Открытию храма Во имя пророка, построенного Казанско-Вятской епархией русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), предшествовало суточное богослужение

«ЛЮДИ ПРИНОСИЛИ СТРОЙМАТЕРИАЛЫ, КУПЛЕННЫЕ В КРЕДИТ, НЕКОТОРЫЕ ДО СИХ ПОР РАСПЛАЧИВАЮТСЯ»

Открытию храма Во имя пророка, построенного Казанско-Вятской епархией русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), предшествовало суточное богослужение, которое началось во вторник после обеда и окончилось накануне в то же время. Возглавляли его три епископа РПСЦ — Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), Томский Григорий (Коробейников) и Казахстанский Сава (Чаловский). В качестве гостей приехали представители старообрядческого духовенства и из других регионов страны. Корреспондент «БИЗНЕС Online» насчитал около 70 человек, а казанские прихожане старообрядческих храмов рассказали, что приглашения из Челнов приходили персональные.

Приветствуя паству, епископ Евфимий охарактеризовал набережночелнинскую общину как «молодую», отметив, что сегодня многолюдные общины возникают именно в таких городах, а старообрядческие храмы начинают строить там, где их никогда не было. В разговоре с одним из авторов проекта — супругой архитектора храма Еленой Долнаковой — корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что однокупольная церковь возведена в строгом соответствии с традициями Древней Руси.

«Деньги мы собирали всем миром, — рассказала Долнакова. — Бывало, соберутся несколько бабушек, скинутся по 500 - 1000 рублей и покупают поддон кирпичей. Пожертвования поступали из Сибири, Урала, Нижнего Новгорода, Казани... Перечислял на карту гражданин Австралии, у которого жена русская. Сложно сказать, сколько точно ушло средств, — за 10 лет строительства цены много раз менялись... Наверное, ушло не менее 20 миллионов рублей». Прихожане, подключившиеся к разговору, добавили, что люди приносили на стройку и стройматериалы, купленные в кредит, и некоторые до сих пор расплачиваются с банками. «Это потому что люди доверяют отцу Анатолию. Он энергичный, молодой и добрый пастырь, чтит традиции и добросовестно служит», — рассказали гости. В перспективе прихожане хотят собрать деньги на строительство дома возле храма для семьи отца Анатолия, у которого четверо детей. Сейчас иерей Анатолий Софронников, приехавший в Челны из Новосибирска, снимает в автограде квартиру.


Представителей РПЦ на этом событии замечено не было — их, впрочем, и не ждали. По словам Долниковой, контакт с ними есть, но совместные богослужения исключены из-за разности канонов. В частности, как можно было наблюдать сегодня, староверы совершают крестный ход по часовой стрелке, согласно движению солнца и вопреки традициям новообрядческой православной церкви. Крестное знамение у старообрядцев, как известно, не трое-, а двуеперстное, крест может быть только восьмиконечным, иконы пишутся в византийском и древнерусском стилях, не приемля западноевропейского влияния, не говоря уже о старообрядческой строгости в быту.

«Мы нормально общаемся с представителями РПЦ, но ни о каком воссоединении речи не идет — есть догмы, которые старообрядчество обязано выполнять, — пояснил заместитель управляющего делами Казанско-Вятской епархии Василий Кириллов. — Никоновские реформы, приведшие к расколу, упростили процедуру крещения. У нас это происходит только с полным погружением. Служба у нас длится гораздо дольше, чем в храмах РПЦ. Мужчины у нас не должны брить бороду, а женщины должны ходить в платках и в длинных юбках. Господь дал мужчине бороду, чтобы отличать его от женщины, и нельзя на эту бороду покушаться. Старообрядцы — ярые противники абортов. Мы не смотрим телевизор. Это ужасно, когда люди находятся под его сильным воздействием. Они прекратили читать книги! Хорошо, что появляются такие храмы, как в Челнах, которые с помощью духовной тяги помогают многим справиться с жизненными невзгодами и помогают не забывать про свои многовековые традиции».

Челнинской общине насчитывается 20 лет, и, по словам Долниковой, в городе не более 50 прихожан, только на праздники собираются около 80 человек за счет ближайших городов и сел

КАЗАНСКО-ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ — КУЗНИЦА МИТРОПОЛИТОВ

По данным Казанско-Вятской епархии РПСЦ, старообрядческая паства в Татарстане насчитывает около тысячи человек. Два храма находятся в Казани, третий — недалеко от столицы республики, четвертый освятили в Набережных Челнах, и еще один скоро должен появится в Зеленодольске. Итого — в перспективе пять из примерно 200 российских.

Челнинской общине насчитывается 20 лет, и, по словам Долниковой, в городе не более 50 прихожан, только на праздники собирается около 80 человек за счет ближайших городов и сел. Как религиозная организация община была зарегистрирована 21 июля 1997 года, однако первое культовое сооружение появилось только в 2006 году — тогда здесь возвели временный деревянный храм, а спустя год приступили к строительству каменного, который и освятили сегодня. Крест на строящемся храме Во имя пророка Илии появился в мае 2014 года — архитектор Александр Долнаков, по проекту которого построен храм, успел застать торжественное водружение креста, но двух лет не дожил до вчерашнего освящения.


Отметим, что на нынешней территории Челнов после церковного раскола старообрядческих храмов не было, этот — первый как минимум с XVII века. Вместе с тем челнинская община является региональным центром Закамья — под ее опекой остаются старообрядцы Альметьевска, Бугульмы, Елабуги, Заинска и Нижнекамска.

У РСПЦ и ее главы — митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова) — к Татарстану отношение особое. До получения высшего сана Корнилий возглавлял Казанско-Вятскую епархию, хотя и недолго: его предшественник митрополит Андриан, также, кстати, выходец из местной епархии, рукоположил Корнилия на сан епископа и сделал своим преемником в 2005 году. Но не успел Корнилий как следует освоиться, как митрополит Андриан скончался от сердечного приступа во время крестного хода, и на церковном соборе Корнилий был избран митрополитом всея Руси. Прошлой зимой Андриану открыли памятник в Казани, а рукоположенный им Корнилий в беседах называет Казань старообрядческим центром Поволжья. Два года назад в интервью «БИЗНЕС Online» Корнилий отмечал, что старообрядцы считают казанскую землю священной благодаря связи с образом Казанской иконы Божией Матери.

Минимальное участие властей в проекте сказалось на готовности здания к освящению — денег хватило не на все запланированные работы

В ИЮЛЕ АВТОГРАД ЖДЕТ МИТРОПОЛИТА КОРНИЛИЯ

Руководство республики тоже проявляет чуткость к нуждам РСПЦ — в частности, еще в 2004 - 2005 годах община получила из резервного фонда президента РТ 2 млн. рублей на восстановление Покровского собора, еще 3 млн. рублей на те же цели выделил фонд кабмина РТ, затем свыше 15 млн. рублей поступало по линии целевой программы «Мирас-Наследие». Этим помощь не ограничилась — как рассказывал Корнилий «БИЗНЕС Online», восстановление собора пошло полным ходом после его первой встречи с Рустамом Миннихановым осенью 2013 года. Это была не последняя встреча митрополита с президентом, средства на строительство собора продолжают поступать и поныне, потому что Покровский собор не завершен. На сегодняшний день в нем можно вести литургии, но только в малых пределах — основной престол собора до сих пор не освящен.

В этом смысле челнинский опыт строительства храма на пожертвования оказался даже успешнее, хотя и церковь здесь поменьше, однокупольная. По словам координаторов сегодняшнего события, минимальное участие властей в проекте сказалось на готовности здания к освящению и, видимо, к июльскому юбилею общины — денег хватило не на все запланированные работы. В частности, не завершено благоустройство территории. Вероятно, малочисленность паствы сказалась на отзывчивости властей города.

«Просьбы о помощи к челнинским властям были, но старообрядцы получали от градоначальства смешные суммы, о которых можно и не упоминать, — посетовал управделами Казанско-Вятской епархии Кириллов. — Про администрацию Казани и республиканские власти мы можем сказать только хорошее — они нам всегда помогали и продолжают помогать. А Челны — словно отдельное государство в государстве».

Впрочем, в официальном релизе общины старообрядцы выражают надежду, что город все-таки поможет поставить точку в этом вопросе к 24 июля, когда в Челнах ждут самого митрополита Корнилия. Оперативный комментарий исполкома на этот счет «БИЗНЕС Online» получить не удалось, однако в приемной владыки нам уточнили, что визит Корнилия в автоград Московская епархия планирует двумя днями раньше — 22 и 23 июля.