«Велоночи» в Казани не будет — организаторы отказались проводить мероприятие, сославшись на возникшее непонимание с городскими властями

ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗВРАТА «ВЕЛОНОЧИ» БЛИЗКА К ЧУДУ

За неделю до проведения главного фестиваля для любителей передвижения на велосипеде стало известно, что «Велоночи» в Казани не будет — организаторы отказались проводить мероприятие, сославшись на возникшее непонимание с городскими властями. «Мы вынуждены отменить «Казанскую звездную велоночь», поскольку стандарт авторского мероприятия не может быть реализован в условиях несогласованных действий городских служб. Мы как могли оттягивали принятие этого решения, идя навстречу административным структурам и органам правопорядка, поскольку за четыре года успели полюбить этот город, поскольку разработали для вас интереснейший маршрут, записали суперрассказы, но есть вещи, от которых зависит судьба проекта, а это — наша репутация, которую мы как его создатели обязаны отстаивать, даже если это идет вразрез с нашими желаниями. Мы приносим извинения и ждем вас на «Велоночах» в Красноярске, Москве и Ереване. Там у нас все по плану», — это сообщение было размещено на сайте организаторов мероприятия.

До этого «Велоночь» в Казани проводилась три года подряд, мероприятие организовывали совместно мэрия Казани и московский ИП Никитин, который и обладает товарным знаком «Велоночь». Все мероприятия проводились на внебюджетные средства. Однако в этом году велопрогулка была включена в городскую программу развития туризма, что позволило привлечь бюджетное финансирование по линии программы Visit Тatarstan, пояснили в пресс-службе исполкома Казани. Казалось бы, можно только радоваться такой поддержке. Однако закон таков, что деньги из казны должны идти через тендеры. Однако организаторы «Велоночи» посчитали участие в таком «кастинге» в виде аукциона оскорблением и нарушением авторских прав.

«Мы отменили «Велоночь» в Казани в связи с тем, что нам, к сожалению, так и не удалось прийти к соглашению с администраций города, мы не смогли подобрать юридическую форму к нашим взаимоотношениям», — подтвердила корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный продюсер бюро «Москультпрог» и Velonotte International Мария Никитина. По ее словам, работа над казанским фестивалем в этом году началась с февраля, проект был выполнен на 85%, но внезапно вместо договора организаторы узнали о грядущем конкурсе. Очевидно, что москвичи выиграли бы его без проблем (см. условия аукциона ниже), но пошли на принцип.

Автор проекта «Велоночь» Сергей Никитин и генеральный продюсер бюро «Москультпрог» и Velonotte International Мария Никитина Автор проекта «Велоночь» Сергей Никитин и генеральный продюсер бюро «Москультпрог» и Velonotte International Мария Никитина

«С нами не смогли заключить договор и не смогли оплатить нашу работу, хотя мы являемся обладателями товарного знака. Нам было предложено участвовать в аукционе, который не может быть проведен, — заявила Никитина. — Это мероприятие уникально, и проводит его человек, который его придумал. Это его ноу-хау, аукцион на его проведение проводить невозможно. Это то же самое, что проводить аукцион на «Нашествие», «Максидром» или церемонию вручения премии «Оскар». Разные структуры могут монтировать сцену или выставлять блокираторы маршрута, но создавать контент и проводить мероприятие может один человек — тот, кто владеет авторскими правами. Мы не давали своего согласия на то, чтобы это делал кто-то другой, кто этот аукцион выиграет».

Всего регистрацию в «Велоночи» успели пройти около 500 человек, еще 150 велосипедистов купили билеты за 99 рублей. Платный вход на велопробег связан с тем, что казанское событие посвятили теме благотворительности: собранные средства планируется направить в фонд казанского бизнесмена Андрея Дашина «Альпари» — деньги должны были пойти на приобретение велотренажеров для детей с ДЦП в целях развития у них опорно-двигательных функций. «Теперь нам надо вернуть этот благотворительный взнос, а также комиссию оператору сбора, и это очень печально», — констатирует Никитина.

Вместе с тем собеседница издания уверяет, что отношения у организаторов ночного велопробега с мэрией сохранились хорошие, однако возвращение проекта на улицы Казани, по ее мнению, было бы  «чудом». «В следующий раз, если это каким-то чудом произойдет, нам придется более жестко выстраивать наши взаимоотношения. Сначала заключать договор, продавать билеты с благотворительным взносом — мы больше не можем делать «Велоночь», за которую не получим деньги», — пояснила Никитина. По ее словам, в других регионах им никогда не проходилось сталкиваться с конкурсными процедурами. «Мы всегда находили другие варианты, с нами работали в рамках 44-ФЗ как с единственным поставщиком услуг. У нас либо приобретал билеты город, либо находились другие варианты. Также находились компании при комитетах, которые являются получастными и полугосударственными и которым проще заключать договор с коммерческими структурами. К нам обращаются с разных сторон — не всегда это администрация города, бывают крупные компании, музеи или какие-то культурные центры, которые выходят на нас с инициативой».

До этого «Велоночь» в Казани проводилась три года подряд, мероприятие организовывали совместно мэрия Казани и московский ИП Никитин, который и обладает товарным знаком «Велоночь»

ГОЛОС МЭРА В НАУШНИКАХ, 8 ТУАЛЕТНЫХ КАБИН И СЦЕНАРИЙ ИЗ МИЛАНА

Электронный аукцион на проведение «Ночного велофеста» был объявлен в первой половине июля. И, как выяснилось, сход с дистанции фаворита не означает его отмены. «Предложение принять участие в данном аукционе было направлено и московским организаторам «Велоночи» и непосредственно Сергею Никитину, для успешного участия в конкурсной процедуре его команды есть и опыт, и возможности. Однако после продолжительной паузы прежние наши партнеры приняли решение не участвовать в обязательном аукционе, — заметили в мэрии Казани. — Мы сожалеем об этом решении Сергея Никитина, учитывая имеющийся положительный опыт сотрудничества. Тем не менее мы не можем обмануть ожидания велолюбителей, массовая велопрогулка по Казани в рамках выбранной темы состоится и пройдет 5 августа, хотя и изменит свое название. Формат станет более фестивальным: предполагается больше развлечений, конкурсов, интерактива для участников». Как подчеркнули в исполкоме, в этом году участие в «Ночном велофесте» будет бесплатным.

Сама закупка объявлена от имени комитета содействия развитию туризма Казани, причем название мероприятия в документации на 100% совпадает с тем, что проходило в Казани три года под контролем Никитина — «Казанская звездная велоночь». Стоимость услуг для победителя закупки — 1,865 млн рублей из бюджета Казани. На данный момент подача заявок от участников завершена, сам аукцион в электронной форме состоится 31 июля 2017 года. Таким образом, победителю аукциона останется всего четыре дня — рекордный срок для организации масштабнейшего фестиваля.

В техзадачах указывается, что целью организации «Велоночи» является повышение туристической привлекательности города и увеличение туристического потока, в числе задач стоит «повышение уровня городской самоидентификации и самооценки за счет участия в престижной международной программе в ряду с городами: Берлин, Флоренция, Красноярск, Москва, Верона» и «привитие любви к городу, интереса к истории и культуре».

Победитель закупки должен будет разработать уникальную концепцию мероприятия, подобрать музыкальное сопровождение, разработать сценарный план, продумать нюансы оформления сцены, пригласить ведущего и организовать репортажную фото- и видеосъемку мероприятия. Требуется напечатать 5 тыс. бейджей — видимо, таково максимальное число участников, которое предполагается для участия в ночном велопробеге.

В перечне обязанностей также — разработка логистики и координация мероприятия, переговоры с МВД и ГИБДД, организация регистрации. Куратору мероприятия нужно озаботиться организацией подсветки по всему маршруту следования велосипедистов — для этого будет использован автомобиль с прожекторами.

Организатор «Велоночи» должен будет написать сценарий эфира, который будет транслироваться на местной радиоволне (и в наушниках всех велогонщиков). При этом должны быть использованы исторические материалы и не абы какие, а собранные в Российской государственной библиотеке, Российской государственной библиотеке искусств, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино, а также библиотеке Веронского университета и библиотеке Политехнического института в Милане.

«В эфире должны звучать рассказы, прочитанные голосами известных и значимых для города Казани людей, например, мэра города, известных казанских краеведов и путешественников, искусствоведов, научных сотрудников, меценатов, политических деятелей, историков, культурологов, иностранных искусствоведов», — прописано в техзадании.

В перечне обязанностей победителя — координация движения участников «Велоночи», организация работы психолога, предупреждение нарушений правил ПДД, столпотворений и давки на маршруте, организация встречи блогеров и работа с аудиторией в соцсетях. Для обеспечения безопасности должны быть предусмотрены мобильные ограждения, кроме того, на перекрестках на протяжении всего веломаршрута должны стоять 125 грузовых автомашин, которые будут выполнять функции ограждения. Не забыли и про чистоту — на маршруте должно стоять 8 туалетных кабин и 6 мусорных контейнеров. Точная дата проведения «Велоночи» в закупке не указывается, сказано лишь, что мероприятие должно состояться не позднее 30 сентября 2017 года.

Евгения Лодвигова объяснила отказ от заключения договора с постоянными организаторами «Велоночи» в пользу аукциона желанием сэкономить бюджетные средства

«НОЧНОЙ ВЕЛОДОЗОР»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» первый вице-мэр Казани Евгения Лодвигова объяснила отказ от заключения договора с постоянными организаторами «Велоночи» в пользу аукциона желанием сэкономить бюджетные средства. «У господина Никитина есть определенная цена, которая для нас непонятно, как складывается, а, согласно ФЗ №44, аукцион предполагает понижение цены, поэтому он решил не участвовать в конкурсе, — пояснила Лодвигова. — Хотя мы были уверены, что он будет это делать. Что ж, будем экономить бюджетные деньги».

По словам первого вице-мэра Казани, стоимость организации ночного велопробега под контролем Никитина составляет 1,3 млн рублей. «Это только его затраты, в его зону ответственности входит концепция и разработка мероприятия, но есть и затраты на выполнение требований ГИБДД по безопасности — например, необходимо ставить большие машины на перекрестках во время массовых мероприятий, организовать музыкальную программу до старта, записать экскурсии и другие вещи», — заметила чиновница.

Причем Лодвигову не смущает цейтнот, с которым столкнется победитель аукциона: «У нас практически все готово, маршрут согласован». «Мы не хотим претендовать на идею, которая была всегда у Сергея, это будет квест с задачами куда-то съездить, что-то найти, активизироваться». Таким образом, по типу это мероприятие будет больше напоминать «Ночной велодозор» по аналогии с «Ночным Дозором», российской командной игрой в формате поисковых игр.

«Хочется сказать, чтобы ни в коем случае те поклонники и участники, которые принимали участие в мероприятии, не думали, что это будет хуже, я обещаю, будет интересно, — заверила Лодвигова. — Мы надеемся, что для тех, кто любит велосипеды, неважно, как это называется. Думаю, что 3 тысячи мы точно наберем».

Директор комитета содействия развитию туризма Казани Дарья Санникова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» объяснила, что принципиальным отличием «Ночного велофеста» от «Велоночи» станет интерактив. «Мы будем стараться наполнить велофест большим интерактивом, состязаниями, дойти до определенного места и получить приз, допустим. Запланированы и прямые включения. Ведущие «БИМ-радио» будут работать и в эфире, и на маршруте. Предполагаются и звонки медийным личностям — об этом чуть позже», — заявила Санникова. Однако это не значит, что мероприятие превратится в шоу, в программу также включена историческая составляющая. «Концепция и тема связана с казанскими меценатами и благотворителями в рамках общегородской программы «Добрая Казань». Маршрут пройдет по улицы Чернышевского, Дзержинского, Карла Маркса. Будут остановки на площади Свободы, старом ипподроме, Архиерейских дачах. На остановках будут проходить экскурсии о меценатах, благотворителях, связанных с этим местом», — сообщила директор комитета содействия развитию туризма.

Коснулась Санникова и организационных моментов. Так, казанский ночной велофест пройдет в вечер и ночь с 5 на 6 августа. Дистанция составит 27 - 28 километров. Старт заезда в 20:00 на Площади 1 мая, где и раздадут бейджики. Участие в мероприятии бесплатное, но предварительно нужно будет пройти регистрацию на сайте kazanvelofest.ru, который начнет работать за неделю до мероприятия. «Четвертый год мы делаем велоэкскурсию, конечно, регистрация официальная, но, как показывает практика, люди могут присоединиться на любом участке, равно как и закончить свой заезд», — отметила Санникова. Официально же велофест финиширует в 2 ночи на площади 1 Мая. Организаторы, заручившись поддержкой велосообщества, стремятся привлечь 5 тыс. участников, среди которых ждут и гостей из других регионов, туристов в том числе.

Организаторы, заручившись поддержкой велосообщества, стремятся привлечь 5 тыс. участников, среди которых ждут и гостей из других регионов, туристов в том числе

«ПОТЕРЯ «ВЕЛОНОЧИ» СКАЖЕТСЯ, ВСЕ-ТАКИ ЭТО БРЕНД, ТЕХНОЛОГИЯ»

Пользователи соцсетей встретили новость критически. «Уже не то, что спорт выбить, даже просто по городу проехаться не дают...» — с такой подводкой была опубликована новость об отмене «Велоночи» в группе социальной сети «ВКонтакте» Gorkovsk bike park. «Ну вы поняли, мы снова устраиваем свою», — не унывают администраторы другой группы «Велоночь Unoffical». «Что и требовалось доказать!» — негодует с грустным смайликом пользователь соцсети Александра Старо. Особую популярность приобрела шутка с предполагаемым переименованием «Велоночи» в «Велонощь» — с татарским акцентом.

Заядлый велоактивист, председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр» Ильдус Янышев считает, что уход «Велоночи» из Казани — потеря, которую не сразу удастся восполнить. «Подобного рода мероприятия однозначно нужны — они развивают велокультуру, являются туристической фишкой города. Тем не менее потеря «Велоночи» скажется, все-таки это бренд, технология, за один-два года мы не сможем скопировать, — полагает собеседник издания. — Союз велосипедистов РТ подключился к велофесту в качестве официального партнера. Казань всегда своими силами проводила хорошие мероприятия, поэтому пусть не с первого, но со второго, третьего раза проведет и это на достойном уровне. Спрос на велокультуру растет, люди уже привыкли к мероприятию, ждут его. Поэтому нужно проводить не только локальные проекты, но и международные. Миром правят бренды и технологии. Поэтому, может, мы сможем что-то перенять у «Велоночи», добавим свое, но должна быть разная палитра разных велособытий. В данном случае же меняется бренд, название, но не суть. Будет поток людей, велопарад, а самое главное — власть окажется вовлеченной в велокультуру. Водители будут более уважительно относиться к велосипедистам как к участникам дорожного движения».

Дарья Санникова объяснила, что принципиальным отличием «Ночного велофеста» от «Велоночи» станет интерактив

ТРИ ЗВЕЗДНЫХ «ВЕЛОНОЧИ» КАЗАНИ

Первые разговоры и потуги превратить Казань в центр российского велодвижения начались, наверное, еще несколько лет назад. В 2011 году один из самых заядлых любителей поездок на двухколесном транспорте председатель совета директоров группы предприятий «Контр» Янышев рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» о всероссийском велофестивале «Казань — велосфера-2011». Тогда, 6 лет назад, в столице Татарстана прошла, пожалуй, одна из первых «Велоночей» «От заката до рассвета». Желающим за взнос в 50 рублей предлагалось проехать по маршруту парк им. Горького — Обсерватория — Казань. Несколько позже идея ночных велопрогулок приобрела иной вид — «Велоночь» стала культурологическим проектом в руках известного историка Никитина. Каждое такое мероприятие проводилось на определенную тематику.

Первая «Звездная велоночь» в Казани в 2014 году проходила через те места, которые были связаны с известными учеными и писателями города. В 2015 году мероприятие было посвящено истории, архитектуре, общественным пространствам, а в прошлом году темой такой велопрогулки была авиакосмическая тематика. Как показывает статистика, в «Велоночи» принимают участие больше мужчины, чем женщины. Зачастую многие участники казанского велозабега специально приезжают из других городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Уфы. Прибывают покататься на велосипедах на это мероприятие и гости из других стран. В целом участниками «Звездной велоночи» в Казани становятся из года в год от 4 до 5 тыс. человек. Маршрут до прошлого года был неизменным, только на третью «Велоночь» его немного изменили — старт и финиш у центра семьи «Казан». Маршрут по протяженности составил в прошлом году 28 км, а в позапрошлом — 35 километров.

Источником финансирования мероприятия являются спонсоры, но кто именно, почти всегда остается неизвестно. Ясно одно — из бюджета на это мероприятие не тратится ни копейки. Лодвигова в прошлом году утверждала, что участие в пробеге совершенно бесплатное. Казань — это единственный город, где за участие в велопробеге не берут денег. По крайней мере, так утверждалось до прошлого года. В этом же году Казань примкнула к остальным городам: стоимость участия составляет 99 рублей. В Москве, к слову, два года назад за участие брали 299 рублей, в прошлом году эта сумма была еще выше, достигнув 499 рублей. В столице Татарстана собранные деньги планировали в этом году направить на благотворительность.

Ожидалось, что «Велоночь» станет ежегодным проектом, который будет проводиться в конце мая – начале июня, но в 2017 году что-то пошло не так. В этом году четвертая казанская «Велоночь» была перенесена с 10 - 11 июня на неопределенный срок — городской забег на педалях «споткнулся» о Кубок конфедераций. Причем инициатором переноса стала администрация города, которая была озабочена тем, что к мероприятию необходимо было привлечь большое количество сил безопасности: ночные велопрогулки горожан у ГИБДД по РТ всегда были на особом контроле.