Всех интересовала дипломатическая война между Россией и США, которая стала новым фронтом противостояния наряду с войной санкций

«МЫ ОСТАВЛЯЕМ ЗА СОБОЙ ПРАВО ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ ДИПЛОМАТОВ В МОСКВЕ»

Задать вопросы Владимиру Путину российские журналисты могут не так часто: или на декабрьской пресс-конференции, или во время появления Путина на важных «тусовках» — чаще всего заграничных. Вот и сегодня СМИ воспользовались визитом главы государства в Китай на саммит БРИКС, чтобы узнать из первых уст мнение президента по горячим вопросам — а их за последние пару месяцев накопилось немало.

Разумеется, всех интересовала дипломатическая война между Россией и США, которая стала новым фронтом противостояния наряду с войной санкций. Казус белли послужили действия администрации Барака Обамы, которая в конце 2016 года закрыла доступ к двум загородным «дачам» российских миссий в Нью-Йорке и Вашингтоне. Лишь спустя несколько месяцев уже при Дональде Трампе РФ потребовала сократить штат американских миссий до 455 человек. В ответ, буквально на прошлой неделе, американцы закрыли наше консульство в Сан-Франциско и два здания торговых представительств. В Москве эти действия назвали «рейдерским захватом» дипсобственности. И, судя по заявлениям российской стороны, «обратка» уже готовится...

«Мы договорились с партнерами, что количество наших дипработников в России и США должно быть паритетным», — для начала напомнил журналистам президент. А это 455 человек, но с российской стороны в них включены работающие при ООН 155 сотрудников. «И если говорить о полном паритете, то это минус 155, — намекнул Путин. — Так что мы оставляем за собой право принять решение и по этому количеству дипломатов в Москве».

Впрочем, он не стал форсировать ситуацию, оговорившись, мол, пока мы не будем этого делать, «посмотрим, как будет развиваться ситуация». А вот в оценке действий США Путин стесняться не стал. «Делалось это в хамской манере, и это не украшает наших американских партнеров... Трудно вести диалог с людьми, которые путают Австрию с Австралией (сюжет о планах Австралии построить забор на границе со Словенией появился в эфире CNN в конце февраля, вызвав массу насмешек — прим. ред.), но таков уровень культуры определенной части американского истеблишмента...Американская нация — великий народ, если переносит такое количество людей с таким низким уровнем политической культуры», — сказал как припечатал глава российского государства.

Путин вспомнил свое профильное образование и «как выпускник юридического факультета Петербургского университета» заявил о нарушении имущественных прав России. «Для начала дам поручение МИДу обратиться в суд, посмотрим, как эффективно работает хваленая американская судебная система», — сообщил он.


«ТРАМП РУКОВОДСТВУЕТСЯ ИНТЕРЕСАМИ СВОЕЙ СТРАНЫ, Я — СВОЕЙ»

Более сдержанным получился разговор о Трампе, включая тему его досрочной отставки. О возможности импичмента говорят сегодня многие эксперты, включая профессора Американского университета Аллана Лихтмана (ранее тот предсказал президентство Трампа). Разумеется, пресса хотела узнать, что по этому поводу думает Путин. Однако тот разочаровал журналистов обтекаемостью стандартных формулировок. «Полагаю, что абсолютно некорректно было бы с нашей стороны обсуждать возможность развития внутриполитической ситуации в самих США. Это не наше дело, это дело самих Соединенных Штатов», — сказал глава государства.

Впрочем, как только речь зашла о личных отношениях Трампа и Путина, фраза для броских заголовков тут же нашлась. «Что касается разочарования или неразочарования. Ваш вопрос звучит очень наивно. Он же не невеста мне, а я ему тоже не невеста, не жених. Мы занимаемся государственной деятельностью. У каждой страны есть свои интересы, Трамп в своей деятельности руководствуется интересами своей страны, я — своей. Я очень рассчитываю, что нам удастся находить какие-то компромиссы при решении двусторонних проблем», — заявил Путин.


ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОБСЕ

Неожиданным стало заявление президента о том, что он поддерживает идею отправки миротворцев на Донбасс. Если бы не оговорки, это вполне бы могло потянуть на небольшую сенсацию. «Наличие миротворцев, даже можно сказать не миротворцев, а тех людей, которые обеспечивают безопасность миссии ОБСЕ, считаю вполне уместным и не вижу здесь ничего плохого. Наоборот, считаю, что это пошло бы на пользу решению проблемы на юго-востоке Украины», — сообщил Путин.

Более того, как заверил российский президент, в ближайшее время Россия подготовит официальное предложение по размещению международных миротворцев ООН. «Будем считать, что это поручение министерству иностранных дел внести соответствующую резолюцию в совет безопасности [ООН]», — сказал Путин.

Он особо подчеркнул: миротворческие силы должны находиться исключительно на линии разграничения в Донбассе «и ни на каких других территориях» и заниматься лишь одним вопросом — обеспечением безопасности сотрудников ОБСЕ. Еще один нюанс: размещение миротворцев «должно состояться не иначе как после разведения сторон и отвода тяжелой техники». «И это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик — ДНР и ЛНР», — подчеркнул Путин. Тем самым он, с одной стороны, сделал реверанс в сторону «раскольников» с Донбасса, с другой — формально перехватил инициативу Украины. Официальный Киев неоднократно просил ввести международные миротворческие силы на мятежные территории, а 22 августа Петр Порошенко заявил, что в очередной раз выступит с подобной просьбой на ближайшей сессии генассамблеи ООН. Правда, вряд ли украинцев устроят сильно урезанные полномочия миротворцев, какими их видит Путин.

Что касается угроз некоторых американских политиков о возможном начале поставок летального оружия на Украину, эта перспектива не пугает российского президента. «Хочу подчеркнуть, чтобы всем было понятно: ничего не поменяется. Количество жертв может увеличиться, и это прискорбно», — отметил Путин, а также добавил, что у ДНР и ЛНР хватает оружия, захваченного у националистических батальонов, и самопровозглашенные республики могут направить его в другие зоны конфликта.

Владимир Путин заявил, что силой заставить КНДР отказаться от разработки ядерного оружия не получится

«НЕЛЕПО СТАВИТЬ НАС В ОДИН СПИСОК С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ, А ПОТОМ ПРОСИТЬ ПОМОЧЬ В САНКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЯХ»

Еще одной центральной темой стали ядерные поползновения Ким Чен Ына. Первым делом Путин выразил недоумение постановкой вопроса Соединенными Штатами. «Это, конечно, нелепо — ставить нас в один  [санкционный] список с Северной Кореей, а потом просить помочь в санкционных упражнениях против Северной Кореи», — сказал Путин и  вернулся к образу, который, похоже, запал ему в душу: «Это делают люди, которые путают Австрию с Австралией, а потом идут к своему президенту и говорят: а теперь давайте уговорим Россию, чтобы она ужесточила санкции... Мы не собираемся дуть губы, обижаться на кого-то и хихикать на этот счет».

Это все эмоции, а по существу Путин сказал, что силой заставить КНДР отказаться от разработки ядерного оружия не получится. «[В КНДР] будут есть траву, но не откажутся от ядерных испытаний», — заявил он. Чуть позже он добавил, что иной путь, кроме мирных переговоров, станет дорогой к планетарной катастрофе. Могло сложиться впечатление, что президент РФ одобряет действия корейцев, но Путин поспешил его развеять. «Россия осуждает эти шаги со стороны Северной Кореи. Мы считаем, что они носят провокационный характер», — сказал он.

Как известно, суровые резолюции против КНДР обычно блокируют Россия и Китай. Но если Побнебесную связывают с беспокойным соседом плотные экономические связи, то заступничество РФ вызвано не меркантильными, а чисто политическими причинами. Так, во всяком случае, следует из приведенной Путиным статистики. «У нас [с КНДР] почти нулевой товарооборот... Россия [всего] экспортирует свыше 400 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, 40 тысяч в квартал [в КНДР] — это ноль. Причем ни одна наша крупная вертикально-интегрированная компания вообще никаких поставок не осуществляет», — сообщил он.


«ЕСЛИ ПО МИХАЛКОВУ БУДУТ КАКИЕ-ТО ДАННЫЕ, ТО И ЕГО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ»

В самой России буквально за месяц резко обострились сразу несколько общественных конфликтов. Негодование творческой интеллигенции вызвал домашний арест режиссера Кирилла Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве с бюджетными средствами. Сегодня Путин впервые публично прокомментировал ситуацию с худруком «Гоголь-центра». «Несмотря на то что он находится под домашним арестом, это не значит, что он в чем-то виноват», — заявил президент, добавив стандартное: виновность Серебренникова может определить только суд. Если бы этим все закончилось, сторонникам режиссера впору было бы кричать ура, но тут Путин продолжил. Мол, у власти к Серебренникову нет вопросов, кроме одного — о законности расходования бюджетных средств. «Если вы посмотрите финансирование по линии правительства — это где-то 300 миллионов рублей. А по линии правительства Москвы — где-то 700 миллионов за два-три года», — сказал он.

Один из журналистов решил уточнить, почему у правоохранителей возникли вопросы к Серебренникову, а не, к примеру, другому получателю госденег — Никите Михалкову. «Если следственные органы, контролирующие организации, увидят, что кто-то нарушает действующее законодательство, то и к ним будут применяться аналогичные методы работы. И они будут призываться к ответственности... Если по Михалкову будут какие-то данные, то и его будут проверять. Пока их нет», — заверил Путин.

Как выяснилось, в главной экономической «разборке» — «наезде» Роснефти» на АФК «Система» — президент РФ принял более деятельное участие, но подробности сегодня раскрывать не стал. «Я встречался и с руководителем «Роснефти», и с руководителем «Системы», и с Евтушенковым, и с Сечиным, именно по этому вопросу. Я выслушал позиции и того, и другого», — сказал Путин, добавив, что надеется на заключение сторонами мирового соглашения. По мнению президента, это пошло бы на пользу обеим компаниям и российской экономике в целом. При этом Путин дистанцируется от возможных итогов конфликта: он «никаких прямых указаний не давал». Тем не менее акции АФК «Система» ожидаемо взметнулись вверх.

Наконец, журналисты не могли пройти и мимо развившего бурную правозащитную деятельность Рамзана Кадырова. Как известно, глава Чечни в минувшие выходные открыто заявил о несогласии с политикой российских властей в отношении угнетаемого мусульманского меньшинства в далекой Мьянме. В качестве демонстрации силы в понедельник Кадыров собрал миллионный митинг протеста в Грозном. Остается лишь догадываться, как подобное вольнодумство сказалась бы на карьере любого другого главы региона, но Кадырова Путин даже не пожурил. «Мы против любого насилия и просим власти Мьянмы взять ситуацию под контроль. Каждый человек имеет право на свое личное мнение, в независимости от его служебного положения. Что касается глав регионов, это их тоже в полном объеме касается. Но я вас уверяю, никакой фронды со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке», — заверил Путин.

В общем, в Багдаде все спокойно.


«НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ СЕЙЧАС ПОЛУЧИТ ГРАНТ НА НОВЫЙ ФИЛЬМ, И ТЕМ САМЫМ ЕГО ВОЗМОЖНОЕ ВОЛНЕНИЕ УДАСТСЯ ПОГАСИТЬ»

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов-политологов, какой главный месседж они услышали из пресс-конференции Путина в Китае и как рядовому россиянину трактовать его высказывания о Кадырове и Серебренникове.

Максим Шевченко — журналист, член СПЧ, эксперт по исламскому миру:

— Путин не боится Кадырова и совсем не собирался прогибаться под него, как тут же раструбили некоторые политологи после пресс-конференции российского президента в Китае. Да Кадыров шагу не сделает без согласования с Путиным! Это все спектакль, и связан он с тем, что в Россию на днях прилетает король Саудовской Аравии. И сейчас главное — показать, что Россия впереди мусульманской планеты всей. Это все срежиссированный спектакль, но для политики это нормально. Китайцам было показано, что у нас есть мусульмане, с которыми мы не можем не считаться. И в следующий раз, когда Си Цзиньпин скажет Путину: «Хочу то-то и то-то», наш президент ему ответит: «Извини, друг Си, но у нас в стране есть мусульмане, которые против этого». А королю Саудовской Аравии тем самым дали знать, что в РФ есть ох какие грозные и страшные мусульмане, которые сами определяют свою мировую повестку. А российским мусульманам было показано, что Рамзан Кадыров — это их лидер, и вообще он думает об исламе день и ночь. Возможно, это правда — я не исключаю такого варианта. Собственно, и все: три адресата у этого послания. И то, что Путин поддержал Кадырова на пресс-конференции, просто замкнуло этот круг.

Что касается Никиты Михалкова как возможного адресата всяких ревизий и проверок... Не Путин же упомянул эту фамилию, ему ее навязали. Поэтому было бы странно, если бы в ответе СМИ он не вернул ее обратно. Я думаю, что Никита Сергеевич сейчас получит грант на новый фильм, и тем самым его возможное волнение удастся погасить.

Евгений Федоров — депутат Госдумы:

— Самое важное в том, что БРИКС состоялся именно в формате политического противовеса однополярному американскому миру. Все члены стран БРИКС де-факто под лидерством Путина вошли в мировую конструкцию национального освободительного движения — против того, чтобы Вашингтон указывал, что нам делать в своих странах. Из важного — поддержка Нового банка развития БРИКС, потому что фактически это альтернатива инвестиционному кредитному доллару на территории России. То, что иностранное кредитование у нас занимает 3/4, — ненормальное влияние. Необходимо проводить реформы ЦБ и снижать процентную ставку, то есть приравнять рубль в России к иностранным валютам. Второй важный момент — очистка бассейна Волги, реформа судебной системы. Наша система идет рука об руку с иностранной юрисдикцией, которая не позволяет российским предпринимателям работать на интересы страны. Вызвано это, в частности, недостаточной эффективностью российской судебной системы. Обсудил Владимир Владимирович и вопрос дипломатических конфликтов с США. Америка поставила Россию по статусу как государство, в отношении которого не действует закон частной собственности, в том числе дипломатической. Путин прав, сказав, что каждый имеет право на свою точку зрения. Ничего страшного и особенного в этом нет. Кадыров имеет право внести свой вклад в формирование российской государственной политики в виде предложений и оценок. Мы все это делаем. Например, я тоже, пока даю вам комментарий. Проверять надо всех, в отношении которых есть факты предварительного характера о нарушении закона. Если дружишь с Америкой — это не значит, что ты получил статус неприкасаемого. Поэтому сигнал с Навальным, что если тебя прикрывает госдеп и ты можешь воровать, был неправильным. Контрсигнал по Серебренникову сработал. Большую группу людей, которые надеялись, что можно воровать под прикрытием США, Путин поставил на место через прецедент Серебренникова. Это надо поддержать.

Максим Калашников — футуролог, Партия Дела, политик:

— Наиболее важное из заявлений, наверное, о том, что собираются внести резолюцию ООН о вводе миротворцев на Донбасс. Для меня лично это самое значимое. Подтверждено, что для Москвы на Донбассе русских нет. Они не имеют права на воссоединение с Российской Федерацией. На самом деле Кремль послал «сигналы» противнику — «мне страшны ваши санкции», «я готов отступать». По отношению к русским на Донбассе это, конечно, суперподлость и низость. Они становятся на путь-дорожку, которой шел Слободан Милошевич. Неприкасаемые в стране есть. Разве хоть одна фигура из окружения самого Путина подверглась коррупционным расследованиям? Это пропагандистская риторика, не более.

Реакция же на заявление Кадырова — это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Он хотел плевать на внешнюю политику центра, у него своя внешняя политика, он готов центру противоречить и даже мобилизует для этого ресурсы. Как в Грозном выходили митинги в пользу Владимира Владимировича, так же они вышли в поддержку рохинджа, так же они могут выйти и против вас. Это демонстрация силы, демонстрация особого статуса. На самом деле это внутриполитический кризис, хоть и неафишируемый. Слова Владимира Владимировича лишь показывают, что центр ничего не может сделать.

На пресс-конференции в Китае нам не продемонстрировали адекватной реакции, нам не сказали, что Бирма нас никак не касается. В стране экономический кризис перерастает во внутриполитический, управленческий, а реакции не видно. Сейчас нужно формировать новое правительство, нужен новый глава ЦБ, менять курс, надо выходить из Сирии. Война же после ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.) не закончится, придется туда гигантские деньги вкладывать. Асад же не может сам себя содержать. Деньги уходят вовне.

Эдуард Лимонов  писатель, политик, создатель запрещенной партии «НБП», председатель исполкома коалиции «Другая Россия» :

— Касательно Серебренникова — я считаю, что у нас интеллигенция допотопная и неинтеллигентная, она почему-то старомодно считает, что творец — это такой безгрешный и безупречный человек. А на самом деле человек творческий подвержен таким же порокам, как и весь род человеческий. Он может быть стяжателем, жадным, обжорой, пьяницей и прелюбодеем. Интеллигенты, как правило, забывают, что те, кого они с горящими глазами защищали раньше от «беспредела» силовиков, оказывались и вправду виновны. Вы помните, как они кричали: «Никита Белых ни в чем не виноват!» А потом в ходе следствия выяснились интересные детали... А один из ученых, которого обвиняли в шпионаже? Его тоже рьяно защищали, а потом ученый, уже будучи на свободе, сам признался, что был шпионом.

К тому, что Путин сказал о Кадырове, не подкопаешься. Разве что между строк можно прочесть сожаление, что Чечня имеет больше свободы, чем другие российские регионы. Я бы на месте Путина обратил внимание на то, что сотни тысяч христиан погибли в Сирии и еще больше были вынуждены бежать оттуда. Кто их защищал? Кто устраивал митинги у американского и прочих посольств тех стран, которые входят в коалицию? А ведь они тоже виновны в гибели сирийских христиан.

Что касается оживления российских мусульман, то оно объясняется достаточно просто. С появлением запрещенного ДАИШ сформировался очень устойчивый образ мусульманина как чуть ли не агрессора. А в Мьянме мусульмане, наоборот, выступают в виде жертвы. Поэтому это повод доказать хотя бы таким косвенным путем, что мусульмане не так брутальны, как думают, — они тоже люди и тоже жертвы.  

Фото и видео: kremlin.ru