Два года назад Александра Жданова презентовала свой проект на X Казанской (XV Российской) венчурной ярмарке, куда приехала в поисках инвестиций

«БЛАГОДАРЯ КОНСТРУКТИВНЫМ ОТЗЫВАМ МОЛОДЫХ МАМ ПРОЕКТ СФОРМИРОВАЛСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО»

– Александра, недавно вы реализовали проект PlayMeal – мотивирующая тарелка для детей с игрушкой внутри. Расскажите о том, как появилась идея и как была реализована задумка.

– Идея проекта появилась спонтанно, когда я смотрела за тем, как один из детей раскапывает еду в тарелке, чтобы «добраться» до одного из рисунков, запечатленных на дне. И я подумала, что было бы замечательно, если бы дети все время видели бы не один и тот же рисунок, а он бы менялся. Поэтому в первой версии проекта у тарелки было прозрачное дно, за которым «прятался» веселый рисунок.

С этими задумками я уехала во Францию на курс MBA. Преподаватели, чья задача – раскрыть потенциал каждого студента, отлично мотивировали нас и всячески помогали продвижению наших идей. Я рассказала о проекте в классе и получила достаточно высокую оценку как у учащихся, так и у преподавателей.

– Позитивная реакция на проект усилила желание реализовать задуманное?

– Безусловно. После этого я начала более тщательно прорабатывать проект: первое, что сделала, – прототип тарелки из буквально подручных средств, приобретенных в супермаркете. Позже эти прототипы раздали молодым мамам – женам студентов на тестирование.

– Тогда еще на дне был рисунок?

– Да. После тестирования собрали фокус-группу, на которой молодые мамы подсказали, что отсек должен быть больше и там должна быть игрушка как поощрение ребенка. Благодаря конструктивным отзывам молодых мам картина проекта сформировалась окончательно, и по возвращении в Россию я уже четко понимала, какой продукт хочу создать. Оставалось только найти для этого средства.

Первый прототип, собранный из подручных средств из ближайшего супермаркета, тестировали молодые мамы – жены сокурсников

– Привлечь финансирование – непростая задача. Как нашли необходимый источник средств?

– Мне помогло участие в X Казанской (XV Российской) венчурной ярмарке, которую проводили Инвестиционно-венчурный фонд Татарстана и Российская ассоциация венчурного инвестирования. Откровенно говоря, я не помню, на каком из интернет-ресурсов узнала про нее, но, прочитав материал, поняла, что это именно то, что мне нужно. Я подала заявку, прошла все этапы, и после основной части мероприятия ко мне подошел один из частных предпринимателей, который сказал: «Мне понравился ваш проект, я готов инвестировать в него». Это было два года назад. Недавно инвестор вышел из проекта, окупив свои вложения.

– Участники Казанской венчурной ярмарки* проходят различные тренинги, прежде чем представить свои проекты перед инвесторами. Проходили ли вы их и какую роль они сыграли?

– Да, у нас была очень хорошая программа обучения в преддверии ярмарки. Тренинги с нами проводили разные эксперты, в том числе приглашенные специалисты из-за границы. Мне очень понравился формат: нам помогали находить слабые места в презентациях, более правильно подавать свои проекты, ставили речь. Если честно, те материалы, которые я создала по результатам тех тренингов, я еще много где использовала.

По итогам Казанской (Российской) венчурной ярмарки Александра Жданова получила награду за лучшую презентацию проекта. Презентацию оценил и частный инвестор

«САМОЕ СЛОЖНОЕ – ПЕРВЫЕ ПРОДАЖИ»

– После того как у вас появился единомышленник-инвестор, дела пошли лучше или сложности продолжали преследовать?

– Когда запускаешь абсолютно новый продукт для рынка, сложностей избежать невозможно. Самый сложный период – первые продажи. Потому что не знаешь, с чего начать. Пытались сначала продавать в розницу, ходить на ярмарки, продавать с сайта. Потом мы поняли, что это не то, чем должны заниматься, что наш путь – это B2B. То есть работа с крупными заказчиками: магазины, ресторанные сети. 

– Но прежде чем продать продукт, его надо создать. Как появился итоговый продукт PlayMeal, который уже пошел в продажу?

– Мы действовали последовательно, как и многие другие предприниматели. Сначала наняли хорошего дизайнера из Великобритании, потом изготовили пресс-форму и дальше произвели в Китае первую партию – 5 тысяч штук. Партия целиком была реализована в России.

Когда у нас только начались продажи в России, со мной связалась представительница одной из американских компаний, которая увидела PlayMeal на одном из краудфандинговых сайтов. Американцы предложили купить у нас лицензию. В итоге подписали договор лицензии – теперь они производят тарелки в Китае и продают их в Америке, а нам выплачивают роялти. Нам понравился этот опыт сотрудничества, и мы решили выходить на рынки других стран.

Я наняла человека, который ездил по международным выставкам, собирал контакты и предлагал нашу продукцию. И месяц назад мы подписали договоры с двумя дистрибьюторами из Германии и Великобритании. Учитывая тот факт, что они выступают в роли поставщика, для нас такое сотрудничество с экономической точки зрения интереснее.

– А американцы выкупили лицензию, потому что ваш товар имеет патент?

– Да. У нас есть патент в России и подана международная заявка, которая позволяет запатентовать товар в любой из стран в течение 1,5 лет. И одно из условий лицензионного договора с Америкой – что мы подадим на патент в США.

– Что именно патентовали? Тарелка же и есть тарелка.

– Запатентовали «полезную модель», есть такой термин. Патентовали саму концепцию-конструктор тарелки. Она ведь состоит из нескольких частей.

«Волшебная» тарелка PlayMeal с игрушкой внутри уже вышла на рынки России, США, Германии и Великобритании

«ТАРЕЛКА PLAYMEAL АБСОЛЮТНО БЕЗОПАСНА ДЛЯ ДЕТЕЙ»

– Какие навыки у ребенка позволяет развить тарелка PlayMeal?

– Самый главный навык – учит детей самостоятельно кушать. Многие мамы страдают от того, что ребенка надо кормить с ложки или он не хочет есть сам. А тут такая беспроигрышная мотивация в лице сюрприза. Мы даже проводили исследование среди покупателей, и самый популярный ответ: «Ребенок научился есть сам!»

– Получается, тарелка рассчитана на детей от 1 до 3 лет?

– Скорее от 1,5 до 5 лет, потому что даже взрослые дети, которые уже ходят в сад, часто капризничают и просят покормить их с ложечки. Но не ранее 1,5 лет, потому что в этом возрасте дети еще не понимают всех тонкостей.

– Каждый родитель, приобретая что-то новое для ребенка, всегда думает о безопасности. Вы об этом позаботились?

– Безусловно. Именно поэтому тарелка в PlayMeal сделана из качественного пищевого пластика (без БФА и меламина) и абсолютно безопасна для детей. Она не бьется и не выделяет красящих веществ. Ее можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволновой печи. В каждый комплект входят 3 игрушки-сюрприза.

– Кстати, как подобраны игрушки и почему в наборе всего три штуки?

– Количество игрушек можно дополнять, коллекций много. В каждой из них по 7–10 игрушек. В наборе идут только те игрушки, которые испытаны временем и вызывают интерес у всех детей. Но сейчас мы думаем о том, чтобы в наборе сразу было 20–30 игрушек-карточек, которые помимо интереса будут чему-то еще обучать малышей.

– Кто придумывает дизайн игрушек, как формируются коллекции и где можно приобрести набор PlayMeal?

– Игрушки придумываем сами. Иногда черпаем идеи на различных иностранных сайтах, а иногда заказываем готовые продукты у иностранных партнеров. PlayMeal можно приобрести на официальном сайте PlayMeal.ru, а также в интернет-магазинах Babadu.ru Mamsy.ru и таких сетях, как «Правильные игрушки» и «Республика».

– Есть ли у вас конкуренты? 

– Да, конечно, но их не очень много. И самое главное отличие – они развлекательные, а не развивающие. В то время как мы учим ребенка добиваться цели – съесть то, что положила мама, учим более серьезно относиться к еде, а не играть с ней. Ведь ребенок, который не съел порции супа или другой полезной еды, будет «наверстывать» калории при помощи сладкого – именно этого боятся все родители. Потому что можно «посадить» желудок. PlayMeal же помогает каждому малышу приспособиться к полезной пище и всегда получать от процесса удовольствие.

*18+
Фото с сайтов prav.tatarstan.ru, myplaymeal.ru