В 12 часов дня рядом с Центральным рынком — самым старым и самым большим в Будапеште — интересная картина. Обычно в это время поток машин абсолютно немногочислен, потому что большинство людей уже приехали на работу и приступили к делам. Но в пятницу здесь — пробка. Черная Toyota совершает резкий маневр и едва не сталкивается с оранжевым Ford.

«Crazy!» — кричит на английском водитель такси, видимо, человек приезжий. Ответная реакция следует незамедлительно. В Toyota опускается окно, и водитель показывает средний палец. В России такой жест наверняка привел бы к драке. Венгерский таксист же поехал дальше. К легкому сумасшествию на дорогах он должен был привыкнуть: в Будапеште перекрыли несколько улиц в связи с подготовкой к чемпионату мира по водным видам спорта.

Больше всего проблем городскому трафику доставляла церемония открытия. «Они перекрыли чуть ли не все!» — рассказывает нам Ятсин, работающий официантом в столице Венгрии. К шести часам вечера у Цепного моста огромные очереди. Люди с маленькими рюкзачками дожидаются своего подхода к металлодетекторам. После досмотра они спускаются к Дунаю, отдают билеты и садятся на туристические корабли. Через несколько метров суетятся волонтеры, телевизионщики, дикторы и ведущие. Все они находятся на новой сцене, воздвигнутой на Дунае специально для церемонии.

Первое, что бросается в глаза, — чуть ли не все стены исписаны граффити. А что если рисунки попадут в трансляцию? И вообще: зачем нужно было строить сцену именно на воде? Почему нельзя было найти свободную арену? Ответы на эти вопросы не могли найти и сами жители Будапешта. Непонимание того, что происходит вокруг, накаляло обстановку. Ранее столица Венгрии претендовала на проведение Олимпиады-2020 — на улицах до сих пор можно встретить монументы с олимпийской символикой. Но вся подготовка к Играм была свернута из-за массовых протестов. Аналогичная ситуация могла возникнуть и сейчас. В Будапеште большой резонанс вызвала информация одного из местных порталов о том, что Венгрия потратила на водный чемпионат мира в разы больше любой другой страны, принимавшей турнир, в том числе больше России два года назад.

Фото: Laurence Griffiths / Getty Images

До демонстраций, конечно, не дошло. Но если в Будапеште попросить любого официанта, таксиста и вообще первого встречного поделиться ожиданиями от чемпионата мира, обязательно последуют фразы наподобие «слишком дорого» и «лучше бы эти деньги пошли на медицину». Если в Казани люди ловят кайф от того, что Кришитану Роналду поблагодарил город в своем «Инстаграме» или немецкий журналист написал, что наши улицы соответствуют европейским стандартам, то в Будапеште такие оценки мало кого волнуют. Город и без этого известен и легендарен в Европе — жители не видят необходимости в пиаре через международные спортивные соревнования.

В этом контексте то, что произошло в Будапеште ночью накануне, можно считать чудом. К началу церемонии — 21 час по местному времени — Цепной мост и площадь Иштвана полностью перекрывают. Счастливчики с билетом проходят к трибунам напротив сцены. Всего трибун шесть, говорят, что большинство сидений заняли местные VIP'ы. Мест не осталось не только для жителей Будапешта, но и для местных журналистов. Некоторые из них вынуждены были наблюдать за церемонией в пресс-центре, расположенном напротив. Кто-то вышел с камерами и микрофонами прямо на площадь и работал оттуда.


«СПАСИБО, ДОБРЫЕ ЛЮДИ»

Когда в начале церемонии все залилось светом прожекторов и на сцену вышел детский хор, на площади шириной в 350 м было уже не протолкнуться. Сотни людей пришли, чтобы посмотреть на действие с четырех больших экранов. Через какое-то время зрители стали забираться на столбы. «Расстроило, что экраны установили так низко... Практически ничего не видно», — сказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Эника, менеджер по продажам из Будапешта. Энике не повезло вдвойне: она невысокого роста, как и ее молодой человек, так что он даже не пытался посадить девушку на плечи — мало что бы поменялось.

В толпе можно заметить пьющих — прямо из бутылки, судя по всему, пакетов здесь не требуют. По асфальту разбросаны пустые стаканчики и банки из-под пива, но очевидно пьяных людей не заметить. Многие пришли со своими детьми и держались достаточно спокойно. Толпа пришла в восторг, когда на Будайской крепости, расположенной на другой стороне реки на возвышенности, появилось первое голографическое изображение.

Фото: Laurence Griffiths / Getty Images

Вряд ли кто-то мог предположить, насколько классной получится телевизионная картинка. На площади казалось, что крепость расположена как-то справа и вообще не сочетается с действием на сцене. Но телевизионные камеры захватили историческое здание так, чтобы оно располагалось прямо по центру. Только из-за этого хода, можно сказать, картинка из Будапешта была как минимум не хуже, чем из Казани два года назад. Крепость была частью церемонии: когда описывалась война, здание передавало изображение искр, пламени, силуэтов воинов; когда все погружалось во тьму, исчезала из виду и крепость.

Интересно, как отреагируют жители Будапешта на то, что все их мучения с дорогами были вызваны желанием организаторов получить хорошую телевизионную картинку. Как раз по этой причине перекрыли мост: там установили все прожекторы. «Знаем, что вы в Казани показывали церемонию несколько раз, — рассказала Ева Шанто, глава оргкомитета ЧМ-2017. — Но мы лишены такой возможности. Официальный концерт пройдет только один раз, иначе мы остановим дорожный и речной транспорт».

Когда на сцене появился флаг России, давший начало шествию стран – участниц турнира, раздались радостные крики. Толпа оглушительно загудела, когда прошли Китай, Индия и США: стало понятно, туристов из каких стран в Будапеште больше всего. В один момент на площади раздался дружный смех. «Разве не слышал? Сейчас прошли Гранатовые острова. Ха-ха, прямо как сок», — отметил Ятсин. На самом же деле такой страны не существует, ну да ладно.

Люди пришли в такой экстаз от огней, фонтанов, танцевальных номеров, салютов, что отреагировали на Си Ло Грина. Это имя ни о чем не говорит ни россиянам, ни венграм. Даже если сказать, что это бывший участник группы Gnarls Barkley. Но люди запищали, увидев пухляша из Америки, словно к ним приехал Пол Маккартни. Все танцевали, даже когда Грин лениво бормотал свой главный хит Crazy. Веселье остановил президент ФИНА доктор Хулио Маглионе — началась официальная часть церемонии.

«Ээк-сэээ-лееен-сиии», — несколько раз во время своей речи сказал Маглионе, придерживаясь своего ораторского стиля, когда одно слово растягивается до невозможности. В преддверии выборов президента федерации он крайне рад, что Будапешт сделал такую церемонию открытия. В конце Маглионе сказал: «Спасибо, добрые люди Будапешта!» Казалось бы, дежурная формулировка, но именно здесь она звучала по-особенному. Именно жители столицы Венгрии, не выразив резкого протеста, сделали этот турнир возможным. Кажется, если все соревнования пройдут в той же грандиозной манере, то они поменяют свое отношение к спортивным турнирам.

«Олимпиада? Теперь я не против, — сказал Ятсин. — Но давайте примем ее как-нибудь попозже».