Лариса Бикмуллина

«МИР ОТКРЫТИЙ» В ЛАГЕРЕ «БАЙТИК»

– Лариса Владимировна, сегодня родители стоят перед выбором: куда отправить своего ребенка на летние каникулы? Ваш лагерь давно зарекомендовал себя как образовательный центр, где дети не только отдыхают, но и получают знания. А что нового предложит «Байтик» в летнем сезоне?

– Каждый летний сезон мы стараемся найти что-то новое, потому что время идет, меняются возможности, технологии, да и интересы детей становятся немного другими. Лето у нас стартует под названием «Мир открытий». Это открытие для детей новых знаний, навыков, которых они не получат в школе. Мы даем много возможностей поэкспериментировать как детям, так и своим преподавателям. И в этом смысле «Байтик» действительно очень интересен, потому что такие экспериментальные площадки с точки зрения возможностей и пробы себя мало где есть.

В каждую летнюю смену дети смогут выбрать любую из обучающих программ: IT, медиамастер, робототехника, английский, архитектура и дизайн, техническое творчество, театральное искусство или маленькая леди…

«Байтик» заставляет поверить в себя, потому что когда туда приезжает подросток и там чего-то достигает, то он представляет свой результат на общественное обозрение, а это большая аудиторимя лагеря. Причем отмечу: здесь поддерживают каждого, неважно, что сначала у кого-то из ребят не все получается. И это как раз то, что остается в памяти надолго: уверенность, что ты действительно что-то можешь. «Байтик» в этом смысле – уникальная площадка, она воспитывает тех, кто завтра сможет, и это выявляет новые возможности у детей.

Обучающие занятия сочетаются с катанием на лошадях, спортивными играми, прогулками по лесу, интеллектуально-развивающими программами, праздниками, карнавалами и плаванием в бассейне, общением со сверстниками и педагогами. Все это доставляет ребятам огромное удовольствие!

Что касается нашего главного направления – информационных технологий, то здесь мы определили приоритет: знакомство и работа с новым программным обеспечением. Фото- и видеомонтаж, создание сайтов, приложений – это прикладное программирование в рамках республиканского проекта IT-Jump. Кстати, этот проект учит детей зарабатывать.


– А зачем учить детей зарабатывать?

– Действительно, может показаться странным: зачем учить ребенка зарабатывать? Но нужно помнить о том, что дети растут быстро и недалек тот день, когда ребенок уйдет во взрослую жизнь. Но насколько он будет к ней подготовлен? Порой бывает досадно, когда умные ребята не могут найти работу с достойной зарплатой, не могут понять, где и как можно заработать. Поэтому мы как компьютерный лагерь поставили практическую задачу: мечтать о высоких научных достижениях и развиваться в этом направлении очень хорошо, но дети должны получить и те практические навыки, которые позволят им быть конкурентными на рынке труда в будущем. Мы считаем, что ребятам нелишним будет узнать, как зарабатывают IT-специалисты, как создается команда, как этой командой руководить. Такие знания только придают уверенности. 

БЛЕСТЯЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, ИНТЕРЕСНЫЕ ДЕТЯМ

– Как подбираете персонал?

– Мы всегда говорим, что у нас не только лагерь отдыха. Изначально это Центр информационных технологий и образования. Поэтому здесь работает целый коллектив специалистов на постоянной основе: методисты, инженеры, повара, администраторы, обслуживающий персонал. Это команда, с которой мы работаем. Что касается вожатых и стажеров, то их подбором занимается наш учебно-воспитательный отдел. Но здесь важен такой аспект: лагерь «Байтик» круглогодичный, и у нас уже сформировался пул вожатых, которые регулярно к нам приезжают, это фактически штатные сотрудники. Помимо этого, постоянно работает школа вожатых, есть специальные мероприятия, где вожатые собираются и делятся своим опытом. Так что вопрос подготовки специалистов конкретно под летнее время, как это бывает во многих лагерях, у нас не стоит. То же самое касается педагогов-организаторов – это постоянная команда. А тех ребят, которые приезжают к нам в школу вожатых, мы тестируем в реальной обстановке, смотрим на них всестороннее. Ведь может быть так: юноша или девушка идеальные во всех отношениях, но вожатыми они быть не могут. То есть из отличных ребят мы выбираем тех, кто действительно может работать с детьми. И потом вожатых проверяем по аккаунтам в социальных сетях, чтобы узнать, каков их внутренний мир. Точно так же выбираем и преподавателей: лучших из лучших.

– А какие критерии отбора преподавателей?

– Здесь я отмечу, что мы принимаем далеко не всех. Это может быть блестящий специалист, но он будет неинтересен детям. У нас был преподаватель английского языка из Ирландии, и ребята с ним с удовольствием занимались, у них просто глаза горели, настолько это обаятельный, интересный и увлекающий к знаниям человек. А были и другие примеры: чопорный преподаватель из Англии. Да, это прекрасный специалист, но в отношении с детьми он, возможно, был несколько сух и строг. А ведь дети приехали отдыхать, а не на учебу в школу или колледж, где сухость и строгость вполне уместны. К нам они приехали отдыхать и обучаться одновременно. Мы относимся к детям так, как бы мы хотели, чтобы к нам относились на отдыхе. Ребенок здесь главный, и к нему должно быть уважительное отношение.

– С какими специалистами, другими образовательными центрами сотрудничаете?

– У нас есть учебный центр, под контролем которого ведется подбор преподавателей. За последние три года мы создали команду из частных образовательных организаций, которые курируют отдельные профили. Например, по направлению «архитектура и дизайн» это специалисты из творческой мастерской «Проектэро». Это прекрасные мастера, прошедшие стажировку в лучших архитектурных школах мира. И они интересны детям, они могут их увлечь, зажечь своим предметом. Информационные технологии и робототехнику мы развиваем сами, языковые программы – привлекаем языковые центры, с которыми работаем в партнерстве. Полтора года сотрудничаем с Москвой: научным руководителем программы иностранных языков является Сидоркина Ирина из Высшей школы экономики МГПУ, она также привозит специалистов самого высокого уровня. По отдельным техническим направлениям работаем с клубом творчества «Технокласс». По театральному искусству – со студией актерского мастерства Гульнары Качаловой. Очень хорошее сотрудничество сложилось с московским центром онлайн-обучения «Фоксфорд».

– Лагерь «Байтик» принимает детей с 6 лет. Какие условия для таких малышей? 

– В последнее время стали очень актуальны программы для детей от 6 лет. Конечно же, к ним нужен особый подход: у нас малыши занимаются по тем же профильным предметам, но занятия короткие, чередуются с подвижными играми, общением с природой. Вообще, для таких детей стараемся максимальное количество занятий проводить на свежем воздухе. А для этого у нас есть все условия: зоопарк, пруд, конная площадка. Кстати, у детей в программе есть обязательное направление – садоводство, во время занятий ребята ухаживают за растениями в теплице и даже сами их выращивают, а в конце смены увозят с собой растение, выращенное ими в горшочке. Конечно, с такими малышами работают специально подготовленные вожатые-воспитатели, здесь подход к подбору кадров более жесткий.

ТРИ ФАКТОРА ДЛЯ ВЫБОРА ЛАГЕРЯ

– Далеко не в последнюю очередь родителей волнуют условия проживания детей: где будет жить их ребенок, как питаться, на каком уровне стоит безопасность в лагере… 

– И это оправданные волнения, ведь каждый родитель должен быть уверен, что его ребенок получит хороший и безопасный отдых. Если говорить об условиях в нашем лагере, то сюда лучше приехать и увидеть все своими глазами. Кстати, лагерь «Байтик» вошел в реестр детских лагерей отдыха Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Отбор в этот реестр очень жесткий, лагерь должен соответствовать множеству критериям, в том числе и по образовательным программам, условиям проживания, питанию, даже требовались рецензии на воспитательную работу.

– Сколько всего смен в летнем сезоне?

– Четыре основных по 18 дней, и одна, так называемая нулевая, идет 5 дней, она в основном ориентирована на детей младшего возраста. Эту смену выбирают родители, чтобы посмотреть, как их ребенок может адаптироваться в новой для него среде. Эта смена хоть и короткая, но очень насыщенная.

Особо отмечу: в четвертую смену, в августе, для школьников 1–4 классов будет организована отдельная образовательная смена по нескольким направлениям, таким как математика, программирование, английский язык и лингвистика.

Здесь есть важная деталь: эта смена направлена как на олимпиадную подготовку, так и улучшение школьной успеваемости ребят, и проходить она будет при сотрудничестве с ведущими преподавателями из МГУ и ВШЭ.

– Какие советы вы можете дать тем родителям, которые выбирают лагерь отдыха для своих детей? На что следует обратить внимание в первую очередь? 

 – Этот вопрос я бы хотела разделить на две составляющие. Первая – подготовка детей к отдыху в лагере. К сожалению, не все дети могут адаптироваться в новой для них среде. И все потому, что они просто не подготовлены к самостоятельным действиям, причем самым элементарным – заправить за собой постель, самостоятельно помыться, одеться, завязать шнурки… Бывает и так, что ребенок отказывается есть то, что готовят наши повара, хотя подавляющее число ребят с удовольствием кушают все блюда. Здесь совет родителям: подготовьте ребенка к отдыху в лагере, научите его элементарным навыкам в быту, и тогда он не будет чувствовать себя неуютно рядом со своими сверстниками. Что касается выбора места отдыха, конечно, важно, какая репутация у лагеря, как давно и успешно он работает. К примеру, «Байтику» уже более 20 лет, он рос, развивался годами. Но на самом деле есть всего три фактора, на которые стоит обратить внимание: питание, программа и условия пребывания. Изучите отзывы о лагере, фотографии, видео, выложенные как детьми, так и на сайте организации. Если есть возможность, лично посетите базу отдыха. Кстати, наш лагерь предоставляет такую возможность – каждый родитель может в любое время приехать в лагерь, здесь у нас круглосуточно дежурит администратор, который проведет вам экскурсию, все расскажет и покажет. Как правило, после визита к нам родители быстро принимают решение.