Челнинский градсовет не смог «утопить» скандальный проект питерского ретейлера, который, как они считают, закупорит движение и вообще убьет видовое место в поселке ЗЯБ. Городские власти не убедили руководство «Ленты» перенести строительство на другой участок. В качестве компенсации инвестор лишь увеличил число парковок и предложил за свой счет оборудовать сквозной автомобильный проезд.
Городские власти не убедили руководство «Ленты» перенести строительство на другой участок
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Всего три объекта было выставлено накануне на обсуждение челнинского градсовета. Очевидно, это было сделано из соображений экономии времени. Дело в том, что один из проектов знаковый — гипермаркет «Лента» в географическом центре города. Видимо, предполагалось, что его обсуждение будет продолжительным. Но в этот раз дебаты оказались короткими и менее жаркими. Правда, метания копий избежать не удалось.
Проект гипермаркета «Лента» в этот раз представил не его разработчик Касим Тулебаев, а главный архитектор компании из Санкт-Петербурга Анна Козачек. Впрочем, она сразу предупредила, что выступает в данном случае лишь как представитель холдинга. Специалист напомнила, что объект планируется построить на Набережночелнинском проспекте — главной транспортной магистрали, соединяющей старую и новую части города, — на месте бывшего ПАТП-1, разорившегося в 2000-х годах. У «Ленты» уже есть один магазин, недалеко от 1-й автодороги, и он пользуется у горожан успехом. Развить его, видимо, ретейлер планирует за счет нового объекта.
Напомним, что с 2012 года огромный участок площадью более 63 га в комплексе 17А поселка ЗЯБ целиком принадлежал калининградской компании «ВестРусДевелопмент», входящей в ГК «Вестер». Компания объявляла о намерениях построить на этом лобном месте крупнейший в городе торговый центр с не менее громким названием Grand Voyage. Планировалось, что в нем расположатся продовольственные магазины, точки по продаже бытовой техники и электроники, спортивных товаров и др. Торговая галерея по задумке должна была включить в себя более 120 магазинов одежды, обуви и сопутствующих товаров. Кроме этого, была запланирована и развлекательная часть с кинотеатром и зоной общепита. Общая площадь торгового комплекса должна была составить 106 тыс. кв метров.
Анна Козачек отметила, что в ТК будут работать порядка 220 человек. Это, дескать, вклад холдинга в борьбу с безработицей в Набережных Челнах
В строительство челнинской «Меги» калининградцы планировали вложить более 2,2 млрд. рублей. Однако этим грандиозным планам не суждено было сбыться. Очевидно, свои коррективы в них внес разразившийся финансово-экономический кризис, из-за которого компания сначала несколько раз откладывала старт строительства, а в итоге и вовсе отказалась от проекта, уступив большую часть своего земельного участка ретейлеру из Санкт-Петербурга. В какую сумму обошелся участок питерцам, не разглашается, но за все 63 га «Вестер» запрашивал 700 млн. рублей.
Проект новой «Ленты» уже рассматривался на градсовете в апреле. Впрочем, тогда об архитектуре практически не говорили, сразу заявив, что «ее попросту нет», а внешний вид гипермаркета был «актуален лет 20 назад». Члены градсовета тогда высказались о том, что подобному объекту на главной транспортной магистрали нельзя находиться по двум причинам. Во-первых, это топовая территория, там к месту были бы объекты социально-культурного назначения, а гипермаркету желательно разместиться на окраине. Во-вторых, Набережночелнинский проспект и расположенная рядом улица Титова и так перегружены автотранспортом. И если здесь начнут ходить еще и фуры с товаром, то коллапса просто не избежать. В итоге было предложено все же провести переговоры с «Лентой» на предмет предоставления компании другой аналогичной территории.
Ринат Абдуллин сообщил, что встречи с руководством «Ленты» проводились. Но, видимо, на замену земельного участка питерцы не пошли
«ЕСЛИ МЫ ОТКРОЕМ ТАМ ТАКОЙ ГИПЕРМАРКЕТ, ТО ЗАКУПОРИМ ЦЕНТР ГОРОДА»
В самом начале вчерашнего градсовета его председатель, руководитель исполкома Ринат Абдуллин сообщил, что встречи с руководством «Ленты» проводились. Но, видимо, на замену земельного участка питерцы не пошли, поскольку Козачек представляла проект в том же месте — рядом с проспектом. Тем не менее пожелания, высказанные архитектурным сообществом ранее, были учтены. Она напомнила, что общая площадь застройки участка — 9,3 тыс. кв. м, из них конкретно объект займет чуть менее 4,9 тыс. кв. метров. При планировании количество парковочных мест оказалось больше, чем требуют нормативы. Вместо обязательных для объекта такой площади 340 мест предусмотрено не менее 430. «По высказанным замечаниям и пожеланиям архитекторов мы предусмотрели пешеходную зону, — сообщила главный архитектор компании из Санкт-Петербурга. — Она шириной 9 метров, будет оборудована малыми архитектурными формами».
Она отметила, что для грузовых фур намечается отдельный грузовой двор, огороженный от доступа туда других транспортных средств. Но главное — между улицей Титова и дублером проспекта проектанты предусмотрели сквозной автомобильный проезд. Он будет построен, само собой, за счет питерского инвестора и оборудован «лежачими полицейскими», знаками и т. д. Более того, Козачек «заглянула» и на соседний участок, который пока далек от освоения. По предложению «Ленты», там нужно возводить жилые дома и оборудовать парковую зону. При этом необходим будет еще один сквозной автопроезд между улицей Титова и Набережночелнинским проспектом. При его оборудовании, сказала архитектор, компания «Лента» «считает возможным посодействовать каким-то образом».
Для большей убедительности Козачек продемонстрировала фотографии нынешнего состояния участка, сопроводив снимок нелестным комментарием: «Это не зеленая площадка, которая всех бы радовала. Там треть — свалка, старые инженерные коммуникации, какие-то непонятные емкости. Все малопривлекательно. Со строительством нашего торгового комплекса, надеюсь, начнется развитие этой территории».
Здание, кстати, предполагается двухэтажным. На первом — склад, торговая площадь магазина, собственное производство плюс арендные площади для оказания мелких услуг населению. На втором — исключительно служебные помещения. В общем, все так, как и в первой челнинской «Ленте». Особо Козачек отметила, что в ТК будут работать порядка 220 человек. Это, дескать, вклад холдинга в борьбу с безработицей в Набережных Челнах. К этому она добавила, что «Лента» загрузит работой и смежные производства, а также местных поставщиков, которым компания отдает предпочтение, в том числе и фермеров, а наименований товаров у гипермаркета — около 17 тысяч.
Что же касается дизайна магазина, то тут «Лента» особо не удивила. В основном все осталось как и было — желто-синяя прямоугольная коробка. Добавилась разве что входная группа в виде портала, да центральный фасад разбавили нестандартными для гипермаркетов материалами, в том числе и тонированным стеклом. Плюс добавили светящиеся вывески-таблетки «24 часа». «Этот дизайн оживит микрорайон, который сегодня не оживлен ни цветовой гаммой, ни постройками», — выдала Козачек неутешительную для Челнов правду.
Ринат Сафиуллин, председатель местного отделения союза архитекторов РФ, поинтересовался, какая площадь участка предусмотрена под озеленение, на что получил вполне коммерческий ответ от Козачек: «Уменьшить парковочные места и посадить зеленые насаждения — это замечательно. Но потом покупатели же будут недовольны». При этом она заметила, что львиная доля посетителей «Ленты» как раз приезжают на автомобилях. Пешеходов среди них 7–8%, не более. Руководитель административно-технической инспекции Айрат Насыбуллин зачем-то решил уточнить, будут ли у нового гипермаркета покупатели. Ему ответили, что исследования были проведены и «Лента» не стала бы строить еще один магазин, если бы не было спроса. Абдуллин, в свою очередь, спросил, будет ли парковка доступна для других жителей района. И опять же услышал: «24 часа в сутки, никаких шлагбаумов».
На грабли прошлого градсовета наступил бывший директор ЗАО «Челныводоканал» Уел Хусаинов: «Ваша торговля ориентирована на покупателей-автомобилистов. Почему именно эта территория была выбрана, где транспортная схема и так не очень удачная? Это не вина „Ленты“, но там и сейчас затруднен проезд. Если мы откроем там такой гипермаркет, то закупорим центр города». Опять же ответ Козачек был аргументированным: «Мы выбрали из тех участков, которые нам предлагали. Маркетинг просчитал — и мы купили. Мы же строим не там, где хотим, а там, где имеем возможность».
По поводу транспортной загруженности проспекта архитектор пояснила, что пик трафика в автограде приходится на начало и конец рабочего времени, а пик для «Ленты» — на полчаса позже. Да и составляет он порядка 100 машин в час, или 1,7 машины в минуту, что, по мнению архитектора, не сможет глобально повлиять на ситуацию. В добавление к этому Козачек сделала реверанс в сторону Челнов: «Я нигде такого города не видела, с такими широкими проспектами. Это, по-моему, самый беспробочный город России».
Что же касается собственно архитектуры здания, то тут Козачек объяснила недостатки тем, что это все-таки не просто магазин, а магазин-склад, потому и с материалами напряженка, а дизайн диктуют корпоративные цвета и политика. «Я тоже очень люблю стекло, — призналась архитектор, — но тут оно в больших объемах недопустимо. Я тут не могу ничего другое спроектировать. Это формат. Посмотрите на „Ашан“, ОК, „Карусель“ — они все такие же».
И все-таки среди собравшихся нашлись недовольные дизайном. Напомним, на прошлом градсовете гендиректор инженерного центра «Синергия», член градостроительного совета Набережных Челнов Ильдус Камалов вообще наградил «Ленту» смачным эпитетом, назвав здание «посылочным ящиком». Памятуя об этом, архитекторы в виде исключения, учитывая «лобность» места, предложили построить «Дворец „Лента“». Абдуллин отреагировал моментально: «Вот покупайте этот участок и стройте дворец. Назначение земли давно определено — торгово-развлекательная территория. И все законы сейчас на стороне владельца участка. Вы видели отзывы жителей города после прошлого градсовета. Примерно 50 на 50. Есть такие, кто против, но многие же выступают и за строительство. Тем более они еще будут проходить экспертизу в ГИБДД. Может, где-то проезжую часть расширят».
В итоге проект был одобрен при двух голосах против и одном воздержавшемся.
Уел Хусаинов: «Ваша торговля ориентирована на покупателей-автомобилистов. Почему именно эта территория была выбрана, где транспортная схема и так не очень удачная?
«ЭТО ЖЕ НЕ С ЗЕМЛИ ДЕНЬГИ СОБИРАТЬ. ПОСТАВИЛ ЗАБОР — И ВСЕ»
Два других объекта вкупе заняли меньше времени на обсуждение, чем «Лента». Первый — трехэтажный гараж за 32-м комплексом — и вовсе вызвал восхищение. Застройщик Рафаэль Шерматов, владелец компании «ПКФ АвтотехСервис», намерен на своей действующей стоянке на 400 мест под открытым небом возвести высокотехнологичный объект. На первом этапе он берет под застройку примерно треть своего участка, на котором строит многоэтажный гараж на 99 мест. Дизайн оформлен в белых и рыжих тонах. Последние диктуются сетками, которые необходимы для проветривания. При реализации проекта, по словам его хозяина, вместимость парковочных мест увеличится на одну треть. При этом расстояния до ближайших объектов — школы и жилых домов — выдержаны даже с запасом. «Хорошее дело — парковки строить, — прокомментировал Абдуллин. — Это не то что с земли деньги собирать, просто поставил забор — и все. Тут люди хотят вложиться».
Трехэтажный гараж за 32-м комплексе вызвал восхищение
Вмешался в отсутствие дискуссии и главный архитектор Челнов Алмас Идрисов: «Надо принимать, проект хороший». Так, при одном воздержавшемся эскиз и приняли.
А по поводу последнего объекта полемики вообще не возникло. Архитектор Роберт Зайнуллин хотел было поведать о том, как будет выглядеть пристроенный к дому 7/25 салон красоты. Но Абдуллин сразу прервал доклад вопросом к застройщику, который представился просто Ренатом: «А вы с жильцами решили вопрос? 100 процентов за высказались?» Тот сначала ответил утвердительно, но, когда руководитель исполкома уточнил, все ли собственники за, уже засомневался и начал приводить в пример другие аналогичные объекты. «Вы за свой объект отвечайте, — взял слово глава Центрального района Челнов Искандар Галимов. — Законодательство изменилось. Вы должны собрать 100 процентов подписей собственников жилых помещений. У вас этого нет!»
Пристроенный к дому 7/25 салон красоты
«Дело очень скандальное, — дал свою оценку Абдулллин. — Любая квартира сейчас откажется — и все, вы не сможете начать работы. А дело сложное. Кто-то может, на севере работает, квартира пустует, и вы его подпись не получите. Мы можем посмотреть красивые картинки, но смысла в этом нет. Вы сначала с населением согласуйте».
Хусаинов от себя добавил, чтобы такие мелкие объекты на градсовет больше не выносили: «Пусть он решит вопросы с населением, а управление архитектуры с ним уже дизайн обсудит, — предложил аксакал. — Оно компетентное, может само решить. Зачем это на градсовет выносить?» Абдуллин оказался солидарен с Хусаиновым и порекомендовал мелкие вопросы решать подчиненным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.