Одетый в черную футболку и синие джинсы Никита Белых шел в сопровождении конвоя с собакой, прихрамывая и опираясь на тростьФото: Игорь Дубских

«СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ У НЕГО УХУДШАЕТСЯ ОЧЕНЬ СИЛЬНО, ОЧЕНЬ БЫСТРО»

Несмотря на то, что Никита Белых сидит в СИЗО уже больше года, интерес СМИ к нему не пропал. В холле второго этажа Пресненского суда днем было душно и многолюдно. Судебные приставы за полчаса до «часа икс» начали выстраивать из скамеек импровизированное ограждение, чтобы 15 телекамер и пятерка фотокорров смогли выстроиться по периметру. Тут же ожидали Белых и его три адвоката — Андрей Грохотов, Дмитрий Кудряшов и Марина Ярош. Неподалеку скромно сидела на скамейке худенькая молодая женщина, в которой корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала ту самую таинственную невесту экс-губернатора — «хаотичную поэтессу» Екатерину, в поэтической тусовке представляющуюся Катрин Рейферт. Как говорят, познакомились они в соцсетях и сошлись на любви к поэзии.

Едва заскрежетали засовы дверей, откуда выводят заключенных, Екатерина и десятки журналистов вскочили. Одетый в черную футболку и синие джинсы Белых шел в сопровождении конвоя с собакой, прихрамывая и опираясь на трость. В нем едва можно было узнать того кировского губернатора, которого два года назад наш корреспондент встретила на одном из крупных форумов. Сегодня он выглядел печальным и явно нездоровым — на его лице читалась боль, которую ему причиняет каждый шаг. Под щелчки фотоаппаратов его провели в зал заседаний, где усадили за решетку.

«Да, действительно, чувствует себя неважно. У нас есть медицинские документы, которые подтверждают его плохое самочувствие. Более того, у него сахарный диабет, поэтому априори не может быть хорошо», — заявил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ адвокат Кудряшов до начала заседания. Тем не менее, по его словам, пока нет возможности доказать, что у экс-губернатора есть заболевание, входящее в список препятствующих содержанию под стражей. «Дело в том, что сам перечень написан пространно. Последнее слово дают всегда врачи. Грубо говоря, там перечень заболеваний, которые необратимо ведут к смерти. Формально не подходит. А более детальное обследование не проводилось, ограничено только медициной в СИЗО. Сами понимаете, какие там врачи», — пояснил защитник.

К слову, тема здоровья Белых то и дело всплывала в течение всего года содержания его под стражей. В частности, адвокаты неоднократно заявляли, что пребывание в СИЗО подорвало здоровье обвиняемого, у которого врачи нашли заболеваете мозга.«На сегодняшний день можно фиксировать наличие катаракты. С его и нашей стороны были приглашены офтальмологи, выслушали жалобы. На сегодня можно говорить предварительно, что снижается состояние зрения, это связано с длительным воздействием таких факторов, как сахарный диабет и давление. То лечение, которое было скорректировано в феврале, после того как Никита Юрьевич был помещен в стационар, на сегодняшний день опять не работает. Судя по всему, все заболевания пошли в сторону ухудшения, требуется коррекция в лечении, препаратах. Вынуждены констатировать — появились новые диагнозы, которые угрожают его здоровью», — заявил адвокат Грохотов.

В свою очередь, Ярош добавила, что следователи и прокурор якобы не хотят предпринимать мер, чтобы обследовать Никиту Белых. «Состояние здоровья у него ухудшается очень сильно, очень быстро», — уверяет она.

... Итог сегодняшнего заседания для Белых оказался неутешительным. Все ходатайства защиты суд отклонил, а прокурорское о продлении ареста удовлетворил. Так что экс-губернатор останется под стражей до 4 февраля
Фото: ©Владимир Песня, РИА «Новости»

«ЕСТЬ ЖЕЛЕЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗВРАТА ДЕЛА ПРОКУРОРУ»

Напомним, в конце июня прошлого года Белых был задержан сотрудниками следственного комитета и ФСБ с поличным при получении взятки в одном из московских ресторанов. Вскоре после задержания президент Владимир Путин снял Белых с должности губернатора в связи с утратой доверия. Бывшего чиновника обвиняют в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»). Следователи считают, что в 2012–2016 годах Белых лично и через посредников получил взятки на общую сумму в 600 тыс. евро. Эти деньги бывший глава региона брал за совершение как законных, так и незаконных действий и бездействий в пользу взяткодателей и контролируемых ими компаний «Нововятский лыжный комбинат» и «Лесохозяйственная управляющая компания», а также за «общее покровительство и попустительство по службе» при контроле правительством Кировской области реализации предприятиями инвестиционных проектов на территории региона. В марте 2017 года адвокат Грохотов заявил, что деньги, при получении которых его подзащитный был задержан, предназначались для финансирования военно-исторического общества Кировской области.

Дело будет рассматривать судья Татьяна Васюченко, известная по процессам над экс-чиновницей минобороны Евгенией Васильевой, получившей реальный срок вместо условного, который просил прокурор (хотя вскоре Васильева оказалась на свободе). Сегодняшнее закрытое предварительное заседание длилось больше часа. Как рассказал нашему изданию Кудряшов, за это время сторона защиты успела заявить три ходатайства. Во-первых, адвокаты просили исключить из дела порядка 10 доказательств. Какие это доказательства, он говорить не стал — связан подпиской о неразглашении. Во-вторых, ходатайствовали о возвращении дела прокурору. «У нас есть железные основания для возврата дела прокурору, — заявил нашему корреспонденту Кудряшов. — Большой вопрос, как они будут восприняты судом. Есть нарушение закона, а именно не был допрошен свидетель защиты Пыхтеев, который, по сути, ломает позицию обвинения. Мы сами его нашли. С нас брали подписку о неразглашении, но об этом я могу говорить, потому что мы сами, защита, нашли, мы взяли у него объяснения, приобщили к материалам дела, было ходатайство о приобщении к делу. Просили его только допросить. Следствие также отказало в приобщении банковских документов, которые подтверждают показания». Наконец, адвокаты просили избрать иную меру пресечения, нежели содержание под стражей.

Прокурор, напротив, просил продлить содержание под стражей на шесть месяцев. «На шесть месяцев — это очень серьезный срок. Он, конечно, оптимист, держится. Он у нас имеет юридическое образование и в ходе судебного заседания вместе с защитой работал как защитник на самом деле, поскольку видит очевидные огрехи, поправлял обвинение. Держится бойцом, держится молодцом», — рассказала журналистам Ярош.


Кроме того, есть у адвокатов и процессуальные замечания. «Защита просила вернуть уголовное дело обратно прокурору для устранения допущенных нарушений УПК в части устранения проблем оформления обвинительного заключения. Обвинительное заключение, по мнению защиты, не соответствует законодательству — в частности, в обвинительном заключении дана оценка объяснениям свидетеля, которые были даны защитником... Мы вынуждены констатировать патовую ситуацию, когда свидетель есть, но он не допрошен. Следователь признает наличие доказательств, которые могут оправдывать либо нашего подзащитного, либо ставить вопрос о том, что квалификация избрана неправильно. Тем не менее необходимые процессуальные действия совершены не были. Мы считаем, что это можно установить только в рамках дополнительного расследования, для чего необходимо вернуть дело прокурору», — пояснил Грохотов.

В свою очередь, Ярош возмущена позицией прокуратуры, которая, по ее словам, «категорически против изменения меры пресечения». «Удивительным образом сегодня мы услышали ровно такую же формулировку. Прокуратура не просто исполняет закон, а категорически против изменения меры пресечения нашему подзащитному, — рассказала она и снова вернулась к теме здоровья подопечного. — Ни одного документа на сегодняшний день у обвинения о состоянии здоровья нашего подзащитного не имелось. Притом, что мы заявили о том, что защитой поданы справки и нет ни одной попытки стороны обвинения спросить: „Что с состоянием здоровья у Никиты Юрьевича?“ Оказывается, это не важно и не нужно. Конечно, это очень нас беспокоит. Естественным образом, надежд все меньше и меньше».

Разумеется, в этой истории явно не хватает позиции другой стороны. Однако следствие, обвинение и суд комментариев, как известно, не дают, а узнать подробности в ходе заседания тоже невозможно по причине его закрытого характера. Это, кстати, тоже вызывает нарекания защиты. «Никита Юрьевич хотел, чтобы все это было открыто, гласно. Будем настаивать на том, чтобы он первым дал показания и показал всю картину всего, что с ним происходило. А дальше будем разбираться», — говорит Ярош.

Таинственная невеста экс-губернатора — поэтесса Екатерина (справа), в поэтической тусовке представляющаяся как Катрин Рейферт
Фото: Игорь Дубских

«КАК ТОЛЬКО ЕКАТЕРИНУ ДОПРОСЯТ КАК СВИДЕТЕЛЯ, МЫ ПОЛУЧИМ РАЗРЕШЕНИЕ НА БРАКОСОЧЕТАНИЕ»

Пока же итог сегодняшнего заседания для Белых оказался неутешительным. Все ходатайства защиты суд отклонил, а прокурорское о продлении ареста удовлетворил. Так что экс-губернатор останется под стражей до 4 февраля.

Выйдя из зала, хромающий Белых с группой сопровождения проследовал обратно в дверь, из которой его выводили.

«Как себя чувствуете?» — крикнули журналисты.

«Бывало лучше», — тихо ответил экс-губернатор.

«А вы признаете вину?», — спросила наш корреспондент.

«Нет, не признаю», — буркнул Белых и скрылся за дверью.

«Держись!» — напоследок крикнула поэтесса Екатерина. Но слышал ли он ее?

Как рассказала Ярош, пара влюбленных вскоре планирует пожениться.

«Как только Екатерину допросят в ближайшем судебном заседании как свидетеля, мы получим разрешение на бракосочетание. Они ждут этого. Это сейчас главный вопрос, по крайней мере для невесты. В течение двух недель этот вопрос сейчас разрешится: по крайней мере, судья пояснила, что наше ходатайство удовлетворено о предоставлении свидания для бракосочетания. Единственный плюс, который из всего этого есть», — сообщила адвокат.

Следующее судебное заседание по делу состоится 5 сентября.