Митинг жертв «Фона» и «Свея» оказался одним из самых малочисленных: в Казани протестовать вышли 200 человек, в Екатеринбурге — 5,5 тысяч

«НАМ ОБЕЩАЛ МИННИХАНОВ РАЗ В ТРИ МЕСЯЦА ВСТРЕЧАТЬСЯ»

В уставе КПСС, принятом еще в 70-е годы прошлого века, в одном из разделов говорилось об обязанностях члена партии: «Разъяснять массам политику партии, способствовать укреплению и расширению связей партии с народом, проявлять чуткость и внимание к людям, своевременно откликаться на запросы и нужды трудящихся». Наследники КПСС из КПРФ, видимо, руководствуясь этим, продолжают попытки оседлать социальный протест. Антураж парка имени Тинчурина сегодня как раз подходил под это. На подступах к нему для простого люда была организована сельскохозяйственная ярмарка, и идущим на митинг пришлось проходить через ряды, заваленные картофелем за 12 рублей и сахаром по 35 целковых за килограмм. Внутри парка работал фонтан, звучали старые советские песни и какая-то рэп-композиция, речитативом вещавшая что-то вроде «раньше был КПСС, а сейчас КПРФ». Чуть дальше возвышалась каменная стела, на которой Ильич своим фирменным ленинским прищуром наблюдал за теми, кого капиталисты обманули, лишив последнего жилья. Люди, которые возводили свои гнездышки методом долевого строительства, через митинги надеются вернуть кровные квадратные метры.

Один из активистов Михаил Печенкин вложил в жилой комплекс «МЧС» 3 млн рублей, но в свою «трешку» до сих пор не может заселиться: «Никаких подвижек нет, только имитация. Второму дому предложили покрыть кровлю за счет дольщиков, первому дому... Он в этом году даже не будет достроен. 9 подъездов достроили, и то за счет того, что Ливада добровольно отдал завод ЖБИ. В двух блоках уже дважды переносятся сроки сдачи. В этом году ничего не будет сдано». Активисту обидно, что из властей «с нами встречаются только те чиновники, которые не принимают решения», говорит Печенкин и перечисляет тех, кто обещал это делать периодически. «Нам обещал Минниханов раз в три месяца встречаться. Он был в январе, обещал в июне, сейчас уже сентябрь. Файзуллин (Ирек Файзуллин — министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ — прим. ред.) нам раз в месяц обещал, а последний раз был год назад». От того, что глава группы компаний «Фон» Анатолий Ливада находится за решеткой, дольщикам ни жарко ни холодно, считает наш собеседник. Впрочем, когда он был на воле, ничего положительного тоже не происходило.

Жилой комплекс МЧС уникален тем, что пострадали разные категории граждан Жилой комплекс «МЧС» уникален тем, что пострадали разные категории граждан

«МЫ ЗАПЛАТИЛИ НЕ ТОЛЬКО СТОИМОСТЬ СВАЙ»

Жилой комплекс «МЧС» отличается еще и тем, что дома здесь находятся в разной степени готовности. У кого-то дом достроен, но не заселен, где-то строительно-монтажные работы только-только начались, а вот в месте, где должен стоять дом Ирины Князевой, торчат одни лишь сваи, забитые еще в 2012 году: «Мы заплатили не только стоимость свай, а всей квартиры. Да, следствие идет, проводят экспертизы, проводят анализы и говорят, что перерасхода мы не нашли, деньги куда-то все равно ушли. А наши дома стоят на сваях...» Пострадавший от действия, вернее бездействия, «Фона» Валерий Баганов недоумевает: от созданных государством фондов пока никакой помощи не видно: «Недавно был создан президентский фонд помощи обманутым дольщикам и вкладчикам. Вроде идея хорошая, но сколько времени прошло, а реального эффекта от работы этого фонда мы пока не ощущаем». Республиканский фонд поддержки помогает больше обманутым вкладчикам лопнувших банков, а не дольщикам, считают товарищи Баганова по несчастью. Заметим, что и тем, и тем обещают начать выплаты не раньше чем через год-два, когда начнется реализация переданных фонду Айрата Нурутдинова земельных участков.

Дольщики «Свея» пожаловались, что в отличии своих «коллег» из «ФОНа», у них вообще никакой работы не проводится Дольщики «Свея» пожаловались на то, что, в отличие от своих «коллег» из «Фона», у них вообще никакой работы не проводится

Отдельной группой стояли на митинге дольщики «Свея». В разговоре с «БИЗНЕС Online» они пожаловались, что, в отличие своих «коллег» из «Фона», у них вообще никакой работы не проводится. «Дома стоят так и недостроенные, даже не решили, сколько этажей будет возведено. Хотя я прошла регистрацию в Регпалате, но оказалось, что у этого объекта не было разрешения на строительство 18-этажного дома», — говорит Людмила Арискина. «Власти обещали, что нас не бросят, но нет никаких телодвижений с их стороны, в отношении нашего дома», — сетует Наталья, у которой квартира должна была быть в жилом комплексе «Молодежный», что расположен на Ноксинском спуске. «Наш дом как был военным полем, так и остался, хотя в других есть какие-то подвижки. Первый дом строится, второй вяло строится, третий строится, и его хотят сдать в ближайшее время, а по нашему дому №5 даже нет решения», — добавляет она. Кроме того, будущих жильцов пятого дома просят заплатить по 15 тысяч рублей за квадратный метр. «У нас буквально вымогают: вот дадите, потом будем рассматривать, даже не строить», — горько вздыхает участница митинга Алсу, не захотевшая назвать свою фамилию.


«ПОЧЕМУ НУЖНО БЫЛО ЖДАТЬ ТРИ ГОДА?»

Открыл митинг, в котором приняло участие порядка 170 - 200 человек, первый секретарь Казанского горкома КПРФ Алексей Серов, сообщивший, что проходит он в рамках всероссийской акции, посвященной обманутым дольщикам, которых охватил более 30 регионов. Серов объявил о том, что будет подписана резолюция в защиту обманутых дольщиков, состоящая из 6 пунктов, в одном из которых есть требование отставки министра строительства РТ Файзуллина. Пока Серов выступал, к месту подошел и член фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Артем Прокофьев. Депутат татарстанского парламента в своей речи возложил всю вину в сложившейся ситуации на власть: «Власть — это ответственность. Они должны держать ответ за ту сферу, которая поднадзорна государству. Что они отвечают сегодня? Доплатите за квадратные метры, купите парковку, купите кладовку — это не ответ».

Прокофьев напомнил, что еще весной 2014 года им был внесен законопроект о помощи обманутым дольщикам, где предусматривалось выделение государственной муниципальной земли для их поддержки. По словам коммуниста, такая схема уже действовала в ряде регионов: «Тогда мне сказали, что это противоречит федеральному законодательству, что я популист. Прошло три года, и они принимают по сути такой же закон. Почему нужно было ждать три года, когда к обманутым дольщикам еще добавились обманутые вкладчики и эта схема стала труднореализуемой?» В конце своей речи один из лидеров КПРФ в республике посетовал на то, что никто из власть предержащих не понес никакой ответственности за дела, связанные с обманутыми дольщиками.

Далее взяли слово сами пострадавшие. Кстати, это были не только участники долевого строительства из таких известных жилых комплексов, как «МЧС», «Золотая середина», «Симфония», «Царицынский бугор», но и других объектов. Так, Оксана Воронина из комплекса «Яшьлек», что в селе Куюки Пестречинского района, должна была получить квартиру по федеральной программе «Жилье для российской семьи». «По договору срок сдачи домов был май 2016 года, потом переносили на разное время, а сейчас там находятся только два строителя, ведущие внутренние работы. Дома готовы на 80 процентов», — сообщила она. Воронина недоумевает, почему сомнительной компании «Стройком» доверили строить объект, в котором должны были жить подлинно нуждающиеся граждане.


Теряющие обманутые дольщики решили написать письмо к Владимиру Путину. Текст обращение очень короток: «Уважаемый Владимир Владимирович. Помогите обманутым дольщикам Татарстана». Участники митинга оставили президенту России свои ФИО и номера телефонов. Кроме того, здесь раздавались приглашения на собрание 22 сентября в Торгово-промышленной палате РТ. «Всем, кто желает получить свои квартиры, — явка обязательна!» — говорится в листовке.

Впрочем, казанский митинг оказался в итоге одним из самых скромных. К примеру, подобная акция в Екатеринбурге собрала сегодня 5,5 тыс. человек, в Москве на площади Революции митинговали 2 тыс. человек, а в Уфе даже прошел первый республиканский съезд обманутых дольщиков.