ТЕРРОРИСТ-ВЕЛОСИПЕДИСТ НА СЛУЖБЕ У ДАИШ

Накануне мир облетели кадры, распространенные турецким информагентством «Ихлас» (IHA), на котором россиянина, планировавшего с помощью дрона атаковать самолет ВВС США на базе Инджирлик на юге Турции, ведут на медицинское освидетельствование. Молодого человека в светлой футболке и шортах крепко придерживают за руки два сотрудника турецких спецслужб. Задержанного провожают многочисленные телекамеры, журналисты на турецком задают ему вопросы, но ничего не получают в ответ, подъезжает белый Fiat с затонированными стеклами, россиянина сажают в него, и автомобиль уезжает.

Как выяснилось, задержанным оказался гражданин России Ренат Бакиев, который несколько лет прожил в Татарстане. В том же ролике есть кадры с камер видеонаблюдения, на которых видно, что молодой человек передвигался по улицам города с напарником на мотоцикле и в одиночку на велосипеде. Как сообщала газета Sabah, полиции удалось получить доступ к переписке задержанного в Telegram с другим боевиком ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) на тему покупки беспилотника. Как сообщили источники газеты, предполагаемый боевик ДАИШ проводил разведку в этом районе на арендованном велосипеде. По данным телеканала Haberturk, в случае провала плана с беспилотником Бакиев намеревался устроить теракт в месте, где собираются американские высшие офицеры, сообщает телеканал Haberturk. По информации источников телеканала, Бакиев также готовил теракт в молельном доме алавитов. Он хорошо владеет русским, английским, арабским и турецким языками. Во время пребывания в Сирии он пытался совершить теракты против американских военных, но это ему не удалось, после чего он решил перебраться в Турцию и попытаться сбить американский самолет.

Сейчас посольство России в Анкаре выясняет обстоятельства задержания Бакиева, которого турецкие власти подозревают в террористической деятельности, передает РИА «Новости» слова пресс-атташе посольства Ирина Касимова. Отметим, что по данным издания «Ридус», российские спецслужбы несколько лет разыскивали Бакиева. В частности, в розыскной базе МВД есть его фотография. Издание также указывает на то, что Бакиев в свое время стал идеологическим последователем запрещенной в России исламской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». На единственном фото Бакиева в «Фейсбуке» молодой человек в костюме, взгляд у него внимательный и напряженный. 

На предполагаемом YouTube-канале Бакиева можно увидеть, какими темами и видеозаписями он интересовался. В частности, в его плейлистах можно обнаружить многочисленные видеолекции от Северо-Западного заочного технического университета по матанализу и лекцию от известного богослова, имам-хатыба московской мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова. Среди понравившихся видеозаписей также можно увидеть многочисленные выступления исламских религиозных деятелей: «Путь исламского рыцарства», «Судный день», «Дорога в Гуантанамо» и многие другие. Нашлось также место и для онлайн-уроков по химии. В подписках у Бакиева — с десяток познавательных каналов от Discovery до «Уроков ислама». Особняком держатся подписки на каналы: «Анти Хизб-ут-тахрир», Закабанной мечети и мечети «Казан Нуры» с лекциями от имам-хатыба Рустема хазрата Зиннурова


КАРАТИСТ, ТЯЖЕЛОАТЛЕТ, КВНЩИК

Любопытно, что Бакиев много лет прожил в Казани, именно здесь он поступил в КФУ, где проучился два года. Сейчас молодому человеку около 23 - 24 лет. Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с одногруппником молодого человека. «Парнишка был увлеченный, интересовался многими вещами, однако уже придя в университет, достаточно активно посещал мечеть», — рассказал собеседник издания, пожелавший сохранить анонимность. Посещением духовных учреждений интерес Бакиева к религии не исчерпывался. По описаниям приятелей, он вел жизнь правоверного мусульманина — соблюдал все праздники и традиции, регулярно совершал намаз.

Бакиев пытался работать, на втором курсе устраивался менеджером отдела продаж в интернет-компанию, затем трудоустроился в компанию Talk Fusion, которую называют финансовой пирамидой, и занялся сетевым маркетингом. «Достаточно странноватый был, но тем не менее вполне положительный персонаж, очень часто любил спорить», — заметил молодой человек, припоминая, что словесные сражения он нередко разворачивал и с профессором кафедры философии КФУ.

На девушек у Бакиева, увлеченного религией, времени уже не хватало. Однако он нередко писал сообщения однокурсницам с предложением выйти за него замуж. «Мы часто шутили, что утащит в гарем, и будешь девушкой-мусульманкой. Видимо, хорошо, что в тот момент девушки не согласились», — иронизирует собеседник издания.

В то же время, помимо духовного развития, будущий герой мировых информагенств упорно занимался физической подготовкой. В частности, увлекался каратэ и тяжелой атлетикой. «Был достаточно накаченным парнем, на физкультуру ходил в секцию тяжелой атлетики, достаточно хорошие веса поднимал», — вспоминает одногруппник. Любопытно, что Бакиев разделял людей, с которыми обсуждал духовные вопросы, и своих спортивных товарищей, предпочитая не зацикливаться на одном круге общения. Он даже пытался играть в КВН, но большого успеха, по мнению сверстников, не имел.

Стены КФУ Бакиев покинул досрочно и по собственному желанию. «Учился он первые два курса, однако отчислился. Сказал, что это перестало быть для него интересным, — заметил молодой человек. — Потом частично связывался с нашими ребятами, говорил, что уезжает за границу, хочет посмотреть мир. Потом уже, когда стали приходить новости о фанатиках за рубежом, стали в шутку предполагать, что, возможно, он к этому причастен, и, как оказалось, не безосновательно. Все были в шоке, увидев такую новость».

«ЭТО ИЛИ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ ЭТОГО ПАРНЯ, ИЛИ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ФАНТАЗИИ  ТУРЕЦКИХ ВЛАСТЕЙ»

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», дрон — не слишком маневренная и подготовленная машина для полноценного сражения с боевым самолетом. Самое большее, что можно сделать, — просто уронить дрон на самолет, но при этом крылатая машина будет лишь повреждена, а не уничтожена.

 Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем:

— Чисто технически с помощью дрона сбить военный самолет возможно. Но только на взлете или при посадке, подставив дрон под траекторию снижения самолета. Сделать так, чтобы дрон упал на рулящий или стоящий самолет. А в полете это исключено. Трудно совместить скорости дрона и боевого самолета, трудно совместить параметры. Ну как можно поднять дрон на такую высоту, на которой летит самолет, да еще рассчитать траекторию сближения: высоту, скорость, угол атаки и так далее и тому подобное?

В воздушном бою и то трудно такие вещи делать, а когда машиной управляешь с земли, и нескоростной, неманевренной машиной... Нет, тут сделать ничего нельзя. Исключение возможно только на конечном этапе посадки или в начале взлета этого самолета, когда видны направления и сужен угол изменения направления. Тогда это возможно — повредить самолет. Не уничтожить, а именно повредить.

Когда я летал, дронов не было, но и сейчас я не слышал, чтобы дроны участвовали в воздушных боях с управляемым самолетом. Я думаю, это или очень большое желание этого парня, или большие фантазии турецких властей.

Азат Ахунов, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Я внимательно читал все, что было написано по этому поводу. А было написано, что этот человек причастен не к ДАИШ, а к «Хисб ут-Тахрир». В этом есть разница. Если он сторонник «Хисб ут-Тахрир» — это одна позиция, если ИГИЛ — другая. Но тех и других объединяет одно и то же — то, что в советское время называли антиимпериализм. Несмотря на все свои различия, сторонников как ИГИЛ, так и Хисб-ут Тахрир объединяет именно это – антиимпериализм и антиамериканизм. И позиция против поддерживаемого США Израиля, который захватил Палестину. Поэтому Америка для них это всегда враги, Запад — всегда враги. Даже, может быть, бо́льшие враги, чем власти России или каких-нибудь других стран бывшего СССР. Светские власти и силовые структуры этих стран тоже считаются для них врагами. Но тем не менее Америка и Израиль для них враги номер один. Поэтому они всегда будут бороться против них — любыми методами и при любой возможности. Поэтому здесь ничего удивительного я не вижу. Если человек пропитан той или иной экстремистской идеологией, он в первую очередь будет выступать не против России, а против американцев. И это вполне естественно для них.

А что касается того, почему молодые люди уезжают, то здесь, наверное, есть разница — почему уезжают с Запада и почему уезжают из России, из стран СНГ.

С Запада люди уезжают от комфорта, от скуки, от отсутствия проблем. Людям хочется какого-то экстрима. У наших сограждан такой проблемы нет, нам еще далеко до западной стабильности и благополучия. Но я считаю, что наша молодежь туда уходит из-за рекламы, которую этим запрещенным группировкам невольно устраивает пресса.

То же самое с наркоманией: о ней много писали, устраивали круглые столы, организовывали различные акции и марафоны, а наркоманов становилось все больше и больше. Сейчас очень много говорят про ИГИЛ, но это приводит к обратному результату. От этого возникает интерес, и люди стараются туда попасть. Я думаю, нужно прекратить эту шумиху, перестать про это говорить на каждом углу, а с людьми, замеченными в интересе к этим группировкам, работать «точечно». Не нужно все это афишировать. Тут и психологи должны подключиться, и силовые структуры, и религиозные деятели. Но не надо всех грести под одну гребенку — и экстремистов и нормальных мусульман. Последние ведь в результате могут подумать: раз государство против меня, значит, и я буду выступать против государства. Они могут становиться экстремистами поневоле, не планируя этого.