«Университет должен давать детям карьеру, а не диплом об образовании», — настаивал избранный и. о. ректора КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко, приехавший в пятницу в нижнекамский филиал вуза. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как Равиля Муратова посвятили в десантники, а он зарубил нижнекамцам строительство научного кампуса — пока не освоят те площади, которые уже есть.
Экскурсию казанским гостям на технологические центры «Нижнекамскнефтехима» и «Татнефть-Нефтехима» проводил мэр Нижнекамска Айдар Метшин (слева)
ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР С БОЛЬШИМ, НО ТУМАННЫМ БУДУЩИМ
Сергей Юшко, новоизбранный и.о. ректора КНИТУ-КХТИ, приехал в пятницу в Нижнекамск знакомиться с «наследством». Вместе с ним в город химиков пожаловал и его покровитель — помощник президента РТ Равиль Муратов. Экскурсию казанским гостям на технологические центры «Нижнекамскнефтехима» и «Татнефть-Нефтехима», а также по объектам нижнекамского филиала КНИТУ — инжиниринговому центру и самому институту — проводил мэр Нижнекамска Айдар Метшин.
Заводы трепетно относятся к присутствию посторонних на территории, поэтому лаборатории Юшко и Муратову показывали без прессы. Присоединиться к казанской делегации удалось лишь в момент торжественной встречи нового ректора в нефтехимическом инжиниринговом центре Нижнекамска. Его, напомним, открыли в 2016 году в здании закрывшегося филиала КНИТУ-КАИ. Руководство не поменялось, центром, как и филиалом прежде, руководит Ильгиз Гафиятов. Пока что инжиниринговый центр не действует на полную мощность. На базе центра недавно открыли детский технопарк «Кванториум», который обошелся в 58 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов, а также денег «Татнефти». Сейчас в технопарке занимаются около 1000 детей по 6 направлениям-квантам. Также на базе центра действуют курсы допризывной подготовки и патриотического воспитания. Сейчас же идет оснащение будущих сертифицирующих лабораторий, поступает оборудование. Предполагается, что целый этаж займет проектный институт «Союзхимпромпроект». Однако, по словам самого Гафиятова, окончательной стратеги инжинирингового центра пока нет, вероятно, она будет сформирована в течение месяца — для этого сейчас создается координационный совет. Вероятно, планировавшееся после экскурсий закрытое совещание с участием Муратова, Юшко и представителей предприятий внесло бы ясности в будущее центра, но подробностями Гафиятов делиться не стал: «Подождите немного. Там много секретных вопросов обсуждалось. Потом все узнаете».
Отметим, что изначально центр прочили под покровительство «Оргнефтехим-Холдинга», который возглавляет бывший гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин, ушедший с этого поста 7 лет назад из-за разногласий с акционерами завода. Переговоры с Бабыниным велись, однако не увенчались успехом. По всей вероятности, вложения холдингу показались неоправданно большими. Зато в инжиниринговый центр инвестировал Наиль Маганов — ПАО «Татнефть» дало центру 15 млн рублей. Теперь руководство ждет такого же щедрого жеста и от другого гиганта. ГК «ТАИФ» тоже предложили вложиться на аналогичную сумму. Сейчас заявка находится на стадии рассмотрения, но в центре уже подумывают пустить эти деньги на содержание проекта. В общей сложности на инжиниринговый центр потратили 57 млн рублей: 42 млн — на оборудование и 15 млн — на ремонт здания.
Казанскую делегацию встретили во дворе инжинирингового центра курсанты центра допризывной подготовки
Но вернемся к самой встрече. Казанскую делегацию встретили во дворе инжинирингового центра курсанты центра допризывной подготовки. Вероятно, предполагалось, что Муратову как председателю совета регионального объединения ДОСААФ в Татарстане будет приятна такая встреча. Гостей посвятили в десантники и подарили тельняшки с беретами. Муратов свою тут же примерил, а Юшко лишь скромно поблагодарил.
Далее гостей повели в пока еще пустующие помещения первого этажа. Здесь предполагается проводить испытание различных материалов, а также совершенствовать технологический процесс производства. Но воодушевленную речь Гафиятова о перспективах центра прервал Муратов: «Повторять лаборатории [заводские] никакой необходимости нет. Мы были сегодня в лаборатории, нам надо идти туда, к ним, со своими студентами и учеными и работать там. А здесь мы должны делать то, что непрофильно у них», — с ходу дал новые указания новоиспеченному инжиниринговому центру Муратов, а позже и вовсе ошарашил нижнекамцев. Дело в том, что в городе планировали строить еще один инжиниринговый центр на 5 тысяч кв. м, помимо уже имеющихся многочисленных площадок. Однако планам этим, похоже, сбыться не суждено. «Ни хрена вы строить не будете! — огорошил Муратов. — Пока с лабораториями разберитесь, как интегрироваться и все прочее. Площадей достаточно много, на них надо начинать работать. Когда ты его построишь, когда ты его пустишь, конкуренты уже далеко вперед уйдут. О чем разговор?! Смотрите, сколько площадей, загружать надо это все. 6,5 тысяч квадратных метров уже есть. Что еще строить надо? Вы все как прорабы стали!»
Однако, как выяснилось позже, до помощника президента неверно донесли суть. Как оказалось, в очень долгосрочной перспективе в Нижнекамске хотят построить целый научный кампус рядом с нефтехимическим колледжем. Но и эта идея тем не менее не впечатлила Муратова. Ответ был прежним, хоть и в более нейтральных словах: сначала освойте имеющиеся площади. После разгромной критики Муратов посоветовал лучше подумать о новом названии для уже имеющегося центра: «Я бы вообще этому филиалу дал бы название с приставкой «нано». Что ж, совет дельный: денег у Анатолия Чубайса, который тесно сотрудничает с технопарком «Идея», еще много.
Гостям с гордостью продемонстрировали детский технопарк «Кванторим». Муратову и Юшко все понравилось
«УНИВЕРСИТЕТ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ДЕТЯМ КАРЬЕРУ, А НЕ ДИПЛОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Затем гостям с гордостью продемонстрировали детский технопарк «Кванторим». Муратову и Юшко все понравилось: и то, что здесь помимо основного педагогического состава, преподают три сертифицированных специалиста WorldSkills, и то, что технопарк может выпускать лаборантов со свидетельства о присвоении рабочих профессий 3-го и 4-го разрядов. «Здорово, что он появился, — высказался Юшко. — Технологический университет участвовал в его создании. Это нам надо, это надо и детям этого региона. Именно в кванториумах развивается программа, ориентированная на будущие квалификации и профессии. Именно там дети могут увидеть портрет будущего специалиста. Именно там они начнут играть. Мы все в детстве играли. То, как мы относимся к играм, определяет наше отношение к работе. Дети очень серьезно относятся к играм. Надо дать им современные вещи, и они будут в них играть. Потом они станут серьезными специалистами. «Кванториум» в этом плане — очень правильный проект». Правда, и тут без критики не обошлось. Глава КНИТУ все же признал, что над нижнекамским технопарком еще нужно работать — наполнять программами, специалистами, курсами, мероприятиями. И особенно не понравилось Юшко то, что летом «Кванториум» пустует. «Да, сейчас лето, очень хорошо, вот именно там сейчас дети и должны проводить время, а не быть на улице», — резонно заметил руководитель вуза.
Последней остановкой в ознакомительном маршруте гостей стал сам филиал КНИТУ. Новое руководство встречал директор института Виталий Елизаров, который прямо на входе поспешил отчитаться перед вышестоящим начальством.
— За последние 5 лет кандидатских состоялось 14 защит и три докторских. Сегодня «остепененность» составляет 75 процентов, докторов — 11 процентов, — начал было Елизаров, но Юшко его прервал.
— А с химкомбинатом как-то работаете? — поинтересовался новый ректор.
— Обязательно, химкомбинат нас всегда поддерживает.
— А вы — химкомбинат? — не отступал Юшко.
— А мы комбинат обеспечиваем кадрами, — не растерялся Елизаров.
В здании химико-технологического института состоялось закрытое совещание с участием представителей заводов
Тут же в здании института состоялось закрытое совещание с участием представителей заводов. О чем там говорилось, удалось узнать лишь в общих чертах: руководство вуза обсудило с промышленниками варианты сотрудничества. При этом упор, видимо, будет на расширении базовых кафедр университета, которые имеются на заводах. «Я понимаю, заводчане говорят: у нас есть ноу-хау, у нас есть права интеллектуальной собственности. Это можно оформить. Но, конечно, этим должны заниматься не производственники, потому что у них другие задачи, — конкретизировал Юшко планы вуза после совещания. — Это должны сами ученые приходить и говорить, как он [производственник] может работать. Зарубежные ученые так и делают. Они совершенно четко понимают условия его работы с той или иной лабораторией, что он может, кто ему платит и кому принадлежат технологические разработки. Наши ученые пока этим не обладают. Это является проблемой, которую мы в университете же и будем решать. Также сейчас формируется второй инструмент на федеральном уровне. Центр НТИ — национально-технические инициативы. Их конкурентное преимущество в том, что такой центр сформирован при предприятии. Этот инструмент сейчас только готовится, мы в нем разберемся. Подадим обязательно заявку на конкурс, выиграем, я надеюсь, и будем дополнять инструмент базовых кафедр».
На вопрос о том, как предприятия реагируют на такие нововведения, Юшко заметил, что предприятия сами в этом нуждаются: «Они же работают, они же продукцию выпускают, им об этом думать сложно. Основной тезис, который был озвучен на совещании, — этот университет ваш. Этот университет создавался для предприятий. Если бы его не было, то предприятия должны бы были готовить специалистов неизвестно где».
В целом же на Нижнекамск Юшко возлагает большие надежды, причем видит возможности развития не только крупного, но и малого бизнеса. «Нижнекамск чем хорош? Тем, что он мировой центр! — воскликнул Юшко. — Таких центров в мире не так уж и много, где сосредоточены самые передовые высокие технологии. Это не для красного слова. Мы изучали это, работали там, и мы понимаем. Это предприятия, которые находятся на рынке и конкурируют. Где, кроме как не здесь, проводить актуальные научные исследования? Где, кроме как не здесь, выращивать соответствующих специалистов мирового уровня? Это конкурентное преимущество этого региона. Коммерциализацию можно рассматривать как направление, связанное и с крупным бизнесом, и с малым бизнесом. Здесь никаких ограничений нет. Говоря о Нижнекамске, надо понимать, что это комбинаты, это серьезные предприятия, которые делают очень хорошее сырье. Соответственно, малотоннажная химия и не только, вообще идеи, которые вокруг этих материалов появляются, ценны». В качестве примера такой идеи ректор привел 3D-принтеры, а точнее АБС-пластик, который производит «Нижнекамскнефтехим». «Его надо доводить. Из него надо сделать нитку. Так вот дети этим и будут заниматься. Когда ребенок получит образование в университете, он уже здесь создаст предприятие, будет эту нитку делать. Университет должен давать детям карьеру, а не диплом об образовании», — напутствовал Юшко.
Фото: e-nkama.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.