Сегодня состоялся последний рабочий день участников заседания координационного совета руководителей органов финансовых расследований стран СНГ
Фото: tatarstan.ru

«ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ АДАПТИРУЮТСЯ К ОБНОВЛЕНИЮ И УСЛОЖНЕНИЮ БАНКОВСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Сегодня состоялся последний рабочий день участников заседания координационного совета руководителей органов финансовых расследований стран СНГ. 39 делегатов из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, а также Латвии и Эстонии в гостинице «Мираж» встречал главный экономический полицейский республики Ильдар Сафиуллин. Российскую делегацию возглавлял замминистра МВД России Игорь Зубов, который провел две сессии заседания, разделенные между собой небольшим кофе-брейком. Однако на брифинге у журналистов он так и не появился, хотя был заявлен. Вероятно, не позволил напряженный график – встречу с прессой перенесли на два с лишним часа. 

По словам начальника главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Андрей Курносенко, по финансово-кредитным преступлениям наложены внушительные обеспечительные меры – только за 7 месяцев этого года арестовано 20,1 млрд рублей. Какова в этой части доля арестованного имущества по делу ПАО «Татфондбанк» он, правда не уточнял.

Второй тезис спича Курносенко – борьба с обналом. «Борьба с этими преступлениями осложнена тем, что в большинстве случаев они носят латентный характер, скрываясь под видом гражданско-правовых отношений», – заметил начальника главка. К слову, взаимодействие стран СНГ в сфере борьбы с обналом – действительно непростой вопрос. Так, объявленный в розыск в Татарстане и в России неофициальный «король обнала» Набережных Челнов Денис Окунь еще весной был задержан правоохранительными органами Беларуси, но до сих пор не экстрадирован в Россию, хотя уже заочно арестован. С января по июль в России было возбуждено 131 уголовное дело по данным преступлениям, их которых 56 уже переданы в суд, а сумма обеспечительных мер по ним превышает 300 млн рублей.

Несмотря на то что межгосударственные совещания силовиков были закрытыми, Курносенко рассказал о ряде договоренностей, которых удалось достигнуть. «Принято решение о создании рабочей группы экспертов по сотрудничеству в сфере выявления, пресечения и расследования правонарушений, связанных с невозвращением из-за границы денежных средств», – отметил главный экономический полицейский России. По словам Курносенко, задача созданной группы – проведение анализа результатов работы правоохранительных органов стран СНГ. «Наиболее актуальными схемами вывода денежных средств за границу Российской Федерации являются перевод средств по фиктивным внешнеторговым контрактам, по договорам купли-продажи ценных бумаг, предоставление займов или возврат якобы полученных ранее кредитов, перевод российскими организациями средств на свои счета и счета других российских организаций, открытых в иностранных банках», – рассказал Курносенко и добавил, что в данной сфере в России за год было выявлено 59 подобных преступлений. Сумму же выведенных за границу средств он не уточнил.

Еще одним итогом заседания стало заключение договора между Россией и Казахстаном о пресечении незаконного китайского транзита. 

Андрей Курносенко (слева): «Принято решение о создании рабочей группы экспертов по сотрудничеству в сфере правонарушений, связанных с невозвращением из-за границы денежных средств»
Фото: tatarstan.ru

«МОЗАИЧНЫЕ КУПЮРЫ? БОЛЬШЕ ВОПРОС К СБЕРБАНКУ»

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Курносенко рассказал об итогах расследования в отношении известной финансовой пирамиды «Рост», которая имела целую сеть филиалов по всей стране, а потерпевшими от действий мошенников стали несколько тысяч россиян. «Подытожит [расследование] наш суд. Такие преступления сложно выявлять, поэтому большое число пострадавших, там практически 10 тысяч пострадавших. Дело окончено, действительно готовится к передаче в суд. Суть такова: эти пирамиды существуют продолжительное время, имеют структуру в разных городах, что причиняет большой ущерб», – подчеркнул Курносенко. 

Начальник главного управления ЭБиПК России считает, что в случае с «Ростом» компания никакой экономической деятельности не осуществляла, только привлекала средства граждан. «В этом суть. Первичная информация, которая поступает нам, не носит в себе противоправного характера. Только экспертиза может выявить отсутствие экономической деятельности», – добавил он. 

Также Курносенко рассказал о том, как в экономической полиции борются с таким редким явлением, как мозаичные купюры, – поддельные банкноты, которые принимаются банкоматами. «Больше вопрос, конечно, к компетенции Сбербанка и всех других банковских учреждений, которые имеют свои банкоматы и осуществляют прием и выдачу денежных средств. Эта проблема действительно существует, – признал Курносенко. – Мы стараемся взаимодействовать в случае поступления сигналов. Это дает нам возможность осуществить анализ купюр, которые собраны, выработать круг предложений».

«210-Я СТАТЬЯ – АБСОЛЮТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ЛЮДИ ХОТЯТ КУДА-ТО В ДРУГУЮ СТОРОНУ СЛЕДСТВИЕ ЗАВЕСТИ»

После брифинга корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось побеседовать с замначальника управления «Ф» ГУЭБиПК МВД РФ Александром Ивановым. По словам Иванова, в федеральном управлении следят за ходом расследования по следам крушения второго банка республики – Татфондбанка. Однако оценивать работу подчиненных он пока отказался. «Оценку даст суд», – отрезал он.

По словам Иванова, сейчас проводятся все необходимые действия. Он также отметил, что перевод одного из крупнейших эпизодов – дела «ТФБ Финанс» – из ГСУ МВД в следком является обычной практикой. Иванов также ответил на критику адвокатов в адрес следствия. Напомним, защитники указывали на то, что фигуранты дела «ТФБ Финанс» находятся в следственном изоляторе, а следственные действия с ними давно не проводятся.

«Решения об избрании меры пресечения в соответствии с доказательствами, с учетом общественной значимости, личности самого обвиняемого принимает у нас суд. Поэтому комментировать решения суда мы не можем, – сказал Иванов. – Но что касается ваших кредитных учреждений, там ущерб – за несколько десятков миллиардов рублей, где-то около 100 миллиардов получается. Если вы считаете, что 90 миллиардов рублей – это незначительно, человек, который был причастен к их хищению, должен находиться под домашним арестом? Наверное, ему избрана мера пресечения в связи с тем, что он намеревался скрыться»

К слову, общий ущерб по эпизодам экс-главы ТФБ Роберта Мусина, по последним оглашенным данным СКР, составляет порядка 50 млрд рублей, по делу доверительного управления – порядка 2 миллиардов. «Он [фигурант] мог противодействовать, не только находясь в банке – в банк-то его никто не пустит, – а уничтожить следы преступления, орудия, воздействовать, координировать деятельность других участников группы, оставаясь на свободе. Поэтому я считаю, что в каждом конкретном случае все индивидуально», – добавил высокопоставленный сотрудник МВД.

Кроме того, Иванов оценил вероятность возбуждения в отношении фигурантов дела ТФБ уголовного дела по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). По мнению некоторых источников издания, это помогло бы вернуть выведенные за рубеж активы.

«210-я статья возбуждается не ради того, чтобы достать где-то активы. Это квалификация деятельности преступников. Есть сложная структура преступников, а есть просто организованная группа. Как элемент возврата денег из-за рубежа это не используется, абсолютно никак не связано. У нас по любому составу в рамках уголовных поручений следователь пишет туда [в Интерпол], через прокуратуру обращаются, и все, решением нашего суда накладывают арест. По Банку Москвы (уголовные дела по признакам хищений в отношении топ-менеджемента кредитной организации были возбуждены после ухода с поста мэра Москвы Юрия Лужкова в 2010 годуприм. ред.) такая практика была, были арестованы [зарубежные] активы», – объяснил сотрудник отдела финансовых преступлений МВД России.

Эксперт по экономическим преступлениям подчеркнул, что слухи о 210-й статье могут распускаться специально. «210-я статья – абсолютное заблуждение, и люди просто хотят куда-то в другую сторону [следствие] завести», – добавил Иванов.