изменения практически незаметны. Так, закрылись магазин нижнего белья «Бюстье» (теперь точка будет только в «Меге»), магазин Adidas (на его площадях на первом этаже заявлено скорое открытие «Рандеву») и Oggi. Последний закрылся в конце сентября, а большего размера магазин откроется в ноябре в соседнем здании в «Тандем Галерее». Из заявленных ранее открылись магазин «Империя» и Palmetta, а также переехал из «Парк Хауса» магазин Inglot. Произошли изменения и на фуд-корте «Тандема» на третьем этаже: вместо Yokoso ресторатор Айдар Булатов «поселил» здесь другой свой проект — «The Телки», а на месте последней в Казани точки сети пиццерий «Сбарро» теперь обосновалась Pizza Hut. Наконец, в третьем квартале в «Тандеме» открылась первая в городе кофейня «Старбакс».

На месте последней в Казани точки сети пиццерий «Сбарро» теперь обосновалась Pizza Hut

UD GROUP ПРОВЕДЕТ ПЕРЕЗАГРУЗКУ «ОЛИМПА»

На фоне недавней сделки по продаже ТЦ «Олимп» корреспондент «БИЗНЕС Online» заглянула и в молл на Рихарда Зорге. Напомним, что этот ТЦ его владелец, бывший депутат Казгордумы Ильгиз Минкин, угодивший в «валютную ловушку» на фоне девальвации рубля, пытался продать с 2015 года.  ТК «Олимп», напомним, открылся в 2013 году. Согласно информации в группе центра «ВКонтакте», он был полон разнообразных арендаторов. Здесь же отмечается, что  «торговые ряды были превращены в эстетического вида торговый центр в стиле high tech — место, где даже самый щепитильный покупатель подберет себе обновку по вкусу». Однако в последние годы репутация этого ТЦ изрядно испортилась: арендаторы, жалуясь на отсутствие посетителей и высокую стоимость аренды, съезжали один за другим. В феврале 2016 года ТК «Олимп» и ТД «Олимп» вошли в начальную стадию банкротства — владельцам не удалось расплатиться по валютным кредитам «Сбербанка», взятым на возведение объекта, и арбитражный управляющий Александр Волчков пустил объект с молотка. За 387 млн рублей его купила связанная с «Унистроем» компания «АИ Менеджмент». Управлять им будет UD Group.

ТЦ «Олимп»: треть площадей пустуют, а арендаторов можно пересчитать по пальцам

Корреспондент «БИЗНЕС Online», посетившая комплекс в начале октября, застала запустение. По меньшей мере треть площадей пустуют, а арендаторов можно пересчитать по пальцам. На первом этаже расположились магазины и салоны «Евросеть», «Ювелирцентр», «Билайн», «Сумочка», обувной Marco Tucci, ювелирный Royal Stone, аптека. Перекусить на первом этаже можно в «Татмаке», а купить продукты — в универсаме «Магнит» или «Арыш мае». На втором этаже — раздолье ноунейм-магазинов. Есть, конечно, и с названиями — магазины Bliss, «Пеплос», «Текстильный дом Ивановский», магазин мужских костюмов «Бостон», Zimaleto, Snowimage, магазин «Погода в доме», «Ивановский трикотаж». Но есть и площади, где продается, например, женская одежда или подушки и постельное белье, но названий над ними нет. Наконец, на третьем этаже комплекса разместился магазин техники и электроники DNS, салон кондитерского искусства «Марципан», «Любимый Книжный», а также чайхона P.Love. Кафе «Капуста» на этом же этаже не так давно закрылось. Есть в комплексе и многочисленные небольшие стойки, где продают цветы, делают маникюр и прочее. Но не похоже, чтобы в целом арендаторы «Олимпа» генерировали большие потоки покупателей.

В самой UD Group «БИЗНЕС Online» признают, что сейчас ТЦ находится не в лучшем виде. И сообщают, что в перспективе — реновация торгового комплекса с привлечением новых федеральных и региональных операторов.