Китайцы задумали кардинально решить вопрос локализации и логистики — построить здесь же, в автограде, промышленный парк для своих смежников Китайцы задумали кардинально решить вопрос локализации и логистики — построить здесь же, в автограде, промышленный парк для своих смежников Фото: nabchelny.ru

КИТАЙЦЫ ВЫБРАЛИ ПЛАЦДАРМ?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) сулит Набережным Челнам новые плоды: подобно ОЭЗ «Алабуга», где расцвел целый куст турецких производств, автоград может стать точкой входа в Татарстан и Россию для Китая. Как стало известно «БИЗНЕС Online», исполком города предложил китайцам под застройку 124 га земли в промышленной зоне, в районе улицы Моторной, где в прошлом году при софинансировании фонда развития моногородов (ФРМ) завершился капремонт 27 км дорог.

В прошлом году в Челнах заработал китайский производитель бытовой техники Haier, выпуская в ТОСЭР холодильники. Теперь китайцы задумали кардинально решить вопрос локализации и логистики — построить здесь же, в автограде, промышленный парк для своих смежников, заодно разместив в нем и свой новый завод стиральных машин. При этом китайцы декларируют свободный вход в промпарк — как для соотечественников, так и — почему нет? — для местных. В конце марта эти планы «БИЗНЕС Online» подтвердил генеральный директор «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус» Ван Шоужун.

Мэр города Наиль Магдеев в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, что окончательное решение по размещению будет принято в мае, когда в Челны приедет президент корпорации Haier Чжан Жуйминь — его визит запланирован на 25-е число. Однако, не дожидаясь этой даты, исполком развернул постановку участков под будущий промпарк на кадастровый учет.

Исполком города предложил китайцам под застройку 124 га земли в промышленной зоне, в районе улицы МоторнойНажмите, чтобы увеличить

Строительство парка Магдеев обсуждал в марте на российско-китайском экономическом форуме в Казани с администрацией города Циндао, причем в дискуссии участвовали и первые лица транспортной сферы Китая — морских портов и аэропортов. Китайцы, опираясь на впечатления гендиректора «Хайер Апплаенсис рус» Ван Шоужуна, остались весьма воодушевлены.

«Китайские партнеры были приятно удивлены степенью готовности инфраструктуры, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Магдеев о переговорах. — Президент республики наши совместные действия одобрил и поддержал. Инвестором проекта выступит китайская сторона, включая Haier. Я думаю, резиденты этого промпарка получат синергетический эффект. Во-первых, это будет готовая площадка с инженерными сетями. Во-вторых, льготы резидента ТОСЭР».

КИП «МАСТЕР» НЕ ПЕРЕПЛЮНУТ, НО...

По словам замруководителя исполкома Челнов по вопросам развития ТОСЭРа Эльдара Тимергалиева, бизнес-план проекта уже прорабатывается совместно с китайской стороной, хотя вопросы подготовки земли потребуют некоторых усилий: кое-где в этом районе на кадастровом учете стоят бывшие сады-огороды и гаражные кооперативы. «Массив земли, который мы рассматриваем, сегодня имеет как сформированную, так и несформированную части, — пояснил Тимергалиев „БИЗНЕС Online“. — С конкретным местом, с посадкой зданий еще необходимо определиться, мы ведем диалог». По его словам, после разработки проектно-сметной документации на субсидирование инженерной инфраструктуры Челны вновь заявятся в ФРМ.

По словам Эльдара Тимергалиева, бизнес-план проекта уже прорабатывается совместно с китайской стороной, хотя вопросы подготовки земли потребуют некоторых усилий По словам Эльдара Тимергалиева, бизнес-план проекта уже прорабатывается совместно с китайской стороной, хотя вопросы подготовки земли потребуют некоторых усилий Фото: nabchelny.ru

Кроме якорного резидента — завода стиральных машин Haier — в парке, вероятно, разместит вторую очередь своего производства и потенциальный резидент ТОСЭРа — компания Hedda. Это еще один китайский производитель, занятый покраской листового металла, который на первом этапе собирается зайти на площади КИП «Мастер». «Мы познакомили их с земляками из Haier, — пояснил Тимергалиев. — Это сыграло свою роль в их планах по размещению. Общий объем инвестиций со стороны Hedda оценивается в 2 миллиона долларов, на первом этапе они собираются вложить 1,2 миллиона».

В Набережных Челнах уже есть два гринфилд-промпарка — «Развитие» и «Челны», оба они испытывают некоторые сложности. У муниципального «Развития» нет проблем с наполняемостью — обе очереди промпарка (по 12 га каждая) почти разобраны, осталось четыре участка в среднем по 0,6 гектара. Однако здание возвел пока только один из 18 резидентов — компания «Луч». Учитывая, что проект стартовал в 2012 году, темп не впечатляет, хотя в последнее время дело сдвинулось с мертвой точки. Как сообщил «БИЗНЕС Online» директор промпарка Константин Пучкин, на сегодня еще 5 компаний, не считая «Луча», завершили фундаменты и вот-вот перейдут к возведению металлоконструкций для своих промышленных ангаров. Одновременно на нулевой цикл выйдут четыре резидента первой очереди и два резидента второй площадки.

В промпарке «Челны», инвестором которого выступил известный девелопер Алексей Миронов, 100 га земли, площадь будущих помещений — 58 га, разместить планируется 110 резидентов. На сайте индустриального парка заявлено трое действующих резидентов, однако по факту наименования компаний в заявлениях руководства слишком часто меняются, что говорит о нестабильных взаимоотношениях с партнерами. Пока в частном промпарке готов лишь один производственный объект, остальная земля пустует. Тем не менее по площадям промпарк Миронова ближе остальных к масштабам, на который замахнулись китайцы.

Кого они пока не смогут переплюнуть, так это камазовский КИП «Мастер». Во-первых, промпарк, расположившийся на бывших камазовских площадях, предлагает готовые производственные помещения по льготной арендной ставке — это «браунфилд». Во-вторых, общая площадь производственных помещений «Мастера» составляет 1,2 млн. кв. м и в скором времени будет введена в эксплуатацию следующая очередь на 150 тыс. кв. метров. Таким образом, «Мастер» — один из крупнейших крытых промпарков мира — сможет похвастаться 138 га крытых обустроенных помещений. На сегодня камазовскую площадку выбрали уже более 260 резидентов.

Формально существует, конечно, еще одна аккредитованная в качестве промпарка площадка — «База оборудования» на 40 га в промышленной зоне автограда, но сравнивать с ней планы китайцев как-то неудобно. Производственно-логистический центр здесь занимает всего 9 га, из них здания — 5,6 га, а инфраструктура требует восстановления. Общая сумма требуемых инвестиций в модернизацию площадки составляет 1 млрд. рублей — предполагается, что 800 мн. из этих денег вложат резиденты, но конкурентоспособность площадки пока вызывает сомнения.

ПО ДОРОГЕ С ЛУКАШЕНКО

В России о подобного рода совместных с китайцами промпарках до сих пор слышно не было. Однако подобный, только многократно более масштабный, проект Китай реализует сегодня в Беларуси. Китайско-белорусский промпарк «Великий Камень» площадью 8 тыс. га был заложен в 2014 году в 25 км от Минска, рядом с аэропортом. Проект развивается не спеша — с момента соглашения между правительством республики и китайской корпорацией инжиниринга «САМС» до закладки первого камня прошло 4 года, а заселять парк планируется в течение 30 лет. Китайской стороне в «Великом Камне» принадлежит 60%, принимающей — 40%. В числе первых инвесторов на площадку заехали известные китайские бренды Huawei и ZTE, а общая сумма инвестиций первых 15 резидентов оценивается на уровне $2 миллиардов. Льготы «Великого камня» не уступают тосэровским в Челнах: 10 лет работы без налогов на землю, имущество и прибыль, уполовиненные налоговые ставки с 10-го по 20-й год, подоходный налог для работников снижен до 9%, беспошлинный ввоз оборудования и таможенные льготы на ввоз материалов. Особый правовой режим зоны введен вообще на 50 лет.

Что еще роднит челнинский и минский проекты, так это притяжение к ним глобальных инфраструктурных нитей. Правительство Беларуси оценивает «Великий Камень» не только как основу для технологического прорыва республики. В равной мере Александр Лукашенко признает и его важность как реперной точки, которая притянула к себе «Новый шелковый путь» (НШП) — международный проект, в концепцию которого входит транспортный коридор Европа – Западный Китай (ЕЗК), пролегающий и через Россию. Как сообщил «БИЗНЕС Online» Тимергалиев, на форуме в Казани речь с китайцами велась и о смещении маршрута ЕЗК. Проложить его через Челны с их мощным восточным кластером показалось будущим инвесторам парка логичным.

Напомним, «Новый шелковый путь» считается главным геополитическим проектом Китая. В концепции два базовых проекта — сухопутный и морской «Шелковые пути». Первый включает в себя северный, центральный и южный транспортные коридоры, из которых через Россию в Европу проходит северный. Сейчас на территории нашей страны речь идет о двух проектах в рамках концепции — это автомагистраль Европа – Западный Китай и высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань, которая в перспективе соединит обе столицы с Пекином.

То, что через Татарстан проходит и автомагистраль, и ВСМ, и делает республику точкой притяжения. О повышенном интересе к республике говорят и недавнее открытие генконсульства, и установление прямого авиасообщения с Пекином. Помимо сборочных производств китайцы активно интересуются АПК — в начале марта стало известно о разморозке проекта промпарка по глубокой переработке зерна «Сяосян-Волга» стоимостью 15 млрд. рублей.

Фоат Комаров провел трассу через Альметьевск, и теперь крен китайских интересов в сторону автограда ставит под вопрос ее востребованность в рамках глобальной концепции Фоат Комаров провел трассу через Альметьевск, и теперь крен китайских интересов в сторону автограда ставит под вопрос ее востребованность в рамках глобальной концепции

«Я НАЧИНАЛ ЭТОТ ПРОЕКТ НЕ РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ПУСТИТЬ КИТАЙСКИЕ ТОВАРЫ ЧЕРЕЗ АЛЬМЕТЬЕВСК»

Корректировка маршрута транспортного коридора с заходом в Челны может затронуть интересы татарстанского инвестора Фоата Комарова — бенефициара альметьевской нефтяной компании «СМП-Нефтегаз» и депутата Госсовета РТ. Как патриот малой родины Комаров провел трассу через Альметьевск, и теперь крен китайских интересов в сторону автограда ставит под вопрос ее востребованность в рамках глобальной концепции. К настоящему моменту Комаров закопал в дорогу уже 18,5 млрд. частных рублей.

Впрочем, самого Фоата Фагимовича риск остаться в стороне от основной жилы «Шелкового пути» особо не пугает — его дорога ведет к новому мосту через Каму в районе Сорочьих Гор и в любом случае будет востребована. А вот кто возьмется строить еще одну трассу такого уровня — большой вопрос.

«Прежде всего кто будет строить эту дорогу? — усмехается Комаров. — Не китайцы же — вы ведь не пойдете соседу дорожки к бане и сараю прокладывать? Они еще могут принять участие в строительстве ВСМ — рельсы поставить, подвижной состав, но дороги они нам строить не будут, у них дома проблем достаточно. В любом случае я свой маршрут согласовывал с российским правительством, Китай к этому отношения не имеет. Когда я этот проект в 2004 году начинал, ни концепции транспортного коридора через Россию, ни Си Цзиньпина и в помине не было. Сейчас изменение маршрута по территории России не только возможно — вероятность этого очень высока, решение будет принимать Москва. Но у нас с этим проблем нет — Россия большая, дорог нужно много. Кроме того, даже если „Шелковый путь“ вообще не пройдет по территории Татарстана, мы соединяем федеральные трассы М5 и М7, этот маршрут все равно останется актуальным и окупаемым. Я начинал данный проект не ради того, чтобы пустить китайские товары через Альметьевск, а чтобы от Альметьевска была прямая дорога до Казани. Мы просто соединяем юго-восток с центром республики и готовы к любому сценарию».

Фоат Комаров: «Прежде всего, кто будет строить эту дорогу? Не китайцы же — вы ведь не пойдете соседу дорожки к бане и сараю прокладывать?» Фоат Комаров: «Прежде всего кто будет строить эту дорогу? Не китайцы же — вы ведь не пойдете соседу дорожки к бане и сараю прокладывать?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в минтрансе, общий объем капвложений в транспортный коридор в Татарстане уже превышает 32 млрд. рублей, включая инвестиции АО «СМП-Нефтегаз». Если Комаров занимается стратегически важнейшим участком в середине татарстанского маршрута от Алексеевского до Альметьевска, то отрезки от и до границ республики строит республика. В 2011 году была сдана первая очередь дороги Шали – Сорочьи Горы, в прошлом году подготовлена проектно-сметная документация на вторую очередь, у Сорочьих Гор введен в эксплуатацию мост, а на участке от Альметьевска до Бавлов проведены инженерно-изыскательские работы. Интересно, что с министерством желание скорректировать маршрут китайская сторона пока не обсуждала, об этом в ответе ведомства говорится однозначно — по официальным данным, актуальным остается маршрут вдали от Челнов: платная автомагистраль в Татарстане пролегает через Шали – Сорочьи Горы – Алексеевское – Альметьевск – Бавлы.

В России тем временем тоже идет работа над проектом ЕЗК. Как заявлял в июне прошлого года министр транспорта РФ Максим Соколов, строится скоростная дорога Москва – Санкт-Петербург, стартовал проект ЦКАД в Мособласти длиной 334 километра. Целиком ЕЗК протяженностью 9 тыс. км должен открыться согласно международным соглашениям уже к 2020 году.

Китайцы декларируют свободный вход в промпарк — как для соотечественников, так и для местных Китайцы декларируют свободный вход в промпарк — как для соотечественников, так и для местных Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ ОНИ ХОТЬ ОДИН ЮАНЬ ПРОИНВЕСТИРОВАЛИ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы планируемого промпарка и китайской экспансии в автоград.

Роман Маньковский — генеральный директор ГК «КОМ»:

— В Набережных Челнах достаточно много промышленных парков, но я не слышал, чтобы они были загружены. Могу сказать, что если бы речь шла о переезде нашей компании в какой-то из них, то мы бы, безусловно, рассматривали площадку КИП «Мастер», а если другой вариант, то обязательно связанный с машиностроением. К китайцам вряд ли пошли бы — неизвестно, чего от них ожидать, со своими как-то спокойнее, даже если пришлось бы немного переплатить.

Я считаю, что поток товаров из Китая надо постепенно ограничивать, правительству рано или поздно придется принимать такое решение. Я не опасаюсь, что китайцев станет слишком много в городе — пусть приезжают и как туристы, и как работники, но чистый импорт надо регулировать, как и активность наших друзей на нашей территории, чтобы не появлялись китайские кварталы, чтобы приезжие адаптировались среди нас.

Думаю, что китайцы вполне могут взять на себя строительство любой автомагистрали и в России, денег у них много. На родине они строят и небоскребы, и скоростные железные дороги, и монорельсы... Почему бы не построить дорогу и у нас — пусть даже платную?

Антон Сайфутдинов — вице-президент ОАО «АЦЦ-Инвест», бывший гендиректор УК «Шелковый путь»:

— Эта тема с китайским промышленным парком витала уже давно. Года два-три назад об этом начали говорить. Дай бог, чтобы они хоть один юань проинвестировали в строительство своего промпарка: это было бы очень хорошо и для нас, и для них. Но одно дело — декларировать, а другое — реально вкладываться. Мне механизм перевода деклараций в практическую плоскость пока непонятен. У китайцев особая психология, они делают все очень медленно и — по своему собственному опыту могу сказать — деньгами налево и направо не разбрасываются. Очень осторожны.

Что касается строительства четырехполосной скоростной автомагистрали, то это пока тоже только разговоры. Китайцы, если вы помните, планировали принять участие и в строительстве Керченского моста, но сейчас он строится силами отечественных компаний. Китай планируют задействовать на строительстве ВСМ, но особых подвижек тоже что-то не видно.

Даже если они что-то построят в Челнах, то чайна-тауны у нас вряд ли появятся. Они если где-то в России и есть, то разве что на Дальнем Востоке, на границе с Китаем, где уже все давно взаимно интегрировались за счет приграничной торговли.

Александр Иванов — генеральный директор ООО ПО «Начало»:

— Если бы в Набережные Челны немцы, итальянцы или французы приехали бы строить свой промышленный парк, на котором бы впоследствии они стали производить бытовую технику, то я был бы двумя руками за. Я много раз был в этих странах и хорошо знаю, как работают их промышленные предприятия. Во-первых, они показали бы, на каких принципах у них организована работа, и наши производственники могли бы научиться чему-то новому. А вот насчет китайцев у меня большой вопрос. По поводу того, что это трудолюбивый народ, не спорю, они по природе своей такие, видимо. Но я глубоко сомневаюсь, что они смогут нас научить чему-то новому и выведут нас на какой-то новый качественный уровень со своим промышленным парком. Хотя не стал бы чернить наших китайских партнеров. Полтора миллиарда китайцев живут на территории, которая мало того что в несколько раз меньше нашей страны, так еще и по большей части непригодна для жилья. Этим людям надо искать где жить. Наверное, они будут появляться и расселяться, но смогут ли они ассимилироваться у нас — большой вопрос. Быстрее они нас ассимилируют.