Хамзат Хасбулатов: «Бренд «Макдоналдс» — любимый в республике и во всей стране» Хамзат Хасбулатов: «Бренд «Макдоналдс» любимый в республике и во всей стране»

СИЛА БРЕНДА И МЕСТНЫЕ ВКУСЫ

— Хамзат Хамидович, сегодня в Татарстане работает 22 ресторана сети. Не кажется ли вам, что в последние несколько лет вам на пятки наступают другие известные сети фастфуда — KFC, Burger King... Какие у вас планы по республике на этот и следующий год?

— Я не смотрю на свои пятки, я смотрю только вперед. В республике открыты и замечательно работают 22 ресторана — в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, поэтому мы продолжим открывать новые заведения. Бренд «Макдоналдс» любимый в республике и во всей стране. Я отношусь к конкуренции нормально и считаю, что у потребителя должен быть выбор. Выбор определяется наличием огромного количества возможностей. Чтобы к нам ходили больше и чаще — это уже задача, стоящая перед нами, потому что мы предлагаем услуги, меню, которое доступно миллионам людей, живущим в России.

В этом году в ближайшие пару месяцев в Казани откроется еще один ресторан «Макдоналдс» — на проспекте Победы. В следующем году, скорее всего, откроется еще несколько предприятий. Кроме этого, в этом году идет трансформация ресторана в торговом центре «Мега» в соответствии с реконцепцией.

— Насколько успешны рестораны в небольших городах в республике? Будете распространять практику открытия заведений в маленьких городах? Не охвачены, например, Чистополь, Лениногорск.

— Мы никогда не говорим «нет». Мы продвигаемся, изучаем, смотрим, чтобы открыть ресторан там, где он будет наиболее востребован.

— Как-то в интервью нашей газете вы говорили, что трудно реализовать в меню сети специфические блюда, например халяль. Не придумали, как можно это сделать?

— Мы постоянно смотрим, изучаем, что именно востребовано нашими посетителями. Важно понимать, что мы должны предлагать то, что может быть интересно гостю, то, что могут произвести наши поставщики, то, что может быть доступно в своей ценовой категории. Это важная работа, которая ведется без остановки. Мы будем внедрять новые блюда в меню ресторанов — это происходит регулярно.

Учитываем ли мы какие-то местные вкусы? Я заметил, что то, что мы предлагаем, больше нравится посетителям, независимо от региона нахождения — будь то Сибирь, Урал, Татарстан, Москва. Наверное, в этом и есть сила бренда. Поэтому, когда говорим об индустрии, если есть специалисты, которые делают специфичные блюда, которые были бы интересны именно местным потребителям, это может сделать любой игрок на рынке. А мы хотим охватить как можно большее количество посетителей и предложить им то, что для них интересно. Мы в первую очередь должны гарантировать безопасность, качество, постоянство и доступные цены. Это для нас самое главное.

— Если говорить об экономике, наблюдаете ли вы увеличение количества посетителей в заведениях или, напротив, спад? Есть ощущение, что кризис отступает?

— Безусловно, состояние экономики влияет на потребителя. Мы чувствовали, что стагнация в экономике в последние два года оказывала влияние на покупательскую способность населения. Но в любом случае мы наращиваем свое присутствие на рынке — в 2016 году мы открыли в России более 70 ресторанов и планируем открыть 50 в этом году. Наши усилия по открытию новых ресторанов, по модернизации работающих, конечно, приносят отдачу.

Работа наших предприятий по всей стране достигла тех показателей, которые были поставлены перед нами в 2016 году. Думаю, задачи, поставленные на 2017 год, также будут выполнены.

Конечно, во время менее ограниченных возможностей — ввели санкции, антисанкции — в первую очередь удар был по тем производителям, которые были ориентированы на поставки сырья или продовольствия из-за рубежа. В связи с этим нам пришлось быстро переориентировать производство. Нам помогло то, что более 85 процентов всего, что мы реализуем в наших ресторанах, производится в России. Конечно, влияют на результаты работы и девальвация, и неустойчивость валюты. Но в целом мы довольны и 2016 годом, и рассчитываем на такую же успешную работу в 2017-м.

— Как развивается производство в ОЭЗ «Алабуга»? Открыли там пекарню, как планировали?

— Пока в «Алабуге» работает распределительный центр, завод по переработке овощной продукции, который открыла компания «Белая дача», и завод по производству упаковки. У нас в проекте стоит открытие пекарни. Пока он еще не реализован, но в любом случае фуд-таун, запущенный несколько лет назад в «Алабуге», работает достаточно успешно. Он охватывает географию от Поволжья до Урала и Западную Сибирь.

В целом в России производится 85 процентов сырья, которое мы используем. А в конце этого года, как только мы запустим производство картофеля в стране, цифра превысит 90 процентов. Этот картофель будет перерабатываться уже в следующем году. Идеальной картиной, конечно, будет 100 процентов, но часть сырья все равно будет поступать из других стран, например Бразилии или Латинской Америки.

«Я заметил, что то, что мы предлагаем, больше нравится посетителям, независимо от региона нахождения — будь то Сибирь, Урал, Татарстан, Москва. Наверное, в этом и есть сила бренда» «Я заметил, что то, что мы предлагаем, больше нравится посетителям, независимо от региона нахождения — будь то Сибирь, Урал, Татарстан, Москва. Наверное, в этом и есть сила бренда»

ТРИ ФРАНЧАЙЗИ НА ВСЮ РОССИЮ

— В этом году на рынок Казани выходит сеть Starbucks, о расширении, в том числе в регионах, объявила сеть Coffeeshop Company. Считаете ли вы эти две компании конкурентами в каких-то нишах? По реализации кофе, например?

— Даже ваша татарская национальная кухня для нас конкурент, поэтому в индустрии будет огромное количество предложений. Самое важное, чтобы мы продолжали предлагать потребителям то, что им интересно. Будет меню, доступные цены, современный дизайн, новые технологические решения. Это позволяет нам удерживать свое лидерство и успешно работать в стране.

— Будете вводить в меню дополнительные позиции для усиления по отношению к другим сетям?

— Мы не делаем это для кого-то, мы делаем это для своего гостя. Если нашим потребителям будет что-то нужно, мы это обязательно сделаем. У нас есть огромное количество кофейной продукции, есть «МакКафе», которое пользуется популярностью у гостей. Поэтому будем продолжать делать то, что делаем.

— Осенью 2016 года сменился франчайзи, и контроль над франшизой сети «Макдоналдс» в Татарстане получил родственник президента Казахстана Нурсулатана Назарбаева бизнесмен Кайрат Боранбаев. Работа сети после этого как-то скорректировалась?

— Франчайзи не сменился, а появился. Это обычная практика: когда компания стала достаточно устойчивой на рынке, идет поиск партнеров, которые могли бы продолжить работу в рамках соглашения, которое мы с ними подписываем. По всему миру около 90 процентов предприятий сети находится под управлением франчайзи, поэтому ничего нового для системы нет. Три года назад мы решили, что должны запустить испытанную по всему миру практику ведения бизнеса в России. Конечно, основной акцент у нас на подборе качественных партнеров, с которыми мы могли бы вести дела в рамках политики и философии компании.

Мы довольны своими партнерами. Сейчас в России у нас их три в рамках подписанных соглашений. Это рестораны, которые будут открываться на транспортных хабах — аэропортах и железнодорожных вокзалах. Есть также партнер, развивающий бизнес в Сибири, где он уже открыл более 12 ресторанов. И, наконец, в прошлом году появился партнер-франчайзи по Уральскому региону, в который входит и Татарстан, и Башкортостан. Мы довольны таким партнерством, потому что люди, которые хотят продолжать общее дело вместе с нами, привержены философии корпорации «Макдоналдс», имеют те же обязательства. Это пойдет на пользу всем — нашим акционерам, компании, потребителям.

— Что в Казани покупают чаще всего? Какую позицию?

— Покупают и «Бигмак», и кофе, и картофель. Все популярно, но «Бигмак», конечно, традиционный лидер.