Предприниматель Ильдус Янышев с апреля 2017 года находится в кругосветном велосипедном путешествии с проектом «За мир и добрую волю»

«ПУТЬ САНТЬЯГО»

Наверное, нет смысла убеждать кого бы то ни было в необходимости развития внутреннего туризма в любой стране и даже в самом маленьком городе на краю Земли. Историки, маркетологи, руководители территорий ищут и развивают различные материальные и нематериальные артефакты для того, что бы привлечь в свои города туристов с их деньгами. Это бизнес с определенными социальными последствиями по развитию инфраструктуры, человеческого капитала и так далее.

Если нет истории, но есть деньги, то строят что-то типа «Диснейлендов», кто-то успешно продает природные факторы своих территорий. Кто-то создает события с желанием превратить их в регулярную традицию для тысяч и миллионов.

В ходе своего кругосветного велотура по 10 странам Европы летом этого года мне удавалось соприкоснуться с десятками туристических проектов различного формата. В принципе, ничего нового по форме в них я для себя не открыл: такие же музеи, выставки, культурные фестивали, исторические ярмарки в замках, спортивные мероприятия, конгрессы и тому подобное.

Но одному проекту я придал особое значение, и он, откровенно говоря, меня поразил, хотя я считаю себя довольно искушенным в этих делах.

«Путь Сантьяго», или Camino de Santiago на севере Испании, куда я попал, и проехал его на велосипеде дважды по так называемым «французскому» (790 километров) и «португальскому пути» (650 километров): меня поразили не только масштабы и охват им сотен тысяч туристов-паломников (их тут называют пилигримами), но и содержание этого культурно-духовного проекта и его значения для гармоничного развития большого количества людей, которые прошли его.

История «Пути» (или «Дороги  Сантьяго») переносит нас в средневековье, в 830 год, когда по преданиям на севере Испании, в Галиссии, было найдено тело апостола Святого Якова. Позже король Альфонс II Целомудренный (791–842) прибыл на место находки мощей в сопровождении своей семьи и подданных из Овейдо и, согласно испанской традиции, провозгласил святого Иакова своим покровителем и издал указ о возведении там церкви. Само место было названо Компостела (лат. campus stellae — «место, обозначенное звездой»). С тех пор город Компостела с захоронением покровителя страны и одного из 12 апостолов стала особой святыней Испании, а также католического мира. 


Эта традиция была практически утрачена к середине XX века и по «Пути Сантьяго» ходили считанные сотни паломников в год, и лишь усилиями некоторых политических и  общественных деятелей она вернула свою былую популярность и значение. Святое путешествие в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, Жан де Бриенн (король Иерусалима), Франциск Ассизский, Ян ван Эйк, Папа Иоанн Павел II, известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.

Европейский совет провозгласил в 1987 году этот маршрут как «Первую европейскую дорогу культуры», а в 1993 году «Путь Сантьяго» был включен в список памятников ЮНЕСКО.

Сейчас в Сантьяго де Компостела ежегодно направляются от 200 до 500 тысяч пилигримов со всех концов мира по французскому, португальскому, английскому, северному, барселонскому и другим маршрутам, но с обязательным финишем в Сантьяго. При этом путники — назовем их туристами — преодолевают от 100 до 2–3 тысяч километров пешком, на лошадях или велосипедах, то есть используя собственную силу без применения какой-либо техники.

«ПИЛИГРИМОВ В ИСПАНИИ ЛЮБЯТ И НЕ ГОВОРЯТ ИМ «ПОНАЕХАЛИ ТУТ РАЗНЫЕ»

Я пытался разобраться в популярности этого маршрута и в том, что движет людьми, отправившимися в столь длительное испытание для своего тела и духа. 

Совершенно разные люди — от мам с грудными детьми в колясках до 83-летних пенсионеров с разных континентов — кто группами, кто парами, а большинство в полном уединении, проходят за один-два месяца эту дорогу. Во-первых, пилигримов в Испании любят и не говорят им «понаехали тут разные» или «как бы побольше на тебе заработать». Все наоборот. При первой же остановке тебе улыбаются, говорят buenos camino («приятной дороги»), подсказывают дорогу, места ночлега. Муниципалитеты даже на месте бывших храмов организовали бесплатные или почти бесплатные (5 евро) albergue (отели или хостелы) для странников. Рестораны предлагают специальные меню для пилигримов, местные МЧС и медики организуют посты помощи. Работает система подстраховки для уставших или заболевших. Через каждые 5–10 километров организованы стоянки-места отдыха с прохладной водой. Навигация, карты, мобильные приложения, паспорта пилигримов, сертификаты — все бесплатно. Здесь на туристах не зарабатывают, не выжимают с них по законам рынка весь «платежеспособный спрос». Не знаю: это следствие или мудрой политики властей, или религиозности и почитания «Покровителя Испании апостола Якова». И люди платят взаимностью и тысячами стекаются сюда из Японии, Кореи, США, Аргентины и всей Европы. При этом 200–500 тысяч туристов в течение 20–30 дней пользуются альбергами, ресторанами, экскурсиями, покупают тоннами сувениры и туристическое снаряжение.

Но особо хотелось бы сказать о нематериальной стороне этого проекта, так как, на мой взгляд, оно более важное.

 Я не сказал бы, что все пилигримы глубоко религиозны и идут сюда для искупления своих грехов и получения индульгенции. 90 процентов из мною наблюдаемых — это обычные люди, много молодежи, мотивом которых являются чисто туристические цели и желание испытать себя и погрузиться в новую культурную среду.

Кто-то ищет новые смыслы своей жизни, потому что уединение и физические испытания дают человеку возможности иначе взглянуть на собственный мир и открыть в себе новые возможности. Кто-то проходит маршрут за один-два-три раза поэтапно по 200–300 километров, кто-то ежегодно, но поток не прекращается даже осенью-зимой. Кстати, по окончании всем, кто подтвердил печатями в своем паспорте пилигрима прохождение пути, выдают специальный сертификат. 

«ЧЕЛОВЕК ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ СОЗДАН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ХОДИТЬ»

Мои наблюдения и общение с пилигримами показали, что их психологическо-эмоциональная сторона по завершении проекта значительно улучшается. Представьте — человек смог, преодолел свои страхи, теперь он горд собою, приобрел совершенно новый опыт, познал радость от физических движений, расширил пороги своих возможностей и поднял свою самооценку. Кое-кто сбросил лишний вес, укрепил сердечно-сосудистую систему, подготовил себя к будущим и регулярным физическим упражнениям. Кроме того, тут происходит длительное общение с представителями различных стран и народов. Это как бы пролонгированный международный фестиваль, сделанный не на бюджетные, а на личные средства его участников.

Но цель моего путешествия и данной статьи не показать, «как там у них привычно все хорошо и лучше, чем у нас». Всю дорогу меня, конечно же, разрывала и продолжает разрывать неудовлетворенность состоянием нашей культуры и инфраструктуры отдыха, путешествий. В России увлеклись автомобилизацией и совершенно позабыли о таких необходимых формах отдыха, как пеший и велосипедный туризм. Человек изначально был создан для того, чтобы ХОДИТЬ, а не ездить на автомобилях-самолетах-катерах. Мы почему-то позабыли об этом в погоне за удобствами, скоростью и имиджем. Любая форма механизированного отдыха и развлечений не позволяет задействовать полностью физические возможности тела, вырабатывать столь необходимый нашему организму эндорфин (адреналина у нас и так хватает), любой двигатель наносит вред окружающей среде, автомобилизация трансформирует пространства городов, где пешеходам уделяется все меньше внимания и, соответственно, все более сокращается пространство для их перемещения.

Понятно, что строительством одних лишь велосипедных и пешеходных дорожек привычки и стереотипы отдыха миллионов быстро не изменить. Тут очень  хорошо работают культурно-идеологические «начинки», которые позволяют вовлекать в такие проекты больше сторонников. Нужен определенный смысл для того, чтобы человек пошел на какие то лишения, нужны многочисленные внешние и внутренние мотиваторы. Для религиозных людей существуют места многочисленных паломничеств. Идея, смысл и принцип их работы везде одинаковы —вырвать человека из привычной среды, подвергнуть его тело и дух испытаниям, создать новую среду для общения, пересмотра на практике некоторых своих установок и привычек, которые позволяют выжить в новых условиях длительного пути в непривычной обстановке и окружении. Недаром у многих народов странники считаются мудрецами и к ним всегда проявлялись особые признаки уважения и почитания. Причем далеко не каждый может себе позволить дорогостоящие хадж в Мекку или дорогу в Иерусалим.

«В ПРОШЛОМ ГОДУ Я СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ СОВЕРШИЛ ВЕЛОПОХОД ИЗ КАЗАНИ В НОВЫЙ КЫРЛАЙ»

Сейчас в Татарстане благодаря Минтимеру Шаймиеву и многочисленным меценатам стали возрождаться места для местного культурного и религиозного паломничества в Болгаре и Свияжске. Но формат экскурсионной поездки, по-моему, глубоко отличается от того, что было заложено в самой идее паломничества. Это всегда длительный ПУТЬ, полный новых испытаний и выхода из зоны комфорта для человека, который находится на пути духовного поиска и совершенствования.

Видя тысячи людей на «Пути Сантьяго» разных возрастов, из разных стран и разного материального достатка, я задавал себе вопрос: а что могло бы заинтересовать татарстанцев, чтобы пеший и велосипедный туризм обрели такую же популярность, как и в окружающем нас зарубежье? Эти направления очень доступны для всех категорий наших граждан, просто надо сделать их модными, как становятся сейчас популярными и престижными занятия бегом, триатлоном, лыжными гонками.

А что если к спортивно-оздоровительной компоненте прибавить культурно-духовную?

Я чувствую свою вину перед моим родным татарским языком и национальной культурой, которым не уделил в свое время достаточно времени и внимания. В прошлом году я со своими друзьями совершил велопоход из Казани в Новый Кырлай к местам нашего великого поэта Габдуллы Тукая.

Нам удалось альтернативными, незагруженными сельскими дорогами за два дня на велосипедах комфортно доехать до комплекса Тукая в деревне Новый Кырлай. Это удивительное место, где ты возвращаешься к своим истокам, и в этом уединении создаются прекрасные возможности обратиться к творчеству и мысли нашего великого соотечественника.

У меня невольно родилась аналогия с «Дорогой Сантьяго», где татарстанцы и гости нашей республики могли бы за два-три дня совершить пешее или велосипедное культурное паломничество на родину поэта через многочисленные деревни, музейный комплекс «Старая Казань», культурно-природные объекты Высокогорского и Арского районов. Как и в Испании, можно сделать интересный тур для тысяч людей при условии установки указателей, зон отдыха, создания мобильного приложения, карт и культурной «начинки» по ходу всего маршрута. Несколько дней, проведенных в знакомстве с творчеством Тукая, через аудио- и видеоносители, позволят вернуть интерес к изучению и языка, и всей богатой татарской культуры. «Путь Тукая» сможет стать катализатором развития пешеходного и велосипедного туризма в нашей республике и по другим направлениям — в Болгар, Свияжск и так далее. Ну а жителям и сельским поселениям по ходу маршрута остается только завидовать потенциальным туристам, спросу на услуги по проживанию, питанию, экскурсиям, сувенирам и так далее.

Данный проект не требует больших финансовых вложений, это я увидел на примере «Пути Сантьяго», где умело используются имеющиеся дороги и объекты инфраструктуры. Это консолидирует местное население, власти и бизнес на решение общих задач процветания своих территорий. Сейчас для России не менее важно считать от любых инвестиций не только прямые материальные дивиденды, но косвенные результаты и нематериальные ценности, создаваемые для общества в длительной перспективе.

В такой форме культурного или духовного паломничества я увидел новый источник, ресурс для духовного и физического здоровья нашей нации.

Ильдус Янышев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции