Рамиль Мифтахов Рамиль Мифтахов

НА 100 САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ В ЕВРОПУ ПРИХОДИТСЯ 10 ТЫСЯЧ «ПАКЕТНИКОВ» В ТУРЦИЮ

Если говорить о чартерной программе, то, как и в прошлом году, ориентировочно с 20 октября начинаются полеты в Юго-Восточную Азию: в Таиланд, на Гоа и во Вьетнам. Пока не хочу раскрывать все карты, но осенью туристов ожидает приятный сюрприз, связанный с дальнемагистральным направлением.

Остальные перспективы осеннего рынка выглядят следующим образом: нас ждет увеличение полетов в Дубай. Авиакомпания Flydubai вместо двух рейсов, как это было прошлой осенью, ставит сразу пять, с понедельника по пятницу. Плюс ко всему «Уральские авиалинии» в осеннем расписании ставят два рейса в эту теплую страну: в прошлом году была хорошая глубина бронирования на этом направлении, поэтому, видимо, было принято решение увеличить количество полетов. Причины популярности две: во-первых, Эмираты — это сам по себе хороший курорт, а во-вторых, многие используют аэропорт Дубая в качестве пересадочного пункта. Оттуда можно удобно улететь на Шри-Ланку, Мальдивы и по многим другим направлениям.

Также с трех раз в неделю до пяти увеличит полеты Turkish Airlines, у них так же бывают очень конкурентоспособные цены по сравнению с отечественными компаниями на полеты в Европу — Францию, Германию, Португалию. Все это с транзитом через Стамбул, и расписание реально составить таким образом, чтобы можно было прогуляться по этому турецкому мегаполису. Остаются на осень авиакомпании Finnair, Czech Airlines и новичок рынка Air Baltic. Последний довольно неплохо себя зарекомендовал — предлагал неплохие тарифы на полеты в Европу. К середине горячего сезона цены у перевозчика подросли, но тем не менее он смог выдержать конкуренцию с коллегами по цеху.

«Самым популярным направлением бархатного сезона остается Турция»

В любом случае самым популярным направлением бархатного сезона остается Турция. На 100 татарстанских туристов, предпочитающих самостоятельное путешествие в Европу с пересадкой в Москве или европейском городе, около 10 тысяч предпочтут отдых на турецком побережье, где all inclusive. Путешественников, предпочитающих самостоятельно бронировать отели и рейсы через интернет, в последнее время становится все больше, но отдых в бархатный сезон имеет свою специфику. Часто это уже второй отпуск, и бюджет ограничен. А некоторые специально ждут бархатного сезона, чтобы сэкономить на отдыхе, ведь уже сейчас цены на путевки снижаются, чтобы до конца загрузить туристами сезон. Причем люди покупают путевки и на середину октября, там в это время вполне можно купаться.

Что касается банкротства туроператора Ted Travel, по вине которого некоторые туристы не смогли вылететь с курорта или на курорт и заселиться в отели, то это маленький туроператор, который летает в основном через Москву «Якутскими авиалиниями». У него небольшой объем турпотока, и Татарстан это никак не затронуло, потому что 99 процентов наших жителей летают напрямую. Основные поставщики услуг из Казани — «Пегас», «Корал», «Анекс», «Интурист», «Туи». Эти компании серьезно стоят на ногах и входят в пятерку крупнейших туроператоров России. Конечно, туристы смотрят на то, что произошло с оператором, на другие не всегда позитивные новости, связанные с Турцией, но никто путевки не сдает.

«ЧТОБЫ ГРУЗИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЗАРАБОТАЛО НА 100 ПРОЦЕНТОВ, НЕОБХОДИМ ПРЯМОЙ РЕЙС ИЗ КАЗАНИ В ТБИЛИСИ»

Отечественные курорты не всегда могут быть конкурентоспособными по сравнению с Турцией — качество услуг далеко не однозначно. В этом году неконкурентоспособным показал себя Крым. Если в прошлом году многие выбирали полуостров для отдыха, то в этом дешевле было поехать в Турцию. Цены выросли на 10 - 30 процентов на объекты размещения. Если перелет до Анталии можно купить за 20 - 22 тысячи рублей, при том что это три с половиной часа лету, то до Крыма — 25 - 27 тысяч за два часа полета. Получается, внутренний перелет дороже международного. Тем не менее пляжи Крыма пустыми не останутся — в России есть большая категория людей, которые не могут выехать за границу.

В Сочи сервис и качество отдыха гораздо выше, но в этом году и они проиграли Турции, потому что подняли цены. 

Этим летом была предпринята попытка выйти на наш рынок Georgia Airlines, первый рейс был заявлен на 2 июня. Но Росавиация не дала разрешения на рейс. На самом деле у этого направления потенциал очень большой, качество сервиса и обслуживания в Грузии на уровне, традиции, история, сочетание гор и моря, безусловно, притягивают туристов. Как бы у нас ни складывались политические отношения с Грузией, для простых людей, которые «ходят по земле», это не имеет большого значения. Там нас ждут, нет никакого предвзятого отношения, с удовольствием общаются с приезжающими из России. И ценовая политика прекрасная. Но чтобы это направление работало на 100 процентов, нужен прямой рейс Казань — Тбилиси. Когда Росавиация даст добро грузинам, у нас появится больше возможностей для разнообразного отдыха.

Если брать другие проблемы, связанные с авиакомпаниями, то в этом году мы не смогли наладить поток туристов из Китая. А ожидалось, что этим летом Татарстан посетят 6 - 8 тысяч граждан Поднебесной, был даже один рейс из Пекина. Однако у авиакомпании «Вим-Авиа» начались серьезные проблемы по всей стране, и она решила снять это направление из Казани, тем самым сорвав туристическую программу... 

Увы, сегодня нельзя сказать, что туристический рынок приходит в себя. Впрочем, не было и такого, что мы два года сидели и ждали, когда пройдет кризис, — люди все равно ездили отдыхать. Просто в прошлом году направлением номер один была Россия. Много было тех, кто путешествует самостоятельно.  В этом году оживилось раннее бронирование — последние два года этот алгоритм не работал из-за финансовых проблем населения. Сейчас люди вроде понимают, как дальше жить и, соответственно, адаптируют свои расходы.