Фото: личный архив А. Г. Кананадзе

«НОВЫЙ АКЦИОНЕР ПОДДЕРЖАЛ  КОМПАНИЮ  В ТРУДНЫЙ ПЕРИОД»

– Александр Георгиевич, прошло уже больше месяца с момента приобретения структурами Александра Кондратенкова крупнейшей татарстанской страховой компании «НАСКО», расскажите подробней о сделке и почему выбор пал именно на эту компанию?

– Во-первых, НАСКО — универсальная федеральная компания, поэтому она интересна прежде всего с точки зрения развития бизнеса. Во-вторых, у акционеров, владевших компанией, созрело желание продать ее по привлекательной для нас цене.

Не секрет, что с  начала 2017 года один из крупнейших татарстанских страховщиков искал инвестора для развития компании. Экс-владельцы компании смогли вовремя сориентироваться в ситуации и найти инвестора, который  поддержал в сложный для нее период, уже инвестировав в развитие бизнеса более 300 миллионов рублей в виде активов.

Это не первый наш опыт по приобретению страховых компаний. В 2015 году страховая компания «Опора» была выкуплена у Финансовой Корпорации «Открытие». Были проведены эффективные мероприятия по «очистке портфеля» от убыточного бизнеса и мошенников. Сейчас «Опора» — активный игрок страхового рынка. Мы посчитали, что НАСКО — достойная компания и у нее есть перспективы для качественного развития и дальнейшего роста.

– Вы упомянули об СК «Опора», расскажите о ней.

– У компании «Опора» очень интересная история. В совокупности ей уже более чем 21 год. В 1996 году она начала осуществлять страховую деятельность под брендом «Отечество», в сентябре 2011 года, когда вошла в Финансовую Корпорацию «Открытие», стала именоваться «Открытие Страхование», а спустя четыре года начала работать под новым брендом — «Опора». По объему бизнеса компания небольшая: по итогам 6 месяцев 2017 года находится на 66-м месте в рейтинге российских страховщиков. В этом году ее объем продаж ожидается на уровне 1,3–1,4 миллиардов рублей. Компания входит в состав структур Александра Кондратенкова, руководителя Комиссии по страхованию Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

– Много слухов ходило о размере проданных акций НАСКО — сколько в итоге было выкуплено?

– В контур сделки вошло более 84 процентов. Буквально в этот же день, 30 августа,  компании была оказана финансовая помощь, что было уникальным явлением на страховом рынке. Кроме того, были подтверждены полномочия всего менеджмента. Эдуард Кабаков остается генеральным директором АО «НАСКО». Компания эффективная: за последние 6 месяцев она показала хорошую прибыль — более 100 миллионов рублей. Это заслуга менеджмента компании, и мы уверены, что руководство приложит максимум усилий, чтобы значительно превзойти этот результат.

– Какие планы по развитию «НАСКО»?

– Прежде всего — существенное усиление компании, и у нас есть видение, как это сделать. Безусловно, нужно идти в направлении цифровизации. Требования, которые выдвигает Центробанк с 2018 года, очень жесткие — много онлайн-отчетности, поэтому до нового года в НАСКО будут внедрены новые программные продукты.

Также намерены серьезно расширить и усовершенствовать продуктовый ряд компании. Наличие единой цифровой платформы, которая будет внедрена в скором времени, позволит ввести новые продукты: до нового года планируется запустить каско с телематикой (система онлайн-мониторинга движения автомобилем — прим. ред.), позже — каско с различными вариантами франшизы, которые сегодня весьма популярны у потребителей. У НАСКО есть абсолютно все лицензии на страховую деятельность, вплоть до страхования спутников. Конечно, пока космическим страхованием мы не планируем заниматься, но приятно осознавать, что такая возможность есть и, при необходимости мы сможем ею воспользоваться.

Уже сейчас запущен процесс по передаче части бизнеса «Опоры» — прибыльные портфели ОСГОП и ОПО, — НАСКО и мы об этом уже официально уведомили наших страхователей через сайт компании. Почему? У компании на данный момент хороший диверсифицированный портфель, а держать одни и те же компетенции в двух компаниях — дорогое удовольствие, так как ЦБ предъявляет определенные требования к капиталу страховщиков. И мы считаем, что «Опора» и НАСКО должны развиваться по своим специализациям.

Помимо этого, в НАСКО будут переданы и другие виды страхования, в том числе ДМС, страхование имущества и ответственности. Это сильно повысит финансовую составляющую компании, а значит, и надежность.

Из Ижевска в Казань  перенесен операционный центр страховой компании «Опоры».  Сейчас мы активно работаем по созданию операционного центра обработки полисов НАСКО и центра по урегулированию убытков в Казани, поэтому компетенции компании в республиканском центре будут очень сильно развиты. Таким образом, новый акционер страховщика будет развивать не только компанию «НАСКО», но и вкладывать в развитие региональной экономики через создание дополнительных рабочих мест, а также уплаты налогов в республиканскую казну.

– Если говорить конкретнее, на каких видах страхования планируете акцентировать свое внимание?

– Мы рассматриваем НАСКО как универсальную компанию, которая предоставляет самый широкий спектр страховых продуктов услуг. Сейчас в портфеле компании 40 процентов составляют моторные виды страхования и 60 процентов — не моторные. Это нормальное соотношение. Возможно, усилим работу по Добровольному медицинскому страхованию, которое представлено в регионе пока слабо.

– Смена акционера окажет какое-то влияние на рядового потребителя услуг НАСКО?

– В первую очередь, конечно, изменится качество сервиса. Потому что, имея централизованную систему управления, мы можем быстро и качественно осуществлять любой клиентский сервис — и урегулирование, и продажи. Продукты телематики, к примеру, очень востребованы, а их мало кто из страховщиков предлагает в Поволжье. Уже к новому году их можно будет приобрести в НАСКО.

Сейчас идет работа по повышению рейтингов надежности НАСКО в национальных рейтинговых агентствах, потому что трудности компании уже позади. И, соответственно, потребитель получит надежную компанию с широкой продуктовой линейкой и высоким качеством клиентского сервиса.

«РАБОТАТЬ С ОСАГО И ЗАРАБАТЫВАТЬ НА НЕМ»

– А что касается направления ОСАГО, которое страховщики хором называют убыточным? Останется ли оно в прежнем объеме или будет сокращено?

– По объемам страхования ОСАГО компания «НАСКО» лидирует в Татарстане, однако мы считаем, что ОСАГО при определенной экспертизе по урегулированию убытков вполне доходно. Конечно, в целом по рынку есть статистика, что уровень выплат превышает премию, но есть компании, которые научились работать с ОСАГО и зарабатывать на нем. Речь идет о СК «Опора». Компания обладает уникальным опытом по урегулированию убытков ОСАГО и специализируется на защите от мошеннических списаний. Разработав собственные методики и отработав их на портфеле «Открытия Страхования», данный опыт компания успешно внедряет на урегулировании убытков крупной страховой компании «УралСиб», автопортфель которой приняла в апреле этого года. Частично  экспертизу по преследованию недобросовестных страхователей мы применим и в НАСКО, уверены, что и ОСАГО, и каско станут приносить компании доход. В этом смысле привлекательность СК «НАСКО» для так называемых автоюристов и просто бытовых мошенников значительно снизится, что позволит компании  оздоровить портфель.

– Каким образом?

– Все очень просто. Убрав из урегулирования убытков мошеннические схемы, а также убытки, выкупленные у страхователей «черными автоюристами», которые «разгоняют» чеки выплат с 30 тысяч до 120–130 тысяч рублей, и оптимизировать комиссию продавца, то это вполне нормальный, доходный вид бизнеса. Мы знаем, как бороться с мошенниками и «черными автоюристами», а если страховщик не умеет работать с такими «автоюристами», то, разумеется, ему никакой премии не хватит.

– Какую сумму планируется вложить в развитие НАСКО?

– Все будет зависеть от финансового состояния компании и от конъюнктуры в экономике страны и на страховом рынке. На данный момент на развитие у НАСКО средств достаточно, но в июле 2017 года ЦБ ужесточил требования по резервам страховых компаний — вот здесь, вероятно, помощь может понадобиться.

«НАС ИНТЕРЕСУЮТ СДЕЛКИ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ»

– Каких результатов работы НАСКО хотите достичь?

– Это однозначно должен быть прибыльный, активно растущий бизнес. Мы рассчитываем, что компания в течение трех лет сильно увеличит объем продаж. У нас довольно амбициозные планы: НАСКО будет расти органически, получив часть бизнеса из «Опоры». Да и в целом получается хорошая географическая синергия: там, где сейчас присутствует «Опора», НАСКО не работает, и наоборот.

Кроме того, ведем активные переговоры по присоединению филиалов других компаний,  а также по передаче «Опоре» отдельных команд и отдельных инфраструктурных объектов. Многие крупные страховщики испытывают трудности в работе, и для них передача филиалов в наши руки — весьма удачный выход. Есть ряд интересных предложений по продаже не моторных видов страхового бизнеса. Мы их рассматриваем.

Также нас интересуют сделки слияния и поглощения. До конца года может быть проведена еще одна сделка в Татарстане. Мы рассматриваем несколько компаний — у вас есть интересные бизнесы для покупки. Пустую компанию, то есть без резервов мы, конечно, покупать не будем, здесь все зависит от состояния конкретного бизнеса и желаний собственников.

– Вы раньше работали на региональных рынках?

– У нас достаточно большой опыт работы в регионах. Так, у компании «Опора» семь филиалов по стране. Поэтому мы очень хорошо представляем, как работать в регионах, и, кроме того, целенаправленно искали компанию с разветвленной региональной сетью продаж.

– А вы знакомы с татарстанским рынком?

– В свое время я работал в компании КАМАЗ-Лизинг, где Сергей Когогин был председателем совета директоров, а Альфия Когогина — членом совета. Это было  на старте компании, когда мы решили попробовать открыть первую отраслевую лизинговую компанию в России. Мы эту технологию освоили и запустили лизинговые продажи КАМАЗа. А филиал «Ренессанс-страхование», направление, которое я в свое время развивал, на сегодняшний день — один из самых успешных филиалов «Ренессанса» в республике. Здесь также присутствовал филиал СК «Альянс», в котором я также работал, но он впоследствии был закрыт. Кроме того, у меня есть двухлетний опыт работы в Азербайджане в крупной страховой компании, идеологически близком Татарстану.

– Какую долю федерального страхового рынка в конечном итоге вы хотите занять?

– Мы ориентируемся не на рыночную долю, а на прибыльность компании, то есть ее активы и финансовая надежность должны находится в постоянном росте. Если это позволит нам войти в число лидеров рынка, то хорошо; если нет, но компании будут приносить прибыль — это нас тоже вполне устроит.