Немецкий продавец электроники MediaMarkt почти год недоплачивает за аренду ТЦ «Южный» Немецкий продавец электроники MediaMarkt почти год недоплачивает за аренду в ТЦ «Южный» Фото: Рустам Ахметгареев

НЕМЦЫ ЗАЖАЛИ МИЛЛИОН?

Договор аренды сроком на 30 лет между MediaMarkt и ЗАО «Казстройинвест» (владельцем ТРЦ «Южный») был заключен в июне 2011 года. Арендная плата зафиксирована в валюте — $192,303 тыс. ежемесячно. И все было нормально до октября 2016, когда арендатор стал практиковать «частичную оплату». Поначалу владельцы ТРЦ были деликатны: с февраля по июль «Южный» лишь направлял претензии, однако они оставались без ответа. Тем временем долг копился, и «Казстройинвест» был вынужден подать иск в Арбитражный суд РТ. По версии истца, общая задолженность с декабря 2016 года по июнь 2017 года составила $1 млн и 59 тыс., не считая эксплуатационных платежей. Также истец требует начислить проценты в размере $46 тысяч.

Представители MediaMarkt на процесс не явились, однако письменно просили отложить заседание на срок в 60 дней для мирного решения вопроса. На это представитель «Казстройинвеста» Константин Чернов заявил, что «60 дней — чрезмерный срок». По его данным, переговоры ведутся, но не по оплате, а по «выходу MediaMarkt из договора, по расторжению его». В итоге процесс продолжится 25 сентября. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» пресс-служба MediaMarkt сообщила, что они не комментируют коммерческие споры с партнерами до вынесения решения суда.

Побывавший в самом гипермаркете корреспондент «БИЗНЕС Online» каких-либо признаков скорого закрытия не заметил. Магазин общей площадью в 7,7 тыс. кв. метров работает в обычном режиме. Куда ни кинь взгляд, в глаз бьет призыв: «Давай, давай! Сердцем выбирай!» Там и тут были объявления о скидках, но при внимательном взгляде выяснялось, что ликвидацией от них не пахнет: пылесос, например, продавался за 8,3 тыс. со скидкой в 1,1 тыс. рублей.

ЛАЙФХАКИ ИЗ ДОГОВОРА

Казанцы не единственные, кто оказался в заложниках у прижимистых немцев. Например, приостановлено дело по иску ООО «Эрмитаж Девелопмент» (московское ТЦ «ВИва») к «Медиа-Маркт-Сатурн» о взыскании задолженности по договору аренды в размере $265,6 тысячи. Есть и ответный иск MediaMarkt о признании недействительным одностороннего расторжения договора. 

Также идет процесс, связанный с договорами аренды в питерском торговом центре «Лето», — ООО «Галс-Инвест-Девелопмент» требует 54 млн рублей.  В этом споре раскрываются интересные нюансы договора. Так, MediaMarkt заявляет что, согласно условиям допсоглашения, арендодатель фактически должен был уменьшить конкуренцию в пользу гипермаркета. В частности, можно было сдать площади одному конкурирующему гипермаркету, не более чем 7 небольшим магазинам бытовой электроники, не более чем одному книжному магазину (площадью до 750 кв. м), ассортимент которых хотя бы частично пересекается с MediaMarkt, и не более чем одному мультимедийному магазину (площадью до 600 кв. м). В случае, если нарушение договора будет длится более 30 дней после жалобы сети, то «арендатор имеет право уменьшить арендную плату на 50% за каждый начавшийся месяц, в течение которого арендодатель нарушает вышеуказанное ограничение конкуренции».

Cогласно сайту «Южного», в разделе «бытовая техника и электроника» указано, помимо немецкой сети ещё 12 магазинов Cогласно сайту «Южного», в разделе «Бытовая техника и электроника» указано помимо немецкой сети еще 12 магазинов

Вполне возможно, что и в Казани MediaMarkt может разыграть такую же карту. Согласно сайту «Южного», в разделе «Бытовая техника и электроника» указано помимо немецкой сети еще 12 магазинов — кому это понравится? Правда, в основном это точки мобильных операторов, но в питерском споре упомянуты и МТС, и «МегаФон». Однако подобного рода ссылки не помогли сети в споре с ООО «Энка ТЦ», иск которого удовлетворен на 676,8 тыс. евро, основная часть суммы выставлена за аренду в московском торговом центре «Капитолий». Немцы пытаются оспорить решение в кассации.

Всего сумма крупных претензий арендодателей к сети сейчас равна почти 170 млн рублей. Казанский иск «Южного» — самый крупный. 

MediaMarkt без лишней скромности позиционирует себя как №1 по продаже электроники и бытовой техники в Европе MediaMarkt без лишней скромности позиционирует себя как №1 по продаже электроники и бытовой техники в Европе Фото: Рустам Ахметгареев

НЕ ПЛАТИМ, НО РАСШИРЯЕМСЯ

Немецкая сеть MediaMarkt без лишней скромности позиционирует себя как №1 по продаже электроники и бытовой техники в Европе. Более чем 30-летняя история, более 750 магазинов в 14 странах мира, гласит биография сети. Оборот холдинга — 21 млрд евро. В России первый магазин открылся в 2006 году. Концепция включает в себя гипермаркеты площадью от 2,5 до 10 тыс кв. метров, собравшие под одной крышей весь спектр бытовой электроники.

Сеть известна своей нестандартной рекламой, провокационные слоганы — одна из фишек ее рекламных кампаний. Среди известных — «Свински дешево и не только», «Мать всех удачных покупок», «Хорошо, что мы сравнили», а россиянам запомнился ролик с поросенком — «менеджером низких цен», который напевал: «Хрю-хрю-хрю-хрю! Экономить я люблю!» Кстати, ставшие в Набережных Челнах притчей во языцех состязания на дальность броска сотовых телефонов от Василя Шайхразиева уходят своими корнями в историю с метанием старых видеомагнитофонов в Мюнхене на парковке перед гипермаркетом.

В Казани сеть сейчас представлена двумя магазинами: один — в «Южном», второй — в «Парк Хаусе». Ранее одной из точек был также гипермаркет на Петербургской, однако он закрылся несколько лет назад. Он занимал 6,1 тыс. кв. метров, из них торговая площадь — 4,3 тыс. кв. метров, причем перед этим магазин усох с двух этажей до одного. В компании объяснили это убыточностью офлайн-продаж на этом месте. 

Сокращается сеть и в других городах. Например, закрыт гипермаркет в Саратове, кроме того, должен был быть закрыт магазин в торговом центре «Город» на Рязанском шоссе в Москве, пишет «Коммерсантъ». Также до конца года прекратят свою работу магазины в городах Иваново и Чебоксары, сообщает портал Retailer.ru. В MediaMarkt отмечают, что закрытия на российском рынке являются частью глобальной кампании MediaMarkt, в рамках которой закрываются убыточные магазины во всех странах присутствия торговой сети. MediaMarkt объявил о новой стратегии: основной упор на российском рынке будет сделан на онлайн-продажи.

Из этого правила, впрочем, есть важное исключение. В ближайшее время сеть откроет еще две точки в Казани, но они в торговых центрах Metro, на улицах Вахитова и Тихорецкая. Формат — сравнительно небольшие брендированные отделы по 1 тыс. кв. метров. «Компания рассматривает Татарстан (и Казань) как один из перспективных региональных рынков», — подчеркивает пресс-офис MediaMarkt, Russia. Эта экспансия идет в рамках общероссийской — в октябре 2017 года MediaMarkt откроет 84 магазина в 50 регионах России в рамках соглашения с Metro Cash&Carry, подписанного 15 августа 2017 года. Сейчас в стране открыто 50 магазинов MediaMarkt в 26 российских городах, так что сет, как минимум удвоится до конца года, сообщает пресс-служба. Объяснение простое. Metro, судя по открытым источникам, не чуждая MediaMarkt компания. «Ведомости» в феврале этого года сообщали о том, что немецкая Metro AG включает как продуктовый ретейл, так и гипермаркеты электроники MediaMarkt, и компания намерена разделить бизнес пополам. Центры мелкооптовой торговли Metro Cash&Carry и гипермаркеты Real будут переданы вновь создаваемой компании Metro, а магазины электроники MediaMarkt и Saturn останутся в Metro AG, которая, в свою очередь, получит новое название Ceconomy. При этом Ceconomy будет владеть 10% акций новой Metro. Таким образом, фактически сеть может использовать «родные» площади.

ТЦ «Южный» открылся в августе 2004 года и на тот момент был одним из крупнейших в городе – его площадь составляла около 20 тыс кв. метров ТЦ «Южный» открылся в августе 2004 года и на тот момент был одним из крупнейших в городе — его площадь составляла около 20 тыс кв. метров Фото: Ирина Ерохина

«ЮЖНЫЙ» В ДОЛГАХ НА 10 МЛРД РУБЛЕЙ?

ТЦ «Южный» открылся в августе 2004 года и на тот момент был одним из крупнейших в городе — его площадь составляла около 20 тыс кв. метров. Изначально «Южный» входил в орбиту интересов первого замгендиректора ЗАО «Татгазинвест» Камиля Абдуллина, а управляющим был Вилен Хайруллин, бывший зять Бориса Ельцина.

Впрочем, счастье владельцев длилось недолго: в 2005 году рядом появилась «Мега», враз завоевавшая популярность у казанцев. А затем разразился кризис, и объект пришлось переуступить структурам Deutsche Bank (по предположениям экспертов «Коммерсанта», покупателем центра стал британский девелопер London&Regional Properties). Структура акционерного капитала нынешнего владельца ЗАО «Казстройинвест» не раскрывается.  

В 2011 году после реконструкции, которую, кстати, проводил строивший для структур ТАИФа «МД-Арх» сербского бизнесмена Драгана Ристича, «Южный» вновь открылся. Генеральный директор ЗАО «Казстройинвест» Владимир Барахтин заявил  что общая площадь комплекса теперь составляет 78 тыс. кв. метров. Девелопером выступило ЗАО «Казcтройинвест», а инвестором — кипрская Matelo Holdings Limited. Управляющая компания — Jones Lang LaSalle. Там же сообщалось, что стоимость ТРК составила $105 миллионов. Реконцепция ТЦ подразумевала разведение покупательских потоков «Южного» и «Меги». 

Интересно, что руководитель «Казстройинвеста» Владимир Барахтин в базе «Контур-Фокус» упоминается как ликвидатор ЗАО с говорящим названием «Газинвестхолдинг». Последнее было создано еще в далеком 1998 году, а перестало существовать лишь в 2004 году. Есть он также в числе учредителей ликвидированной ООО «Ирма Фэшн». А здесь его вторым партнером был Виктор Кальянов, до июля 2015 года бывший директором ЗАО «Олимп Ю» (до настоящего момента 100-процентным собственником остается Шафагат Тахаутдинов, экс-гендиректор «Татнефти»). Это заставляет усомниться в том, что татарстанские владельцы полностью отошли от дел ТРЦ «Южный». Иностранцы, вероятно, предпочли бы своего менеджера.

На конец 2015 года баланс ЗАО «Казcтройинвест» составил 3,8 млрд рублей, выручка — 685 млн рублей, при этом чистый убыток составил внушительные 2,5 млрд рублей. Есть и очень солидный пассив — долгосрочные заемные средства. Данная строка на 2011 год была равна лишь 3,2 млрд рублей, в 2012 - 2014 году обнулилась. Но в 2015 году долги взлетели до 10,4 млрд рублей. В итоге «Контур-Фокус» дает примечание, что собственный капитал имеет отрицательное значение (-6,9 млрд рублей). Логично предположить, что компания имела валютный кредит, который после кризиса 2014 года серьезно возрос в рублях. Возможно, сейчас ситуация изменилась, но в самом «Южном» на вопросы газеты ответить к моменту публикации не смогли, сославшись на отсутствие руководства. 

... «Почти 200 тысяч долларов в месяц за аренду — конечно, высокая цена, но, с другой стороны, для такого большого объекта цена вполне возможна и допустима»
Фото: Ирина Ерохина

 «КРУПНОФОРМАТНЫЕ МАГАЗИНЫ — НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ ФОРМАТ»

Оценить положение компании на рынке «БИЗНЕС Online» предложил экспертам. Глобально MediaMarkt сейчас непросто — это понятно и даже ожидаемо, потому что компания входила на рынок с теми размерами, каких сейчас нет, отмечает директор отдела торговых помещений CBRE в регионах России Михаил Рогожин. «Как бы то ни было, компания продолжает работать как сеть. Была информация, что ретейлер будет рассматривать вхождение в Metro, но пока она остается только заявлением. Что касается долгов, если задолжали — надо платить».

Проблема еще в том, что те площади, которые компания изначально брала в аренду, потеряли смысл. Были примеры, когда ретейлер приходил к собственнику и просил отрезать часть от этих площадей. «В основном они не гнались за длинной витриной, поэтому не везде можно было безболезненно уменьшить площадь», — говорит эксперт. Но в целом сеть продолжает жить — хотя она не такая прибыльная, как хотелось бы. Кроме МediaMarkt, на этом рынке осталось не так много крупных игроков. Кроме того, у офлайн-формата в России по-прежнему есть будущее: люди в России, особенно в регионах, предпочитают самостоятельно прийти в магазин, потрогать и посмотреть товар, поэтому о повсеместном переходе на интернет-торговлю говорить рано.

«Вопрос только цены, потому что в интернете может быть дешевле, чем офлайн. Была минимизация количества игроков — кто-то кого-то купил, кто-то объединился. Но говорить, что все ушли в интернет, — конечно, такого нет, но воздействие все сильнее. Просто рынок тяжелый», — считает Рогожин. 

Эксперт не берется оценивать справедливость цены аренды в «Южном». «Если стороны так договорились, значит, так и есть. В свое время MediaMarkt не мог попасть в „Мегу“ и сел с большим форматом в „Южный“. Для „Южного“ это было здорово, потому что весь второй этаж старой части торгового центра был отдан почти полностью под одного арендатора. И все это время они работают вместе. Оценивать сумму долга некорректно, ведь с чем ее сравнивать? Конечно, собственнику неприятно, что висит долг, и ни один собственник не будет мириться с такой ситуацией. Но, вероятно, есть на это объективные причины. В целом это жизненный вопрос, который возникает время от времени», — философски заключил он.

Иван Федяков, директор ИА «Инфолайн», объясняет непростое положение дел в MediaMarkt консолидацией на рынке. Другие игроки — «Техносила», «Эльдорадо», «М.Видео» — объединились под рукой Михаила Гуцериева. Это позволяет получать более выгодные условия закупок. «С другой стороны, это агрессивный игрок. На фоне консолидации активов проявляется верх маркетинговой активности. То ли сливаются остатки товара, то ли готовят сети для переформатирования — и поэтому избавляются от части товаров... Постоянно предлагаются какие-то акции, скидки, предложения, в первую очередь, конечно, с низкими ценами. В этом случае конкурировать с ними достаточно сложно», — говорит Федяков. 

И вообще, в целом сам формат гипермаркетов переживает кризис, который начался не вчера, а идет уже в течение нескольких лет. Очевидно, что такие крупноформатные магазины на несколько тысяч «квадратов» в сегменте бытовой техники и электроники — невостребованный формат, считает эксперт. Эффективность таких площадей крайне низка. Потребители могут выходить на каталоги продуктов через смартфоны, и наличие товара в зале не является преимуществом для реализации, как это было раньше. Убыточные площади сегодня тянут многие компании вниз в силу того, что аренда составляет существенную часть затрат, и если она не оптимизирована, то сильно ударяет по показателям и стабильности работы компании».

Что же до цены аренды в ТЦ «Южный», то почти $200 тыс. в месяц за аренду — конечно, высокая цена, но, с другой стороны, для такого большого объекта стоимость вполне возможна и допустима, считает директор «Инфолайна».