В феврале-марте Акибанк зафиксировал мощный прилив денег на корпоративных счетах, которые суммарно выросли до 6,3 млрд. рублей В феврале – марте Акибанк зафиксировал мощный прилив денег на корпоративных счетах, которые суммарно выросли до 6,3 млрд. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

СТРОИТЕЛИ ЗАБРАЛИ 40% СРЕДСТВ, СТРАХОВЩИКИ — ДВЕ ТРЕТИ

В феврале – марте Акибанк зафиксировал мощный прилив денег на корпоративных счетах, которые суммарно выросли до 6,3 млрд. рублей. «Юрики» принесли 1,4 млрд. рублей, компенсировав большую часть потерь за предыдущие три месяца. Напомним, в ноябре финансисты Ильдара Галяутдинова зафиксировали отток в 221 млн. рублей, в декабре — 931 млн. рублей, в январе — еще 716 млн. рублей. Итого: минус 1,87 млрд. рублей, или 27% средств предприятий и организаций.

Этот денежный отлив — дело прошлое, а начали мы с него потому, что бухгалтерский отчет Акибанка позволил установить, компании какой отрасли забрали тогда больше всего денег. Итак, общий объем средств клиентов, включая физлиц, за год уменьшился на 1,7 млрд. рублей, или 8,7%, до 17,9 млрд. рублей на 1 января 2017 года. При этом счета представителей промышленности выросли на 80 млн. рублей до 2,6 млрд. рублей, транспорта и связи — на 5 млн. рублей до 90 млн. рублей, медицины — на 4,9 млн. рублей до 8,5 млн. рублей.

Делегаты остальных отраслей деньги предпочитали забирать, и более всего в этом преуспели строители. Их средства уменьшились на 503 млн. рублей (42%) до 704 млн. рублей. Компании страховой сферы сократили «представительство» на две трети до 142 млн. рублей, ЖКХ — на 62% до 86 млн. рублей, информационных технологий — на 81% до 27 млн. рублей, торговли — на четверть до 727 млн. рублей. Счета юрлиц, занятых в сельском хозяйстве, и вовсе обнулились с предшествующих 8 млн. рублей.

Добавим, что объем депозитов физлиц и индивидуальных предпринимателей сократился на 368 млн. рублей, или 2,9%, до 12,3 млрд. рублей на 1 января.

Акибанк же отчасти компенсировал отток средств, увеличив выпуск векселей на 97 млн. рублей до 406 млн. рублей.

В ноябре финансисты Ильдара Галяутдинова зафиксировали отток 221 млн. рублей, в декабре — 931 млн. рублей и в январе — еще 716 млн. рублей В ноябре финансисты Ильдара Галяутдинова зафиксировали отток 221 млн. рублей, в декабре — 931 млн. рублей, в январе — еще 716 млн. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЮБИМЫЕ ЗАЕМЩИКИ АКИБАНКА РАБОТАЮТ В ПИЩЕПРОМЕ

Раз уж начали мы с пассивов Акибанка, логично будет оценить его кредитный портфель, составляющий почти 60% активов-нетто. Кредитование физиков сокращалось по всем фронтам: потребительский сегмент уменьшился в полтора раза до 1,45 млрд. рублей, ипотеки — в 1,2 раза до 269 млн. рублей, автокредиты — в 2,4 раза до 35,4 млн. рублей. Ссудная и приравненная к ней задолженность «физиков» в итоге сократилась на треть: с 2,64 млрд. до 1,77 млрд. рублей. Такое резкое сокращение может быть вызвано продажей розничных портфелей для получения ликвидности.

Потери корпоративного сектора на этом фоне не кажутся столь уж серьезными. В целом объем кредитов, выданным «юрикам»-резидентам, уменьшился на 6,4%, или чуть более чем 800 млн., до 11,8 млрд. рублей. При этом объем кредитования обрабатывающих отраслей символически вырос на 17 млн. рублей до 4,17 млрд. рублей, но распределились денежные потоки крайне неравномерно. Главным бенефициаром стала пищевая промышленность (всего 1,62 млрд. рублей), получившая дополнительно 157 миллионов. Пожалуй, тут будет уместно вспомнить об участии Галяутдинова в целом ряде сельскохозяйственных проектов, порой совместно с гендиректором Сетевой компании Ильшатом Фардиевым. Они, расширяясь, требуют постоянных инвестиций...

Увеличил Акибанк кредитование производителей авто — плюс 108 млн. рублей до 728 млн. рублей. Конечно, КАМАЗу такие суммы — как слону дробинка, но кто-то из его смежников вполне мог поставить карман под этот поток. Из прочих отраслей заметный рост наблюдается у производителей и распределителей электроэнергии: их займы — до 130 млн. рублей, что, опять же, отсылает к фигуре Фардиева (к слову, эксперты RAEX не прошли мимо факта выдачи денег аффилированным заемщиком, о чем речь пойдет ниже).

Тем временем самые большие потери среди обрабатывающих производств понесли металлурги: объем их кредитования Акибанком сократился на 292 млн. рублей, или 36%, до 524 млн. рублей. Финансирование строительства и торговли заметных изменений не претерпело, оставшись возле уровня 2,35–2,4 млрд. рублей. А вот объем кредитов сельскому хозяйству уменьшился в полтора раза до 1,27 млрд. рублей.

Оценивая прочие активы, отметим, что за год удвоились размещенные в ЦБ РФ депозиты Акибанка — с 1,7 млрд. рублей до 3,75 млрд. рублей. Земельные участки в качестве капитала регулятор не жалует, и челнинцы сократили вложения в них в 3,4 раза до 47 млн. рублей. Зато совсем небольшие инвестиции в другую коммерческую недвижимость («нежилые помещения») выросли до 44,3 млн. рублей.

Курс рубля в прошлом году сыграл против банкиров: на переоценке валюты челнинцы потеряли 166 млн. рублей Курс рубля в прошлом году сыграл против банкиров: на переоценке валюты челнинцы потеряли 166 млн. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕЗЕРВЫ ПРИБЫЛИ НАШЛИСЬ В РЕЗЕРВАХ

Динамика финансовых потоков оказалась предсказуемой. Вслед за кредитованием процентные доходы Акибанка по итогам прошлого года просели на 6,2% до 2,7 млрд. рублей. Процентные расходы снижались еще быстрее — минус 13,1% до 1,6 млрд. рублей. Зато в 2,3 раза до 380 млн. рублей выросли поступления от средств, размещенных в кредитных организациях, — вспомним удвоение депозитов в ЦБ.

Как известно, на комиссии западные банки могут зарабатывать практически те же суммы, что и на процентах. Российские кредитные организации пока не могут похвастаться этим да и в целом спектром предоставляемых услуг. Хотя в условиях падения процентных доходов именно такого рода бизнес мог бы компенсировать хотя бы часть потерь. В случае с Акибанком комиссионные доходы за год увеличились на 5% до 403 млн. рублей, расходы — на 33% до 44 млн. рублей.

Курс рубля в прошлом году сыграл против банкиров: на переоценке валюты челнинцы потеряли 166 млн. рублей. Напротив, операции с валютой годом ранее оказались убыточными, теперь же доходы Акибанка по данной статье превысили 260 млн. рублей. На операционных расходах сэкономить не получилось, они выросли на 41 млн. до 1,06 млрд. рублей.

Но главное — Акибанку удалось на 180 млн. уменьшить резерв на возможные потери, который составил 381 млн. рублей. Как известно, именно требования ЦБ по досозданию такого резерва в последнее время стали главной причиной убытков (порой рекордных) кредитных организаций, а иногда способны привести их к краху. Однако Акибанк в сухом остатке зафиксировал чистую прибыль в размере 68,3 млн. рублей против чистого убытка 125,3 млн. рублей по итогам 2015 года. Как уточняют составители отчета, в текущем году банк планирует увеличить прибыль вдвое, до 140 млн. рублей.

МЕНЬШЕ СВОИМ — МЕНЬШЕ РИСКОВ

Остается добавить несколько строк по поводу основных банковских нормативов — их показатели Акибанк также смог улучшить. Так, достаточность базового капитала Н1.1 выросла с 13,7% до 15,1% (при минимально допустимых 4,5%), достаточность собственных средств Н1.0 — с 14,8% до 16,5% (минимум 8%).

Именно это положительно повлияло на оценку, поставленную кредитной организации рейтинговым агентством «Эксперт РА». В конце марта RAEX присвоило Акибанку рейтинг на уровне А (III) со стабильным прогнозом. Аргументом послужил «приемлемый уровень покрытия» расходов на обеспечение деятельности чистыми процентными и комиссионными доходами — 158,6% за четвертый квартал 2016 года. Кроме того, рейтинг поддержали сбалансированность активов и пассивов по срокам на долгосрочном временном горизонте (Н4 = 54,2% на 1 марта) и низкий уровень принимаемых банком валютных рисков (открытая валютная позиция по всем валютам составила менее 0,1% капитала на 1 марта).

Из отчетности Акибанка также следует, что норматив риска на одного заемщика или группу заемщиков Н6 снизился с 24,3% до 22,2% (допускается 25%), а значение норматива максимального объема кредитов, банковских гарантий и поручительств акционерам сократилось с 22,5% до 17,2% (при максимально допустимых 50%). Хорошо известно, что именно выдача кредитов, особенно слабо обеспеченных по факту, связанным сторонам — прямой путь к банальной потери средств банка. Напомним, нечто подобное происходило в Татфондбанке.

Ложка дегтя от RAEX содержит схожий пассаж в адрес Галяутдинова. «Давление на рейтинговую оценку оказал высокий, по мнению агентства, уровень кредитования заемщиков, имеющих отдельные признаки аффилированности с банком. Кроме того, ограничивает уровень рейтинга высокая концентрация ресурсной базы на средствах, привлеченных от физических лиц (около 66 процентов всех привлеченных средств на 1 марта 2017 года), в сочетании с высокой зависимостью от средств крупных кредиторов (доля 10 крупнейших кредиторов или их групп формируют 20,7 процента валовых пассивов или 27,7 процента привлеченных средств)», — говорится в сообщении агентства.

Другим негативным фактором, по мнению RAEX, является высокая концентрация на объектах крупного кредитного риска. Их отношение к активам за вычетом резервов на 1 марта оценивается в 44,5%. Кроме того, у Акибанка не слишком высокий показатель рентабельности (ROE по прибыли после налогообложения за 2016 год составила 3%, ROA = 0,5). Впрочем, это не помешало присвоить ему рейтинг, который по шкале агентства означает следующее: «Умеренно высокий уровень кредитоспособности (финансовой надежности, финансовой устойчивости) по сравнению с другими объектами рейтинга в РФ, однако присутствует некоторая чувствительность к воздействию негативных изменений экономической конъюнктуры». Словом, лишь бы куры не перестали нестись, а свиньи — набирать вес...