Правительственная делегация еще до начала праздника приняли участие в церемонии открытия в селе Ерепкино дома культуры Правительственная делегация еще до начала праздника приняла участие в церемонии открытия в селе Ерепкино Дома культуры

СОБИРАЛСЯ НА УЯВ, НО ПРИШЛОСЬ УЕХАТЬ В ПИТЕР

Если для большинства жителей нашей страны Нурлат — это лишь один из райцентров Татарстана, то раскиданный по миру более чем полуторамиллионный народ вот уже десяток лет считает этот город культурной столицей чувашей всего мира. Именно в Нурлате с 2006 года проходит всероссийский национальный праздник Уяв. На самом деле его статус не ограничивается Россией, сюда со всего земного шара съезжаются представители древнего тюркского этноса. Вернее, съезжались, по крайней мере, в те времена, когда главой района был Фатих Сибагатуллин, ныне депутат Госдумы РФ, который и был автором идеи проводить здесь грандиозный Уяв. В этом году зарубежных чувашей на празднике замечено не было, но высокие гости из столицы ЧР, как всегда, присутствовали. Правительственная делегация во главе с председателем Госсовета Чувашии Валерием Филимоновым, министром культуры Константином Яковлевым, президентом чувашского национального конгресса Николаем Угасовым еще до начала праздника приняла участие в церемонии открытия в селе Ерепкино Дома культуры. Вице-спикер парламента Римма Ратникова — представитель Татарстана — извинилась за своего шефа. «Фарид Хайруллович Мухаметшин (председатель Госсовета Татарстана — прим. ред.) передал вам огромный привет, он сам собирался сегодня приехать на Уяв, но ему пришлось уехать в Питер — там Сабантуй сегодня. Айрат Миннемуллович Сибагатуллин (министерство культуры) вам свой привет большой шлет, потому что по этой программе у нас в основном работает министерство культуры нашей республики», — обратилась к гостям праздника Римма Атласовна.

Культурное ведомство представляла заместитель Сибагатуллина Гузель Шарипова, приехавшая в Ерепкино со своим супругом — депутатом Госсовета РТ, директором Дома дружбы народов Иреком Шариповым. От федерального центра выступил депутат Госдумы России Айрат Хайруллин, который охарактеризовал местное население как старательное и полилингвальное: «Чуваши — очень трудолюбивый народ, у меня папа из Алькеевского района, здесь рядом. Чем особенны проживающие здесь чуваши и татары, так это тем, что практически все татары говорят по-чувашски, а чуваши — по-татарски».

Гостей встречали хлебом-солью, знакомили на специально построенном подворье с особенностями быта и жизни чувашского народа Гостей встречали хлебом-солью, на специально построенном подворье знакомили с особенностями быта и жизни чувашского народа

«НАС ОЧЕНЬ МНОГО, НЕ ПРАВДА ЛИ? БОЛЕЕ 116 ТЫСЯЧ»

Сразу же после церемонии открытия клуба все погрузились на машины и отправились в райцентр (благо ехать недалеко — пяток километров), для того чтобы отметить Уяв-2017. Гостей встречали хлебом-солью, на специально построенном подворье знакомили с особенностями быта и жизни чувашского народа. Праздник совпал в этом году с Днем семьи, любви и верности, поэтому часть стендов и театрализованных сценок была тематически посвящена этому празднику. Чуваши, про которых говорят, что они лучшие после немцев, по крайней мере в России, пивовары, всех подряд угощали «чаваш сари» — хмельным напитком, который называли скромно «наш квас». Любителям чего покрепче наливали медовуху и самогон из огромных бутылей, какие можно увидеть лишь в старых фильмах про гражданскую войну. Что касается спиртных напитков в традиционной таре, то они на Уяве не продавались.

Чуваши, про которых говорят, что они лучшие после немцев, по крайней мере в России, пивовары, всех подряд угощали «чаваш сари» Чуваши, про которых говорят, что они лучшие после немцев, по крайней мере в России, пивовары, всех подряд угощали «чаваш сари»

Пройдя все ряды, гости направились к сцене, где главный представитель Чувашии, Филимонов, зачитал всем приветствие от главы республики Михаила Игнатьева — с поздравлениями по случаю праздника и словами благодарности за сотрудничество и укрепление межнациональных связей и дружбы двух братских народов. 

Поздравляя всех с Уявом, спикер чувашского парламента сказал, что этот праздник сегодня пользуется большой популярностью, несет огромный духовный и нравственный заряд, способствуя укреплению культурных связей между республиками Татарстан и Чувашия, росту взаимопонимания, добрососедских отношений братских народов: «Веселый праздник заряжает всех положительными эмоциями, а атмосфера дружбы, душевности обеспечивает надежные скрепы представителей разных поколений, национальностей и вероисповеданий».

«Даже Всевышний помогает нам», — Хайруллин так охарактеризовал ясную погоду, которая выдалась на Уяв, ведь накануне не переставая лил дождь. Также депутат назвал Нурлат столицей чувашского народа в Республике Татарстан, что подтвердил и депутат республиканского парламента, председатель совета директоров Казанского жирового комбината и председатель чувашской национально-культурной автономии Татарстана Дмитрий Самаренкин: «В дружной семье братских народов нашей республики чуваши по численности после татар и русских занимают третье место. Нас очень много, не правда ли? Более 116 тысяч. Наибольшее количество проживает в Нурлатском, Аксубаевском, Дрожжановском, Буинском, Тетюшском, Альметьевском, Черемшанском районах, в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске. Созданы национально-культурные центры в 24 районах республики. Издается 5 газет на чувашском языке, в 98 школах преподаются чувашский язык и литература, в Нижнекамске работает чувашская гимназия».

Дмитрий Самаренкин: «В дружной семье братских народов нашей республики чуваши по численности после татар и русских занимают третье место» Дмитрий Самаренкин: «В дружной семье братских народов нашей республики чуваши по численности после татар и русских занимают третье место»

Как сказал «БИЗНЕС Online» Угасов, чуваши как татары — большинство живет за пределами своих национальных республик: «Всего чувашей где-то 1 миллион 600 тысяч. За пределами Чувашии проживает больше половины. По всей Российской Федерации у нас есть более 90 национально-культурных автономий. Есть соотечественники и за границей, например в Казахстане, Беларуси, Прибалтике». В этом году, к сожалению, представители зарубежных чувашей в Нурлат не приехали.

Традиционный элемент праздника — большой хоровод Традиционный элемент праздника — большой хоровод

ГАРМОНИСТ В СТИЛЕ РОК, КРАСАВИЦА И БОГАТЫРЬ, ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Началось празднование с традиционного обряда — прочитали молитву и вбили в землю березовый колышек, что символизирует окончание весенне-полевых работ. Вообще, слово «уяв» означает «блюсти», «соблюдать». И люди соблюдали традицию праздника, один из элементов которого — большой хоровод. По словам руководителя фольклорного ансамбля из деревни Старое Ильмово Черемшанского района РТ Елены Селивановой, хороводы начинают водить с Троицы и до Петрова дня. Но Уяв только этим не ограничивается: на площадке можно было приобрести сувенирную продукцию, проходили всевозможные игры, со сцены звучали песни древнего народа. Гостей развлекали национальные фольклорные коллективы из различных регионов России: из Чувашии, например, приехали ансамбли «Сявал», «Сеспель», танцевальный коллектив «Нота G», «Тагаш». Победитель конкурса «Гармонист Уява» Анатолий Мрясов из села Четырла Шенталинского района Самарской области исполнил на гармошке и спел рок-композицию.

Одно из главных развлечений — чувашская борьба керешу. Ее правила отличаются от татарской корэш Одно из главных развлечений — чувашская борьба керешу. Ее правила отличаются от татарской корэш

Одно из главных развлечений — чувашская борьба керешу. Ее правила отличаются от татарской корэш — в татарской борьбе нельзя зацеплять, нужны броски, чтобы положить соперника на лопатки, а здесь можно красиво поставить подножку. «Этот вид легче», — сказал абсолютный батыр Уява Рамис Гузаеров (татарин по национальности). Житель Нурлата доставшегося ему в тяжелой схватке барана планирует пустить на шашлык, поскольку у него с друзьями есть такая традиция — после победы устраивать в лесу пикник. А вот о том, что он как победитель должен просить руку и сердце самой красивой девушки праздника, Рамис, оказывается, даже не слышал. Между тем в древности именно богатырь сватался к мисс Уяв. В Нурлате за обладание столь престижного звания «Уяв пики» («Красавица Уяв») боролись чувашские красотки со всей страны. В результате это звание получила 20-летняя студентка Института культуры из Казани Анастасия Павлова.

«В таком конкурсе участвую в первый раз в жизни, — сообщила красавица. — Для меня это очень положительные, яркие эмоции, думаю, что они останутся на всю жизнь. Надеюсь, будет еще и продолжение таких конкурсов. На мой взгляд, участвовать в них — это очень большая честь».

Услышав о том, что, согласно традиции, богатырь должен жениться на «Уяв пики», Анастасия, чье сердце еще свободно, радостно заметила: «Надо будет с ним познакомиться». Но, как оказалось, абсолютный батыр к прекрасной мисс так и не подошел. Видимо, торопился на пикник. А может, начал готовиться к следующему состязанию, ведь в соседнем Аксубаевском районе праздник должен был состоятся уже на следующий день после нурлатского.