КАКИЕ СТРАНЫ «ЗАРАЖАЮТ» МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ
Спасение финансовых систем ряда стран, которым занят в последнее время Евросоюз, жизненно важно для мировой экономики. Хотя в то же время, по мнению Надима Велайта, редактора The Market Oracle, они лишь оттягивают банкротство экономик этих государств. Среди стран, дефолт по обязательствам которых он наиболее вероятен, он называет Португалию, Испанию, Бельгию…
В данном анализе представлена обновленная информация о мировом государственном риске банкротства после событий последних девяти месяцев, связанных с изменениями в правительственной и экономической политике, введением или провалом жестких бюджетных сокращений, а также со спасением двух членов еврозоны – Греции в мае и недавней помощью Ирландии на сумму 85 млрд евро.
Рис.: процент риска странового банкротства по странам на март 2010 года.
Риск банкротства/ спасения
Страновой риск банкротства/ спасения представляет собой существующую возможность банкротства и последующего пред-дефолтного спасения (при наличии возможности). В расчет принимается текущий уровень прироста ВВП каждой из стран, общий объем государственной задолженности, правительственные и банковские долговые обязательства, дефицит бюджета, общий объем внешнего долга и процентные ставки рынка государственных облигаций, а помимо этого, способность выйти из задолженности путем девальвации и инфляции, что невозможно для большинства членов еврозоны.
Механизмы спасения, введенные на данный момент еврозоной, способны лишь отсрочить окончательное банкротство; в случае с Грецией и Ирландией это подразумевает финансирование дефицитов в течение трех лет и реструктуризацию долга, что в результате лишь увеличивает долговую нагрузку спасенных стран и, таким образом, усиливает давление задолженности на экономику, так как процентная доля долга в составе ВВП растет каждый год, до тех пор пока стране не придется вновь реструктурировать свои долги.
Фактор заражения
Риск распространения в случае дефолта по долговым обязательствам измеряется мировым влиянием банкротства каждой страны в процентах от 0% до 100%. США обладают 100-процентным риском: исходя из того, как скажется банкротство этой страны на мировой финансовой системе, подразумевается, что эта система и, возможно, мировая экономика рухнет с вероятностью 100%.
Например, банкротство Исландии в октябре 2008 года не произвело существенного эффекта заражения из-за его небольшого экономического масштаба и охвата внешнего долга, в то время как такие страны, как Ирландия, обладают гораздо большим фактором заражения, поэтому спасение Ирландии Евросоюзом/ МВФ в размере 85 млрд евро намного меньше ожидаемого ущерба при распространении паники и увеличении риска дефолта в других крупных странах, так как проблемы начнутся у контрагентов ирландских банков и владельцев ирландских долговых обязательств.
Однако спасение не полностью сводит на нет фактор риска заражения, так как держателям облигаций и контрагентам будет по-прежнему грозить вероятность реструктуризации долга в какой-то момент в будущем, что, таким образом, все еще в какой-то степени усиливает риск дефолта всех остальных уязвимых стран. Ключевым показателем при определении эффекта заражения является размер экономики и общий объем долга и долговых обязательств, включая внешние.
Дефолт по долговым обязательствам неизбежен во всех странах
Все страны имеют тенденцию к дефолту/ реструктуризации долга. Однако большинства стран объявляют дефолт по своим долговым обязательствам посредством увеличения реального уровня инфляции, таким образом, для большинства стран риск дефолта ниже, потому что у них есть возможность избежать его, уменьшив стоимость государственного долга, воруя капитал вкладчиков и покупательную способность зарплат работников с помощью инфляции.
Например, правительство Великобритании печатает деньги, которые оно ссужает обанкротившимся банкам под 0,5% для покупки британских правительственных облигаций под 3,3%. Вот почему доходность этих облигаций ниже доходности испанских и итальянских облигаций: это позволяет предотвратить мгновенный дефолт, но совершается ценой высокой инфляции, при этом сфальсифицированный официальный ИПЦ составляет 3,2%, более явный Индекс розничных цен (ИРЦ) – 4,5%, а уровень реальной инфляции достигает 6%, что и демонстрирует следующий график.
Инфляционная тенденция Индекса потребительских цен совпадает с прогнозными ожиданиями декабря 2009 года (27.12.2009, Прогноз уровня инфляции ИПЦ в Великобритании на 2010 год. Неминуемый и продолжительный скачок выше 3%).
Тайный дефолт с помощью инфляции отражен в данном анализе как меньший риск полного дефолта/ спасения, так как чем выше реальный уровень инфляции (до определенного предела), тем ниже будет относительный риск явного дефолта, потому что правительства используют инфляцию для сокращения уровня задолженности за счет доходов и сбережений.
Принимая во внимание также и то, что все валюты находятся в постоянном свободном падении относительно друг друга, задолженность, выраженная в иностранных валютах, должна нести в себе меньшую угрозу, чем выраженная в местной валюте, в противоположность мнению многих экспертов. Если рассматривать долговой дефолт с помощью инфляции на британском примере, то можно видеть, что котировки фунта к доллару за последние 20 лет не изменились, однако следующий график показывает, что за тот же период фунт потерял более 40% своей покупательной способности, исходя из сведений индекса инфляции ИРЦ.
Кроме того, деноминация долга в местной валюте уменьшает риск дефолта, вот почему этот риск в США остается очень низким.
С другой стороны долгового спектра девальвации валюты путем реальной инфляции находятся страны еврозоны (PIGIBS), которые заперты в рамках евро и таким образом не могут объявить дефолт с помощью реальной инфляции, и даже в случае выхода из валютного союза они не смогут решить эту проблему, потому что их задолженность выражена в евро, до тех пор, пока ее не переведут в новую валюту, что, в свою очередь, приведет к мгновенной громадной девальвации (возможен панический эффект гиперинфляции). Таким образом, пока страны PIGIBS остаются в еврозоне, они способны лишь на внутреннюю девальвацию через сокращение зарплат и расходов, чтобы сохранить конкурентоспособность своих экономик в сравнении с другими членами еврозоны. Хотя проблема, в отличие от возможности использовать инфляцию для дефолта по долгу, выраженному в местной валюте, состоит в том, что с ухудшением экономической ситуации возрастает доля задолженности в составе ВВП, и со временем увеличивается риск дефолта. Вот почему членам еврозоны, вероятно, потребуются все новые спасения, до тех пор пока они не объявят дефолт, который остается неизбежным.
График риска государственного дефолта/ спасения и риск заражения – ноябрь 2010 года
Скорректированный анализ представлен в виде графика с двумя осями, представляющими Риск государственного банкротства/ спасения и Фактор заражения.
Рис.: процент риска странового банкротства по странам на ноябрь 2010 года. Красный столбец – уровень риска заражения, синий – уровень риска дефолта.
Ирландия - Спасена ценой 85 млрд евро. При долговом заражении на уровне 15% Ирландия представляет собой намного большую угрозу, чем Греция, и это означает, что если бы Ирландия объявила полный дефолт по своим государственным и банковским долговым обязательствам, то без спасения это, вероятно, привело бы к краху мировой экономики.
Португалия – В настоящее время риск дефолта составляет 43%, график подтверждает сложившееся мнение о том, что Португалия будет следующей, кому понадобится помощь. Однако риск Португалии для мировой финансовой системы по фактору заражения 4% намного меньше риска Ирландии. Примерная сумма помощи составляет 80 млрд евро.
Бельгия – При риске дефолта 29% страна стоит в очереди на спасение сразу после Португалии, особенно с учетом того, что риск заражения при уровне 10% вдвое превышает португальский. Приблизительный объем требуемой помощи – 175 млрд евро.
Испания – Риск дефолта – 26%, фактор заражения – 16%. Экономика Испании гораздо больше остальных, поэтому прогнозируемая сумма помощи значительно возрастает до 550 млрд евро.
Италия – Текущий риск дефолта на уровне 17% предполагает, что Италия могла бы выживать еще несколько лет, однако в случае спасения Португалии, Бельгии и Испании Италия окажется под серьезным давлением. Фактор заражения для Италии такой же, как у Испании – 16%. Объем спасения составляет примерно 800 млрд евро.
Великобритания – Уменьшила риск дефолта до 14% с марта месяца с помощью мер коалиционного правительства и благодаря своей возможности осуществлять внутренний дефолт путем высокой реальной инфляции. Однако если все вышеупомянутые страны спасут, тогда давление на Великобританию значительно возрастет, что приведет к существенному падению курса стерлинга. Фактор заражения для Великобритании составляет 61%, в этом плане она находится на втором месте после США, то есть если страна объявит дефолт, это однозначно обрушит мировую финансовую систему и мировую экономику. Сумма выкупа здесь доходит уже до 850 млрд евро.
Франция – При 12-процентном риске дефолта обладает высоким фактором заражения, 34%, то есть если Франция когда-нибудь объявит дефолт, это обрушит мировую финансовую систему. Стоимость спасения оценивается примерно в 1 трлн евро.
Спасения – Спасения просто оттягивают неизбежную реструктуризацию долга.
Фактор заражения – Самый важный фактор – фактор заражения, где страны, близкие к дефолту, даже будучи впоследствии спасенными, все же способны вызвать крах мировой финансовой системы, в случае если их фактор заражения достигает такого высокого уровня, как у Великобритании, Франции и Германии. К счастью, пока нет признаков того, что какая-то из этих стран может достичь критического состояния, близкого к дефолту/спасению в ближайшие полгода-год, так что у них есть время справиться с проблемами бюджетного дефицита и банковской задолженности.
Также, несмотря на широко распространенное мнение о долговых обязательствах и задолженности США, в Штатах сохраняется низкий уровень дефолта (5%), хотя сейчас он вырос с мартовских 3%.
Стоит отметить еще один важный фактор: такие страны, как Пакистан, Мексика и Индия несут в себе гораздо меньшую угрозу дефолта, потому что их внешние долговые обязательства намного меньше, а размеры задолженности не столь критичны по сравнению с членами еврозоны, вот почему долги Греции, Ирландии и Португалии требуют помощи, а вышеуказанные страны в спасении не нуждаются. Как показывал первоначальный анализ по данным на март 2010 года, мир долгового риска перевернулся с ног на голову, и страны, пару лет назад считавшиеся зоной высокого риска, теперь несут меньшую угрозу, а зоны в прошлом низкого риска стали очень опасными.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.