... Особняк Землянова по улице Московской, 37 построен в стиле эклектики. В доме предстоит восстановить изразцовые печи, воссоздать арку, историческую лестницу на второй этаж с бокового фасада

БИЧ ДОМОВ ПЕРВОЙ ЛИНИИ: СЛЯКОТЬ НА ФАСАДАХ РАЗРУШАЕТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБНЯКИ

ASG закрыла планы реконструкции исторических зданий Казани на 2017 год. Сегодня компания Алексея Семина показала старт восстановительных работ в доме купца, пароходчика и мецената Сергея Землянова. Этот особняк по улице Московской, 37 построен в стиле эклектики. Всего в этом году ASG начала и продолжает работы до состояния черновой отделки внутренних помещений одновременно на 9 объектах, хотя сначала планировала 7.

«Работы идут планово, ритмично, без особых проблем», — рассказал заместитель генерального директора компании Алмаз Давлетшин, уточнив, что на будущий год работы возобновятся в 12–13 исторических зданиях. Полностью работы завершили только на 4 объектах (сданы в 2016 году) из более чем двух десятков, переданных исполкомом Казани в обмен на 300 га земли для многодетных в Высокогорском районе.

«Оставшиеся объекты не брошены, в них ведут поддерживающий ремонт. Весной ежегодно стараемся обновлять фасады, идут согласования реставрационных проектов, — сказал Давлетшин. — Объекты на первой линии, транспортный трафик огромен. Весной слякоть из-под колес машин летит на фасады. Это агрессивная среда: не только вода, а реагенты, соль. На фасад это оказывает крайне негативное влияние. Это большая проблема, вообще бич».

На части объектов, начатых в этом году, полностью внутреннюю отделку завершат где-то к концу сентября — началу октября. В первую очередь это будут объекты в Старо-Татарской слободе (улица Габдуллы Тукая, 84 и 86). Также завершатся работы на улице Большой Красной, 16.


«В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ»: ASG НАШЛА СПОСОБ СДАЧИ ОБЪЕКТОВ БЕЗ ПАРКОВКИ

Площадь дома Землянова с переменной этажностью (два-три этажа) — 900 кв. м, в каждый из которых ASG намерена вложить, как обычно, по 100 тыс. рублей. Цифра эта не меняется от дома к дому. Но не это главное: потенциальные партнеры Семина, подумывающие об аренде в его особняках, первым делом интересуются парковкой. 

«К сожалению, территории у этого здания у нас практически нет, — развел руками Давлетшин. — Земельный участок здесь фактически по периметру здания. То, что осталось, максимум можно использовать под благоустройство».

Но поблизости у ASG есть несколько собственных объектов, в том числе нового строительства, — это здание по улице Московской, 52 (торговый центр с надземной парковкой). «Его можно будет интегрировать и использовать совместно, — рассуждает замгендиректора. — Со временем будем позиционировать объекты в историческом центре как объекты шаговой доступности. Вот этот объект подходит под... офис звучит грубовато... штаб-квартиру, VIP-представительство какой-то крупной компании или банка. Для обслуживания VIP-клиентов». По логике вещей, в таком случае саму «очень важную персону» обычно возит персональный водитель. А уж он-то вряд ли сочтет за труд, доставив босса пред ступени кабинета, добраться до «штаб-квартиры» на своих двоих. 

Площадь дома Землянова с переменной этажностью (два-три этажа) — 900 кв. м, в каждый из которых ASG намерена вложить, как обычно, по 100 тыс. рублей. К сожалению, территории у этого здания практически нет. Земельный участок здесь фактически по периметру зданияЧтобы увеличить, нажмите

ЛЕПНИНЫ НЕ БУДЕТ, НО В ДОМ ЗЕМЛЯНОВА ВЕРНУТСЯ ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ, АРКА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА И ДУБОВЫЙ ПАРКЕТ

В доме Землянова сейчас работают всего 5 человек (при необходимости количество рабочих будут увеличивать до 10). Пока они готовят здание к полноценной реставрации внутренних помещений: собирают и вывозят остатки мусора, прокладывают коммуникации. Большая работа предстоит на первом этаже — там сначала будут заливать бетонные полы. «Потом уже будут работы по коммуникациям, чтобы к зиме зайти в теплый контур и продолжать работы зимой, — пояснил в ходе экскурсии Давлетшин. — Есть небольшие кровельные работы, вновь начнутся работы по фасаду, чтобы его подновить. Объем большой».

На данный момент фасадные работы на объекте выполнили на 95%, внутренние работы пока в начальном состоянии. По словам директора реставрационных мастерских ASG Ивана Никонова, в доме предстоит восстановить изразцовые печи, воссоздать арку, историческую лестницу на второй этаж с бокового фасада. В 2012 году сгнившие деревянные потолочные перекрытия первого этажа здания демонтировали и сделали на их месте монолитные. Когда демонтировали пол второго этажа, реставраторы обнаружили исторический дубовый художественный паркет, который полностью сняли и отправили на восстановление в мастерские. Потолочные перекрытия второго этажа оказались в лучшем состоянии, их сохранят вместе с потолочными тягами. А вот лепнину, которая находится на стенах изнутри, восстанавливать не будут.

«Все, что вы видите на стене, — это халтура, — сказал Никонов о лепнине. — Здесь были только потолочные тяги, арка. А стены, скорее всего, были обтянуты тканями. На французов смотрели». 

Завершить работы в доме купца Землянова планируется к осени 2018 года.

«Все, что вы видите на стене, — это халтура. Здесь были только потолочные тяги, арка. А стены, скорее всего, были обтянуты тканями. На французов смотрели»

КАК КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ ПЕРЕСТРАИВАЛСЯ, А ПОТОМ ПРЕВРАТИЛСЯ В РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЦЕНТР

По словам замдиректора по научной работе Института истории им. Марджани доктора исторических наук Радика Салихова, в начале XX века Сергею Землянову принадлежали 7 буксирных пароходов и 54 деревянные баржи. Его компания тесно сотрудничала с товариществом нефтяного производства братьев Нобель (сокращенно его именовали «БраНобель»).

«Это стало фактором его быстрого обогащения», — рассказал Салихов в ходе экскурсии журналистов по зданию, уточнив, что Землянов создал в Адмиралтейской слободе Казани одно из первых в Поволжье речных училищ, потратив на это 25 тыс. тогдашних рублей. Почти 20 лет Землянов был гласным городской думы Казани, а на первом этаже его дома располагалась контора компании. Сам он родился в купеческой семье и начал заниматься хлебо-бакалейной торговлей, сколотил значительный капитал и затем вложил его в собственное пароходство на Волге.

В 1860 году здание принадлежало семье купцов Орешниковых, на тот момент дом был двухэтажным в три окна с деревянными холодными помещениями по периметру. В тот же год у дома появилось два двухэтажных пристроя, а вместо деревянных строений — одноэтажные каменные по периметру. В 1875 году здание перестраивал следующий владелец — верхоленский купец Архип Латышев. И только при купце Землянове в 1897 году здание приобрело очертания, дошедшие до наших дней.

Исторически комплекс был с большим внутренним двором, по периметру которого располагались постройки. ASG принадлежит только сам дом, а остальные постройки находятся у других собственников (в том числе у церкви, находящейся рядом). «Помимо дома здесь у нас нет ничего, все забрали до нас», — сказал Давлетшин.

В начале 1917 года семья Земляновых покинула своей дом, а после октября того же года в нем размещался мусульманский социалистический комитет, созданный Муллануром Вахитовым в апреле. В этом же здании работал революционер Мирсаид Султан-Галеев, находилась редакция газеты комитета «Кызыл байрак» («Красное знамя»), а в 1918 и 1919 годах располагался штаб красногвардейцев, организовавший подавление контрреволюционной «Забулачной республики». Затем до начала реконструкции в 2012 году в доме располагалась музыкальная школа.

«Это был своеобразный центр революционного красного движения в Татарской слободе, — рассказал Салихов. — Это не просто памятник архитектуры XIX — начала XX века. Такая концентрация выдающихся людей в одном здании встречается не так часто».

В 1968 году на здании установили мемориальную доску в память революционерах. В ASG обещают, что она будет восстановлена. Не забудут и о купцах — вообще в доме появится целый стенд о людях, которые здесь проживали и работали в разное время.