Ильшат Салахов Ильшат Салахов: «На следующий год мы планируем получить компоненты высокооктанового автобензина» Фото: Сергей Елагин

ГЛУБИНА ПЕРЕРАБОТКИ — 99%, ВЫХОД «СВЕТЛЫХ» — 87%

Главным героем второго дня нефтегазохимической конференции в казанском «Корстоне» стал нефтеперерабатывающий завод «Татнефти» «ТАНЕКО». Изначально в программе было заявлено целое выступление, посвященное стратегии развития ТАИФа, — два нефтехимических холдинга республики должны были открыть две отдельные пленарные сессии. Однако к началу конференции стало известно, что ТАИФ участвовать в мероприятиях не собирается. Как пояснили нам организаторы, в конечном итоге выступление представителя ТАИФа согласовать не удалось.

Построенный в Нижнекамске красавец-завод стал первым НПЗ, появившимся на карте России в постсоветское время, расхваливал в своем докладе замгенерального директора ТАНЕКО по технической поддержке и качеству Ильшат Салахов. При помощи наглядных слайдов он продемонстрировал съехавшимся со всего мира гостям конференции основные вехи строительства завода, начиная с «чистого поля» в 2005 году, получения первой продукции в 2010-м и заканчивая текущим положением дел. Топ-менеджер завода пояснил преимущество строительства завода с нуля: все системы энерго- и водоснабжения, водоотведения и прочее приходилось «тянуть» самим, но после создания базы дальнейшее развитие завода шло очень динамично: новые установки по переработке нефти собираются на ТАНЕКО по принципу конструктора «Лего». На предприятии взят весьма резвый темп проведения подобного апгрейда — в год вводится по одной новой установке: по производству водорода, масел, гидрокрекинга, замедленного коксования. И если в 2010 году глубина переработки нефти составляла 53,7%, а выход светлых нефтепродуктов (нефтехимики на своем сленге говорят просто — «выход светлых») составлял 40,1%, то по итогам 2016 года эти цифры составляли соответственно 99,2% и 87%.

Салахов ознакомил участников конференции и со стратегией по дальнейшему наращиванию производства на ТАНЕКО. Сейчас заканчивается возведение целого ряда установок. «В этом году планируем вывести на проектную мощность установку гидроочистки нафты, сейчас она находится на комплексном опробовании, это даст нам дополнительно до 1,5 миллионов тонн в год высококачественной нефтехимии», — заявил Салахов.

«На стадии завершения строительства у нас находится установка гидроочистки керосина и дизельного топлива (направлена на снижение содержания серы в нефтепродуктахприм. ред.), это даст нам дополнительно до 950 тысяч тонн авиационного керосина в год к тому, что мы сейчас имеем. По дизельному топливу после пуска данной установки мы получим до 3 миллионов дизельного топлива [«Евро-5»], сейчас мы производим около 1,5 миллиона тонн», — говорит замдиректора ТАНЕКО.

Завершаются и строительно-монтажные работы на установке изомеризации легкой нафты (позволяет извлекать низкооктановые легкие фракции, увеличивая выход автомобильных бензинов с повышенным октановым числом) с проектной мощностью 420 тыс. тонн в год. «На следующий год мы планируем получить компоненты высокооктанового автобензина», — обещал Салахов.

... В третью очередь строительства завода должны войти установки по производству полипропилена, линейных алкилбензолов, чистой терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата
Фото: Сергей Елагин

АВТОБЕНЗИНЫ «ЕВРО-5» — К СЕРЕДИНЕ ГОДА

В 2018 году на ТАНЕКО должен быть запущен процесс каталитического реформинга, то есть переработки фракций нефти с целью получения высококачественных бензинов. «Вместе с установкой изомеризации легкой нафты они являются частью комплекса по производству автобензинов, производство которых мы планируем начать в будущем году и вывести на рынок», — говорит Салахов.

Позже, общаясь с корреспондентом «БИЗНЕС Online», Салахов сообщил, что в этом году компания намерена завершить все строительно-монтажные работы на технологических установках, которые производят компоненты бензина: «Пуско-наладочные работы мы планируем провести в первой половине 2018 года, чтобы к середине года иметь автобензины «Евро-5 до уровня до 1,5 миллионов тонн в год».

«2018 год — это еще одна большая история в жизни компании „Татнефть“. Мы планируем ввести в эксплуатацию еще один 6-миллионник (ЭЛОУ-АВТ-6 с мощностью переработки нефти 6 млн. тонн в годприм. ред.). Работы находятся на стадии завершения, установка готовится к комплексному опробованию», — продолжал Салахов свое выступление. Ввод установки позволит вдвое увеличить объемы переработки нефти и довести их до 14 млн тонн. Таким образом, если эти планы осуществятся, ТАНЕКО будет способен «переварить» ровно половину всей добываемой «Татнефтью» нефти (в 2016 году группа компаний добыла 28,7 млн тонн нефти). 


Кроме того, на 2018 год намечен пуск установок гидроочистки тяжелого газойля коксования (850 тыс. тонн в год) и каталитического крекинга флюида (1100 тыс. тонн в год), сейчас ведется их активное строительство, а запуск запланирован на 2019 год. Все это позволит довести производство автобензинов АИ-92 и АИ-95 экологического класса «Евро-5» до 1,7 млн тонн в год.

В рамках второй очереди также запланирован запуск ряда установок по очистке нефтепродуктов. Глубина переработки нефти при этом должна удержаться на предельно высоком уровне — 99%, а выход светлых нефтепродуктов вырасти до уровня 90%. Компания намерена выпускать 22 вида продукции. Суммарный бюджетный эффект при этом должен составить 2,8 трлн рублей.

Накануне на конференции гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин сообщил, что к 2020 году выработка автобензина в республике достигнет 2,4 млн тонн, из которых 1,7 млн тонн даст ТАНЕКО, а 680 тыс. тонн — ТАИФ-НК. В 2025 году за счет роста производства на ТАНЕКО автобензинов будет выпускаться уже  более 3 млн тонн. Дизельного топлива соответственно будет выпускаться 6,8 млн тонн к 2020 году (из них 4 млн тонн — ТАИФом и 2,75 млн тонн — ТАНЕКО), а к 2025 году производство ДТ превысит 10,8 млн тонн (из них ТАНЕКО — 6,8 млн тонн). При этом годовое потребление автобензинов внутри Татарстана оценивается в 1 млн тонн, ДТ — в 1,1 млн тонн.

Рафинат Яруллин Рафинат Яруллин сообщил, что к 2020 году выработка автобензина в республике достигнет 2,4 млн тонн, из которых 1,7 млн тонн даст ТАНЕКО, а 680 тыс. тонн — ТАИФ-НК Фото: Ирина Ерохина

ТАНЕКО-3: НЕФТЕХИМИКИ НАЧНУТ ВЫПУСКАТЬ БУТЫЛКИ И СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК

После окончания доклада замдиректора ТАНЕКО представитель «Ядран-Ойл» Ирек Салихов поинтересовался, когда компания объявит о начале строительства третьей очереди ТАНЕКО. «Да, строительство третьей очереди ТАНЕКО озвучил глава компании „Татнефть“ Наиль Маганов на форуме в Турции. В настоящее время ведется ряд определенных работ в этом направлении. Это вся информация, которую я могу сегодня сообщить», — был лаконичен Салахов.

Напомним, что в июле 2017 года на нефтяном саммите в Карабаше гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», подтвердил, что компания планирует строительство третьей очереди НПЗ «ТАНЕКО». «Сейчас ведется проработка ТЭО, технико-экономические соображения уже некоторые сделаны. Думаю, что к концу года мы будем выносить соответствующий вопрос на совет директоров „Татнефти“. А дальше — уже в зависимости от того, как эти документы будут приняты», — заявил тогда Маганов. Но предполагаемые объемы переработки и стоимость строительства объекта гендиректор не стал озвучивать. 

При этом Салахов называет третью очередь «нефтехимическим комплексом». О том, что ТАНЕКО-3 не станет братом-близнецом первых двух очередей НПЗ (они, как известно, нацелены на получение автомобильных бензинов, ДТ, авиационного керосина и других видов моторного топлива), было ясно еще из комментариев Маганова в Карабаше. Напомним, тогда он признавался, что правительство «постоянно настраивает на переработку продукции, производство добавленной стоимости». На сайте ТАНЕКО можно увидеть, что в третью очередь строительства завода должны войти установки по производству полипропилена, линейных алкилбензолов, чистой терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата.

В беседе с «БИЗНЕС Online» Яруллин подтвердил эту информацию. Он пояснил, что сырьем для производства этих продуктов будет служить прямогонный бензин, производимый на ТАНЕКО. «Задача в том, чтобы уменьшить производство бензинов и дизельного топлива и применять их для дальнейшего развития нефтехимии. Это дальнейшие переделы [нефтехимической продукции], чтобы добавочная стоимость оставалась в республике», — пояснил он задачу.

В дальнейшем алкилбензолы будут применяться при производстве стиральных порошков. «Стирать будет и добрым словом вспоминать нефтехимиков», — улыбается Яруллин. Терефталевая кислота в конечном итоге идет на производство волокна или бутылок. По-видимому, речь идет о заводе по производству термопластиков на территории ТАНЕКО «СафПэт», который строит «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова. «Мы с ними боремся, они хотят бутылки делать, а я настаиваю, чтобы 40 процентов было для бутылок, а 60 процентов — для волокна, но пока это обсуждается», — говорит Яруллин. Ну а полипропилен широко применяется при производстве пленок, тары, упаковки. Вот он и конечный продукт.

Еще в бытность генеральным директором ОАО «Татнефть» Шафагата Тахаутдинова журнал «Топливный рынок» писал, что производимые на нефтехимическом заводе продукты будут поступать для дальнейшей переработки на малые и средние предприятия Татарстана. Тогда планировалось создать производственный кластер по переработке нефтехимического сырья, выпускаемого на ТАНЕКО, — вплоть до выпуска конечной продукции, а это может быть производство строительных материалов, комплектующих для автомобильной и медицинской промышленности, промышленной и бытовой химии, масел.