Следующее слушание по «делу Канунникова» назначили на 6 сентября, для «Рубина» это означало победу. Трансферное окно к этому времени закроется, будет возможность обсудить с футболистом различные варианты, а может быть даже найти покупателя Следующее слушание по «делу Канунникова» назначили на 6 сентября. Трансферное окно к этому времени закроется, будет возможность обсудить с футболистом различные варианты Фото: «БИЗНЕС Online»

ЮРИСТ «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗА» ПОПРОСИЛ ЗАКРЫТЬ ДЕЛО ОТ ПРЕССЫ

Сегодня Авиастроительный районный суда Казани приступил к рассмотрению «дела Канунникова» по существу (ранее были предварительные заседания). Напомним, что «Казаньоргсинтез» подал в суд на «Рубин», футболиста и бывшего финансового директора клуба Ильдуса Махмутова. Суть требований заключалась в том, чтобы признать приложение №3 к договору игрока и клуба недействительным из-за того, что оно было подписано со стороны клуба Махмутовым по якобы несуществующей доверенности.

В хитросплетении юридических формул повис вопрос на несколько миллионов евро. В базовой версии договора указано, что сумма выкупа игрока 6 млн евро, а в злополучном приложении — всего 1 млн евро. Канунников был уже одной ногой в «Спартаке», его агент Павел Андреев уже почти договорился с москвичами о трансфере, причем «Рубин» был почти не при делах, ведь есть договор и его нужно исполнять. Подъемные от сделки составили бы 4 млн евро, которые уходили представителям футболиста и, возможно, еще каким-то аффилированным посредникам.

Сам «Рубин» в суд подать не мог из-за кодекса футбольной семьи, в которой категорически запрещается выносить сор из избы. Потому, по всей вероятности, и придумали хитроумную схему, в которой истцом оказался «Казаньоргсинтез» как спонсор клуба, которого волнует недополученная прибыль.

Иск дал мгновенный эффект: на любые действия с договором игрока и клуба на время судебных тяжб был наложен запрет в качестве обеспечительной меры. «Рубин» смог выиграть время. Двух недель, в течение которых действовал запрет, вполне хватило, чтобы отбить интерес к игроку у «Спартака». Интересно, что на первое заседание суда явился только адвокат Канунникова, который добился отмены обеспечительной меры. Однако это решение суда не вступило в законную силу, «Казаньоргсинтез» его оспорил в Верховном суде, и потому победа стороны игрока оказалась пока лишь моральной.

Сегодняшнее слушание оказалось еще более любопытным, чем первое. В суд пришли представители завода, юрист «Рубина» Константин Иванов, работающий в клубе с незапамятных времен, а самое главное – тот самый Ильдус Махмутов, бывший финансовый директор клуба. Из Москвы приехал еще юрист от РФС с требованием закрыть дело и перевести спор в спортивные палаты и комитеты, которые уже сами все решат. Сторона Канунникова на сей раз не явилась: видимо, раз спроса на футболиста уже нет, то нет и интереса бороться.

Юрист «Казаньоргсинтеза» пришел в суд с кучей бумаг и документов и тут же заявил ходатайство: мол, дело надо закрыть от СМИ, слишком много внимания прессы.

«В связи с тем, что в ходе дела будет оглашаться коммерческая информация <...>, будут обсуждать условия трудового договора, которые предусматривают способы и суммы оплаты и других компенсационных выплат, предусмотренных договором, учитывая, что в прессе появилась масса информации, представляющая искаженную версию происходящего в суде и видеосъемка появилась, мы считаем, что дело нужно закрыть от прессы».

Откуда юрист завода узнала об искажении происходящего в суде, осталось загадкой: на прошлом слушании ее не было. А что касается видеосъемки, то запись процесса опубликовало корпоративное издание самого ТАИФа, которое содержится в том числе «Казаньоргсинтезом». Судья послушал всех участников и отказал в удовлетворении ходатайства.

Ильдус Махмутов заявил, что о своём участие в деле он узнал из прессы буквально несколько дней назад Ильдус Махмутов заявил, что о своем участии в деле он узнал из прессы буквально несколько дней назад Фото: Айрат Шамилов

МАХМУТОВ: «Я ЭКОНОМИСТ И БУХГАЛТЕР, А НЕ ЮРИСТ»

Когда слово дошло до Махмутова, стало понятно, что сегодняшнее заседание долго не продлится. Бывший финансовый директор, который работал в клубе при Валерии Сорокине и до сих пор на хорошем счету у него в СИНХе, заявил, что о своем участии в деле он узнал из прессы буквально несколько дней назад.

«О времени и дате предварительного заседания я не был извещен и не мог на нем присутствовать, а о сегодняшнем заседании узнал из материалов спортивной прессы, перейдя по ссылке на сайт Авиастроительного районного суда, где было указано, что я, оказывается, соответчик по делу. Прошу суд перенести заседание, мне нужно время для ознакомления с делом», — выдал Махмутов.

Судья с первого раза версию Махмутова не принял и дело переносить не стал. Она и вправду звучала неправдоподобно. О намеренном затягивание дела говорилось и на прошлом слушании, так что судья явно это запомнил.

«Давайте сделаем перерыв, вам 10 минут хватит?» — обратился служитель Фемиды к Махмутову. О перерыве к тому же просил юрист завода — ему также нужно было ознакомиться с новыми бумагами по делу.

«Тут навскидку 120 страниц», — ответил финансист, листая договор Канунникова с «Рубином», приобщенный к делу.

После этого Махмутов как ни в чем не бывало углубился в чтение. Прошло минут пять.

«Там наклеены стикеры на важные места», — стал советовать судья Махмутову.

«Я пока на четвертой странице, вы поймите, я экономист, бухгалтер, а не юрист, и мне сложно все это понять», — был ответ.

Прошло еще минут 10, и судью удалось сломить. Ходатайство Махмутова было принято. Следующее слушание дела назначили на 6 сентября, для «Рубина» это означает победу. Трансферное окно к этому времени закроется, будет возможность обсудить с футболистом различные варианты, а может быть, даже найти покупателя.

Однако для «Рубина» тактический выигрыш чреват репутационными потерями. Во-первых, сам факт таких разборок четко показывает уровень управленческой турбулентности в клубе. С момента подписания контракта Канунниковым в «Рубине» сменилось уже три тренера и сейчас работает третий президент клуба. Третий раз, кажется, изменилась и концепция стратегического развития команды. В таком положение работать с казанским клубом в долгую становится большим риском. Не только неформальные, но и положенные на бумагу договоренности прежних руководителей могут обнуляться с приходом новых. Во-вторых, о практике подписания договора через доверенность «Рубин» может забыть. Кто-то еще этому институту будет доверять, но игрокам покрупнее нужен будет только гендиректор. Это чревато задержками и даже срывами трансферов. Ведь где гарантии, что доверенность через несколько лет по требованию, условно «Нижнекамскнефтехима», не решат признать ненастоящей. Наконец, в-третьих, суд создает прецедент для всего российского футбола: не хочешь разбираться через РФС, попроси спонсора подать иск. Вряд ли за появление такой практики «Рубину» будут благодарны футбольные функционеры.