ПЕРВЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ В СТРАНЕ БАТЬКИ ЛУКАШЕНКО

Самолетом и поездом, на машине и троллейбусе, от Минска до Бреста и обратно через Беловежскую пущу, Волковыск, Несвиж и Мир — такими стали наши 10 дней в Беларуси. Выбор страны для отпуска (не излюбленная нами дешевая и ухоженная Турция, чай!) может показаться странным. Но здесь у корреспондента «БИЗНЕС Online» есть родственники, с которыми мы не общались лет, наверное, 30. Серьезным довеском на чаше весов оказалась возможность въезда с российским паспортом (загранника — так уж вышло — пока нет). Ну и, наконец, практически демпинговые цены «Белавиа» на перелет из подмосковного «Жуковского» в Минск: за 40 евро добраться из Москвы можно, разве что проведя ночку в автобусе.

В общем, мы пошли по стопам Татарстана, который в последнее время заметно активизировался в контактах с Минском. Ждать, пока наладится прямой рейс из Казани в Минск, не стали и отправились в Москву поездом, чтобы лететь из «Жуковского». Так что вторым потрясением в Беларуси стала цена услуг «Беларуской чыгунки» (так на беларуской мове, да). От столичного чыгуначнаго вакзала в Брест ехали в купе, заплатив за четверых что-то около 1,5 тысяч. Взгляните на тарифы в поезде, скажем, от Казани до Нижнего Новгорода: 2,5 тыс. за одного, расстояние приблизительно такое же... Вторым шоком оказался тот факт, что скромно поужинать можно было в буфете поезда — еда, в отличие от РЖД, оказалась доступна, а меню лежало на столике в купе. Вагон поезда экономкласса ничем не отличается от наших, со старыми «неэкологичными» туалетами. Разве что белье не включено в цену билета и за него надо отдать проводнику примерно полтинник. А можно не отдавать, мы обошлись: до Бреста ехать часов пять. За это время проводница, заглянув по поводу белья и чая, обучила нас белорусскому спасибо. В общем, дзякую чыгуначным дорогам.

Нажмите, чтобы увеличить

Наконец, еще одним воспоминанием советских времен стал брестский троллейбус. Билет в нем стоит 50 местных копеек — примерно 16 рублей. Но его покупка еще не значит, что вы оплатили проезд: в салоне стоят... компостеры. Никаких кондукторов — публика компостирует билеты. На выходе контроля нет — водители (а мы ездили так несколько раз) не утруждали себя проверками. Нам сразу вспомнился анекдот про татарина Хабибуллина, приехавшего в большой город и не знавшего что и как. Ну и научили его: чтобы доехать до нужной остановки, надо прокомпостировать билет и громко крикнуть: «Хабибуллин — вокзал!» Пассажиры, к слову, оказались гостеприимны, и мы не испытывали больших проблем с ориентированием в остановках. Хотя что такое Казань (а у меня была кепка с надписью «Казань — ОКБ Союз»), в 350-тысячном Бресте не знала, наверное, половина из заговаривавших с нами попутчиков.

Нажмите, чтобы увеличить

ДОРОГИ: ПЛАТНЫЕ ШОССЕ, ДРАКОНОВСКИЕ ШТРАФЫ И ГИГАНТСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Автомобильные дороги в стране, по крайней мере те, где мы ездили, — это почти что песня.

Шоссе из Бреста в Минск и далее до границы с Россией — платное, причем проехать 600 км стоит примерно 25 евро. Это для иностранцев: на границе надо покупать специальное устройство — и, как говорится, алга. Но россиянам, как мы поняли, платить не надо. На трассе М1 разрешено катить со скоростью 120 км/ч. Превышать скорость крайне не рекомендуется: штрафы весьма приличные, особенно по меркам самих белорусов. Стационарных камер — сотни, плюс еще десятки передвижных, с гаишниками. Попался дядьке с полосатым жезлом — будь любезен заплатить что-то около 720 рублей (23 белорусских). Но тут хотя бы есть шанс, что тебя предупредят и отпустят, до второго случая. Потому что двукратное превышение скорости на 20 км/ч в течение года грозит не только штрафом до 10 российских штук, но и годичным лишением прав — как суд посмотрит! Забавно было видеть машины с включенными фарами — это очень часто были россияне: белорусские ПДД ближнего света днем не требуют. А вот ремень обязателен. Вообще, штрафы за разные нарушения могут быть большими — допустим, есть пункт «открытие дверей во время движения», за что можно отдать тысяч 7 на наши деньги.

Нажмите, чтобы увеличить

Дороги ровные. Ни колеи, ни ям! В чем секрет? Как оказалось, транспортный налог в стране — тоже драконовский (особенно для самих белорусов). Ежегодно государству положено отдать 138 белорусских рублей за легковушку массой до 2 тонн. То есть 4,5 тыс. российских рублей. А вот мощность мотора на эту сумму никак не влияет. Платеж взимается при техосмотре, и эти деньги направляют на дорожное строительство. Половина идет в казну страны, половина — местным бюджетам. Сами белорусы на дороги жалуются: из разговоров с таксистами и местными жителями понятно, что размер налога их напрягает. 

Бензин в Беларуси стоит почти как в России: поляки приспособились одно время заправляться за границей. Хорошо же — в полтора раза дешевле! Но Минск эту лавочку в итоге прикрыл. К слову, сами белорусы, похоже, уважают дизельный транспорт. По секрету нам рассказали, что все дело — в колхозах: можно немножко сливать солярку, и езди себе... Благо что топливо (рапс) тоже растет на полях.


В СТРАНЕ БАТЬКИ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, НАЛОГИ НА ТУНЕЯДСТВО, ДОМА КРЕСТЬЯНАМ И МЕТРО НА БЕЛАРУСКОЙ МОВЕ

Немного о самой Беларуси. Впервые Республика Белоруссия была создана в 1919 году, с 1994 года официальное название — Беларусь. Население страны — приблизительно 9,5 млн человек, более 80% относят себя к белорусам. Территория — 207 тыс кв. км — примерно 3,5 площади Татарстана. В стране 6 областей, Минск не входит ни в одну из них и является самостоятельной территориальной единицей. Но история самой земли, некогда сердца Великого княжества Литовского, древняя и интересная.  

Нажмите, чтобы увеличить

Официально в стране два языка: русский и белорусский. Кстати, объявления в автобусах и метро — только на белорусском языке. Как говорят, это решение власти объяснили просто: русские с белорусами поймут, а туристы будут «дзiвицца». В школах учат оба языка — на паритетных началах, дважды в неделю. Плюс литература. После 9-го класса надо сдавать экзамены: оба языка и математику — и выпускники больше не школьники: базовое образование получено. Хотя можно продолжить учиться до 11-го класса либо поступить в колледж по среднему баллу аттестата. После 11-го класса приходится сдавать четыре экзамена: английский и история (они устные), а также математика и на выбор — русский или белорусский (пишется изложение). И никакого ЕГЭ: система поступления в вуз — через очередную серию экзаменов. А оценки тут выставляют по 10-балльной системе. Во многих деревенских школах все обучение идет на белорусском, что потом, как ни парадоксально, создает детям проблемы, хотя язык на слух кажется интуитивно понятным. Иногда «белорускамоуныя» классы создают и в обычных школах. Но ощущение такое, что белорусский язык практически не используется: интереса ради мы включили в первый вечер местное ТV и не смогли найти программ на белорусском. Возможно, плохо искали. 

Минимальный потребительский бюджет — примерно 400 рублей на взрослого человека (12,5 тыс. российских рублей). Средняя зарплата — 800. Но, как водится, реально люди получают 400–500 рублей, поэтому уровень жизни в стране ниже, чем в России. Как говорит Батька, лучше, конечно, платить по тысяче, «бо доллар расте», но... При этом президент Александр Лукашенко, которого называют последним диктатором Европы (да и он сам, кажется, не против), уже обкатывает то, что только предлагают в России по части повышения пенсионного возраста. К 2022 году в стране мужчины будут выходить на пенсию в возрасте 63 лет, женщины — в 58. Возраст выхода повышается ежегодно на полгода — такова суть указа Батьки. Средняя пенсия сейчас — 300 белорусских рублей (приблизительно 9,3 тыс. российских). Есть тут и «закон о тунеядстве» — если за тебя не отчисляет соцвзносы работодатель, плати налог сам. Надо ведь на что-то содержать медицину, образование и все прочее... Конечно, сами белорусы по этому поводу сильно ворчат. Нет, ну а как — допустим, работает человек за границей (а Европа — вот она, рядом), никаких пенсионных отчислений у него нет. Кормит семью, тунеядец эдакий. «Ну хорошо, налог можно и заплатить, — рассуждает наша собеседница. — А потом начнутся вопросы, откуда деньги и почему с них тоже не уплачен налог. Бред ведь!»

Отдыхают белорусы меньше россиян — во всяком случае, новогодних каникул в нашем понимании тут просто нет: выходной — 1 января. Зато и католическое, и православное Рождество, а также Пасха у обеих конфессий — выходные. Отдыхают еще на Радоницу (православная), в День Женщин (8 Марта), Первомай, День Победы, День Независимости (3 июля), а также в День Октябрьской революции (7 ноября).

В стране землей владеет государство, поэтому участки под дома купить нельзя. Можно арендовать — на срок до 100 лет. Сохранена колхозная система. И одной из социальных программ является предоставление домов: едешь работать в колхоз — получай дом и выплачивай потом его стоимость частями в течение многих лет. Это здорово, людям нравится. Своего рода социальная ипотека (правда, деньги после кризиса вроде как кончились, и, по слухам, программу тормознули). Госпредприятий в стране много, и это не только производство, но даже торговля: например, трехуровневый подземный торговый центр в Минске под площадью Независимости — государственный. В одном из небольших городов, где мы побывали, — свой мясокомбинат, молокозавод, свой хлеб при населении меньше 50 тыс. человек. Как в советские времена. Более того, мы обратили внимание, что многие сувениры белорусского производства: Китай эту нишу если и занимает, то пока что не всю.

Нажмите, чтобы увеличить

Что с ценами? Молоко мы брали по 1,25 рубля (как литр 95-го бензина), хороший сыр — 10,5. Белорусский пармезан — 18. Деликатесы, например знаменитая белорусская паляндвiца (сыровяленый филей), — те же 18. Сырокопченые колбасы — до 24 рублей. Огурцы и помидоры — 2–2,5 рубля. Киловатт-час — 15 копеек (4,7 рубля). Очень дорогой газ: 35 копеек за куб, то есть более 10 российских рублей (вдвое дороже нашего). Кубометр воды — 0,8 рубля (25 российских). Но в целом на взгляд россиянина все дешевле: от продуктов до услуг. Видимо, этим объясняется приличное количество машин с российскими номерами — особенно московскими: россияне сюда ездят, что называется, недуром.

Местные таксисты при намеках на суровость батьки Лукашенко только улыбались и рассказывали, что библиотеку в Минске (тот самый 20-этажный 73-метровый стеклянный ромбокубоктаэдр на подставке) строили чуть ли не на «добровольные пожертвования» белорусов. Называют его в народе не иначе как «шарик Шурика» — ночью он светится и выглядит завораживающе. Но Минск мы осматривали «пробегом», сосредоточившись на других местах. Чем богата история Беларуси, что там можно посмотреть — во второй части обзора.