Верховный суд РТ в кассационной инстанции разбирал дело бизнес-дольщиков «Миллениум сити», чьи нежилые площади конкурсный управляющий «Маг Строя» мечтает вновь вовлечь в конкурсную массу ради достройки почти готового дома Верховный суд РТ в кассационной инстанции разбирал дело бизнес-дольщиков «Миллениум Сити», чьи нежилые площади конкурсный управляющий «Маг-Строя» мечтает вновь вовлечь в конкурсную массу ради достройки почти готового дома

ДЕЛО «МЕТРОВ БЕРДЫЕВА» ВЫЙДЕТ НА НОВЫЙ КРУГ?

Вчера Верховный суд РТ в кассационной инстанции разбирал дело бизнес-дольщиков «Миллениум Сити», чьи нежилые площади конкурсный управляющий «Маг-Строя» мечтает вновь вовлечь в конкурсную массу ради достройки почти готового дома.

Напомним, ранее «БИЗНЕС Online» писал, что главный тренер «Рубина» Курбан Бердыев окончательно отстоял свои инвестиции в доме на перекрестке Амирхана — Чистопольской, застройщиком которого является «Маг-Строй». В конце июля Верховный суд РТ утвердил решение Ново-Савиновского суда о том, чтобы оставить за Бердыевым нежилые помещения в ЖК «Миллениум Сити». Вслед за Курбаном Бекиевичем доказать свое право на площади постепенно смогли и другие предприниматели — владельцы ателье и туристических компаний, купившие помещения для организации небольшого бизнеса. После того как в первой инстанции — Арбитражном суде РТ — большая часть из них получила отказ (помещения должны были пойти в конкурсную массу и быть реализованы на торгах), дольщики стали стучаться в суды общей юрисдикции. И Ново-Савиновский райсуд Казани — ну не Бердыевым же единым! — в конце концов принял их сторону.

Однако в апреле этого года случился прецедент. Суд апелляционной инстанции удовлетворил жалобу конкурсного управляющего «Маг-Строя» Алмаза Сабитова и вернул дело двух бизнесменов обратно в Арбитражный суд РТ. Такое решение всколыхнуло «бизнес-общественность», ведь отрицательный вердикт Арбитражного суда по их вопросу помнили все. Предприниматели подали кассационную жалобу в Верховный суд РТ, рассмотрение которой и состоялось 27 сентября. Перед дверями зала оказалось неожиданно многолюдно. В коридоре собралась уже значительная группа из предпринимателей, пришедших поддержать иск (а заодно и продемонстрировать — «нас тут много»). Среди них — представитель Бердыева, руководитель АН «Счастливый Дом» Анастасия Гизатова, отметившая, что если суд вернет дело в Арбитражный суд, то все прошлые победы можно будет считать недействительными. 

Как объяснил «БИЗНЕС Online» пришедший на процесс адвокат Руслан Миндубаев, в случае, если кассационная инстанция не примет сторону дольщиков по нежилым помещениям (в данном случае Максимовой и Каримова), это повлечет за собой отмену всех ранее принятых решений — по вновь открывшимся обстоятельствам, на что, по мнению дольщиков, и рассчитывает «Маг-Строй». Позицию самого конкурсного управляющего узнать не удалось — Сабитов на заседание не явился, а его представитель комментариев решила не давать.

БИЗНЕС-ДОЛЬЩИКИ ПРЕДЛАГАЮТ ПОИСКАТЬ «ЛИШНИЕ МЕТРЫ» У ФИРМ-«ПРОКЛАДОК» «ТИМЕР БАНКА»

Дожидаясь начала судебного заседания (а перед этим судьи рассматривали 9 уголовных дел), предприниматели успели рассказать журналистам свои истории. Многие из них вложили в покупку этих площадей последние деньги. Кто-то продал свою недвижимость и залез в кредиты. Кто-то сидит до сих пор в долгах, как в капусте... По их словам, все эти обстоятельства и учитывал Ново-Савиновский суд, принимая решение в их пользу. Проверялись источники, на которые приобреталась недвижимость, рассматривались все нюансы. К примеру, Наталья Кукушкина, лишь недавно сумевшая добиться через суд своего исключения из конкурсной массы, считает, что была обманута банком фактически дважды.

«В марте 2014 года случилось несчастье с БТА Банком (сейчас „Тимер Банк“) — все платежи „сгорели“. У меня свой бизнес — мы продаем строительные материалы, и в этом банке у нас были открыты расчетные счета: покупатели перечисляли деньги за продукцию. На тот момент на счету лежало около 20 миллионов рублей, и 24 марта все платежи встали. Мы не могли оплатить продукцию для наших клиентов... Я тогда только родила, сидела дома, и тут мне звонят...» — вспоминает предпринимательница. Она начала обивать пороги банка — концов, казалось, не найти. В итоге банк предложил ей забрать залоговое имущество — в виде офисных площадей. «Естественно, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Пусть залоговое имущество, я его через некоторое время хотя бы продам», — рассуждала наша собеседница. В итоге вместо зависших денег девушка получила помещение в 150 «квадратов» в злосчастном «Миллениум Сити». Впрочем, на тот момент все дольщики верили — дом скоро сдадут! Для того чтобы рассчитаться с долгами, женщина взяла кредиты — в нескольких банках и на много лет. «И вот сейчас получается, что я на свои деньги купила помещение у банка. А теперь он пытается за счет моих метров достроить свой дом», — резюмирует Кукушкина.

«Наш дом интересен конкурсному управляющему, потому что он достроен. Ценность помещений, которые они пытаются у нас отнять, выше, чем у той же „Золотой середины“», — добавляет дольщица Эльвира Хайруллина. В распоряжении у предпринимателей имеется официальное письмо минстроя РТ,  в котором говорится о том, что степень готовности дома составляет 93,5%. При этом, как утверждают дольщики, общая площадь коммерческих помещений в доме — 6,5 тыс. кв. метров. Предпринимателям вместе с Бердыевым принадлежит примерно четверть площадей.
 
«Более 5 тысяч „квадратов“ принадлежит фирмам „Ресейлер“ и „Компас“. За этими фирмами нет реальных людей, нет трудовых коллективов. При включении в конкурсную массу этих 5 тысяч „квадратов“ более чем достаточно, чтобы достроить наш дом», — предположила Хайруллина. По ее словам, цифра в 5 тыс. кв. м легко подтверждается выпиской из Росреестра. И тем не менее конкурсный управляющий продолжает настаивать на том, что именно предприниматели-физлица не дают ему завершить строительство. «Я считаю, что это сговор конкурсного управляющего и бывшего председателя правления „Тимер Банка“», — делает вывод собеседница «БИЗНЕС Online“.

Поясним, что „Тимер Банк“ (тогда еще „БТА-Казань“) в бытность у руля команды Мудариса Идрисова действительно выступал инвестором нескольких проектов „Свея“ и „Маг-Строя“. Однако дольщики приобретали площади не у самого „БТА-Казань“ и даже не у „Маг-Строя“, а у компании-посредника — ООО „Ресейлер“, которое было зарегистрировано на неформально аффилированных с банком физлиц. Эта фирма сама приобретала площади у застройщика по цене в 20 тыс. рублей за „квадрат“, а предпринимателям перепродавала по рыночной стоимости — порядка 70 тыс. рублей за квадратный метр.

Собравшиеся расстроенно признали, что на данный момент их фактически стравливают с собственниками жилых помещений Собравшиеся расстроенно признали, что на данный момент их фактически стравливают с собственниками жилых помещений Фото: Лилиана Набиуллина

«НАШИ ДОЛЬЩИКИ ВЕРЯТ, ЧТО ИМ КТО-ТО ДОЛЖЕН»

Собравшиеся расстроенно признали, что на данный момент их фактически стравливают с собственниками жилых помещений. «Наши дольщики верят, что им кто-то что-то должен, обязан, что и им достроят», — говорит одна из девушек. «Им тоже интересно за счет нас. Зачем, к примеру, доплачивать, если можно реализовать наши помещения?» — добавляет вторая. 

Сам «Тимер Банк» сегодня находится в процедуре санации — все вопросы в компании переадресовывают АСВ. Однако, будучи еще на плаву, руководство банка официально заявляло, что единственным источником формирования конкурсной массы в рамках банкротства «Маг-Строя» для завершения строительства дома в квартале 68-м может быть продажа коммерческих площадей.

Предприниматели вспоминают удачный опыт коллег — несколькими годами раньше дольщики нежилых помещений в свеевском долгострое по улице Достоевского выиграли апелляционную инстанцию и сумели отстоять свои права. «Мы шли в суд и знали, что практика сложившаяся, устоявшаяся. А сейчас получается — кто-то успел, а кто-то нет? Непонятно», — заключает Хайруллина. 
 
«Все точно так же приобретали, у всех были свои планы, многие дольщики находятся в кредитах до сих пор. И получается, что это попросту нечестно, — вступается за своих подопечных Гизатова. — Поэтому мы были удивлены, когда не нашли поддержки и понимания у властей республики, и считаем, что на это стоит обратить их внимание», — отмечает она. На предпринимателей фактически машут рукой — мол, нужно было оценивать риски. Но с учетом того, что степень готовности дома составляла более 90%, а в преддверии Универсиады в городе во всеуслышание трубили о его скорой сдаче, сделать это было крайне непросто. 
 
Наконец, помощник судьи зовет собравшихся на рассмотрение дела. Заслушав представителей сторон, судебная коллегия выносит решение апелляционное определение Верховного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Обсуждать решение продолжают уже в коридоре. «Разбираться будут с вашим делом», — обещает на прощание судья Верховного суда. Предприниматели облегченно выдыхают: «Пока пронесло».