Руслан Айсин Руслан Айсин: «Старшее поколение всегда говорит о стабильности, консерватизме, сохранении статус-кво, противится изменениям и реформам. Но, как известно, где нет течения воды, образуется болото» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ЗАДАЧИ СО СТОРОНЫ ВКТ СЛОВНО ЗАСТЫЛИ В КОНЦЕ 90-Х ГОДОВ»

В условиях информационного общества развитие может происходить только при демократических правилах и прозрачных механизмах ответственности. Всемирный конгресс татар (ВКТ) в нынешнем виде застрял в доинформационном обществе, его восприятие реальности всегда как будто с опаздывающим эффектом, старым инструментарием решений проблем. Все меняется. В том числе методы управления и администрирования. Общественное пространство — это особая заповедная территория, требующая к себе повышенного внимания и тонких коммуникационных технологий.

В состав ВКТ входит около 500 татарских организаций со всего мира, компактное и эффективное взаимодействие с ними — залог успешной работы. Однако принципы работы, формулируемые задачи со стороны ВКТ словно застыли в конце 90-х годов. Мало что меняется, хотя на дворе уже 17 лет как XXI век.

Отечественная система воспроизводства авторитарных тенденций имеет прочные корни. Она проросла в общественное сознание и диктует нормативы поведения. Как еще объяснить тот факт, что у нас неправительственные или партийные организации, которые должны быть максимально удалены от государства, полностью от него зависимы? Зачастую общественники сами стремятся как можно плотнее интегрироваться в государственную систему, превратившись в младшего партнера. Структуры гражданского общества, призванные отстаивать интересы простого человека и, по сути, выступать сдерживающим фактором от государственного всевластия и давления, сами становятся его соучастником. Они копируют методы работы государства, выступая такой бледной тенью, неотступно следующей за своим хозяином.

Оттого-то мы и сталкиваемся с забюрократизированностью и формализмом в общественных организациях, которые, напротив, должны быть образчиком открытости, транспарентности, соучастия и бескорыстности. На первом месте — идея, принцип служения идеалам, а не сухая корысть и выгода.

Важно вернуть и ВКТ этот дух общественного служения, уйти от тлетворного влияния и губящего сам дух идеи бюрократизма и субординации. Горизонтальность связей должна превалировать над вертикалью. Для того чтобы грамотно управлять огромным количеством организаций и массой общественников, нужен особый подход. Он отличается от тех форм управления, что проходили наши профессиональные управленцы в советское время. И дело даже не в специальных административных навыках, хотя это тоже существенный элемент, а в поколенческой психологии, когда необходимо разорвать пуповину, связывающую с корнями того самого авторитарного мировосприятия. Оно диктует порочную мораль: я начальник — ты дурак, оно воспринимает понятие «гражданский активист» как враждебное и «пятиколонное». Это все незарастающие рубцы в сознании выходцев из советской системы.

От этой модели, бесспорно, надо отходить. Весь мир сейчас демонстрирует динамику развития на основе новых управленческих технологий, когда большая часть полномочий отдается низам, плавно распределяется по горизонтали. Эффективность возрастает в разы. У нас же все как у Гоббса: правление монарха лучше правления собрания. Так и живем взглядами 400-летней давности.

«ПО ПРИЧИНЕ ТОГО, ЧТО ВКТ ПОШЕЛ ПУТЕМ КЛОНИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЭТОТ МЕХАНИЗМ НЕ СРАБОТАЛ»

Прошло четверть века со времени первого созыва всемирного конгресса татар. Подросло молодое поколение, состарилось старшее. В Татарстане постепенно сменяется управленческий состав, делается ставка на омоложение кадров. Об этом неоднократно говорил президент РТ Рустам Минниханов. Для ВКТ этот процесс тоже должен был пройти безболезненно, без нервных реакций, естественным путем, так, по крайней мере, задумывалось. Конгресс планировался как структура национального представительства, который саморегулируется и генерируется новыми кадрами, идеями. Однако по причине того, что ВКТ пошел путем клонирования вертикально ориентированной бюрократической системы, этот механизм не сработал. Демократический принцип сменяемости и ротации не в тренде сегодня.

Орган национального представительства, коим является ВКТ, выражает интересы многомиллионного народа. Но, насколько мне известно, молодежи не выделена отдельная квота на избрание в качестве делегатов, как это было в предыдущие два съезда, на шестой конгресс татар. То есть мы получаем вновь геронтократию. Власть тех, кто по паспорту старше и поэтому «мудрее»? Опять эти советские пережитки, которые подаются как оптимальное блюдо. Только вот перегоревшее оно...

Как же так?! Ведь много говорится правильных и отточенных слов о необходимости преемственности, заботе о молодом поколении. Мы говорим: «Молодым у нас дорога», — а на деле там шлагбаум. Ради чего все это, если эстафету не передать молодым и энергичным с блеском в глазах и огнем в сердце? Нациестроительство — это общее дело. У старшего поколения здесь тройная ответственность, ибо это от них сегодня зависит, как будет выглядеть нация завтра.

И здесь проявляется пресловутый конфликт «отцов и детей», именно это конфликтное напряжение (неважно, явно или подспудно присутствующее) и создает актуальную повестку для татар в ХХI веке. Теперь мы отвечаем не только внешним вызовам, но еще и вынуждены преодолевать внутренние барьеры. Двойной вызов. Если мы справимся с ним, то выйдем закаленными: что нас не убьет, то сделает сильнее, как писал философ Фридрих Ницше. Именно постулирование задач через категории «сверх» выведет нас из этого Кносского лабиринта проблем.

«ОБВИНЕНИЯ В СТОРОНУ ВКТ, ЧТО ОН ПРЕВРАТИЛСЯ В «БЮРО ПО ПРОВЕДЕНИЮ САБАНТУЕВ», СЛЫШАТСЯ ВСЕ НАСТОЙЧИВЕЕ И ГРОМЧЕ»

С годами проходит драйв, теряется энергетический пафос, клетки не регенерируются. Это психосоматика. От нее не уйдешь, не сбежишь в толчею сабантуйной массы. Поэтому старшее поколение всегда говорит о стабильности, консерватизме, сохранении статус-кво, противится изменениям и реформам, выступает своеобразным бетонным блоком на пути стремительного гоночного болида молодого поколения. Но, как известно, где нет течения воды, образуется болото. Застой и увядание. Без движения нет жизни. Все это прописные истины, за повторение которых да простит меня дорогой читатель.

Претензии в сторону ВКТ, что он превратился в «бюро по проведению сабантуев», слышатся все настойчивее и громче. Корень проблемы в том, что конгресс стал замыкаться в культурную жизнь, искать себе там пространство для маневра. Для другого уже нет ни сил, ни желания, ни возможности. Это своего рода такой эскапизм, внутренняя миграция. Она вполне себе объемно предстает перед нами на фоне того, как республика теряет свой особый статус. И как будто ВКТ тоже опустил руки, не желая особо лезть в разборки с Москвой... Дескать, ограничимся культурными делами. Но не получится. В России все вопросы идеологического характера автоматически репрезентуются в остро политические. Запрет на латиницу чем не пример?!

И это такая консервативная, пассивная позиция. А вот была бы молодежь, она бы, конечно, пошумела. Как пел Виктор Цой, «война — дело молодых, лекарство против морщин». А жизнь и есть борьба за свои права. Тут ничего не меняется со времен сотворения этого бренного мира.

«Конгресс стал замыкаться в культурную жизнь, искать себе там пространство для маневра»Фото: tatarstan.ru

«НЕУЖТО У МНОГОМИЛЛИОННОГО ТАТАРСКОГО НАРОДА НЕ НАЙДЕТСЯ СВОЙ МУСАЕВ?»

Итак, по причине отсутствия широкой общественной дискуссии о путях и маршрутах дальнейшего следования всемирного конгресса татар предлагаю ряд положений, реализация которых, на мой взгляд, жизненно необходима уже сегодня.

Как можно скорее надо сформировать при ВКТ центр мониторинга и правозащитной деятельности. Его основное назначение — отслеживание и выявление фактов нарушения национальных прав татарского населения в регионах РФ и своевременное юридическое вмешательство. А такие сигналы поступают постоянно. То в одном регионе, то в другом неправомерно закрывают татарские школы или вовсе не дают открывать их. То же самое с татарскими мечетями, есть проблемы у национального бизнеса.

В резолюциях съездов и тематических мероприятий ВКТ актуальность такого центра фиксировалась не раз и не два. Всего-то и надо взять на работу двух толковых юристов, которые бы только этим занимались. Здесь непочатый край деятельности. Он не заметен глазу, как пышные и красочные сабантуи, об этом не напишешь восторженных памфлетов и не снимешь однотипных приторно-конфетных фильмов.

Замалчивание проблемы — это ведь тоже порочная традиция авторитарного сознания. Жена Цезаря всегда вне подозрений. Но мы же живем не в городе Солнца Томмазо Кампанеллы, а в подлунном мире, полном проблем и сложностей.

В конце концов, можно «отломить» от бюджета Сабантуя считаные проценты и направить их на деятельность подобного центра. ВКТ вполне мог бы взять на себя организационную задачу по проведению постоянно действующих семинаров для таких юристов из регионов. Продолжающаяся юридическая тяжба татар Мордовии за право ношения девочками хиджаба в школах лишь усиливает тезис об актуальности подготовки такого пула юристов.

Уверен, что несколько человек здесь смогут проделать колоссальный, исполинский объем работы. У чеченцев есть свои юристы-адвокаты федерального уровня. К примеру, тот же Мурад Мусаев, который берется за самые резонансные и острые дела, касающиеся чеченцев или мусульманского сообщества в целом. Неужто у многомиллионного татарского народа не найдется свой Мусаев? Конечно, найдется! И не один.

Да, времена непростые. А когда они для нас были такими уж благоприятно-лояльными? Максимум одно десятилетие в начале и конце отправившегося в архив XIX века.

Окончание следует.

Руслан Айсин

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции