Рустам Курчаков: «Настроения сегодня тревожные, в верхах — более «либерально-космополитичные» (если есть куда смыться), в низах — чаще «подневольно-крепостнические» (если некуда бежать)» Рустам Курчаков: «Настроения сегодня тревожные, в верхах — более «либерально-космополитичные» (если есть куда смыться), в низах — чаще «подневольно-крепостнические» (если некуда бежать)»

ЖИЗНЬ ИНОГДА ЖИВОПИСУЕТ БЫСТРЕЕ ИНЫХ ХУДОЖНИКОВ

Наверное, не ошибусь, если скажу, что подспудным мотивом организации и работы круглого стола (КС) стало предощущение ускоряющихся перемен во всех сферах жизни и на всех уровнях — глобальном, страновом и местном. Конечно, глубина, диапазон и окраска этих ощущений у всех людей разные. При этом у всех более или менее тревожные, в верхах — более «либерально-космополитичные» (если есть куда смыться), в низах — чаще «подневольно-крепостнические» (если некуда бежать) и т.д.

Поэтому, подводя итоги КС, полезно спроецировать созданную усилиями экспертов-докладчиков общую картину ситуации на региональную плоскость, которая всегда более конкретна, контрастна и цветаста. Для многих читателей, как видно, это пока еще даже не картина, выполненная крупными мазками, а только палитра с разными красками. А некоторые — с расфокусированным зрением — видят за столом «абстракционистов», вместо картины — только мазки, и честно говорят: «Это мазня!»

Но сама жизнь иногда живописует быстрее иных художников, и за неполный месяц со времени события она дополнилась важными деталями и штрихами. Тем яснее конечная цель прошедшего КС — указать направление, вектор внимания, и, как говорится, имеющий глаза и уши — увидит и услышит.

Вопреки муссируемым предположениям, что КС был заказан кем-то из республиканских верхов (видимо, по аналогии с недавним ангажементом «Изборского клуба») — тема Татарстана ни в докладах, ни в ответах на вопросы, ни в кулуарах вообще не затрагивалась, — настолько плотным было обсуждение основной темы, хотя участники КС не раз бывали в Казани, относятся к Татарстану с симпатией и знают наш регион лучше многих других экспертов. Наверное, ситуация и перспективы республики могли бы стать темой отдельного КС, если продолжение последует.

Но в любом случае задача системно и с высокой планки оценить текущую ситуацию в Татарстане, произвести ревизию имеющегося потенциала на пороге надвигающихся перемен и наметить приоритеты и способы обновления экономической модели, отношений в социуме и всего остального, что назрело и наболело, — это задача самих татарстанцев как регионального социума, то есть граждан, объединенных общими региональными интересами и сидящих в одной лодке в потоке перемен.

Вспоминается вывод, которым поделился Михаил Делягин: произошел переход в массовом сознании от «клипового» мышления и восприятия к «кликовому» «Вспоминается вывод, которым поделился Михаил Делягин: произошел переход в массовом сознании от «клипового» мышления и восприятия к «кликовому»

ТРЕСНЕТ ЛИ ЛОДКА?

«Когда все крысы убежали,
корабль перестал тонуть»
Общедоступная группа «Еврейский анекдот», город Ивано-Франковск

Признаки нестабильности и угрозы раскола этого социума на «материально обеспеченных», «социально озабоченных» и еще дюжину группировок и сект (см. доклад Михаила Делягина о новациях социальной стратификации), приглушенные эпохой «малого процветания» Татарстана («малое процветание» — термин из китайской теории циклов, используемый военным китаеведом Андреем Девятовым), вполне проявились в результате системного краха Татфондбанка, круги от которого еще не все разошлись и не всех аффилированных смыли. Кроме того, часть татарстанцев как никогда резонирует с протестными акциями по стране.

Потому и несостоявшаяся пролонгация договора, закреплявшего особый статус республики в составе РФ, на этом фоне прошла как симптом болезни, о которой не принято говорить вслух. И только комментаторы БО, от «бессилия собственного бесстрашия», поставили рекорд  — полторы тысячи откликов. Вспоминается вывод, которым поделился Делягин: произошел переход в массовом сознании от «клипового» мышления и восприятия к «кликовому».

Можно, конечно, этих трещин не замечать, но «кто не успел, тот опоздал». Поэтому надо видеть, что прежние «скрепки» шаймиевской эпохи — местечково-патриотические, национально-толерантные, оборонительные от московских приватизаторов и т. д. — теперь уже не работают, а новые и адекватные сегодняшним вызовам эпохи перемен еще не изготовлены.

За следующим поворотом вдруг станет ясно, что главный кризис даже не в экономике, а в идеологическом хозяйстве. А идеология в России фактически запрещена Конституцией, в Татарстане же она до сих пор худо-бедно поддерживалась в своеобразном местном формате: «сказками старого бабая» и легендами о старине местных ученых историков. Но это все — для туристов, для музеев и антуража, церемоний открытия спортивных и музыкальных шоу, на потеху чудаковатым фермерам и диванным комментаторам — но не для дела. На такой «национальной идее» не только будущее не построишь, но и сегодняшние проблемы не решишь. Короче, полный «Инкыйраз», и не через 200 лет, как предрекал Гаяз Исхаки, а гораздо раньше («Ике йоз елдан сон минкыйраз» — «Вымирание через 200 лет»).

Разумеется, перечень и остроту угроз, как и само их наличие, можно по-разному оценивать, в зависимости от темперамента и жизненного опыта. Но вряд ли кто-то станет отрицать, что руководство республики (система и аппарат, а не конкретные персоналии) и, так сказать, местная элита, в том числе известный всем читателям «БИЗНЕС Online» фермер, пока еще не готовы к переходу от шумного пиар-бизнеса под языческим девизом «Булдырабыз!» к тихому и уверенному хозрасчетному хозяйству (шыпырт & чамалап), управляемому в состоянии духа Бисмиллаh (Именем Всевышнего — на выбор: Алла, Ходай, Тенгрэ, Алтай-Кудай, Раббэ, Господь — всего 99 имен на все случаи жизни и для всех субъектов Федерации) и под гарантии «Алла бирсэ» («Дай Бог!»). Именно эта хозяйственная модель тысячелетиями выживает на просторах матушки Евразии, независимо от катаклизмов.

Необходимость позитивного обновления всех аспектов российской и татарстанской жизни — вопрос номер один сегодняшней повестки дня «Необходимость позитивного обновления всех аспектов российской и татарстанской жизни — вопрос №1 сегодняшней повестки дня»

17-Й ГОД — «РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ НАОБОРОТ»

Необходимость позитивного обновления всех аспектов российской и татарстанской жизни — вопрос №1 сегодняшней повестки дня. Прошлый год полностью развеял иллюзию, что кризисная волна уляжется сама собою, что на смену ей придет долгожданная волна подъема и все вернется на круги своя. И на недавней прямой линии президента России пришлось вместо обещанной два года назад волны подъема демонстрировать только «статистическую рябь». Но и ради этой «ряби» пришлось Госкомстат срочно переподчинить минэкономики.

Минувший год страна прожила в атмосфере «революционной ситуации наоборот», когда растерявшиеся верхи, потеряв привычные бразды правления, своими непродуманными и суетливыми решениями и проектами, прежде всего в финансово-налоговой сфере, стали возбуждать и фактически подталкивать низы на протестные действия. А низы, в свою очередь, терпеливо и стойко держались, не поддаваясь на эти провокации — до тех пор, пока весной текущего года этот сдерживаемый на грани срыва протест не выплеснулся на улицы городов в виде маргинальной энергии социально неразумных и эмоционально неуравновешенных...

Маргинальный уличный протест — древнегреческий вид игры в поддавки между верхами и низами на черно-белой плоскости демократии. В российской культуре обычно играется по правилам «подкидного дурака в поддавки», а использование сетевых технологий придает старинной игре привлекательный современный драйв. Самый мощный интеллект в такой игре обречен на проигрыш, т. к. она идет по иррациональным схемам. Впрочем, цифровые технологии притупляют индивидуальное искусство протестных лидеров, поэтому нынешние навальные индивидуально не так сильны, как столетие назад — поп Гапон или Роман Малиновский, который долго морочил голову самому Ульянову-Ленину.

С другой стороны, нынешние верхи, за исключением двух-трех фигур, работающих на царя, и еще двух-трех, сидящих в засаде, настолько слабы, то есть стиль и методы управления настолько неадекватны изменившейся ситуации, что система госуправления как минимум на два порядка ниже, чем в царской России накануне 17-го.

Вот свежая выписка из истории болезни: Иосиф Сталин поднял эту систему, упавшую после 17-го года «ниже плинтуса», на уровень геополитических конкурентов (какой ценой — другой вопрос), потому что создал государственное хозяйство, вокруг которого было построено народное хозяйство. После Сталина эти два взаимосвязанных хозяйственных комплекса взаимно коррумпировались — вначале медленно и в пределах «нормы», а после Михаила Горбачева и Бориса Ельцина — стремительно, «беспредельно» и неотвратимо. Никакой здоровый общественный строй в такой системе невозможен, поэтому коррупция стала основой не только государства, но и всего больного общественного организма — такова теперь цена вопроса. Борьба с коррупцией в этой системе означает, что один больной орган находится в смертельной борьбе за выживание с другим больным органом.

С трезвой точки зрения понятно, что уличный протест в самом лучшем случае может привести к наказанию (обычно условно-досрочному и без конфискации имущества) отдельного особо наглого коррупционера или облегчить положение группы то ли обманутых, то ли обманувшихся клиентов. Но что делать, когда и если к обманутым дольщикам, вкладчикам и т. д. по цепной реакции падающего домино прибавляются обманутые банкиры, бизнесмены, чиновники и т. д.? А ведь этот процесс уже пошел... И, не дай Бог, если на самом верху — «Ах, обмануть меня не трудно — я сам обманываться рад!» (Александр Пушкин)

еперь уже ясно, что просвет в будущее проявляется не через экономику  (перечитайте доклад Михаила Хазина), идеологию и прочие опостылевшие социальные институты «Теперь уже ясно, что просвет в будущее проявляется не через экономику (перечитайте доклад Михаила Хазина), идеологию и прочие опостылевшие социальные институты»

ТАТАРСТАН НА ПЕРЕПУТЬЕ: НЕМОЩЬ ИЛИ ПОДМОГА РОССИИ?

Актуальность проблемы углубляющегося разрыва между правящей, но не справляющейся с управлением элитой и волнующимися, беспокойными низами, которые активно раскалываются на разнородные группы «социально озабоченных», хорошо видна на примере относительно благополучного, до недавнего времени, Татарстана.

С одной стороны, Татарстан по инерции «Булдырабыз!» продолжает успешно демонстрировать «казанскую помощь» на фоне «петербуржско-московской немощи» — вспомним прошедший недавно 21-й петербургский форум. Но с другой — нельзя не заметить, что позабытая «модель Татарстана», в свое время озвученная на весь мир, давно уже потихоньку разрушается, а после банкротства «Вамина» и краха Татфондбанка этот процесс идет уже как цепная реакция.

Теперь уже ясно, что просвет в будущее проявляется не через экономику (перечитайте доклад Михаила Хазина), идеологию и прочие опостылевшие социальные институты. Похоже, институт религии тоже одной ногой встал в этот скорбный ряд — позиция не рабочая, а страдательная. Ближе всех к просвету — совестливые и сердечные (не путать с «духовными» и «рерихнутыми»). Но и они давно примолкли. Почему — потому что за четверть века — срок поколения — устали. И без серьезного повода не заговорят. За них пока это делают знаки и знамения «Хава торышы» — то есть состояние околоземных сфер и дыхание Земли...

Непокаянная «Булгария», утонувшая 6 лет тому назад 10 июля 2011 года, вместе с детьми, собранными в игровой комнате, отзовется неприкаянной Болгарской исламской академией. Говорят, красивое здание стоит, а заполнить его некем...

Сверху слышен диалог:

— А где же ваши богословы и традиционный ислам?

— Они утонули... (почти как Путин о «Курске»)

— Ну тогда давайте сами, как сможете... Пусть пока Камиль Шамильевич порулит...

Эстагфируллаh! Прости Господи, что помянул беду! А как же ее не помянуть? Ведь годовщина на днях. И у кого сердце не защемит?

...(Это был единственный случай 6 лет назад, когда «БИЗНЕС Online» не пропустил мой пост, посвященный «Булгарии». Почему-то мне кажется, что на сей раз этот «меморандум» не отредактируют. Он слишком важен для осознания происходящего и просвета в будущее).

В связи с этой вскрывшейся гранью между «видимым всем и невидимым» (для многих эта грань стала «стеклянной дверью») следует отметить важное качество состоявшегося КС, неуловимое текстами стенограмм «В связи с этой вскрывшейся гранью между «видимым всем и невидимым» (для многих эта грань стала стеклянной дверью) следует отметить важное качество состоявшегося КС, неуловимое текстами стенограмм»

ПЕРЕД СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРЬЮ...

В связи с этой вскрывшейся гранью между «видимым всем и невидимым» (для многих эта грань стала стеклянной дверью) следует отметить важное качество состоявшегося КС, неуловимое текстами стенограмм. Оно состоит в том, что собрались не безбожники-атеисты, а люди с Верой. На моей памяти это, пожалуй, первый случай, когда в круг собрались надконфессионально верующие профессионалы.

Вера не в привычном религиозном смысле, а как умение внутренним усилием соединить Знание смыслов (а не просто «владение информацией») с глубокой личной убежденностью в существовании высшей силы, творящей, направляющей и гармонизирующей мир, независимо от слабостей человеческой природы. И личная готовность служить высшим ценностям, которые не людьми придуманы, а установлены свыше. Разумеется, силу и зрелость Веры может оценить только Всевышний, который знает «глубину сердец».

Легко заметить, как и чем эта надконфессиональная позиция отличается от того, что мы видим в рамках обособленных друг от друга религий, которые, по мере затухания энергии Откровения в сердцах людей, обзаводятся своим местом при власти, бюрократией, монополией на посредничество с Богом и в конечном счете «своим Богом», о котором они знают все до мелочей, как будто получили инструкцию пользователя и права юзера. «Строящие мост вдоль реки никогда не договорятся».

Нынешняя ситуация во многом напоминает ту, что была в начале 90-х, хотя повтор всегда хуже. Однако Господь милостив — он дает шанс, повторяя уроки для тех, кто не справился в первый раз, но при этом усложняет условия задачи. Разве не так? Ведь если посмотреть на ситуацию с противоположной, светлой, стороны туннеля, то у Татарстана есть шанс еще раз выполнить свою историческую роль реперной точки сборки Новой России. Вот на этот просвет и стоит обратить свое внимание.

А пока... Деловые спишут происходящее на форс-мажор, умные увидят воздействие обстоятельств непреодолимой силы, а мудрые воспримут как Всевышнюю волю. Как всегда, не хватает кротких, которые способны производить добро, конвертируя в нее избыточную энергию «бессмысленного и беспощадного». Пришло время перемен.

Как всегда, не хватает кротких, которые способны производить добро, конвертируя в нее избыточную энергию «бессмысленного и беспощадного». Пришло время перемен «Как всегда, не хватает кротких, которые способны производить добро, конвертируя в нее избыточную энергию «бессмысленного и беспощадного». Пришло время перемен»

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ ИЗ БИЛИКА ПЕРЕМЕН

Пребывающий в Потоке

Предавшийся потоку пребывает в потоке, сливаясь с ним.
Поток сам смывает с него грязь и скорлупу восприятия.
Старая короста и двойственность умных сдираются песком, царапая кожу.
Погруженный в поток не нуждается в объяснениях, мнениях, правилах и словах,
объясняющих поток и пребывание в нем.
Поток превыше.

Плывущий в потоке гребет руками и толкается ногами, становясь человеком-амфибией.
Совершая движения, он осваивает поток и настраивает фибры, жабры и струны
на глубины, течения и струи.
Загребая то правым, то левым крылом, он вскрывает поток.
Вскрывая поток, плывущий осуществляет намерение.

Сидящие на берегу пользуются словами, обрядами и правилами.
Немногие из них окунаются в поток,
заходя по щиколотку, по пояс или по горло,
пробуют воду на вкус, и рассказывают об этом сидящим на берегу.
Таких называют Большими Шаманами.
Головы Больших Шаманов сухи и причесаны.

Блуждающие в засушливых полях словесности, вдали от потока и берегов,
испытывают неутолимую жажду,
пока сами не высохнут
и не будут похоронены в тени своих концептов.