В ходе видеомоста Москва — Казань — Симферополь выяснилось, что в этом году количество совершить хадж российских мусульман просто зашкаливает, и превышает выделенные квоты В ходе видеомоста Москва — Казань — Симферополь выяснилось, что в этом году количество желающих совершить хадж российских мусульман просто зашкаливает и превышает выделенные квоты Фото: dumrt.ru

ПАЛОМНИКИ ВСТАЮТ В ОЧЕРЕДЬ НА ГОД ВПЕРЕД

В этом году число российских мусульман, желающих совершить хадж, просто зашкаливает, превышая выделенные квоты. Это выяснилось сегодня при проведении видеомоста Москва — Казань — Симферополь. 

«Мы вернулись к той квоте, которая у нас была изначально, — заметил первый заместитель председателя духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов. — Саудовская Аравия заканчивает основные работы по реконструкции и ремонту главной святыни — мечети Аль-Харам в Мекке. До этого в течение трех лет было сокращение квот для всех стран мира». По словам Аббясова, квоту сократили на 20%, но последние два года были проблемы и по ее заполнению. В этом году изначально количество мусульман, которые из России могли приехать в Мекку, должно было составить 20 тысяч 500 человек (в прошлом — 16 тысяч), но в ходе подготовки к хаджу стало понятно, что этих мест на всех не хватит. Тогда было принято решение попросить у Саудовской Аравии еще 3,5 тысячи мест, и буквально вчера это разрешение было получено.

Спрос оказался неожиданным и для руководителя официального хадж-оператора в Татарстане «ДУМ РТ Хадж» Раниса хазрата Вахитова. По его словам, сначала паломники заполнили первые выделенные 1,2 тыс. мест по квоте, однако пришлось запрашивать еще, в итоге в Саудовскую Аравию отправятся 1,7 тыс. человек. Если рассматривать по национальному признаку, то едут в основном татары, немного таджиков и несколько русских.

«Люди звонят, интересуются, есть ли свободные места поехать в этом году, однако приходится отказывать», — сетует Вахитов. Некоторые уже начали записываться на 2018 год, чтобы заранее забронировать место. Такого наплыва давно не было.

ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ИМПЕРИИ МУСИНА НИКТО НЕ ПРЕДЛАГАЕТ ХАЛЯЛЬНЫХ КРЕДИТОВ

В прошлом году в Татарстане из 1,2 тыс. мест в паломничество по святым местам уехали 900 человек, в 2015 году из 1,5 тыс. отправилась в Мекку только половина. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Вахитов ответил, что такие перемены произошли оттого, что люди уже привыкли к ценам: «В 2014 году скачек цен был ощутимым, сейчас, видимо, народ отходит от кризиса».

Тут бы и действительно порадоваться ценам, т. к. на телемосте руководитель хадж-оператора озвучил демократичные условия. По его словам, самый экономный тур стоил всего 100 тыс. рублей с вылетом из Москвы в Дубай, а оттуда автобусом до Джидды. Стандартный пакет с перелетами через Дубай в Джидду обошелся бы в 165 тыс. рублей. Ну и «комфорт» с прямым вылетом и трансфером, питанием обошелся бы в 230 тыс. рублей. Однако на сайте туроператора указаны совсем другие цифры: 125, 240 и 375 тыс. рублей. Оказалось, что Вахитов перед своими коллегами из Москвы и Крыма указал цены, которые были в начале года. Однако спрос превышает предложение, самый комфортный пакет подорожал аж на 135 тыс. рублей, что вполне сопоставимо с ценами прошлого года. Напомним, что самый дешевый тур в 2015 году стоил около 220 тыс. рублей, так что цены с того времени действительно понизились и, по словам Аббясова, являются одними из самых низких в мире. 

Для тех, кому не силам эти затраты, в прошлом году предлагал свою помощь центр партнерского банкинга — экспериментальный в масштабах России полигон исламских финансов. Структура, принадлежащая бывшему предправления Татфондбанка Роберту Мусину, предлагала верующим рассрочку до 5 лет под 13,4% годовых. Новшество вызвало неоднозначную реакцию у общественности, имея в виду запрет на ссудный процент. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», руководитель официального хадж-оператора в Татарстане затруднился ответить, сколько людей воспользовалось в прошлом году так называемым халяльным кредитом. 

«Не сказать, чтобы люди в кредит ездили в Мекку в прошлом году, в основном сами копили на хадж», — признался Вахитов. После крушения империи Мусина ушла в небытие история и с исламскими финансами, в этом году никто халяльных денег не предоставляет.

Что же касается Крыма, то если все получат визы, а паспорта многих до сих пор в посольстве, то в Мекку отправятся около 370 паломников. До присоединения полуострова к России такую возможность имели всего 90 крымчан и 160 мусульман в целом по Украине. А сегодня и цены на поездку чуть ли не на тысячу долларов ниже. И это еще с учетом того, что паломникам нужно сначала добраться до Ростова или Краснодара, поскольку международные рейсы в Симферополь из-за наложенных Западом санкций не летают.

УСЛОВИЯ ХАДЖА, ПРИБЛИЖЕННЫЕ К СУДНОМУ ДНЮ

В этом году условия в Саудовской Аравии во время прохождения хаджа будут близки к экстремальным. Наплыв паломников ожидается не только из России.

«Я был недавно в Саудовской Аравии, и верующие из Турции, Индии и Индонезии уже приехали, — говорит Вахитов. — Из Татарстана люди будут прибывать вплоть до 23 августа». 

Плюс ко всему во время хаджа жара ожидается до 50 градусов по Цельсию, еще больше распалил тревожные ожидания окружающих заместитель муфтия духовного управления мусульман Республики Крым Айдер Исмаилов.

«Паломничество предусматривает некие сложности и трудности, которые человек должен испытать, — говорит он. — Во время Судного дня, когда люди все соберутся перед Всевышним, будет очень жарко, все будут переживать за себя и за свои грехи, как они за них ответят. В этом году хадж максимально приблизится к той ситуации, какую будет испытывать человек в Судный день. Может, я немножко преувеличил, но это будет максимально близко с точки зрения мирских наших мерок».

Однако, по словам Аббясова, Саудовская Аравия принимает максимум усилий, чтобы было комфортно российским паломникам. Ставят кондиционированные палатки, а в случае чего могут оказать квалифицированную бесплатную медицинскую помощь, включая дорогостоящие операции. И такие случаи были.

«В прошлом году в российской делегации не было ни одной смерти, — говорит зампред ДУМ РФ. — Наоборот, в Россию вернулось, если можно так выразиться, на одного паломника больше. Одна девушка из Дагестана родила, находясь в хадже. Беременные имеют полное право на хадж, их никто не ограничивает с точки зрения шариата. Когда я ездил руководителем группы, у нас самому маленькому паломнику было 3 года, самому старшему — за 90. Люди старшего поколения, зная святость мест, иногда едут в Мекку в надежде расстаться со своей жизнью, ведь, если она там прервется, это богоугодное праведное дело. И такие случаи бывали».

Однако, по словам руководителя татарстанской делегации Вахитова, в республику больше паломников, чем выехало, точно вернуться не сможет, так как беременных с собой не берут. Вместе с группой в хадж отправляются 12 врачей, учитывая жару, берут кардиолога. «Бывало, и психолог ехал, но сейчас он мало чем может помочь, — признался руководитель „ДУМ РТ Хадж“. — У нас есть оборудование для снятия кардиограммы, и это можно сделать в палаточном городке. Часто к помощи наших специалистов обращаются и другие группы».

....  Самый экономный тур стоил всего 100 тыс. рублей, поездка по пакету «комфорт» обойдется верующим в 375 тыс. рублей
Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

«У НАС В ГРУППАХ СЕРЬЕЗНЫЕ ЛЮДИ — НИКАКОГО СЕЛФИ-ХАДЖА»

Отличительной фишкой татарстанских верующих является... багаж. Те, кто купил самый дорогой турпакет, в подарок получают набор паломника, в который входит желто-зеленая багажная сумка. Когда сотрудники аэропорта выкладывают багаж с дальних рейсов, они одинаковые сумки складывают в одну кучу. Это позволяет багажу верующего не затеряться в огромном потоке. 

Не обошли современные технологии и паломничества. Кто-то из журналистов поинтересовался, что же делать с таким явлением, как селфи-хадж, когда в аккаунтах некоторых верующих в социальных сетях появляется фотография каждого обряда.

«Человек, который видит что-то новое и интересное, хочет запечатлеться на этом фоне. Но делать это нужно без какого-либо фанатизма, — говорит Аббясов. — Мы призываем паломников, чтобы они в своей основе придерживались самого хаджа, нежели постоянно что-нибудь транслировали в сеть. Хотя с точки зрения правил эта трансляция не запрещена. И если человек будет вести ее в просветительских целях, то ничего в этом плохого нет».

«У нас в основном в группах серьезные люди, и такой категории людей, кто будет постить в сеть каждый совершенный шаг, не будет, — утверждает Вахитов. — У нас паломники серьезно к хаджу относятся...»