«Увольнение» имам-хатыйба Сергиево-Посада Арслана хазрата Садриева — кладезь для аналитики, ибо в нем как в слепке схвачена вся палитра сложных хитросплетений сегодняшнего российского ислама «Увольнение» имам-хатыйба Сергиева Посада Арслана хазрата Садриева — кладезь для аналитики, ибо в нем, как в слепке, схвачена вся палитра сложных хитросплетений сегодняшнего российского ислама» / Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЕ АКЦЕНТЫ

Кто внимательно слушал проповедь муфтия шейха Равиля Гайнутдина, транслируемую на телеканале Россия, не мог не обратить внимания на определенное смещение акцентов, не совсем характерных для речей российского муфтия. Причиной тому — «БИЗНЕС Online». А точнее интервью имам-хатыйба Сергиева Посада Арслана хазрата Садриева, за которым последовала его громкая «отставка»

«Увольнение» Арслана хазрата — кладезь для аналитики, ибо в нем, как в слепке, схвачена вся палитра сложных хитросплетений сегодняшнего российского ислама. Если археологи будущего, помимо обычных артефактов, научатся откапывать новости, то по одному лишь этому сообщению они смогут реконструировать полную картину того, что происходит в наши дни за кулисами муфтиятов. «Отстранение» Садриева без преувеличения многоплановое событие. Сейчас «БИЗНЕС Online» готовит к публикации большое расследование, которое демонстрирует, что его «отставка» — лишь вершина огромного айсберга. Впрочем, не будем торопить события. Обратимся пока к праздничной проповеди Равиля хазрата. Сегодня она послужит нам замочной скважиной, открывающей обзор невидимой части мира исламских реалий.

Муфтий в своей праздничной проповеди, в частности, сказал: «Я призываю всех мусульман к богобоязненности, непоколебимости в отношении следования Священному Корану и Сунне нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Я призываю быть их истинным олицетворением по примеру мусульманских ученых первых поколений, таких как имамы Абу Ханифа, Мухаммада аш-Шафии, Малик ибн Анас, Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен ими Аллах) и многие другие». И далее: «Я призываю к благоразумию и пребыванию вне разных веяний и течений, разделяющих и отдаляющих от того понимания ислама, что передано нам этими великими учеными и присуще большинству последователей пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Идеологическая направленность деятельности духовного управления мусульман Российской Федерации и совета муфтиев России всегда была и будет направлена на то, чтобы донести до российского мусульманского сообщества непреложные во все времена каноны ислама, а также фундаментальные основы, формировавшиеся не одно столетие учеными ахлюс-сунна валь-джама’а, едиными в основополагающих вопросах вероубеждения и религиозной практики!!!»

Теперь расшифруем, что все это значит.

ИСЛАМСКИЙ ЛИДЕР №1

«Отставку» Садриева исламские консерваторы и ретрограды встретили бурными аплодисментами, преходящими в овации. Точнее криками «Аллах акбар!» — аплодировать-то им никак нельзя, ибо средневековые трактовки шариата не велят. Так вот, приведенные места проповеди — это выход Равиля хазрата на бис. Уверен, что те из них, кто, подобно футбольным фанатам, смотрел трансляцию проповеди по телевизору, в этот момент радостно ликовали, подкидывая вверх свои тюбетейки и от несдержанного восторга, проливая на себя чай из пиал. Да, процитированные слова — не что иное, как реверанс Равиля хазрата в сторону мусульманских консерваторов-ретроградов.

«Какая муха укусила Гайнутдина?» — написал в соцсетях известный православный деятель Андрей Кураев после публикации известия о снятии с духовной должности Арслана Садриева. В самом деле, неужели Равиль хазрат начал превращаться в свою противоположность? Давайте разбираться.

Для начала мы должны понимать масштаб личности и ту роль, которую Равиль хазрат играет в мире российского ислама. В отечественной умме он исламский лидер №1. В России около 80 муфтиев, но все они совершенно разного калибра, от мала до велика. Точно так же, как в мире существует множество всевозможных соцсетей, но есть «Фейсбук», который один перекрывает всех их вместе взятых. Так, и Равиль хазрат — мусульманкой лидер России, который, в отличие от многих остальных, не только обладает абсолютной субъектностью, но и субъектностью международного уровня. Он может позволить себе пригласить на свои мероприятия Реджепа Эрдогана, Махмуда Аббаса, президентов среднеазиатских республик, и все они к нему приезжают. Причем лично к нему. Никто другой из российских религиозных деятелей ислама подобным авторитетом похвастаться не может даже близко.

Иногда мы находимся в плену виртуальных цифр. Например, руководство ДУМ РТ часто указывает, что в его подчинении находится около 1,5 тысячи мечетей, что составляет 26% мусульманских приходов России.  Много? Да. Но это в значительной степени статистика мертвых душ. В большинстве своем татарстанские мечети — не более чем деревенские избы с минаретом на крыше, куда приходят 5 - 10 бабаев, а многие не открываются вообще никогда, даже по пятницам, и существуют лишь как призраки былой моды среди преуспевших выходцев из деревень строить молельни на малой родине.

Поэтому, к слову, некоторых статусных в провинции исламских деятелей, как сообщают источники, близкие ДУМ РФ, дальше порога Гайнутдина никогда не пускают. Дело ведь не в количестве мечетей, а в личности. Максимум, на что могут рассчитывать некоторые деятели — встреча, например, с муфтием ДУМ Москвы.  Также и главы государств не строят никаких иллюзий в понимании того, кто есть кто. Они смотрят не на количество, а на качество. Вот почему Равилю хазрату среди российских муфтиев уже долгое время нет равных.

БАРУДИ НАШЕЙ ЭПОХИ

Подобный статус ко многому обязывает. Главный лидер мусульман России, хочет он того или нет, должен быть политиком. А это значит, что он уже не принадлежит себе, а вынужден ориентироваться на большинство. Равиль хазрат, насколько я могу судить о его мировоззрении, против социальных катаклизмов. Он за постепенную эволюцию общества, а не революцию. Именно этим объясняются посылы последней праздничной проповеди Равиля хазрата и неожиданное «увольнение» Садриева.

Не секрет, что большая часть мусульман до сих пор ориентирована на позиции консерватизма. Призывы Садриева подтянуть наше понимание ислама под вневременной эталон его вечной актуальности выступают серьезным интеллектуальным раздражителем традиционалистской части уммы, который даже в дозированном виде вызывает у нее недовольное мычание. Поэтому Равиль хазрат этой части мусульман как бы говорит: «Некоторые мои дети заигрались, но не переживайте: я с вами». По-другому Равиль хазрат не может и не должен поступать. На его плечах — колоссальная ответственность за спокойствие и стабильность в российской умме. И он ее несет ровно так, как положено.

Но значит ли это, что Равиль хазрат сам является консерватором? В каком-то смысле — да, но в большей степени — нет.

Обратимся к фактам. После интервью Садриева на него, равно как и на вашего покорного слугу, обрушился шквал «критики», которая почти вся свелась к тому, что мы являемся учениками Тауфика Камель Ибрагима. Но вот ключевой вопрос, который здесь необходимо задать: как так получилось, что тропинки наших скромных жизней пересеклись с магистралью такого титана мирового уровня, как Ибрагим? Ответ знают далеко не все: благодаря Равилю хазрату.

В свое время он выстроил одно из лучших мусульманских учебных заведений не только России, но, возможно, и мира, где был осуществлен синтез классической исламской и европейской научных традиций. У нас преподавали устазы из аль-Азхара, лучших исламских университетов Сирии и Турции. Уже со второго курса многие предметы велись исключительно на арабском языке, а параллельно мы ходили на лекции звезд мирового исламоведения. У меня, например, руководителем дипломной работы был Леонид Рудольфович Сюкияйнен, а рецензентом — Ибрагим. Не знаю, какой еще дипломник в нашей стране может похвастать такими именами. Мы все благодарны Равилю хазрату за то, что он подарил нам в жизни такую уникальную возможность соединить в себе наработки академической науки и традиции исламского богословия. Абсолютно уверен, что для России это самый правильный путь в сфере мусульманского образования.

С учетом такой предыстории может ли Равиль хазрат упрекать Садриева за идеи, которые выпестовались в нем во многом благодаря тому, что ему усилиями самого муфтия посчастливилось стать учеником Ибрагима? Для толпы — да, может. Повторюсь, он должен так поступать. А вот для тех, кто в теме, Равиль хазрат всегда останется человеком широких взглядов. Поверьте: главы государств не просто так его уважают и считаются с ним.

Приведу другой пример. Под патронажем Равиля хазрата вот уже второй год на крупнейшей концертной площадке страны в «Крокус Сите Холле» проходит театрализованное представление, посвященное мавлиду, рождению пророка Мухаммада. В главной роли — Марат Башаров. А в аккомпанементе — действующие имамы Москвы. Вы можете себе представить, чтобы еще в хоть каком-нибудь муфтияте имамы, читающие пятничные проповеди, в костюме и гриме выходили бы на сцену, чтобы исполнить перед собравшейся публикой роль? Когда Ильдус Файзов баллотировался на пост муфтия Татарстана, кто-то из его оппонентов раздобыл и слил в интернет видео спектакля с участием религиозного деятеля из его театрального прошлого. Поднялся такой вой ретроградов, что это чуть не стоило ему должности. Такой же вой стоял и 100 лет назад, когда зарождался татарский театр: кадимистские муллы отнюдь не находили в своих ханафитских книгах оправдания для «лицедейства» и яростно изобличали рождение новой культурной традиции в нашем народе.

Заместитель муфтия РТ Рафик Мухаметшин в контексте апологетики кадимизма и развенчивания ряда стереотипов часто приводит пример Галимджана Баруди, мол, в своих работах он предстает кадимистом, а в реализуемых проектах — абсолютным джадидом. Действительно, Галимджан хазрат в области богословия не высказывал каких-то революционных идей ни в открытой форме вызова, как это делал Муса Бигиев, ни в скрытой форме тихой проповеди, как это делал Риза Фахретдин. Однако выпускники его медресе — сплошь драматурги, художники, артисты и писатели, ставшие в XX веке культурной и не только элитой татарской нации. Иногда надо смотреть не на слова, а на дела. С этой точки зрения, Равиль хазрат — своего рода Баруди нашей эпохи. И по подходам, и, соответственно, по авторитету.

ЗАИНТЕРЕСАНТ ДЕЛА

А теперь вернемся к «отставке» Садриева. Уже прошло три недели, но никто до сих пор не видел никакого указа о лишении его сана. Ни сам Садриев, ни посетители официальных сайтов ДУМ РФ и ДУМ Московской области. Арслан хазрат благополучно провел праздничную молитву Ураза-байрам  и как ни в чем ни бывало продолжает нести свое служение на посту имама мусульманской общины Сергиева Посада. А был ли вообще указ о его анафеме?

Если бы Равиль хазрат действительно хотел снять Садриева, то он бы сделал это в течение часа. Равиль хазрат смог построить главную мечеть России с проектной стоимостью в $170 млн и реализовал много других не менее масштабных задач. Забудем на минутку, что Садриев является его учеником и воспитанником. Как функциональная единица он в сравнении с Гайнутдином абсолютно несопоставимая по влиянию и возможностям фигура. Он, конечно, не мальчик-колокольчик из города Динь-Динь, но устранить его, приложи сам Равиль хазрат для этого хоть малейшие усилия, в сущности не проблема. Однако на деле этого не происходит.

Откуда же тогда весь сыр-бор? Как я уже писал, сейчас «БИЗНЕС Online» завершает расследование, которое показывает, что инцидент с Садриевым отнюдь не так однослоен, как может показаться на первый взгляд. Пока не будем копать глубоко (этому будет посвящена отдельная статья), но обратим внимание на несколько интересных фактов.

Новость о лишении Арслана хазрата сана появилась на сайте через несколько часов после его интервью, несмотря на то, что это был выходной день, воскресенье, накануне другого выходного дня по случаю дня России. Откуда такая аппаратная резвость? Отчасти тайну приоткрывают последующие события.

В преддверии праздника Ураза-байрам председатель ДУМ Московской области, в непосредственном ведении которого находится община мусульман Сергиева Посада, Рушан Аббясов направил главе города письмо с просьбой предоставить новую площадку для проведения праздничной молитвы и признать незаконной организацию праздничного богослужения в мусульманском молельном доме, который в свое время построил и по сей день возглавляет Арслан хазрат и где верующие собираются уже на протяжении многих лет. Помимо письма, Аббясов вместе со своими подчиненными в течение нескольких дней перед Ураза-байрамом обзванивал активистов прихода с призывами бойкотировать праздник в привычном им молельном доме и переместиться на спортивную площадку, предоставленную администрацией города. При этом данные призывы, по словам сотрудников мечети, сопровождались угрозами со стороны областного руководства мусульман.

В этой непростой ситуации Садриев, надо отдать ему должное, повел себя в высшей степени достойно. «Новость об организации второй площадки для намаза мы восприняли положительно, — сказал он „БИЗНЕС Online“. — В этом году праздник совпал с выходным днем и ожидается большой наплыв людей. Поэтому если будет две площадки, то всем от этого будет только хорошо». В конечном итоге затея Аббясова сорвать прихожанам религиозный праздник с треском провалилась, но при этом она, вырвавшись в публичное пространство, обозначила главного заинтересанта садриевского дела, которому до недавнего времени удавалось оставаться в тени, прячась за спиной Равиля хазрата.

РЕВНОСТЬ И ИНТРИГИ

Арслан хазрат часто повторяет: «Есть два вида математики: „складывать и умножать“, „отнимать и делить“. Мне нравится первый». И, действительно, на какой бы участок работы Арслан хазрат ни приходил, везде он проявляет себя как созидатель и настоящий организатор от Бога. «БИЗНЕС Online» уже писал о некоторых его масштабных инициативах, которые ему в свое время приходилось поднимать с нуля. А вот Рушан хазрат тяготеет к второму подходу. Главные его проекты, на которых он сегодня строит свою карьеру в структуре ДУМ РФ, — прежде всего «Московский международный конкурс чтецов Корана», а также в значительной степени Moscow Halal Expo — достались ему в наследство, причем не от кого-нибудь, а от Садриева. Да и областную организацию мусульман Московской области, которую, слегка подретушировав название, возглавляет Аббясов, также создал в свое время Садриев. Видимо, даже тогда, когда Арслан хазрат решил отойти от больших организационных дел и посвятить себя науке и богословию, его присутствие в структуре ДУМ Московской области кому-то не дает покоя...

Всем неординарным личностям, к которым Арслан хазрат, несомненно, относится, приходится сталкиваться с банальной ревностью и интригами менее одаренных людей. Однако в данном случае глубина ситуации этим далеко не исчерпывается. В действительности мы стали свидетелями не просто аппаратной подножки, но, без преувеличения, масштабной международной спецоперации, большого геополитического гамбита, в котором Садриев — лишь отвлекающий маневр. Впрочем, не будем забегать вперед...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции