Обновление транспортной схемы на перспективу до 2023 года накануне чемпионата мира по футболу-2018 заказал исполком Казани Обновление транспортной схемы на перспективу до 2023 года накануне чемпионата мира по футболу – 2018 заказал исполком Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕНЬГИ — НЕ ГЛАВНОЕ: КАК МНОГОЛЕТНИЙ ПАРТНЕР КАЗАНИ ПРОИГРАЛ «БИТВУ ДОКУМЕНТОВ» ЗА ПРАВО РАЗРАБОТКИ «АНТИПРОБОЧНОЙ ПИЛЮЛИ»

Обновление транспортной схемы на перспективу до 2023 года накануне чемпионата мира по футболу – 2018 заказал исполком Казани. Итоги тендера комиссия подвела 7 июля. Победителем стал московский НИИ автомобильного транспорта (ОАО) — он предложил выполнить работы за 23,8 млн рублей при максимальной цене контракта 25,1 миллиона.

Но сыграла свою роль отнюдь не цена. Многолетний партнер — Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга — готов был подрядиться за 20 млн рублей. Напомним, что питерцы разрабатывали для Казани комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД) и парковочного пространства города. В 2015 году они также проектировали «транспортную революцию»  Наиля Магдеева (к слову, отзывы оказались неоднозначны — некоторые, пусть и не самые крупные участники рынка, сочли, что питерцы лишь косметически доработали существующую сеть). Ранее в 2007 году они меняли схему движения общественного транспорта в столице РТ, когда произошел масштабный переворот — Казань перешла от маршруток к большим автобусам. Несмотря на близкое знакомство с Казанью и Татарстаном, НИПИ ТРТИ отстал от победителя по показателям опыта (18 работ аналогичного уровня сложности) и деловой репутации (было представлено 13 отзывов). НИИАТ похвастался 33 разработками и 34 отзывами предыдущих заказчиков. Так что скорее тут виноват сам НИПИ ТРТИ — заявку он представил хорошую, но проиграл в «битве документов».

Всего же на конкурс было подано 7 заявок. Самым доступным по цене оказалось предложение пермского ООО «Агентство дорожной информации «Радар» — компания запросила 15,7 млн рублей. Самой дорогой стала заявка известного Московского автодорожного института (МАДИ) — 24,9 млн рублей. Однако конкурсная комиссия отклонила обе, найдя несоответствия в конкурсной документации. Пермяки, к примеру, предоставили недостоверные данные относительно одного из контрактов, а в МАДИ позабыли о доверенности.

УНИВЕРСИТЕТ ИННОПОЛИС НЕ ИСКЛЮЧАЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА С МОСКОВСКИМ ПОБЕДИТЕЛЕМ

В числе отклоненных оказались и предложения АНО высшего образования «Университет Иннополис» — она бралась разработать схему за 20 млн рублей.

Однако среди критериев оценки весомыми являются опыт и деловая репутация. А университет не смог представить отзывы на свои предыдущие работы из других городов, хотя и представил в качестве своего опыта 14 проектов аналогичного уровня. Кроме того, у москвичей оказалось довольно много (29) предложений по будущим изысканиям. Университет Иннополис внес предложения по 5 пунктам технического задания.

В вузе инногорода вместе с тем убеждены, что опыт специалистов Иннополиса можно использовать в подобной работе. Свою позицию в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сформулировал  директор по связям с общественностью Университета Иннополис Тимур Фазуллин. «Консорциум проекта состоит из квалифицированных взаимодополняющих ученых с большим опытом выполнения национальных и международных проектов, работающих в лаборатории интеллектуальных транспортных систем Университета Иннополис, — сообщил он. — Участники консорциума имеют опыт работы в ведущих академических институтах и исследовательских лабораториях России, Беларуси, Франции, США, Южной Кореи, Канады, Германии, Великобритании, Швейцарии, Италии».

Эксперты участвовали в проектах по моделированию транспортных систем Москвы, Казани, Тулы. Также есть опыт взаимодействия с компаниями, разрабатывающими программное обеспечение для транспортного моделирования (PTV), проектными организациями (НИ и ПИ Генплана Москвы) и ЦООД города Москвы. А профессор вуза, предполагаемый руководитель проекта, имел опыт внедрения своих алгоритмов в оборудование компании Optima, которое было установлено в Казани в рамках подготовки к Универсиаде-2013.

«Но результаты тендера оцениваем не мы, — пояснил Фазуллин, заметив, что вуз вряд ли будет обращаться в федеральную антимонопольную службу. — В конкурсной документации цена является не самым важным аспектом и занимает 20 процентов от оценки заявки. Сейчас мы все еще анализируем результаты, но обжалования, скорее всего, не будет».

Вместе с тем университет не исключает переговоров с компанией-победителем — так что возможно сотрудничество на условиях субподряда.

«В городе произошли большие изменения. Это и транспортный план Универсиады, и строительство новых дорог и микрорайонов, в связи с чем меняются транспортные связи» «В городе произошли большие изменения. Это и транспортный план Универсиады, и строительство новых дорог и микрорайонов, в связи с чем меняются транспортные связи» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЛОВИНУ ДЕНЕГ СНОВА ДАЛА ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Как оказалось, половину средств на новую транспортную схему — 13,4 млн рублей — город получил по программе снижения парниковых газов ООН. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщила зампред комитета по транспорту исполкома Людмила Алешина. Сотрудничество это, напомним, уже давнее — КСОДД Казани разрабатывался также при участии этой программы.

«В соответствии с законодательством транспортную схему необходимо корректировать каждые 5 лет, — пояснила она. — Предыдущий контракт у нас завершился. Кроме того, в городе произошли большие изменения. Это и транспортный план Универсиады, и строительство новых дорог и микрорайонов — достаточно вспомнить „Салават Купере“, в связи с чем меняются транспортные связи».

В рамках этой работы необходимо провести экономическое обоснование маршрутов во взаимоувязке с тарифной политикой и стандартами качества. Нельзя, с одной стороны, увеличить интервалы движения и тарифы в угоду перевозчикам или снизить требования к автопарку в ущерб пассажирам. Но и экономика тарифа должна быть такой, чтобы перевозчик мог обслуживать те или иные маршруты — иначе на них просто не будет заявок. Есть также блок изменений маршрутной сети в связи с чемпионатом мира по футболу в 2018 году, а также документ планирования перевозок — каждый регион должен разрабатывать его в соответствии с требованиями закона №220 ФЗ, рассказала Алешина.

Разработчик должен предложить оптимизацию маршрутной сети на срок до 2023 года, проведя анализ пассажиропотоков и социальные опросы населения Разработчик должен предложить оптимизацию маршрутной сети на срок до 2023 года, проведя анализ пассажиропотоков и социальные опросы населения Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы ожидаем, что результаты работы будут к концу года, она также должна пройти экспертизу ПРООН, — добавила она. — Разработчик должен представить не менее двух вариантов новой рациональной маршрутной сети. Один должен быть приближен к существующей схеме, другой — альтернативный с учетом улучшения качества обслуживания и экономики маршрутов для перевозчиков. Перевозчик, естественно, должен покрывать свои затраты, но при этом нужна такая маршрутная сеть, чтобы сохранить или сдержать рост тарифов для пассажиров».

Разработчик должен предложить оптимизацию маршрутной сети на срок до 2023 года, проведя анализ пассажиропотоков и социальные опросы населения, и подготовить условия для проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в Казани. Одним из вариантов может стать отказ от кондукторов на транспорте с модернизацией системы оплаты проезда. Перед утверждением схема пройдет рассмотрение в Казгордуме, документ будет размещен в открытом доступе, а комитет будет принимать отзывы от всех заинтересованных.

Перевозчики, к которым обратился корреспондент «БИЗНЕС Online», пока ничего не могут сказать о новой транспортной схеме. С одной стороны, отказ от кондукторов для компаний будет более удобным с точки зрения расчетов: снижается риск недостачи, связанный с человеческим фактором. С другой стороны, надо обеспечивать оплату техническими средствами и в целом перестраивать работу автобусных бригад, что потребует небольшой революции на самих предприятиях. Но пока схемы нет, рассуждать о ней предметно в компаниях не готовы.