Валентина Матвиенко сообщила сенаторам, что основной особенностью проекта федерального бюджета на 2018-20 годы является жесткая фиксация расходов Валентина Матвиенко сообщила сенаторам, что основной особенностью проекта федерального бюджета на 2018 - 2020 годы является жесткая фиксация расходов

«ОДНОЙ ВЯЛОТЕКУЩЕЙ СТАБИЛЬНОСТИ СЕГОДНЯ НИКАК НЕДОСТАТОЧНО»

Открывая парламентские слушания, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила сенаторам, что основной особенностью проекта федерального бюджета на 2018 - 2020 годы является жесткая фиксация расходов. «Их предельный размер на плановый период формируется в соответствии с новым „бюджетным правилом“, цель которого — снизить зависимость бюджета от конъюнктуры рынка энергоносителей и создать условия для обеспечения макроэкономической стабильности в стране», — сказала Матвиенко.

Она напомнила, что на прошлой неделе перед сенаторами в рамках правительственного часа успел выступить министр экономразвития Максим Орешкин. Такая последовательность имеет свою логику: глава МЭР рассказал о прогнозе роста российской экономики, на который ориентируются авторы бюджетного документа. Его идея, кажется, вполне укладывается в незабвенное «Денег нет, но вы держитесь», но спикер верхней палаты с такой постановкой вопроса вчера не желала соглашаться. «Цифры, заложенные сегодня в прогноз, не позволят нам решать амбициозные задачи развития страны: повышать качество жизни граждан, развивать инфраструктуру и производство. Одной вялотекущей стабильности сегодня никак недостаточно», — заявила Матвиенко. Она напомнила, что президент России Владимир Путин в прошлогоднем послании Федеральному Собранию поставил задачу добиться роста ВВП России выше среднемирового уровня, составляющего 3%. Но по прогнозу минэкономразвития в 2017 и 2018 годах ВВП России вырастет на 2,1%, а в 2019 и 2020 годах этот показатель составит 2,2% и 2,3%.

О поручениях президента Матвиенко вспоминала не раз. «Главой государства поставлена задача обеспечить частичное зачисление в региональные бюджеты доходов от налогов и сборов, которые дополнительно получены в результате деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, — отметила она. — До сих пор правительством не приняты соответствующие нормативные акты. Совет Федерации будет держать на контроле и добиваться выполнения данного поручения».


В общем, критиковать проект бюджета Матвиенко начала еще до выступления главы минфина Антона Силуанова. Она опять сослалась на нереализованное поручение главы государства — об увеличении бюджетных ассигнований региональным дорожным фондам: «Представленный проект бюджета не содержит решения этой задачи. Более того, он увеличивает еще на год несправедливое распределение акцизов на бензин и топливо между центром и регионами. Увеличение доли федерального бюджета было временной мерой — только на три года. В 2020 году необходимо вернуться к зачислению в бюджеты субъектов прежних 88 процентов акцизов на бензин и топливо, как и предусматривалось до сих пор. Надо внести изменения в федеральный бюджет. К 2020 году эти доходы регионам должны быть возвращены».

Затронула Матвиенко в своей вступительной речи и, пожалуй, самую болезненную тему для субъектов РФ — долги перед коммерческими банками и дефицит местных бюджетов. «Несмотря на общую положительную динамику (госдолг регионов с начала года уменьшился на 6,5 процентов), —в ряде субъектов наблюдается рост долговой нагрузки. Надо точечно разбираться с каждым регионом», — резюмировала председатель СФ.

.
 

ВЫПЛАТУ БЮДЖЕТНЫХ ДОЛГОВ РЕГИОНАМ РАСТЯНУТ НА 7 ЛЕТ

Несмотря на такое неодобрительное вступление, глава минфина Силуанов излучал уверенность и оптимизм, начиная свою более чем получасовую речь. «При подготовке бюджета мы руководствовалось двумя основными задачами: вывести динамику реальных доходов населения на положительный уровень и на протяжении трех лет вывести темпы роста экономики на уровень не ниже мировых. Мы учитываем, что будут продолжать снижаться ставки по кредитам за счет сохранения низких темпов инфляции. Это позволит повысить доступность кредитов и увеличить рост частных инвестиций. Для этого мы снижаем дефицит бюджета с 2,2 процента ВВП в текущем году до 1,4 процента в следующем году и ниже 1 процента в 2019 - 2020 годах. Это позволяет ЦБ снизить ключевую ставку», — сказал он.

Министерство финансов, по словам его главы, подготовило и внесло в Госдуму законопроект по внедрению инвестиционной льготы. Ее суть в том, что сумма налога на прибыль для компании будет уменьшаться на величину средств, которые были инвестированы в новое оборудование Впрочем, введение этой льготы отдадут на откуп регионам — и не факт, что они выберут журавля в небе, отказавшись в условиях бюджетного дефицита от части налоговых поступлений. Получат свое развитие и специнвестконтракты. «Российская Федерация, субъект РФ и инвестор договариваются об инвестициях в определенное производство, и федеральный центр гарантирует неизменность налоговых условий на всем этапе реализации этого проекта. Мы уже заключили около 70 специнвестконтрактов на территории России. Более того, мы готовы гарантировать СПИКам даже неизменность для них тарифов естественных монополий», — рассказал Силуанов.


Подсластил глава минфина и пилюлю «раскулачивания». Напомним, еще в прошлом году было принято решение повысить норму отчислений налогов на прибыль в федеральный бюджет с 2 до 3%. Так вот, начиная с 2018 года две трети собранной суммы будут возвращаться регионам, обеспечивающим прирост прибыли выше уровня инфляции. Продолжится практика возмещения регионам из федерального бюджета их затрат на инфраструктуру, создание производственных парков и технопарков — за счет налогов, которые государство собирает с их резидентов.

Затронул Силуанов и больную тему региональных долгов. «Предусмотрена беспрецедентная реструктуризация долгов — это даст на два ближайших года высвобождение обязательств у субъектов РФ на сумму 430 миллиардов рублей, — объявил министр. — Это тот объем бюджетных кредитов, которые регионы должны вернуть федеральному бюджету. Все необходимые соглашения с регионами будут заключены до 1 января 2018 года». По его словам, срок, на который будут реструктурированы долги, составит 7 лет. Если же темпы роста региональной прибыли субъекта превысят уровень инфляции, «рассрочку» увеличат до 12 лет. В итоге объем долгов регионов перед коммерческими структурами должен составлять менее 50% ежегодных налоговых и прочих поступлений в их бюджеты. Предвыборный контекст этой меры читается невооруженным глазом: в основном регионы залезли в долги ради исполнения «майских указов» Путина, теперь им дают отсрочку.


В конце своего выступления глава минфина окончательно зафиксировал новый порядок распределения акцизов на алкоголь. Сейчас в выигрыше регионы – производители алкоголя (в том числе Татарстан), новая же схема предполагает, что региональная часть будут распределяться в зависимости от уровня потребления алкоголя в субъектах федерации. «БИЗНЕС Online» писал о том, что такая схема может быть введена в 2018 году. Вчера Силуанов говорил об этом как о решенном вопросе, хотя ранее заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба сообщил, что правительство по этому законопроекту дало отрицательное заключение.

Напомним, ранее глава минфина РТ Радик Гайзатуллин сделал четкое резюме бюджетным новациям федерального центра: Москва в 2018 году забирает дополнительно 12,7 млрд рублей. При этом в рамках тех же «майских указов» велено увеличить обязательные расходы на 19,5 млрд рублей. Итого — «напряженность» на 32,2 млрд рублей. 

Юнус-Бек Евкуров поднял вопрос о росте региональных затрат на обязательное медицинское страхование для неработающих граждан Юнус-Бек Евкуров поднял вопрос о росте региональных затрат на обязательное медицинское страхование для неработающих граждан

«МЫ ОБРАЩАЕМСЯ В МИНФИН ЗА ПОДДЕРЖКОЙ, НО ДЕНЕГ ВСЕ РАВНО НЕ ХВАТАЕТ»

Последовавшие далее выступления самих регионалов показали, какие проблемы они считают насущными, хотя министр федерального правительства упомянул о них вскользь или совсем не рассказал о них.

Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров поднял вопрос о росте региональных затрат на обязательное медицинское страхование для неработающих граждан. Для республики эти страховые взносы в 2018 году вырастут на 8% до 4,1 млрд рублей. Он также предложил предоставить минздраву полномочия напрямую отправлять в регионы медикаменты для лечения орфанных (редких) заболеваний, поскольку существующие в этой цепочке посредники только увеличивают цену на них. Ингушетия тратит на них в год 238 млн рублей, это, по словам Евкурова, очень много для республиканского бюджета. Как сообщил новый губернатор Кировской области Игорь Васильев, в регионе накоплен значительный объем кредитной задолженности, который приближается к объему собственных средств. «Мы обращаемся в минфин за поддержкой, но денег все равно не хватает», — добавил губернатор. При этом в области идет работа по автоматизации деятельности правительства. Например, заработала система «ГИС лес», которая полностью исключает возможность вмешательства чиновников в принятие решений по распределению лесных участков среди коммерческих структур. Отметим, что именно это вменяется в вину предшественнику Васильева Никите Белых.

Как сообщил новый губернатор Кировской области Игорь Васильев, в регионе накоплен значительный объем кредитной задолженности, который приближается к объему собственных средств Как сообщил новый губернатор Кировской области Игорь Васильев, в регионе накоплен значительный объем кредитной задолженности, который приближается к объему собственных средств

«Затраты на орфанные заболевания надо передать на федеральный уровень, — подхватила тему Матвиенко. — В 2019 году затраты минздрава будут увеличены на 8 миллиардов рублей на централизованные закупки. Многие губернаторы вынуждены регистрировать пациентов с такими заболеваниями в богатых регионах — Москве и Санкт-Петербурге. Проще купить человеку квартиру в Петербурге, чтобы он там прописался и получал соответствующее лечение».

Представитель в СФ от Бурятии Вячеслав Наговицын поднял тему исполнения программы обязательного медицинского страхования и обеспечения жильем детей-сирот. Его поддержал и представитель от Орловской области Василий Иконников, которого волнуют вопросы лекарственного обеспечения льготников, а также вопросы реструктуризации бюджетных кредитов.

Силуанов пообещал учесть все высказанные критические замечания, а Матвиенко, подводя итог парламентских слушаний, отметила, что получился «хороший разговор», но минфину есть еще над чем поработать. «В непростых экономических и финансовых условиях минфин внес сбалансированный бюджет, ориентированный на развитие регионов», — так заметно смягчившийся спикер Совета Федерации закончила прения по проекту федерального бюджета на следующие три года.

Фото и видео: council.gov.ru