По итогам первого квартала 2017 года КАМАЗ заработал 34,4 млн. рублей / Фото: president.tatarstan.ru

НОРМА — ПОЛОВИНА ПИРОГА

Опубликованная КАМАЗом отчетность по РСБУ за первый квартал года внушает некоторые надежды на стабилизацию положительной динамики. Напомним, прошлый год компания закончила с чистой прибылью 1,2 млрд. рублей, теперь же результат закреплен плюсом по итогам трех месяцев. Правда, скорее символическим — 34,4 млн. рублей, но в январе-марте прошлого года автогигант вообще показал 2,2 млрд. рублей убытка. Выручка первого квартала составила 26,4 млрд. рублей — год назад за тот же период КАМАЗ продал на 9,2 млрд. рублей меньше, а по итогам 2016 года получил 119,8 млрд. рублей.

Надо сказать, натуральные показатели концерна выглядят солиднее. К апрелю КАМАЗ, согласно данным регистрации автомобилей полной массой свыше 14 тонн, занял на российском рынке 51,8%, продав 5,7 тыс. грузовиков — на 37,1% больше, чем за тот же период годом ранее. Общий объем продаж составил 6,7 тыс. машин (+29%), таким образом, российский рынок забрал 84% камазовской продукции. Реализация готовых автомобилей принесла автогиганту 18,8 млрд. рублей против 12,5 млрд. рублей годом ранее. Камазовские аналитики объясняют 50-процентный рост продаж «в деньгах» выводом на рынок автомобилей нового поколения и мерами господдержки. Отметим, что одновременно рынок грузовиков в России вырос на 33,1% до 10,5 тыс. единиц техники — как видим, КАМАЗ все еще немного обгоняет общую динамику. Для справки, второй самой продаваемой маркой стал белорусский МАЗ (7,6% на рынке России), иностранные марки забрали 34,1% пирога (по итогам 2016 года — 30,4%).

Напомним, по итогам прошлого года КАМАЗ заявлял о доле на российском порядка 60%. Однако уже тогда руководитель пресс-службы Олег Афанасьев называл ситуацию нехарактерной и ставил стратегической целью удержание 50% доли. С тех пор позиция КАМАЗа не изменилась.

«Наши продажи растут вслед за восстанавливающимся рынком, — пояснил Афанасьев, — это общая тенденция. Уже по четырем месяцам мы видим, что доля иномарок тоже растет. Наши прошлогодние запредельные 60 процентов возвращаются к нормальным показателям. В обычные годы КАМАЗ занимает 35 - 45 процентов рынка, и наша задача сегодня — сохранить около 50 процентов. Мы видим, что рынок растет за счет иномарок, и к этому привело укрепление рубля. Тот факт, что наша динамика пока обгоняет общерыночную, обусловлен нашей обычной стратегией. В первые три месяца мы традиционно обгоняем, потому что оставляем на этот период госзаказы и крупные заказы от корпоративных клиентов, чтобы не уходить в простой. Что касается господдержки, то, хотя новые программы и не запущены, остаются те меры, которые уже воспринимаются как постоянные. Они продолжают играть свою положительную роль, в первую очередь программа утилизации».

Зарубежные продажи КАМАЗа выросли на 11% и обеспечили 16,9% доходов. К апрелю выручка от экспорта составила 4,5 млрд. рублей, за первый квартал автогигант продал за границу 941 грузовик и 193 сборочных комплекта

ЭКСПОРТ В ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ СОКРАТИЛСЯ, СКОРО КОНЧИТСЯ И КУБА

Определенное улучшение наметилось и на экспортном направлении. Зарубежные продажи выросли на 11% и обеспечили 16,9% доходов. К апрелю выручка от экспорта составила 4,5 млрд. рублей, за первый квартал КАМАЗ продал за границу 941 грузовик и 193 сборочных комплекта. Из этого объема 590 автомобилей отправились в дальнее зарубежье, и это меньше, чем год назад. Доля дальних рынков в общем экспорте КАМАЗа сократилась с 58,7% до 52%, почти сравнявшись с объемом поставок в СНГ.

Причина лежит на поверхности. Главным зарубежным клиентом КАМАЗа в этом году остается Казахстан, куда отправились 99 машин и 193 СКД (рост на 138 единиц). В бывшей советской республике стали активнее строить жилье (объем стройки вырос на 7,1%), а в результате повысился интерес к камазовской технике. Другие страны СНГ вместе взятые закупили меньше — 252 единицы в совокупности. Из стран дальнего зарубежья львиную долю экспорта КАМАЗу сделала Куба, куда за три месяца отгрузили 533 автомобиля по прошлогоднему контракту. Остальные потребители — это страны Африки, Сербия, Литва и Монголия.

«Поставки на Кубу уже заканчиваются, а в целом сокращение экспорта в дальнее зарубежье связано с сезонностью, — отметил Афанасьев. — Кроме того, экспорт не столь стабильный рынок, как внутренний, который мы хорошо знаем. Экспортные контракты готовятся долго, они могут быть привязаны к определенным датам и периодам по желанию клиента. Поэтому в нашем случае правильнее было бы оценивать экспортные продажи по полугодиям».

Тем временем сам КАМАЗ постепенно сокращает собственные закупки за рубежом. Объем импорта за первый квартал составил около 4 млрд. рублей — 23,7% от всего объема потребления. Заметим, в прошлом году доля импорта за первые три месяца составила 26,1%, а в среднем за 2016 год — 26,4%. «Мы заместили в первую очередь многие детали новой кабины, которая ставится на текущий модельный ряд, — варим их у себя, ищем у российских поставщиков. Номенклатура, которая составляет два с половиной процента в общем объеме, — это могут быть сотни позиций, это очень хороший показатель», — считает Афанасьев.

По статистической части квартального отчета можно также отметить увеличение разрыва между долгосрочными финансовыми обязательствами КАМАЗа и его капиталом на 10,7% — очевидно, вследствие размещения новых облигаций БО-15 на 5 млрд. рублей с госгарантией, на эти средства завод, в частности, ведет модернизацию. На сегодня общий объем долгосрочных облигационных займов КАМАЗа составляет 24,8 млрд. рублей, а кредитов и прочих займов — 12,3 миллиарда. Основным кредитором остается банк ВТБ — ему завод должен 5,1 млрд. рублей и рассчитаться полностью должен к концу 2034 года. В то же время при увеличении долговых обязательств просроченная задолженность предприятия снизилась на 1,88%. Добавим также, что за первый квартал капитализация компании на биржах выросла почти на 6 млрд. рублей и составила 41 миллиард. Подорожали акции КАМАЗа, торгуемые на Московской бирже: начав год в районе 49 рублей, на мартовских пиках бумаги подошли вплотную к 60-рублевой отметке. Похоже, инвесторы не видели оснований для беспокойства, и после фиксации цена акций вечером 15 мая держалась выше 56 рублей.

Всего за год КАМАЗ намерен потратить на развитие почти 20 млрд. рублей

ИНВЕСТПЛАНЫ НА 20 МЛРД.: НОВЫЕ КАБИНЫ И МОТОРЫ

Согласно бизнес-плану, в этом году автогигант собирается продать 36 тыс. грузовиков. Основные инвестиционные планы КАМАЗа на год в рамках долгосрочной программы модернизации (ее планируется полностью завершить в начале 2019 года) связаны со строительством завода каркасов кабин и их окраски, а также запуском производства новых рядных шестицилиндровых двигателей Р6 класса «Евро-5». Завод начали строить в прошлом году совместно с Daimler AG. Пуско-наладку новой линии на заводе двигателей начнут уже в этом месяце. В июне КАМАЗ намерен собрать пять опытных образцов, а в третьем-четвертом квартале — партию из 200 моторов. Серийный выпуск «движков» по 12 тыс. штук ежегодно начнется с 2019 года.

Новая линия получит систему управления производством FPMS, оснащенную сканерами, и систему сбора информации о качестве продукта. В рамках FPMS на транспортные системы конвейера монтируются «спутники» с датчиками, которые проконтролируют не только комплектность двигателя, но и, к примеру, хорошо ли затянуты болты. За предыдущие два года КАМАЗ заключил 14 контрактов на поставку оборудования преимущественно с европейскими производителями (Германия, Сербия, Англия, Австрия, Италия). Сейчас идет монтаж рабочих станций, которых на линии в общей сложности будет 34.

Всего за год КАМАЗ намерен потратить на развитие почти 20 млрд. рублей. Двумя основными проектами планы, конечно, не исчерпываются. Одним из приоритетов станет обкатка обновленного тягача «КАМАЗ-5490 НЕО» — камазовскому хиту удлинили на 20 см колесную базу и нарастили топливную емкость. На «НЕО» будет устанавливаться основной бак на 695 литров и дополнительный объемом 400 литров. Также в третьем квартале завод планирует изготовить первые 10 электробусов «КАМАЗ-6282» — эта модель разработана совместно с российской компанией Drive Electro. Электробус сможет заряжаться за 15 минут и вмещать 85 человек. Ожидается, что новые электробусы выпустят на чемпионат мира по футболу, который пройдет в следующем году в Казани. Первые городские тесты должны пройти в столице РТ уже в этом месяце.

Кроме того, в начале этого года на НЕФАЗе был собран первый корпус среднепольного троллейбуса, а СП «Камминз Кама» недавно запустило новую линию сборки двигателей Cummins серии L. В общей сложности за первый квартал СП продало 8,1 тыс. двигателей и силовых агрегатов, увеличив продажи на 35%.

В третьем квартале завод планирует изготовить первые 10 электробусов «КАМАЗ-6282». Ожидается, что новые электробусы выпустят на чемпионат мира по футболу, первые городские тесты должны пройти уже в этом месяце

«ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СКАЗАЛОСЬ НА РОСТЕ ВЫРУЧКИ...»

По мнению экспертов, актуальная оценка капитализации КАМАЗа говорит лишь о том, что автогигант приблизился к своей реальной стоимости.

Евгений Гольдфайн — экс-главный бухгалтер КАМАЗа:

— У КАМАЗа консолидированный оборот — около 100 миллиардов. Поэтому уровень капитализации в 41 миллиард — это нормально. Но почему произошел рост именно сейчас, сказать сложно — надо знать конкретные операции. Возможно, была переоценка некоторых активов. Положительная динамика по выручке, которая выросла на 9 миллиардов, и по прибыли, которая составила 34,4 миллиона после 2-миллиардного убытка, я думаю, в первую очередь объясняется инфляцией. За последние годы рубль к доллару резко упал, КАМАЗу пришлось часть комплектующих покупать за валюту, это не могло не сказаться на стоимости автомобиля. Валютное регулирование сказалось на росте выручки. Конечно, у КАМАЗа увеличились и продажи. Но по объему, в физическом выражении, это был не такой рост, чтобы выручка дошла до 26 миллиардов, что по большому счету и позволило предприятию уйти от убытков и получить хоть и не большую, но все же прибыль.

Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Рост капитализации КАМАЗа на 5 миллиардов в данном случае говорит лишь о том, что предприятие работает безубыточно, у него нет никаких долгов. КАМАЗ наращивает обороты за счет увеличения продаж как внутри России, так и за рубежом, в том числе и за счет открытия новых сборочных предприятий. КАМАЗ сегодня по-хорошему активен на рынках, соответственно, уровень капитализации должен повыситься. 16 процентов продукции поставлять на экспорт — это лучший показатель среди российских компаний. Никто ни из производителей коммерческого транспорта, ни из легкового автомобилестроения на сегодняшний день таких цифр не дает. Хотя, думаю, что свою роль в росте капитализации сыграла и отложенная девальвация рубля.

Что касается показателей большой «грузовой семерки», то практически у всех в той или иной степени наметился рост продаж. На рынке грузовых автомобилей началась активизация с середины прошлого года. Полагаю, что свою роль сыграли либо запуск серьезных инфраструктурных проектов, либо компаниям необходимо обновлять свои автопарки. Поэтому сейчас практически у всех достаточно неплохие показатели, на фоне низких показателей 2015 и 2016 годов рост есть у всех.