Фото предоставлено пресс-службой министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Давайте разберемся по порядку. Водитель — это рабочий, который управляет транспортным средством. При этом он должен иметь водительское удостоверение соответствующей категории, а иначе по закону не имеет права выезжать на дороги. Перевозки необходимы в самых разных отраслях экономики и производства, поэтому множество компаний приглашает к себе работу водителей. Первое, где профессия водителя автомобиля наиболее востребована, — в таксопарках, которые имеются в каждом городе.

Робот-таксист

За последние годы службы такси коренным образом изменили свою работу. Если раньше водитель, который устраивался в такси, должен был иметь при себе рацию и хорошо знать город, то сегодня его оснастили программно-аппаратными комплексами, которые позволяют автоматизировать работу и ускорять процесс обработки заказов. С появлением навигаторов, смартфонов, планшетов автоматизация вышла на новый качественный уровень. И некоторые игроки рынка уже отказались от диспетчеров. «Яндекс.Такси», Uber, Gett — все они, работая через приложения, исключают контакт клиента с диспетчером.



Фото: pixabay.com

Эксперты говорят о том, что следующим шагом может стать беспилотное управление автомобилем. Компания Tesla прогнозирует, что автономные автомобили будут доступны уже в 2020 году. Тут стоит пояснить, что полной автономности, при которой водитель не будет вмешиваться в процесс управления автомобилем на протяжении всего пути, разработчики планируют достичь не раньше 2025 года. Массовое распространение такого уровня интеллекта может произойти после 2035 года. И первое, где могут появиться такие автороботы, — сельское хозяйство, ведь на поле нет дорожных знаков, нет необходимости постоянного маневрирования, высокого риска на дорогах в условиях города.

В 2017 году «Яндекс.Такси» провел испытания двух беспилотных автомобилей. «Пока проект только в начале пути, но технологии, которые позволяют создавать такие машины, уже существуют и есть в распоряжении „Яндекса“», — сообщили в блоге компании.

В автомобилях был установлен программно-аппаратный комплекс. Специальные датчики собирали полную информацию о передвижении автомобиля, окружающей обстановке. Программный комплекс анализировал полученные данные и выдавал задания о дальнейших действиях.

В будущем компания планирует работать над усовершенствованием автомобилей, но уже сейчас понятно, что они умеют самостоятельно передвигаться по заданному маршруту, определять и объезжать препятствия. Первые испытания машин были проведены на закрытой территории — в Москве. Они показали, по данным компании, что прототипы успешно справились с задачами. На следующем этапе они пройдут проверку на дорогах общего пользования. Этот этап требует дополнительной подготовки, отмечают в компании. Очередные испытания запланированы на 2018 год.

Фото: pixabay.com 

Дон Батлер, исполнительный директор подразделения Connected Vehicle and Services компании Ford

Изменения будут постепенными и будут сильно зависеть от географии и конкретных характеристик отдельных городов. Скорее всего, за пределами больших городов нам все еще будут нужны личные автомобили, но в крупных городах все большее распространение будут получать модели совместного использования автомобилей и мультимодальные способы перемещения. В определенных ситуациях человеку все еще будет нужен личный автомобиль, который может оперативно переместить его из точки А в точку Б без необходимости заказывать машину. Например, автомобиль скорой помощи, скорее всего, не сможет быть автономным.

По нашим оценкам, автономные автомобили начнут массово появляться в 2020–2025 годах, но для того, чтобы заместить ими весь автопарк, потребуются десятилетия. Так что обычные и автономные автомобили будут сосуществовать на дорогах еще долго. Автономным машинам только предстоит научиться существовать в среде с обычными водителями и моментально и адекватно реагировать на различные непредвиденные ситуации. Первый автономный автомобиль Ford будет исключительно самоуправляемым. Это будет автономный автомобиль 4-го уровня, что означает, что он будет передвигаться по ограниченной территории (автомобиль всегда должен знать, где он находится в рамках определенной географической зоны). Так что на первом этапе развития автономного движения такие автомобили не станут персональными, они будут использоваться в качестве такси. Такой вариант внедрения автономных технологий является лучшим по целому ряду причин. Во-первых, сначала необходимо отточить функционал, что значительно проще делать на ограниченной территории. Во-вторых, наделение автомобиля функцией полной автономности — недешевое удовольствие, поэтому на начальном этапе такой автомобиль вряд ли сможет стать автономным. Мы сможем предложить самоуправляемые авто с обычным функционалом для водителя. Но это будет следующим этапом развития индустрии.

Водители управляют легковыми автомобилями, троллейбусами, трамваями, автобусами, специальной техникой и т. д. Различают транспорт для пассажирских перевозок, грузоперевозок и выполнения других задач. Но, каким бы транспортным средством ни управлял водитель, он всегда отвечает за сохранность перевозимых грузов и жизнь пассажиров. Для того чтобы стать водителем определенного транспортного средства, необходимо иметь права, которые подтверждают умение управлять этим средством. 

Софья Тонконог, начальник отдела профессионального обучения и профориентации Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Не нужно бояться перемен. Важно осознать, что на рынке труда будут происходить перемены. Это диктует технологический прогресс. И уже сегодня это — наша реальность.

Нужно понимать, что водитель не просто управляет автомобилем, он также отвечает за безопасность перевозки, проводит целый ряд операций, которые пока сложно автоматизировать. К примеру, едет водитель с грузом из точки А в точку Б, помимо того что он должен доставить груз в указанные сроки и в нужном количестве, он зачастую участвует в документообороте между организациями, которые подтверждают факт доставки и многое другое. При этом, если произошла поломка по пути, подготовленный специалист сможет устранить неполадку.

И даже если представить, что будущее из художественных фильмов уже наступило, не надо забывать, что нужны будут те, кто сможет обслужить транспортные средства. Для этого нужны знания и навыки. При выборе профессии в первую очередь стоит обратить внимание на свои основные навыки и личные качества. Водителю нужны: внимательность, хорошая память, умение ориентироваться в пространстве, хорошее зрение, хорошая реакция.

Куда пойти учиться?

  • Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

Казанский автотранспортный техникум создан в середине прошлого века, но уровню подготовки и оснащенности является одним из ведущих специальных учебных заведений Республики Татарстан и России. В настоящий момент в техникуме ежегодно обучаются 800 студентов на дневном отделении и 500 — на заочном отделении. Ежегодно выпускаются более 300 специалистов. Здесь обучат по специальностям: организация перевозок и управление на транспорте или, например, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

  • Казанский машиностроительный техникум

В настоящее время в техникуме реализована двухступенчатая модель образования — начальное профессиональное образование и среднее профессиональное. Студенты проходят практику и трудоустраиваются на крупнейшие российские и иностранные заводы, фирмы, организации. Также в техникуме созданы все наиболее благоприятные условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Выпускники техникума всегда конкурентоспособны на рынке труда. Здесь можно обучиться по специальностям: автомеханик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования или, например, технология машиностроения.

 16+