Под письмом в поддержку Германа Дьяконова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере, подпись поставил 51 профессор, доцент и кандидат наук 

«БОЛЬШИНСТВО СОТРУДНИКОВ ДОВЕРЯЛИ ЕМУ, В ЦЕЛОМ УДОВЛЕТВОРЕНЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕГО РАБОТЫ»

В распоряжении «БИЗНЕС Online» появилось открытое письмо деятелей науки России и преподавателей, а также сотрудников КНИТУ-КХТИ в поддержку арестованного экс-ректора вуза Германа Дьяконова по делу о многомиллионных хищениях в университете. Дьяконов почти полтора месяца находится в следственном изоляторе. Он был задержан сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ 14 августа. Ему были предъявлены обвинения в совершении преступления по признакам ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»).

По данным нашего издания, письмо в поддержку Дьяконова накануне было передано в республиканскую прокуратуру. Однако в самом надзорном ведомстве его пока не получили. «По сведениям группы по приему граждан, такого заявления не поступало», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Руслан Галиев, старший помощник прокурора РТ.

В числе подписантов деятели отечественной науки, а по совместительству экс-подчиненные Дьяконова: например, доктор технических наук, профессор кафедры «Технологии переработки полимеров и композиционных материалов», лауреат госпремии РТ в области науки и техники, лауреат премии правительства РФ в области образования Рустам Дебердеев, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой «Интеллектуальные системы и управления информационными ресурсами» Александр Кирпичников, его коллега, завкафедрой «Технологии конструкционных материалов» в КНИТУ-КХТИ Гузель Аминова или Владимир Курашов, заведующий кафедрой «Философии и истории наук».

Нажмите, чтобы загрузить полностью

«Герман Сергеевич, профессор, доктор химических наук, член-корреспондент Академии наук республики Татарстан, успешно руководил университетом в течение 10 лет, многие годы занимался образованием и наукой, административной работой в вузе в разных должностях, — сказано в письме, которое подписал 51 человек. — Коллектив вуза поддерживал ректора, об этом свидетельствовали ежегодные открытые отчеты ректора о проделанной за год работе». По словам подписантов, весомый аргумент в пользу авторитета Дьяконова в вузе — избирательная кампания по выборам ректора в вузе, которая началась в апреле этого года. Дескать, более половины институтов и подразделений КНИТУ-КХТИ в качестве своего кандидата выдвинули именно Дьяконова.

«Большинство сотрудников доверяли ему, были в целом удовлетворены результатами его работы и развитием вуза, симпатизировали Герману Сергеевичу. Он всегда чтил славные традиции КНИТУ-КХТИ, историю, уважал профессуру, всех сотрудников. Всем известна скромность Германа Сергеевича в быту: многие годы он проживал вместе с семьей в Доме аспирантов и студентов, не строил и не приобретал домов и коттеджей», — говорится в письме экс-подчиненных Дьяконова в его поддержку.

Подписанты, следует из текста документа, убеждены: в отношении Дьяконова применены излишние меры. По их словам, экс-ректору вполне достаточно было домашнего ареста, а отправлять под стражу его незачем. «Уверены, он не представляет никакой угрозы для общества, а, не являясь ныне сотрудником университета, никоим образом не может оказать давление на следствие», — считают подписавшиеся и ссылаются на слова президента России Владимира Путина, сказанные в адрес Федерального собрания, о том, что по экономическим преступлениям содержание под стражей следует применять лишь в крайнем случае.

Еще один аспект письма касается потерпевшей стороны. По словам авторов документа, ее в этом деле попросту нет. Дескать, деньги «Газпрома», по версии следствия, были похищены, но ни «Газпром», ни иные участники программы претензий не имеют. «Мы считаем это обвинение необоснованным, — говорят авторы письма. — Мы обращаемся с настоятельной просьбой о тщательном и справедливом расследовании».

Отметим, ранее сам возглавляемый тогда еще Дьяконовым вуз на суде по делу экс-проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина длительное время не признавал себя потерпевшей стороной, его представители отрицали факт хищений, на которые указывали следователи. Это длилось до тех пор, пока в суде с позиции потерпевшей стороны от учебного заведения не начал выступать проректор по режиму вуза, бывший прокурор Казани Рафкат Уразбаев. В итоге Абдуллин был осужден за хищение десятков миллионов рублей.

Возглавляемый Дьяконовым вуз на суде по делу Ильдара Абдуллина длительное время не признавал себя потерпевшей стороной и отрицал факт хищений, на которые указывали следователи

«ОБВИНЕНИЯ В МОЙ АДРЕС АБСОЛЮТНО ГОЛОСЛОВНЫЕ... И НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ В МОЕЙ БИОГРАФИИ»

Напомним, по версии следствия, в 2015 году ПАО «Газпром» пожертвовал КНИТУ-КХТИ порядка 23 млн рублей на научную деятельность. Вуз должен был провести несколько научно-практических семинаров с участием авторитетных спикеров из городов России. Договор на сумму чуть менее 1,3 млн рублей был заключен между вузом и фирмой-подрядчиком. В ходе проверки правоохранительные органы пришли к выводу, что исполнитель контракта — фиктивная фирма, реальные же затраты на проведение семинаров не превышали 70–80 тыс. рублей и легли они на сотрудников самого вуза. Остальные средства обналичивались и, как полагает следствие, передавались Дьяконову. В главном следственном управлении МВД по РТ также уверены, что поручения обналичивать средства своим подчиненным давал лично экс-ректор. Дьяконова 15 августа доставили в Вахитовский районный суд Казани для избрания меры пресечения.

«Я что, буду доказывать, что я не верблюд?» — грустно иронизировал в суде бывший руководитель КНИТУ-КХТИ, полностью отвергая обвинение следствия. Тем не менее суд отправил его под стражу, а 14 сентября продлил заключение до 17 ноября.

«Обвинения в мой адрес абсолютно голословные... И не первый раз в моей биографии. Но под стражей нахожусь впервые. Бежать не собираюсь, и некуда. Влияния на сотрудников университета оказывать не могу, поскольку больше руководителем не являюсь, — говорил неделю назад Дьяконов. — Считаю, что единственный мотив содержания меня под стражей — просто оказание давления. Прошу лояльно отнестись к моей предыдущей достаточно успешной трудовой деятельности и заменить [меру пресечения] хотя бы на домашний арест».

Именно задержанием Александра Кочнева (справа) и Ильи Дубовика (слева) в конце июля сомкнулось кольцо вокруг Дьяконова

ДЬЯКОНОВ ОСПОРИТ СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ, КОЧНЕВ И ДУБОВИК СОГЛАСНЫ НА ДОМАШНИЙ АРЕСТ?

Тем временем сегодня в Верховный суд Татарстана поступила апелляционная жалоба от представителей Дьяконова на продление срока заключения под стражей. Вероятно, она будет рассмотрена в ближайший вторник. Интересно, что два других фигуранта этого дела — экс-проректор Александр Кочнев и бывший директор центра эластомеров Илья Дубовик — свои жалобы в апелляционную инстанцию не направляли. Оспаривать домашний арест они, судя по всему, не захотели.

Напомним, именно задержанием Кочнева и Дубовика в конце июля сомкнулось кольцо вокруг Дьяконова. Кочнев изначально был помещен судом в следственный изолятор, а Дубовик дал признательные показания и избежал СИЗО. Чуть позже ВС РТ освободил из-под стражи и экс-проректора. Собеседник «БИЗНЕС Online» отмечал, что во время своего нахождения за решеткой проректор переосмыслил свою позицию и дал показания на своего бывшего шефа, якобы именно тот давал поручения снимать деньги, а затем переправлял их в Москву не известному  пока лицу.

В итоге Кочневу удалось добиться очной ставки с Дьяконовым. 14 августа примерно в 9 часов утра по итогам следственного действия на руках Германа Сергеевича и оказались наручники. Дело за полтора месяца расследования активно развивается: по данным нашего издания, в материалах появился новый аналогичный эпизод с суммой ущерба в 1,5 млн рублей. Кроме того, ряд источников заявляют о том, что в отношении фигурантов-сотрудников вуза может быть применена статья 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»).